В числе наиболее значительных фигур ХХ века - Мухтар Ауэзов (1897 - 1961) - академик АН Казахстана (1946), писатель, роман которого «Путь Абая» вошёл в многотомник Всемирной литературы. Драматург, романист, литературовед, лингвист, искусствовед, он принадлежит к плеяде тех представителей казахской художественной интеллигенции, по которым лето-исчисляются эпохи, соизмеряются свершения и таланты, которые определяют развитие целых отраслей науки и художественной практики.
Светлый ум, душа своего поколения Мухтар Ауэзов всю свою жизнь посвятил служению своему народу, в трудные годы становления профессионального искусства и литературы ХХ века способствовал развитию демократической литературы, прогрессивной мысли, особенно актуальной в периоды социально-политических трансформаций, брожения умов и сознания.
Современник и единомышленник С.Сейфуллина, И.Джансугурова, Б.Майлина, М.Дулатова, Т.Жургенова, М.Жумабаева, А.Бокейханова, Т.Рыскулова, А.Джангельдина, М.Чокая, он мужественно пережил потерю друзей, близких, общественных идеалов, обусловленных идеологическими перипетиями своей эпохи - эпохи устройства, переустройства, смешения и смещения ценностей в пользу определенной группы людей, облаченных политической властью.
М. Ауэзов думал о благе своего народа, о человеке как носителе духовности. Воспитанный на восточной философии и поэзии, он расширяет свой кругозор, мировоззренческие границы, повернувшись лицом к европейской, русской культуре, вооружившись художественно-критическим подходом не только к литературе, но и к самой жизни. Своё знаменитое сценическое полотно «Енлик-Кебек» М.Ауэзов посвящает теме любви, которая в условиях 30-х годов прошлого века, выражала не злободневность, не ситуацию, которая, как показало время, преходяща, а духовный мир людей, устремленных к бесценным идеалам.
Это то, что всегда волновало и притягивало художников во все времена; что всегда оставалось основным предметом и объектом искусства.
Как первый драматургический опыт не только М. Ауэзова, но и казахской литературы, пьеса «Енлик-Кебек» сразу же завоевала широкое признание общественности. Вслед за ней появляется музыкальная пьеса «Айман-Шолпан», которая дала жизнь и драматическим пьесам.
Нравственно-этическая и психологическая суть характеров, умение вовлечь в орбиту рассуждений, размышлений и оценочных критериев персонажей всё происходящее вокруг, включая элементы быта и одежды, природные явления с их переменчивостью, красочностью и суровостью, метафизикой преходящего и диалектикой извечного, а также эпическая широта охвата материала и конкретика ежедневного и буднично-обыденного, присущи прозаическим произведениям М. Ауэзова («Путь Абая», «Сиротская доля», «Серый лютый», «Лихая година», «Выстрел на перевале» и другие).
Здесь многогранно воплощены образы живых людей и сцены народной жизни - сложной, насыщенной событийным и эмоциональным рядом, в чем - то предельно откровенной, терзающей душу и разум читателя до сердечной боли, пробуждая чувство сострадания, а в чем-то преисполненной мягкости, таинственности, философичности, возбуждающей здоровый интерес к разгадке тайн, заложенных в контексте повествования и образов героев.
Во всех случаях неизменно ощущается присутствие автора - человека большой души, который вместе с героями радуется, горюет, бедствует, уходит головой в чужую судьбу, но не может изменить ход вещей.
Здесь невольно думается о том, сколько пережил и изведал, умирая и оживая, перемещаясь вместе со своими героями по огромному историческому времени и пространству казахстанской степи, сам М. Ауэзов. Его роман-эпопея «Путь Абая» примечательна не только остротой психологических характеристик, глубоким погружением в мир художника и личности, соединившей две разные эпохи и отразившей её острые, наболевшие темы, но и личностным, гражданским соучастием самого автора в осмыслении исторического времени и места в нем Абая.
Абай представлен в романе как человек, аккумулировавший в себе бесценные духовно-нравственные качества жителя казахского аула с миросозерцанием, миропониманием степного человека, выжившего в суровых климатических условиях, выстоявшего в борьбе не только со стихией, но и в остром столкновении с враждебно настроенными соседями.
Несмотря на тяжелые и в моральном, и в духовном плане испытания, герой романа Абай сохранил свободу и непоколебимость духа, доброту, мудрость и проницательность ума и сердца. Опередив время своими моральными, интеллектуальными и мировоззренческими установками, М.Ауэзов искал в Абае общечеловеческие черты, не отрывая его от родной почвы, личное превращая в общее, универсальное. И в этом обобщении настоящая идейно-художественная ценность произведения.
М. Ауэзов широко известен как исследователь лирических жанров народного творчества, в том числе бытовых песен в исполнении акынов. Воспитанный в любви к песенным традициям известных акынов Арки, таких как Биржан-сала, Ахан-серэ, Абай Кунанбаев, он пронес эту любовь через всю свою жизнь. Обладая приятным голосом мягкого тембра, знаток и почитатель музыкально-поэтического фольклора исполнял в сопровождении двухструнной домбры известные народные напевы.
О чем он мог думать в эти минуты? О том, что сделано и предстояло сделать? О своих героях, которые остались жить в его сердце? О том, как сделать людей счастливыми? Или о себе? О своих думах и мечтах? Но оторваться от музыки он, вероятно, не мог, не умел и не хотел. Слишком она «въелась» в его тело, став его духовным началом, духовной сердцевиной.
Это же ощущение он передал и своему Абаю. Потому музыка как неотъемлемая часть быта казахов неизменно присутствует и в романе «Путь Абая», наполняя его лирикой, поэтикой авторского высказывания. Служа другом, советчиком, собеседником и спутником центрального героя, совершающего долгий, опасный и рискованный «Путь» по жизни, созидающего добро и справедливость, приносящего светлое озарение многим заблудшим сердцам и умам, открывающего безграничные просторы знаний и добродетели, она играет в романе важную роль.
А что ещё, если не музыка, может дать произведению эмоциональные краски и человеческую глубину. Этим фактором и воспользовался умело М. Ауэзов, «омузыкалив» литературную прозу. Этот фактор определил ценность произведения и как основы будущего либретто одноименной оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди.
Способности М.Ауэзова - искусствоведа проявились в анализе абаевских песен, таких как «Светлый месяц в темной ночи», «Песнь Татьяны», в которых он проявляет познания в области стилистики, метро-ритмики, находит синтетические составляющие, динамические особенности звучания, подчеркивает важность внимательного отношения к тексту.
М.Ауэзов отмечает присутствие в народно-бытовых и обрядовых песнях и жанрах («бата», «жоқтау», «қарғыс», «ант», «толғау», «терме», «желдiрме») элементов зрелищности и театральности, что в последующем успешно претворяется в операх казахских композиторов. Он говорит о театральности жанра «шешендік сөз» - («ораторское искусство»), который составил лучшие диалогические и массовые кульминационные сцены ряда оперных либретто, выражающие напряженный драматизм событий.
В творчестве жырау, жыршы, акынов-импровизаторов, кюйши-виртуозов он видит актерско-драматическое и певческо-исполни-тельское мастерство, а также дар музыкантов-сочинителей.
Как ученый - фольклорист, М.Ауэзов говорит о синкретизме в жанрах устного народного творчества словесного и мелодического текста, выявляет типы народной поэзии, наличие в ней импровизационного начала, речитативного, декламационного стилей, придающих произведениям то или иное звучание.
Как крупный общественный деятель и ученый, проницательный в своих прогнозах, он провозгласил идею сохранения духовного наследия, в числе которых Асан Кайгы, Абыз, Коркут и другие лица, оставившие глубокий след в истории Казахстана.
Как гражданин и воспитатель молодежи, М. Ауэзов призывает к любви к отечеству, уважении к духовным ценностям других народов, к диалогу с другими культурами, к возрождению исторической памяти, что сегодня особенно актуально.
М.Ауэзову посвящены произведения театрального, музыкального, изобразительного и кинематографического искусства. В частности, поэма - реквием Еркегали Рахмадиева «Памяти Мухтара Ауэзова», на слова Сырбая Мауленова, оратория Газизы Жубановой «Мухтар-ага», скульптурные, живописные полотна казахстанских художников. Мероприятия по случаю 100-летия Мухтара Ауэзова, проведенные в Казахстане, России, Франции, Германии, Венгрии, Турции, Узбекистане, Кыргызстане, научные конференции в Париже, Москве, Санкт-Петербурге, с участием О.Сулейменова, Ч.Айтматова, А.Нурпеисова, А.Кекильбаева, Мурата Ауэзова - сына Мухтара Ауэзова, всесторонне осветили творческую деятельность юбиляра с точки его вклада в современность, роли в искусстве и литературе независимого Казахстана.
С 19 по 25 сентября 1997 года в Алматы в Казахском государственном академическом драматическом театре им.М.Ауэзова прошел Международный театральный фестиваль, на котором приняли участие 14 театральных коллективов со своими спектаклями на языках живущих в республике народов.
Пьесу «Айман-Шолпан» показал Актюбинский областной театр драмы, «Енлик-Кебек» -Карагандинский русский театр драмы им. К. Станиславского, «Абай» - Иссыкульский театр драмы им. Жантошева, «Хан Кене» - Акмолинский областной театр драмы им. М. Горького.
Вызвали интерес спектакли на основе прозаических сочинений М.Ауэзова «Қилы заман» в постановке Казахского государственного академического драматического театра им. М. Ауэзова, «Красавица в трауре» Казахского государственного академического театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова, «Серый лютый», осуществленный студией при Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, «Қорғансыздың күш» Республиканского немецкого музыкально-драматического театра.
Вне конкурса Государственным республиканским уйгурским театром музыкальной комедии им. К. Кужамьярова представлен спектакль «Киелі күнә» Ирана Гайыпа.
В рамках фестиваля прошел семинар-конференция «Концепция развития современного театра», на котором были подняты вопросы современного состояния и перспектив театрального искусства Казахстана и центрально-азиатского региона в целом, роли М. Ауэзова в духовной культуре РК.
По завершении фестиваля, 26 сентября 1997 года, на площади театра им.М.Ауэзова состоялось театрализованное представление под названием «Незабвенное дитя великого века», в постановке режиссера Б.Атабаева, художников Е.Туякова и Ш.Ногайбаева, где многочисленная публика еще раз встретилась с героями произведений М.Ауэзова, такими как Абай Кунанбай, Енлик - Кебек, Айман - Шолпан, Жаменке, Каракоз, Кенесары, Кобыланды. В композиции «Говоря об Абае», построенная на отрывках из фестивальных работ, прозвучали отрывки из романа «Путь Абая», монологи Улжан, Каракоз, Карлыга, песня Айгерим.
Образ классика казахской литературы М. Ауэзова занимает в изобразительном искусстве Казахстана важное место. Хорошо известны портреты М.Ауэзова художников Баки Бурманче (1943), Абылхана Кастеева (1946), А. Черкасского, М. Кенбаева, С. Мамбеева, художника-графика Исабаева и других живописцев. Первый памятник М.Ауэзову (скульптор Е. В. Вучетич) установлен в 1964 году на его могиле. Второй - в 1967 году, в сквере, у Государственного академического театра оперы и балета в Алматы (скульптор Т.Досмагамбетов). В 1980 году возведен памятник (третий по счету) Мухтару Ауэзову перед Казахским государственным академическим драматическим театром (скульптор Е.Сергебаев, архитектор О.Баймурзаев), названным именем М. Ауэзова. Памятники М. Ауэзову установлены во многих городах Казахстана. Его именем назван город в Семипалатинской области, улицы и площади многих крупных и малых городов Казахстана.
Будучи консультантом скульптуры Абая, выполненной Х. Наурызбаевым в 1960 году, М. Ауэзов навсегда запечатлел образ центрального героя и других персонажей романа «Путь Абая» в книжной графике, что успешно было реализовано художником Е. Сидоркиным, который выполнил также несколько росписей и мозаик для театра им. Ауэзова.
Литература
-
Ауэзов М. Времен связующая нить. - Алма-Ата: Жазушы, 1972.
-
Ауэзов М. Мысли разных лет. - Алма - Ата: Казгосиздат, 1961.
-
Ауэзов М. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования. - Алма-Ата, 1967.
-
Ауэзов М. Путь Абая. Роман-эпопея. -Алма-Ата: Жазушы, 1977. - Т.1. - Т.2.
-
История казахской литературы. Казахский фольклор. - Алма - Ата: Наука, 1968.
-
Каскабасов С.А. Золотая жила.. - Алматы, 2000.