Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

А.Х. Касымжанов как мыслитель

Агын Хайруллович (1931-2000) выдаю­щийся философ, оставивший значительный след в истории духовного наследия казахского народа.

Главное в его мышлении заключается в следовании принципу: не иди по следу древних, а ищи то, что искали они. Это предполагает личностную заинтересованность в теоретико-методологическом и социально-гуманитарном исследовании. В этой связи он обращался к мировой философии как инструменту понима­ния объективной реальности в попытке ответить на проблемы, волновавшие человеческий ум. Ориентация на казахскую философию обуслов­лена была необходимостью выяснить харак­терную для кочевника широту кругозора и масштабность мышления.

Личностно ориентированная философия стремиться концептуально мыслить и теорети­зировать, то есть предельно обобщать реаль­ность, создавать мыслительно-логические схемы и системы.

Каждый этап всемирной истории получает свое яркое выражение в истории отделенных народов и стран, где заложена основа нового мышления как отражение специфического общественного развития. Это последнее ярко отражается в истории казахской философии, которую профессор А. Касымжанов делает объектом специального философского исследования.

История формирования казахской философ­ской мысли включает несколько хронологиче­ских и содержательных периодов. Первый из них охватывает время существования родового строя и соответствующего ему философского сознания. Следующий, весьма важный и содер­жательный период, включает учения мысли­телей до начала XX века, где в область рефлек­сии от предфилософии до научной и теорети­ческой разработки попадают различные миро­воззренческие направления. Это собственно философские концепции, внутри которых содер­жание мировоззрения разветвляется в соответ­ствии с личными установками мыслителей, представляющих интересы определенных социальных групп. А последний период очерчи­вает современность Казахстана в советскую и постсоветскую эпохи. Анализу подлежат те принципы и концепции философии, которыми руководствуется казахское общество в сферах экономики, политики и духовной жизни.

Философия для кочевников не представляла собой особого предмета изучения и специаль­ного исследования, а является формой мышле­ния, образом жизни. Стержневым вопросом является смысл существования и жизнедея­тельности самого человека, которыми представ­лен в качестве интегрирующего аспекта общест­венных проблем: в политической сфере — объек­тивное раскрытие исторической обстановки; в духовной — умонастроение, традиции, обычаи и т. д.; в социально-экономической — способ бытия, конкретные хозяйственные связи и т.д.

Одна из основных проблем методологии личностного познания — соотношение общего и отдельного и установление того особенного, что свойственно этому отдельному. Казахская философия имеет такие особенности развития, которые отличает ее от других национальных философии. В частности, тех чьи признаки могут быть приняты за типовые. Специфика казахской философии — это следствие, в первую очередь, нестандартных путей социальной истории страны. История Казахстана далека от того, чтобы служить классическим образцом общественного развития. Страна миновала рабовладельческую формацию. Феодальные отношения господствовали довольно длитель­ное время. Начало капиталистических отноше­нии, имевшее десятилетнюю историю, прерва­лось неожиданным образом. Особенности со­циального развития отражались на обществен­ном, в том числе философском сознании. Общее в данном случае постоянно имело тенденцию уклоняться в сторону особенного.

Согласно А. Касымжанову национальная философия — часть культурного достояния казахского народа. Эта культура на различных этапах своей истории испытывала воздействие других культур, временами получала от них существенные импульсы дальнейшего развития, но, конечно лишь в той мере, в какой эти шед­шие извне воздействия соответствовали внут­ренним потребностям самой казахской куль­туры. Особенности ее развития, так же как и судьба страны отражались в философском сознании. В то же время казахская философия представляет собой компонент общечелове­ческой философии. Если на некоторых этапах развития истории превалировали воздействие извне, то в последние века они усилились изнут­ри. Такая взаимосвязь дает возможность по-новому взглянуть на историю становления и развития всякой национальной философии.

Анализ специфики казахской философии в аспекте личностного познания показывает, что общая природа национальной философии в ее исторической аргументации имеет много характерных особенностей, ей свойствен ряд специфических черт. Прежде всего, самые лучшие представители истории казахской куль­туры не смогли предложить реальную альтерна­тиву тому валу, который время от времени искусственно прерывал богатое всесторонними возможностями развитие. Такую ситуацию переживаем мы и сейчас, постепенно выдвигая адекватные переходному периоду философские идеи.

Во-вторых, в основе казахской националь­ной идеи лежит единство народа, преодоле­вающее крайности воли к власти как примата человека над миром и слияния с высшей ценностью как примат мира над человеком. Гармонизация этого единства осуществляется как в форме рационального размышления и решения, так и на уровне общественного согласия как формы ненасилия в отношениях между людьми. Здесь заложена принципиальная идея преодоления двух крайностей: тоталитар­ное внешнее единство и индивидуалистическая свобода без внутреннего единства.

В-третьих, в философии менталитет казах­ской души сформулирован на основе двух пози­ций: с внешней позитивно-научной точки зре­ния огромные казахские пространства представ­ляются географическим фактором казахской истории. Но с более глубокой, внутренней точки зрения, сами эти пространства можно рассмат­ривать как внутренний, духовный факт в казахской судьбе.

Душа и характер казахского народа, форми­ровались не только через преломление природ-но-этнических особенностей Евразии в социаль­ной организации тогдашнего общества. Но и под непосредственным воздействием казахских просторов. Казахскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведан­ных небывалых возможностей. Это наложило отпечаток на национальную идею. Казахская философия всегда стремилась к мудрости в прямом смысле этого слова, как процессу искания истины, то есть к охвату разумом жизни в ее целостности. Здесь можно сказать, что вклад казахской философии в философию мировую и в само строительство жизни обозначен в последовательном движении по пути осознания национальной идеи.

Как подчеркивает А. Касымжанов казахская философия стремится к выработке синкретиче­ского, целостного мировоззрения, способного быть руководством к целостному изменению жизни. Целостность и направленность на жизнь — вот ее основные черты. Главное в ней нацио­нальная идея, направленная на одухотворение общественной и личной сфер жизнедеятель­ности людей. Эта идея не реализовалась в силу ряда обстоятельств, прежде всего, продолжаю­щимся становлением казахского общества на огромных пространствах и в условиях постоян­ных социальных потрясений, вызываемых внешней агрессией и накоплением внутренних противоречий. Поэтому казахская философия всегда ощущала чувство неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей.

Мировоззрение, предохранившее националь­ные умы от погружения в отчаяние и гарантирующее в конечном счете оптимизм, можно называть «спиритуализмом», который означает признание вечного нравственного миропорядка и широкий простор для нацио­нальных надежд. При этом резко преодоле­вается существовавшая ранее подмена самобыт­ных и оригинальных культуры и философии полукочевого народа чуждой ему идеологии, насильственное внедрение в сознание идей. Зародившихся на чужой почве, а ныне пост советскому обществу навязывают цивилизацию и ценности, корни которых уходят в индуст­риальную культуру запада и выдают их за неотъемлемые, общечеловеческие.

Размышление о природе личностного миро­понимания удостоверяют, что это действительно искание истины, которое предпологает анализ детерминации философского знания, методоло­гии истории самой философии, появившейся на казахской земле и прошедшей архисложное, полное противоречий развитие. В то же время сведения о творчестве видных мыслителей акынов-жырау, биев, ораторов, владевших мастерством красноречия, также помогает познанию ее главных устоев и проблем. Для понимания проблем современного Казахстана имеет значение богатое литературное наследие и философские взгляды мыслителей первых десятилетий XX столетия, оставившие глубокий след в развитии общественных наук: вождя национального, демократического движения, противника диктатуры пролетариата Алихана Букейханулы; основателя казахского языкозна­ния, лингвистики, литературоведения Ахмета Байтурсынулы, написавшего первый роман на казахском языке Жусупбека Аймауытулы, общественно-политического деятеля Миржакып Дулатулы, великого освободителя Востока Мустафы Шокайулы. Их идеи составляют сложный и богатейший раздел истории казахской философии, где процесс искания истины был проецирован на национальную идею, как стержневой проблемы всей истории этнической культуры, духовного наследия народа.

Переменам в деятельности людей соответ­ствует изменение способа философского мышления, которое четко различает специфику исторического творчества от различных вариантов объективизма, исходящего из мета­физического примирения противоположностей и противоречащего духу истинного фило­софского знания.

Основной тенденцией развития философии является то, что она обогащается новым содержанием.  Расширяется и углубляется на основе развертывание различных форм предметной деятельности людей. При этом, последняя ориентирована на строго фикси­рованную социальную базу, способствующую выработке на ее основе политических и иных рекомендаций, обоснованных предложений и решений для последующего эффективного их использования. Основой саморазвития фило­софских принципов служит анализ конкретных исторически сложившихся форм деятельности людей, через которые происходит установление всеобщих, универсальных общественно-истори­ческих связей, лежащих в основе обогащения содержания современного этапа развития казах­ской философии.

По Касымжанову личностная форма фило­софии не может уклоняться от главной задачи — разработки своей собственной проблематики и не должна собой заменить конкретные науки. Философия — это царство человеческой субъек­тивности, которая вместо формулы «я обладаю истиной», предпочитает убеждения «я надеюсь быть в истине».

Индивидуальность философа как личности, создавшей определенную систему воззрений, является следствием развития и притом не только индивидуального, но и социального. Это не значит, что тем самым, индивидуальность нивелируется общественным. Наоборот, обладая индивидуальностью, он решительно выступает против предрассудков не только массового сознания, но господствующей идеологии и политики.

Личностное познание как искание истины не может быть понято из самого себя. Оно предстает как сознание эпохи, отражающая ее социальную направленность, ее проблемы. В ходе развития общества появляются новые мыслители, которые отражают породившие их исторические условия, становятся лидерами новой элиты и тем самым получают новое видение, независимое от эпохи, которая их порадила. Это можно увидеть из теории естественного права Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо, царства разума и добра, истины и лжи, провозглашаемое просветителями, концепции разумного эгоизма, кантовской «доброй воли», учения о свободе как сущности человека, философско-антропологической концепции единства человеческого рода, материалисти­ческой системы природы, понятия самодвиже­ния материи, механицизма, рационализма, сенсуалистического учения о познании и аффектах, идеи социального процесса и других философских идей являются выражением основных направлений интеллектуального поиска профессора А. Касымжанова.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.