Ценностная идентификация казахской культуры

Идентичность - процесс исторический, но в нем всегда существует традиция как компонент устойчивости, как компонент самости, то из чего формируется это тождество. Культурная идентичность - это отождествление с само­бытной, уникальной традиционной (националь­ной) культурой, в которой существует непов­торимый культурный мир, созданный людьми. Культурную идентичность необходимо опреде­лять, исходя из культурной самобытности. В процессе культурной компаративистики мы можем выявить особенные, характерные только для одной культуры компоненты, тенденции, которые содержат в себе потенциал тради­ционной идентичности. Каждая культура, каждое государство проблему культурной иден­тичности решает с позиции выявления собст­венной уникальности и собственного культур­ного пути.

Каждая национальная культура в этом культурном многообразии предстает как равно­значная, равноправная, способная к коммуника­ции и сама являющаяся «желаемой» для комму­никации. Глобализация, с одной стороны, угрожает культурной идентичности, с другой, создает реальные возможности для диалога культурных идентичностей. Культурная глоба­лизация поставила перед человеком проблему поиска своей культурной идентичности. Существуют разные модификации идентич­ности: этническая идентичность, гражданская идентичность, национальная идентичность, религиозная    идентичность.    Сущность же культурной идентичности состоит в том, что она объединяет все эти модификационные транс­формации идентичности, являясь фундамен­тальной основой для проекции человека в культурном коммуникативном пространстве.

В условиях современной глобализации возникает и укрепляется позиция, которая рас­сматривает сохранение культурного своеобра­зия, идентичности как высшее проявление цивилизации. Развитие современного Казах­стана невозможно без изучения истории и культуры народа, без понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей казахской культуры. В духовной истории прошлого казахского народа заложены глубинные истоки национальной идентичности, которые составляет ценностно-смысловую основу исторического процесса и конкретной этносоциальной реальности. Духов­ные ценности, накопленные за длительную историю развития казахской культуры должны составить историко-культурную основу современной культуры. Кочевой образ жизни наложил отпечаток и определил уникальность культуры народа, его менталитета, обычаев и традиций. Духовный мир казахов веками вбирал в себя многие культурные влияния, переплавляя и ассимилируя их в своих исконных степных традициях. Эти традиции были столь прочны, что ни политические катастрофы и войны, ни культурная экспансия великих соседей (Китай, Россия), ни арабское и монгольское влияние, ни исламизация не смогли изменить их коренным образом. Причина этой жизнеспособности и жизнестойкости кроется, видимо, в том, что способ хозяйствования и тип цивилизации оставались практически неизменными на протяжении многих веков. Изучая историю, невольно приходишь к мысли, как поразительно сильно было желание наших предков сохранить свои традиции, обычаи, верования. Номады ревностно оберегали свою самобытность: не впустили в свой менталитет влияние обычаев китайцев или монголов. Духовно-нравственные ценности казахского этноса отражают такие добродетели как гостеприимство, терпимость, великодушие, человеческое общение и т. д. Это то ядро, которое заложено в генетической памяти казахов и передается от поколения к поколению.

Богата традициями казахская культура. Устные народные традиции, творчество акынов и жырау всегда несли большой воспитательный потенциал. Традиционная казахская культура отличалась высокой преемственностью в вопро­сах нравственного воспитания подрастающего поколения, духовного совершенствования личности. Именно устное народное творчество являлось средством коммуникации поколений, оно несло на себе нагрузку своеобразного института духовности и нравственности, являлось средством народного воспитания. Устное народное творчество можно назвать энциклопедией народной жизни, произведения его имели огромное влияние на духовно -нравственное формирование детей и молодежи. В условиях почти полной неграмотности эти произведения играли весьма важную роль в формировании личности от самых малых лет до глубокой старости. Посредством их из поколения в поколение закреплялись тради­ционные ценности общества.

Жизненные условия, порождавшие необхо­димость постоянного перемещения с одного места на другое, выработали у кочевников неприхотливость, веру в судьбу, решимость перед лицом опасности, что нашло отражение в произведениях устного народного творчества. Через них подрастающее поколение выясняло для себя, что хорошо, что плохо, приобщалось к исконным идеалам и ценностям казахского народа. Кроме устного народного творчества важнейшими средствами народного воспитания духовности и нравственности казахов являются: музыкальный фольклор, декоративно-приклад­ное искусство, традиции и обычаи, ритуалы и церемонии, национальные игры, традиции народной педагогики.

Духовную культуру можно определить как сферу человеческой деятельности, охватываю­щая   различные   стороны   духовной жизни человека и общества. Она представляет внутренний мир каждого отдельного человека и форму его выражения по созданию и сохране­нию духовных ценностей. Духовная культура казахского народа является одним из важных звеньев традиционной культуры, располагаю­щей потенциальными духовно-нравственными возможностями по формированию духовно-нравственного и ценностного сознания. Она является сложной системой, особенности, функ­ционирования которой могут быть осмыслены в контексте взаимодействия всех сфер жизнедея­тельности людей (экономической, политиче­ской, правовой, нравственной), с учетом многообразия проявлений каждой. Сложность системы духовной культуры заключается в том, что она имеет в своем содержании традицион­ные структурные компоненты. Этническое своеобразие формировалось в процессе разви­тия национального самосознания, являющимся отражением коллективной деятельности чело­века и общества, предполагающего идентифи­кацию с историческим прошлым. Оно отли­чается уникальностью и неповторимостью культурно-исторического наследия, способами по достижению и преобразованию окружающей действительности, ценностно-нравственной ориентацией. Национальное самосознание - это, по существу, осознание народом своей собственной социально-этнической сущности, осознание того, какую реальную роль он играл или в потенции может играть в истории человечества, каков его вклад в общечелове­ческую цивилизацию. Это осознание своего естественноисторического права на свободное, независимое существование. Этнос строит свою культуру, сообразуясь с потребностью обрести духовную гармонию между собой и окружаю­щими и принадлежащими ему предметами. Иначе говоря, национальная культура в ее нравственном, художественном и эстетическом измерении - это образная модель мироздания, космос, принятый и освоенный человеком, мир, очеловеченный и его историческая среда существования. Мировоззрение этноса выраба­тывается с помощью символов общего прошлого - мифов, легенд, святынь. И вместе с ними складываются обряды, обычаи, поверья, фольклор, которые передаются посредством естественных способностей каждого человека -его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха. В совокуп­ности они представляют духовные ценности, особенности и принципы национальной духовной культуры, отличающихся от культур других народов. Мифологическое мышление является ранней стадией эстетического отношения  к миру.  В  казахском фольклоре воплощены мифологемы о миростроении (прекрасном, гармоничном или безобразном, возвышенном или обыденном), тесно связанные с условиями жизни обитателей степей. В небесный мир они переносили свою земную ориентацию в пространстве и времени, насе­ляли его животными из своего реального окружения. Природный мир, чувственно воспринимаемый, - одно из оснований, на которых выросло национальное мироощущение кочевника. У каждого народа есть свой ландшафт, в восприятии которого преломляются его культурные традиции (степь и горы). Эстетический мир номадов вобрал в себя в основном идеальные виды искусства, не привязанные к предметам, не закрепленные в вещах. У предков казахов, а впоследствии у казахского этноса ими стали поэзия и музыка. Характеризуя особое положение отдельных искусств (музыки и поэзии) в национальной культуре казахов, следует иметь в виду, что условия кочевья предполагали выработку ритуалов и обрядов, направленных на активную интеграцию этноса. Из мифа и эпоса вошли в плоть и кровь национального самосознания казахов описательная манера рассказа, созерца­тельное отношение к природе, космосу, чело­веку, поэтизация миропорядка, представление о прекрасном как соразмерности, метафоричность и гиперболичность художественного сознания, культуры в целом, контрастное изображение бытия, уважение к слову, нравственные ценности культуры.

Эпические герои, фольклорные сюжеты стали поэтической символикой национального самосознания казахского этноса. Органическая связь фольклора, национальной традиции с литературным художественным творчеством создала своеобразную ауру трансляции и аккумуляции мифологических и эпических мотивов казахским национальным менталите­том. Современность мифа воспевает мир этноса - человеческий мир, величие дела человека, принадлежащего этому этносу; природа предстает полем деятельности человека, это сама жизнь в слитности с индивидом, связь прошлого и настоящего: «ландшафтные» мифы позволяют ощутить связь с историей. Время национальной культуры раскрывает диахронный срез культурно-исторической эволюции, фиксирует специфику соотнесенности «время-природа-общество-человек», специфику соеди­нения объективных и субъективных временных ритмов жизнедеятельности, как они по-разному проявлялись в различных цивилизациях, в рамках конкретного исторического времени. В рамках локальных обществ всегда существует аритмия,  несоответствие  временных форм и существования ее составляющих: индивидов, их жизнедеятельности, условий этой жизнедея­тельности. Время национальной культуры многовекторно: человек осваивает ритмы собственного, природного и социального бытия и ретроспективно и перспективно. Обратимость времени может стать способом объединения разновременных культурных феноменов, обогащая ее. Символика мира в казахской прозе ориентирует на ценности традиционного мировосприятия, прежде всего на созерцание как способ отношения к миру и с миром. Созерцание как исконная культурная традиция казахского этноса предполагает многоуровневое содержание. Это и способ освоения природы, и восприятие красоты Вселенной, ее бесконеч­ности, и осознание движения. Идеалом пред­ставляется неотъединенность культуры от жизненного мира человека. Всеобъемлющей идеей ценностей национального самосознания традиционного толка является идея общения, воспринимаемого как творческое начало. И самое главное: деяния человека должны вдохновлять его, в стремлении к этому заложено неодолимое влечение человека уйти от хаоса к гармонии, от тени к свету. Своеобразие образа жизни этноса во многом определяет и своеоб­разие его художественного мышления. Зависи­мость казахского языка, точнее, зависимость образно-речевых средств от мировосприятия и мироощущения народа обнаруживается практически во всех сферах употребления образной речи. Традиционная казахская культура отличалась высокой преемственностью в вопросах нравственного воспитания под­растающего поколения, духовного совершен­ствования личности. Именно устное народное творчество являлось средством коммуникации поколений, оно несло на себе нагрузку своеоб­разного института духовности и нравствен­ности, являлось средством народного воспита­ния. Устное народное творчество можно назвать энциклопедией народной жизни, произведения его имели огромное влияние на духовно -нравственное формирование детей и молодежи.

В условиях становления казахской госу­дарственности ценностным смыслом для народа выступали такие понятия, как этническое единство, честь, справедливость, терпимость, выносливость, патриотизм, родовитость и т.д. Все казахские жырау этого времени воспевали в свих поэмах и стихах батыров, которые сражались за родную землю, их мужество, героизм, справедливость. Терпимость или толерантность является одной из основных категорий, раскрывающей ценностное содержание казахской нравственной культуры, что  означает  терпеливость,   выносливость в зависимости от того, в каком словосочетании она применяется. Например, если используется в экономике, то слагается с трудом людей в создании экономических ресурсов, добывания источников материального блага, то есть пока­зывает результаты сочетания терпеливого труда с выносливостью. Если это понятие приме­няется в религии, то означает веротерпимость, терпеливое отношение к представителям и ценностям религиозной культуры других народов и т.д. Толерантность как этическая категория может успешно применяться как понятие нравственной культуры и означает терпимость в межчеловеческих отношениях к восприятию добра и зла, как проявление благо­родства по отношению к слабым и обездолен­ным; воспринимается как выносливость в борьбе за справедливость, осуществление подхода к осознанному сочетанию интересов и прав каждого человека с интересами и правами общества, коллектива при регулировании поведения людей. Посредством устного поэтического творчества эти качества привива­лись в людях, и не одно поколение воспиты­валось на мудрых и правдивых примерах своих предков. Передавался не только опыт прошлых лет, но и прививалась специфика мышления, особенность менталитета казахского народа, в данном случае терпение и выносливость. Можно предположить, что для традиционной казахской культуры толерантность характерна изначально. В условиях кочевого скотовод­ческого хозяйства, приспособление к природ­ным условиям резко континентального климата, слабой обеспеченности атмосферными осадка­ми и другими водными источниками, характер­ных для территории степной, полупустынной и пустынной зон умеренного пояса Евразии, сохранение жизненно необходимого живого и материального имущества не проходило, ду­мается, без выносливости и терпения. Поэтому как понятие ценностно осознанное, имеющее необходимое основание имеет право на утверждение в жизни. Более того, этим поня­тием и пронизано все духовное и материальное богатство народа. Сохранить свою уникальную культуру в тяжелых природных условиях народ смог благодаря именно таким человеческим качествам и самое главное осознать это каче­ство. «Непосредственная близость казахов к природе, - пишет М.Орынбеков, - близость с эмоциональной позиции к наблюдаемому, воспринимаемому миру нашла свое отражение в понимании ими своего внутреннего мира, нравственных начал существования»[1, 87].

Как отмечает Нысанбаев А.Н. многие мыслители казахского народа в своем творчестве    проблеме духовно-нравственных ценностей отводили важное место и их идеи «служат источником возрождения казахской национальной культуры и духовности в начале ХХ1 века»[2,с.49]. В творчестве аль-Фараби, например, дается свое видение по вопросам добра, справедливости, нравственности. Абу Наср аль-Фараби духовное возрождение человека рассматривает через становление его добродетельности. Под понятием добродетели мыслитель интегрирует высшие ценности человека. Аль-Фараби рассматривает доброде­тель как средство нравственного улучшения человека, а под добродетелью характеризует все, что способствует достижению счастья и добра. «И человек этот благодаря тому, что переливается от него в его воспринимающий разум, становится мудрецом, философом, обла­дателем совершенного разума, а благодаря тому, что протекает от него в его способность воображения, - пророком, прорицателем буду­щего и истолкователем текущих частных событий - все это благодаря тому существова­нию, в котором он познает божественное. Подобный человек обладает высшей степенью человеческого совершенства и находится на вершине счастья. Этот человек является тем, кому известно любое действие, с помощью которого можно достичь счастья...» [3, с.11]. В памятнике тюркской культуры «Диване лугат ат-турке» Махмуда Кашгари запечатлены этиче­ские ценности и нормы поведения, специфи­ческое мировосприятие тюркских народов в Х1 веке, впитавшее в себя все предшествующее наследие предков. Кашгари обращает внимание не только на важность знания, воспитания, нравственности в общественной жизни людей, но и на роль языка как мощного рычага в регуляции отношений между родами. Родной язык, по мнению М.Кашгари, важное средство общения и сближения тюркских народов, концентрированное выражение социального и духовного опыта нации. Эта мысль ученого весьма актуальна сегодня, в условиях суверен­ного Казахстана.

Разумеется, не следует абсолютизировать определенные позитивные черты этнической культуры, так как в современном мире индивид оказался вовлеченным в пространство иденти­фикации, создаваемое не только ценностями традиционной культуры, но и глобальными тен­денциями развития общечеловеческой циви­лизации. Но, тем не менее, настало время определить всю полноту и багаж духовных ценностей, накопленный в этнокультурном пространстве на протяжении длительной исто­рии. Именно развитие духовно-нравственных ценностей является обязательным основанием для создания и формирования национальной идентичности, обеспечит конструктивную перспективу современного казахстанского общества. Научные поиски и развитие культуры показывают, что корни духовных ценностей необходимо искать в недрах человеческой жиз­ни, в этнической культуре народа, его мента­литете, в основаниях нравственности. В целом, фундаментальное основание этого явления составляют взаимосвязанные между собой раз­личные факторы, способствующие становлению и развитию духовности, к которым относятся: образованность, гуманность, моральность, эсте­тичность, философское и психологическое осно­вания, искусство и творчество. Возрождение национальных ценностных приоритетов возможно только через духовно-нравственное обновление и формирование основ нравствен­ных качеств каждого отдельного человека.

Культурная идентичность играет важную роль в культуре, потому что отождествление себя с культурой репрезентирует человека как творца культуры, а значит и творца диалога культур, который сегодня является в условиях глобализации способом существования культур и самого человека. Диалог Восток-Запад - это диалог культурной восточной идентичности и западной. В той и другой традициях, несмотря на все различия, существует тенденция понима­ния. Если охватить периоды развития культуры и знаменитых представителей культуры, то выявляется общая универсальная тенденция -идентификация в контексте культурной иден­тичности. Культурное коммуникативное прост­ранство - мир разнообразных языков, куль­турных национальных миров - формирует установки нашего сознания на диалог культур. В процессе межкультурного взаимодействия происходит рецепция, аккультурация, культур­ная диффузия и множество процессов, которые порождают механизмы взаимодействия, меха­низмы адаптирования культур. Гуманизм в диалоге культур - это признание самобытности и   многообразия   культур.   Каждая культура представляется целостным организмом, который обладает как открытостью, так и закрытостью. Иначе бы культуры растворялись друг в друге. Бахтин М. утверждал, что «чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее глубже. Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись с другим, чужим смыслом, между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целост­ность, но они взаимно обогащаются»[4,с.354]. Поиск культурной идентичности является адекватной реакцией на современные культур­ные процессы, чтобы не потерять себя в этом культурном многообразии, необходима опора на фундаментальную сущность своей культуры и свой язык, в которых содержится культурный смысл бытия. В Казахстане в эпоху становления суверенитета и независимости определение собственной культурной идентичности остается актуальной задачей.

 

Литература

  1. Орынбеков М. Мировоззрение древних казахов. - Алматы, 1996.

  2. Нысанбаев А. Становление исламской философии в Казахстане. - Алматы, 2000.

  3. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алматы, 1973.

  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

Фамилия автора: Г.К. Абдигалиева
Год: 2011
Город: Алматы
Категория: Культурология
Яндекс.Метрика