Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Коммуникативная теория и этика дискурса

Проблема дискурса, обсуждаемая в рамках теории коммуникативной компетенции или универсальной прагматики, актуализирует представление о прагматической структуре коммуникации, возможности рационального соглашения и идеальной речевой ситуации. Теория коммуникативного поведения описывает альтернативные структуры, не обретшие институционального оформления. Хабермас называет дискурс «противоинститутом», сред­ством эмансипации от давления технологи­ческой структуры, которая стала усложненной и вышла из-под контроля. Дискурс предполагает, что все мотивы, кроме готовности к рацио­нальному обоснованному соглашению, были исключены. С другой стороны, дискурс исклю­чает суждения относительно справедливости определенных норм.

Применение норм требует аргументированного разъяснения. При этом основной закон универсализации не гаран­тирует более беспристрастности суждения. Притязания на нормативную значимость опосредуют взаимосвязь между языком и социальным миром, которой нет между языком и миром объективным. Язык функционирует как трансформатор. Личные знания трансфор­мируются в высказывания, а потребности и чувства в нормативные ожидания (заповеди и ценности). Такая трансформация устанавливает важное различие, которое отделяет субъек­тивность намерения от выражений и норм, претендующих на универсальность. Универ­сальность - значит объективность познания и легитимность действующих норм. Объектив­ность и легитимность обеспечивают общность существенную для становления социального жизненного мира.

Прописанная таким образом проблематика, по мнению Ж.-Ф. Лиотара, фиксируя вопрос о легитимности на «уни­версальном» подходе, с одной стороны, пред­полагает тождественность легитимации для субъекта познания и для субъекта действия, наперекор кантовской критике, разделяющей концептуальную тождественность, свойствен­ному первому, от идеальной тождественности («сверхчувственной природы»), которая яв­ляется горизонтом второго и, с другой стороны, поддерживает консенсус, как единственно возможный горизонт жизни. Известный фран­цузский философ Ж.-Ф. Лиотар характеризует модели легитимации в постсовременную эпоху, а также различные типы языковых игр. А выдающийся представитель франкфуртской школы Ю. Хабермас развивает принцип универсализации, идею универсалий укоренен­ных в практике, сознании, речевой деятель­ности, представление об эмансипирующем воздействии критической реконструкции и встраивании в дискурс этических компонент.

Познание и социальная норма открыто согласуются друг с другом. В процессе коммуникации они устанавливают критерии научной значимости и поэтому, так называемый эмпирический базис предполагает предпонима-ние социальных норм. Предпосылкой исследо­вания является предпонимание его смысла. Вопрос о факте неотделим от вопроса о праве. Проблема права, оправдания, легитимации - не менее сложная и спорная, чем проблема истины. Теоретическая установка, раскрываемая как чистое созерцание, оттесняет на задний план сознания напоминание о том, что наука зародилась в таких исторических условиях, когда имел место консенсус относительно смысла и ценностей человеческой жизнедея­тельности. По мнению Хабермаса, только в репрезентациях форм коммуникативного действия, в свободных дискуссиях могут быть найдены взвешенные решения о границах рациональности. Хабермас задается вопросом: каким образом сфера науки, морали и искусства, заключенные в оболочку экспертных культур, могут раскрыться и, не нарушая при этом самобытной рациональности этих сфер, подключиться к оскудневшим традициям жизненного мира? В повседневной коммуника­тивной практике когнитивные толкования, моральные оценки пронизывают друг друга. Именно философия могла бы актуализировать свое отношение к тотальности, приняв на себя роль интерпретатора, обращенного к жизнен­ному миру. «Она могла бы способствовать возобновлению игры взаимодействия когнитив­но-инструментальных моментов с морально-практическими и эстетически-выразительными» [1, с.32]. То есть, разрозненные моменты разума вновь уравновесят друг друга в коммуника­тивной практике. «С появлением современной науки, положительного права и руководст­вующихся принципами светских теорий морали, автономного искусства и институционали­зированной критики искусства выкристаллизо­вывались три момента разума. Сыновья и дочери модерна, даже вовсе не руководствуясь критикой разума, научаются тому, как расщеплять культурное придание на вопросы истины, справедливости или вкуса и развивать его в том или ином из этих аспектов рацио­нальности» [1, с.29]. Признавая автономию трех сфер и законодательство, свойственное каждой из них, современная рациональность восхи­щается автономией эстетической точки зрения. Именно на почве эстетического обнаруживается способ введения философского разума, основанного на самом себе.

Хабермас выступает защитником проекта модерна. Кризис модерна состоит в том, что различные подсистемы общества автономизиро-вались, каждая из них, первоначально будучи средством совершенствования целого, стала самоцелью. Сегодня стратегические, целевые действия, которые раньше определялись историческими потребностями людей, прини­маются исходя из возможностей и потребностей бюрократической, технической, научной подсистем общества, а не из интересов человека. Все это определяет задачу противо­стояния узковедомственным решениям экспер­тов. По Хабермасу, собственно современное заключается в развитии моделей и правил успеха, исходя из самого себя, вместо пассив­ного следования за авторитетом. В такой интерпретации древность воплощает гетеро-номность разума, тогда как современность выражает новую точку зрения автономного разума. Он подчеркивает, что философия в ее постметафизической, постгегелевской стадии устремляется в пункт конвергенции с теорией рациональности, ибо она интересуется усло­виями рациональности познания, идет ли речь о логике, науке, теории языка, этике, теории действия, эстетике. Одновременно философия и в ее классических метафизических и в пост­метафизических современных вариантах теряет иллюзию самодостаточности, самозавершен­ности. Хабермас размышляет о новой консте­лляции философии и науки, о необходимости взаимодействия с новой философией разума. В то     же     время     Хабермас     говорит об эмансипирующей роли дискурса. Дискурс выступает средством социализации образования и воспитания. Благодаря дискурсу происходит научение, повышение компетентности и интерсубъективности. Дискурс как форма коммуникации, втягивает людей в отношение познания, в ходе которого высказывания другого понимаются, рефлексируются, интер­претируются, критикуются.

В свою очередь, Ж.-Ф. Лиотар считает «неосмотрительным» ориентировать разработку проблем легитимации в направлении поиска универсального консенсуса, как это делает Хабермас. В действительности это предполагает две вещи. Во-первых, говорящие могут прийти к соглашению по поводу правил или метапрескриций универсально применяемых для всех языковых игр, хотя совершенно очевидно, что эти игры гетероморфны и подразумевают гетерогенные прагматические правила. Во-вторых, предполагается, что целью диалога является консенсус. Но, анализируя научную прагматику, мы показали, что консенсус - это одно из состояний дискуссии, а не ее конец. Концом ее скорее является паралогия. Социальная прагматика не обладает «простотой» научной прагматикой, это наслоение сетей гетероморфных классов высказываний (денотативных, прескриптивных, перформативных, оценочных и т.д.). «Нет оснований считать что можно определить метапрескрипции, общие для всех языковых игр, и что один обновляемый консенсус (то, что в определенные моменты господствует в научном собществе) может охватить совокуп­ность метапрескрипций, упорядочивающих совокупность высказываний циркулирующих в обществе. Сегодняшний закат легитимирующих рассказов: как традиционных, так и «модер­нистских», - связана как раз с отказом от этой веры. Именно утрату этой веры начинает восполнять идеология «системы» посредством своей тотализирующей претензии и, одновременно, воплощать веру через цинизм своего критерия перформативности» [2, с.155]. Напомним, что Хабермас критикует влиятельное течение французской философии, к которому относится такие авторы, как Батай, Деррида, Фуко и известен как оппонент Лиотара и Деррида. С именем Хабермаса ассоциируется так называемая универсалистская тенденция в современном философском дискурсе. Эта позиция представлена разнообразными совре­менными школами и направлениями, начиная со структурализма и аналитической философии. Антиуниверсалистское направление преиму­щественно связано с традицией постницшеан­ской европейской философией, в лице Хайдеггера, Гадамера, Деррида, Фуко. Трудно не согласиться с Гадамером, что соотношение теории и опыта, законов и фактов нужно обсуждать в технике герменевтического круга и предпонимания. Но, по мнению Хабермаса, философская герменевтика не может стать новым органоном гуманитарного знания, так как субъект герменевтического опыта всегда может оказаться в ситуации герменевтической пропасти, когда поток смыслов начинает прерываться. Смягчить потери смысла можно путем прояснения предрассудков. Для этого, по замыслу Хабермаса, необходима «критика идеологии» - радикальное прояснение всех спорных притязаний на значимость. В герменевтическом опыте всегда имеет место исключительно виртуальное участие интерпре­татора. Интерпретативное понимание не может считаться трансцендентальным условием познания, так как оно не дает достоверного языкового опосредования. Хабермас раскрывает формы сохранения универсалистских позиций. Вычленяются и высвечиваются различные ипостаси деятельности, взаимодействия людей, норм и принципов. Это анализ на границе эпистемологии, этики, эстетики, социологии.

Предложенная Хабермасом дискурсивная теория этики исходит из интерсубъективной интерпретации категорического императива, необходимым горизонтом которой является гегелевская критика этики Канта. Она осно­вывается на двух предпосылках: во-первых, притязания на значимость обладают когнитив­ным смыслом и могут рассматриваться подобно притязаниям на истинность, во-вторых, обосно­вание и предписание требуют осуществления реального дискурса. Исходя из этих предпосылок, формулируются два основных принципа этики дискурса. Интерсубъективная интерпретация категорического императива сводится к основополагающему принципу этики дискурса, предполагающему, что выбор той или иной нормы может быть обоснован. Категори­ческий императив в новой формулировке исключает монологическое употребление и функционирует как правило аргументации в практическом дискурсе. Единство этих двух принципов обусловлено коммуникативной природой социальных взаимодействий.

Лиотар утверждает, что в этике дискурса вопрос о закономерности закона и его обя­зывающем характере не ставится. Человек не может понять, почему этически закон имеет силу, если останемся в рамках ложной альтер­нативы убеждения (следовательно, разумности обоснованности) или принуждения (следова­тельно, неразумности и необоснованности). Ибо закон имеет силу вовсе не потому, что он убеждает и не потому, что принуждает. Закон имеет силу потому, что он обязывает. Закон представляет собой форму предписания, которая ставит адресата в ассиметричное положение «Ты», к которому это предписание обращается. Подобное предписание обязывает вне зависимости от того, насколько адресат убежден в его правильности.

Максима, которая утверждает, что нечто должно быть сделано, только тогда будет действенной нормой, если она рассчитывает на согласие всех, кого касается. Каждый участник в практическом дискурсе может свободно выбирать положение относительно предписа­ния. Норма действенна тогда, когда она убеждает всех, кого она касается. Кроме того, поскольку требование значимости норм будет приниматься совместными усилиями в прак­тике аргументации, то каждый будет защищать эти нормы. Этика дискурса предполагает аргумантативный контроль над нормами со стороны тех, кто участвует в обсуждении этих норм. Речь идет о том, что мы вступаем в процесс аргументации, мы обрекаем себя на обсуждение и на достижение согласия. В этой ситуации действенность норм превыше их значимости.

Вслед за Лиотаром можно утверждать, что закон обязывает не потому, что он универсален, а потому, что он обязывает. Этика полностью подпадает во власть того, что Лиотар называет «тревогой идиолекта». Для Лиотара крити­ческая теория, особенно в истолковании Хабер-маса, коль скоро она основывается на парадигме взаимопонимания, все еще остается в плену универсальных категорий разума и субъекта. Эти универсальные категории, обусловленные и проектируемые принципом согласия, репрес­сируют различие. Хабермас предпочитает идею прозрачной коммуникации, Лиотар призывает исследовать внутренне присущие языку различия.

Основанием познания выступают историче­ские традиции, интеракция, языковая игра, диалог, смысл, текст, дискурсивные функции языка, в которых работа сознания не сводится к калькулированию понятий, а раскрывается в дотеоретических структурах, внепонятийных актах понимания или предпонимания. Хабермас предпринимает попытку превратить этику в метод философии на фоне проблематики теории интеракции и перформативности. Теория аргу­ментации в сфере моральных суждений может быть реализована в «неформальной логики» практического дискурса. Теория коммуника­тивного дискурса имеет много прикладных аспектов, представляющих интерес и в эпоху демократических реформ, один из которых - это концепция постлиберальной идеологи. Постли­беральная политика основывается не только на этическим     консенсусе,     но     также на  согласовании интересов и компромиссе, на целерациональном выборе средств и обосно­ваний с позиций морали. Подобно социальной дифференциации, дифференциация значимостей также становится «общемировой». Сама социальная структура современного европей­ского общества отдает коммуникации, утверж­даемой с целью достижения рационального согласия, предпочтение по сравнению с другими ресурсами, к примеру, админи­стративной власти. Таким образом, теория коммуникативного действия предлагает актуальное и содержательное обоснование социального знания и общественных наук, в частности.

Основоположения «коммуникативной мо­рали» утверждают, что рациональное основание этики в «эпоху науки» может быть выражено лишь в терминах этики дискурса. Осново­полагающий характер, приписываемый Кантом факту практического разума, то есть всегда предполагаемая связь между Я и правилом невозможно отличить от требований пригод­ности, выдвигаемых нами, когда мы осущест­вляем языковые акты, предполагающие какую-либо норму. В таком случае, дело «формальной прагматики дискурса» заключается в том, чтобы выявить данные требования пригодности. Отныне необходимо отыскивать последние основания моральности в уже инвестированной интеркоммуникативностью сфере языка. Сама агрументация является местом, где завязы­ваются связи между Я и другими. Если у Канта, поиск условий непротиворечивости моральных систем проводится без учета диалогического измерения принципа моральности, то у Апеля и Хабермаса теория аргументации сплошь развер­тывается в рамках коммуникативного действия. Этого требуют конфликтные ситуации, порож­даемые повседневным действием. Путь «выво­дящий» норму к ее основанию, не избавляет нас от пути от нормы к ее осуществлению. Для П. Рикёра культурные, а точнее говоря, истори­ческие признаки, проявляемые конфликтами, неразрывно присущие конкретным ситуациям соглашения, мешают принимать в расчет контекстуальный характер проявления этики дискурса. Если мы не хотим замыкаться в рамках спора между универсализмом и контекстуализмом, то в процессе принятия решения необходимо правильно сформулиро­вать аргументацию и интерпретацию в ходе применения нормы. В этом отношении, аргу­ментация в ее кодифицированной и стилизо­ванной форме является лишь абстрактным сегментом в языковом процессе, который в сложных случаях задействует разнообразные языковые игры. Именно на этом уровне образцовость       некоторых повествований оказывает педагогическое и терапевтическое воздействие в «точке схождения» аргументации и интерпретации. Теория моральной истины сменяется эпистемологической рефлексией.

Априори конститутивная структура, в которой объединяются полагающая себя самость и навязывающая себя норма, отвечает на вызов скептицизма и редукционизма в диалогической коррекции. У истоков морали, по мнению П. Рикёра соотношение, существующее между «моральными положениями и антропологическими пресуппозициями». Рикёр обнаруживает, к примеру, идею «вменяемости», рассматриваемую не с точки зрения сотне-сенности с другими фигурами правоспособ­ности, но с собственным эпистемологическим содержанием. Рикёр вовсе не предполагает отыскать режим моральных истин, но ищет их для «антропологических пресуппозиций». Точно также для нужд научных пропозиций нет необходимости искать моральных оценок. Равенство и справедливость - это способность выносить суждения в сфере антропологических пропозиций. Рикёр предлагает обратит вни­мание на моральные диспозиции, предполагаю­щие доступ в истинностную сферу во всей широте. Новые эпистемологические стратегии делают акцент на научную деятельность как разновидность практики. Вопрос ставится в плоскости, где «понимание» пересекается с антропологическими интересами к истокам моральности, а через эти интересы - с этическими и моральными требованиями справедливости. В конечном счете, этот вопрос ставится на уровне «эпистемы», взятой во всем объеме своего проекта, совпадающего с проектом разума.

Ю. Хабермас часто напоминает о критике трансцендентального и диалектического способов обоснования со стороны «ортодоксов» прагматизма и представителей герменевтики в ХХ веке. Он согласен с метафилософской аргументацией Р. Рорти, в корне подрывающей прежние претензии философии, нашедшие свое обоснование и выражение у Канта [3, с. 15]. Фундаментализм философских теорий и сокрытый за ним абсолютизм притязаний Хабермас готов, вместе с Рорти, поставить под условие радикального сомнения. Однако выводы Р. Рорти из собственных утверждений вызывают у Хабермаса протест. «Ю. Хабермас восстанавливает весь «престиж» И. Канта, который вместо понятия субстанционального разума традиционной метафизики выдвинул понятие разума сугубо формального, но дифференцированного в своих моментах» [3, с. 16]. Отправляясь от этого разума, мы отказываемся от субстанциональной рацио­нальности,  но  сохраняем доверие  к рацио­нальности «процедуральной». Современная общефилософская и эпистемологическая ситуа­ция характеризуется сближением и взаимо­переходом теоретической и практической составляющей философии, познавательной деятельности и науки, что дает более глубокое понимание процесса взаимодействии филосо­фии и культуры. В этой связи представляют интерес многообразные детерминанты когни­тивной сферы и новые подходы к основаниям науки и проблеме рациональности. Так, лингвистической поворот в философии ХХ века инициировал ряд радикальных поворотов: герменевтический и аргументативный. Окон­чательный отказ трансцендентализма от класси­ческих способов философствования связан не только с отрицанием онтологического существа спекулятивных понятий и появлением чистой описательности трансцендентального метода, сколько с переводом трансцендентального анализа из сферы познавательного опыта в сферу познавательного диалога, то есть диалога, в котором возможно согласие по поводу спорных притязаний на значимость. В новом течении трансцендентализма - трансцен­дентальной прагматике - этот отказ вызван постановкой новой задачи - экспликации условий возможности нетавтологического рационального мышления в структуре комму­никативных процессов. Главным условием нетавтологического разума становится не описание его с помощью безразличных деонтологизированных ценностей, а логически-ценностная организация коммуникативной общности, то есть трансцендентальная возможность процесса аргументации. Выход в сферу коммуникаций, где рациональное мышление способно предстать нетавтоло­гичным по существу, сопровождается утверж­дением новой логической формы априорных понятий. Теперь они должны отвечать лишь за логическую структуру коммуникативных общностей, или «языковых игр», а не опыта или универсума. Если имеются в виду логические понятия   семантики,   то   они предполагают формирование коммуникативной теории истины и смысла в единстве синтаксических, семантических и прагматических аспектов. Отметим, что в новых, прагматически ориентированных, направлениях ставится новая задача - экспликации условий возможности рационального мышления. Главным условием разума признается логически-ценностная организация общности. Выход в сферу комму­никации сопровождается новой логической формой априорных понятий. Теперь они связаны с логической структурой «языковых игр». С современным философским дискурсом связано появление критической теории знания, которая окончательно отбрасывает иллюзию объективизма и предлагает новый тип рефлексии и эпистемологического анализа социальной и антропологической сфер. Данная теоретическая тенденция характерна для значимых концепций занятых разработкой «разумных» проектов реформирования со­циальной реальности, созданием теорий справедливости, как части общей теории рационального выбора и примирения «через публичное употребление разума».

 

  1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуника­тивное действие. - СПб.: Наука, 2000. - 380 с.
  2. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
  3. Семенов Н.С. Философские традиции Востока. - Минск: Европейский гуманитарный университет, 2004. - 304 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.