Важная роль в укреплении политической стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в Казахстане, безусловно, принадлежит средствам массовой информации. В них как в зеркале в полной мере отражаются все процессы и тенденции, происходящие в обществе, в том числе и в религиозной сфере. Большинство СМИ стремятся объективно, непредвзято освещать проблемы межконфессиональных отношений, участвуя в формировании общественного мнения и оказывая все большее влияние на внутреннюю политику государства. Они способствуют сохранению стабильных, толерантных межэтнических и межконфессиональных отношений, поиску взаимоприемлемых компромиссных решений, диалогу и консолидации общества.
В демократическом обществе СМИ реализуют право граждан на свободу слова и для них нет запретных тем, в том числе, и по проблемам религиозной жизни, религиозной свободы. В то же время, средства массовой информации должны руководствоваться «принципом политической корректности - принципом реального обеспечения каждому подлинной возможности самовыражения без нарушения прав и ущемления достоинства других лиц. Основываясь на принципе политкорректности, СМИ способны вытеснить из сознания людей стремление к агрессии, насилию, утвердить уважение прав личности, нравственность, взаимное дове-рие» [1]. Как посредники между политическими субъектами и объектами, СМИ должны быть проводниками правил корректного поведения, реализовать процедуры, не позволяющие никому отклоняться от цивилизованных форм решения социально-политических проблем.
Суть политкорректности состоит в том, чтобы «избегать использования слов и высказываний по отношению к определенным социальным группам или членам этих групп, которые считают или могут посчитать эти выражения оскорбительными для себя» [2]. Особенно это требование обязательно при освещении такой деликатной темы, как религия, затрагивающей сокровенные чувства верующих. На Западе избегают шуток по этническим и религиозным вопросам. Из соображений политкорректности в СМИ не печатаются анекдоты на эти темы. На постсоветском пространстве, том числе и в Казахстане, в печатных изданиях этнические анекдоты продолжают публиковаться. Не могут быть политкорректными шутки на религиозную тему. Нетематическое использование религиозных имен (Магомет, Иисус, Мекка и т.п.) также может затронуть религиозные чувства [3].
В освещении проблем межконфессиональных отношений журналисты должны избегать тенденциозности, односторонности в подборе материалов для публикаций, помнить о политических, морально-психологических последствиях своих публикаций. Гражданская позиция и профессиональный долг журналистов не позволяет им, с одной стороны, умалчивать проблемы в межконфессиональной сфере, с другой - не обострять их, не создавать образы «врага», негативные стереотипы, не навешивать ярлыки, клише, не допускать провокационные рассуждения, так как все это приводит к повышению уровня нетерпимости, агрессии, ксенофобии в обществе. Комментарии журналистов, экспертов должны способствовать формированию толерантного сознания и поведения казахстанцев.
Вместе с тем, есть и другие факты, свидетельствующие об игнорировании средствами массовой информации принципа политкорректности. Так, российский политолог С.Г.Кара-Мурза, обращая внимание на странную позицию СМИ, отмечает, что председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин опубликовал обращение к СМИ, в котором призвал их прекратить употреблять в отношениях чеченских экстремистов религиозные термины «шахид» и «воин Аллаха». Поскольку «использование этих понятий по отношению к террористам направлено на дискредитацию ислама. А эта тенденция очень опасна для российского многоконфессионального светского государства». Несмотря на это, многотиражные СМИ игнорировали этот призыв муфтия России. По мнению С.Г.Кара-Мурзы, за этим стоят важные политические цели и интересы, направленные против России.
Муфтий Чечни Ахмад Шамаев сказал о террористах-смертниках: «Коран категорически запрещает совершать подобные поступки мусульманами и тем более мусульманками. Запрещены они и чеченскими обычаями и традициями... Те, кто посылает мусульманок совершать подобные преступления, и род их будут прокляты Всевышним до скончания века».
Газеты один раз опубликовали эти обращения духовных лидеров, но потом ежедневно продолжали писать: «шахиды», «мусульмане» и т.д. [4]. Таким образом, С.Г.Кара-Мурза полагает, что определенные СМИ играют «роль катализатора межэтнической розни и этнического экстремизма».
Журналисты несут свою долю ответственности за создание толерантного климата в обществе. Осознавая это, казахстанские журналисты выработали для себя этические нормы, элементарные стандарты профессионального отношения к освещению проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений, отраженные в «Кодексе профессиональной этики», который подписали более 40 СМИ. Данный Кодекс призывает журналистов соблюдать основные принципы:
- - консолидации многонационального народа Казахстана как сообщества равноправных граждан страны;
- - уважения прав и основных свобод человека, независимо от его национальной принадлежности;
- - формирования атмосферы дружбы, мира и согласия;
- - уважения национального достоинства человека;
- - воздержания от любых форм подстрекательства, ведущих к разжиганию межнациональной розни, ненависти и дискриминации;
- - пресечения политических, идеологических и пропагандистских акций, разжигающих расовую и национальную вражду;
- - содействие формированию чувства гражданской ответственности, государственной идентичности и казахстанского патриотизма;
- - следование, прежде всего, интересам граждан, народа Казахстана;
- - содействие взаимопониманию, уважению и доверию между различными национальностями республики;
- - укрепление многолетней традиции межнационального согласия в Казахстане.[5]
Свой вклад в укрепление духовной толерантности, профилактику экстремизма и фанатизма через религиозное просвещение вносят масс медиа. СМИ благодаря объективной информации призваны просвещать народ в религиозных вопросах, устранять конфессиональное невежество - основу нетерпимости и фанатизма. Невежество и заблуждения, тем более, если они присущи большинству общества, - страшная разрушительная сила. Без знаний основ религии, особенностей ее истории развития, культуры, традиций, разных народов невозможно наладить взаимопонимание, диалог различных культур и показать пути решения конфликтов. И в этом важная роль отводится СМИ. Предоставляя информацию о культуре, традициях, ценностях, идеалах, стремлениях и потребностях других народов, СМИ способствуют ликвидации невежества и непонимания между ними, возникновению и укреплению общечеловеческой солидарности.
Журналист, освещающий проблемы межконфессиональных отношений, не может быть дилетантом в в данной теме, он должен хорошо разбираться в вопросах религии, ее истории, канонах, культе, а также современной религиозной обстановки в стране.
Именно СМИ доводят до широкой общественности информацию о современной религиозной ситуации в Казахстане, различных ее аспектах. По данным Комитета по делам религий Министерства юстиции РК, большинство населения Казахстана, составляют мусульмане - около 70 %, православные христиане - 25 %, представители других конфессий - 5 %. Доминирование ислама в Казахстане не препятствует полноценному функционированию других религий. За годы независимости количество религиозных объединений в республике выросло в целом в 6 раз. В Казахстане на данный момент проживают представители 130 этносов, принадлежащих 45 религиозным конфессиям. Зарегистрировано свыше 4 тысяч религиозных объединений (для сравнения: в 1990 году их было всего 670), из них 2441 - исламские, 293 - православные, 86 -католические, 1189 - протестантские, 27 -иудейские, 4 - буддийские.
Из иностранных миссионеров, которые находятся на территории РК, 8 - исламские, 33 - православные, 172 - католические, 133 -протестантские.
Религиозными объединениями выпускаются 35 периодических печатных изданий.[6]
Светский характер казахстанского государства создает равные возможности для деятельности всех религиозных общин и конфессий. Диалог культур и религий изначально имманентен Казахстану, который в течение веков находился на Великом шелковом пути, на перекрестке Востока и Запада, центра взаимодействия различных народов, культур и религий: шаманизма, тенгрианства, зороастризма, буддизма, манихейства, христианства, ислама. В результате религиозного многообразия многовековая культура казахского народа имеет открытый и толерантный характер. Именно об этом пишут, говорят и снимают казахстанские СМИ.
Учитывая силу и потенциал межкультурной и межрелигиозной коммуникации, по инициативе Президента Казахстана Н.Назарбаева в Астане, были проведены два съезда лидеров мировых и традиционных религий. В них приняли участие представители 29 религиозных конфессий, в том числе, ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма, синтоизма, даосизма и других. Цель этих представительных форумов - активизация поиска общечеловеческих ориентиров в мировых и традиционных религиях, а также создание постоянно действующего международного межконфессионального института для осуществления диалога цивилизаций и принятия согласованных решений.
Следует отметить, что межрелигиозный диалог основан на общечеловеческих ценностях, которые заложены во всех мировых и традиционных религиях. Каждая религия проповедует такие великие и непреходящие гуманистические ценности, как добро, мир, справедливость, милосердие, сострадание, истина, человеколюбие, терпимость, провозглашают бесценность человеческой жизни, достоинство личности. Главный смысл межрелигиозного общения делегат Съезда, буддиийский проповедник из Китая Цзямуян Лосанцзюмэй-Тудань-цюэцзинима лаконично выразил так: «Вместо конфронтации к коммуникации». В диалоге, в общении, добавил он, «мы должны на основе взаимного уважения относиться друг к другу как к равным, искать общее, сохраняя отличительное, углублять понимание и избегать недопонимания» [7].
В этой связи Президент Казахстана сформулировал принципы межконфессионального диалога в современном мире, которые в целом можно обозначить как принципы взаимопонимания. Их платформа такова: искать основу для диалога через божественное в человеке, а не через человека в божественном. На самом деле несовместимость многих религиозных доктрин обусловлена не божественным, а человеческим, и единство Бога, которое утверждают все мировые религии, отчетливо показывает это. Именно поэтому в современном межконфессиональном диалоге должен главенствовать древний принцип ненасилия в мыслях, словах и деяниях, сознательный отказ, от вторжения в чужие сакральные сферы [8].
В установлении эффективного межконфессионального диалога важна роль духовных лидеров, священнослужителей. Они должны вести разъяснительную, просветительскую работу среди широких слоев населения, особенно среди молодежи. Религиозные лидеры как духовные учителя и наставники должны культивировать гуманистические ценности, уважения человека, его взглядов и убеждений, вероисповедания. Они должны привлекать внимание властей, обращать общественное мнение на проблемы социального характера, такие как бедность, безработица, содействовать повышению уровня как общего, так и религиозного образования населения.
По мнению католического кардинала Йозефа Томко, священнослужители должны проповедовать не ненависть, а любовь, не чувство исключительности, а сострадания, не предрассудки, а объективность. Воспитатели и проповедники должны не строить барьеры, а наводить мосты. Сегодня очевидна связь между религиозным фанатизмом и экстремизмом, насилием и недостатками образования [9]. Религиозные лидеры должны оказать влияние на тех, кто проповедует войну, на руководителей агрессивных держав, объяснять им, что военные действия не являются лучшим вариантом решений. Между тем есть случаи, когда в отдельных странах религиозные деятели фактически проповедуют религиозную нетерпимость. Диалог между мусульманами, христианами, иудаистскими религиозными лидерами должен привести к более глубокому пониманию других взглядов, содействовать недопущению экстремизма и нетерпимости.
Межрелигиозный диалог - это стремление учиться понимать другого и при этом учиться лучше и глубже понимать самого себя. По этому поводу В.Соловьев сказал: «Настоящая задача не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, опознать и усвоить положительную сущность чужого духа и нравственно соединиться с ним во имя высшей всемирной истины. Необходимо примирение по существу; существо же примирения есть Бог, и истинное примирение в том, чтобы не по-человечески, а «по-божьи» отнестись к противнику» [10].
В то же время отсутствие межконфессионального диалога ведет к непониманию, напряженности, конфронтации, вражде, экстремизму, терроризму и другим видам насилия. Эти злодеяния прикрываются религией, религиозными лозунгами, не имеющие никакого отношения к подлинной вере, но представляющие серьезную угрозу для мирной созидательной жизни.
Итак, совместные усилия государства, церкви и СМИ в деле налаживания диалога и взаимопонимания - одно из условий укрепления мира и стабильности, согласия и консолидации общества. Общечеловеческая формула мира -единство в многообразии, многонациональности, многоконфессиональности.
Литература
- СМ.: Политкорректность в СМИ Казахстана: поиск гармонии. - Алматы: «Әділ сөз», 2007. - С 26.
- Там же. - С. 22.
- Там же. - С. 23.
- См.: Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. - М.,2007. - С. 676.
- Шаукенова З.К. СМИ и общественный интерес к проблеме этничности // Роль средств массовой информации в развитии межэтнической гармонии в Казахстане. - Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы: Центр гуманитарных исследований, 2003. - С. 117 -118.
- Мухашов А. Согласие религий - стабильность страны // Казахстанская правда, 19 декабря 2008 года.
- Казахстанская правда, 26 сентября 2003 г.
- Казахстанская правда, 27 сентября 2006 г.
- Казахстанская правда, 27 сентября 2006 г.
- Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. - Т. 2. -М., 1990. - С. 316.