Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Тюркское манихейство как феномен средневековой культурной традиции на территории Центральной Азии

Территория Центральной Азии и, в частности, Казахстана была местом постоянных культурных взаимодействий, начиная, пожалуй, с эпохи бронзы, когда диффундировали техно­логия бронзовой металлургии, появление бое­вой колесницы и т.д. В более поздний период через территорию Центральной Азии проходили трассы Великого шелкового пути, торговля по которым имела огромное значение для межцивилизационного взаимодействия. Во-первых, происходил обмен материальными ценностями. Народы Великой Степи впитывали, перенимали идеи и достижения земледель­ческих цивилизаций, внося в сокровищницу мировой культуры и свои достижения: пере­носное жилище, седло и стремена, искусство верхового боя, изделия из войлока, кожи, золота, серебра. Во-вторых, перевозки по торговым путям облегчали распространение религиозных и культурных традиций. В-третьих, торговля на дальние расстояния усиливала кочевые народы Центральной Азии, начинав­шие оказывать политическое влияние на осед­лые народы.

На территории Казахстана в эпоху раннего средневековья    синхронно сосуществовали, постоянно взаимодействуя и взаимно обога­щаясь, различные религиозные конфессии. В частности, в результате тесных экономических и культурных взаимодействий кочевых тюркских народов с оседло-земледельческой иранской культурой формируется такой религиозно-мировоззренческий феномен, как тюркское манихейство. На всем протяжении Великого Шелкового пути манихейская проповедь распространялась по маршрутам следования купцов, ремесленников и миссио­неров. Религиозной столицей манихейства в Западно-тюркском и Тюргешском каганатах был Талас. Распространение на территории Казахстана манихейства в 6-8 вв. было связано с активной внешнеторговой и миссионерской деятельностью Согда. Среди согдийцев сильные позиции занимала манихейская община. Так, Абу Рейхан Бируни писал: «Что касается внемусульманского мира, то веру в Мани и его учение исповедует большинство восточных тюрков, обитатели Китая, Тибета и части Индии [1, с. 213]. На западе после 8 века манихейские общины оставались в северной Африке, Испании, Франции и на Балканах.

Существует   множество письменных свидетельств и археологических находок, свидетельствующих о распространении мани­хейства у тюркоязычных народов средневе­ковья. Как отмечает С.Г. Кляшторный, судя по указанию в тюрко-манихейской «Священной книге двух основ», совершалась проповедь для распространения манихейства в стране «народа он-ок» (имеются в виду десять тюргешских стрел-племён) [2, с.66]. В Казахстане, как пишет С.Г. Кляшторный, Таласская и Чуйская долины являлись основными районами сложения и расцвета тюркского манихейства [3, с. 353]. О разветвлённой структуре манихейства можно судить по найденному турфанскому документу, согласно которому в манихейской церкви должно быть 360 домоправителей-махыстак («пресвитер», третий ранг в церковной иерархии), руководителей местных общин [4, с. 202]. Известно, что ещё с середины 7 века Прииртышье было занято племенами кимеков, принявших манихейство [5, с. 111]., а каган Ару (тюрко-манихейское Arig «чистый») вместе с манихейскими племенами чигиль и чомул какое-то время жил в долине Синего Иртыша. Поэтому совершенно не случайно господст­вующей религией Уйгурского каганата стано­вится именно манихейство. Напомним, что Уйгурский каганат явился одним из основных преемников II Восточно-тюркского каганата.

Остатки манихейства сохранились до современности у саяно-алтайских тюрков, а также у хантов, селькупов, кетов и эвенков. Алтайские бурханисты прямо указывают на «людей в белых одеждах», приезжавших на Алтай и учивших народ верить в единого Бога. Манихейскими являются хакасские нагорные общественные моления Небу, происходившие без участия шаманов, моления в гротах, ночные бдения в пещерах [4, с. 186]. О манихействе говорится в таких текстах, как «Священные книги двух основ», а также в больших древнетюркских рунических надписях Северной Монголии.

Согласно письменным свидетельствам, Александр Македонский приказал возвести в манихейской стране Аргу крепость Чигиль. С тех пор тюрки, приходившие сюда, стали называться чигилями. Манихейцами стали именовать и других тюрков-кочевников от Амударьи до Китая, перенявших чигильский вид (длиннополую белую одежду). Существует предположение, что выражение «длиннополые» было тюркским названием всех манихейцев [6, с. 27]. Интересна этимология термина «чигиль», связанная с обозначением в персидском языке природной грязи (по преданию, А. Македонский приказал возвести укрепление, когда проливные дожди залили дорогу, и она стала грязной: «Что за грязь, мы никак не избавимся от нее?!» [2, 374]). Следует предположить, что такая этимологическая связь не случайна. Ведь грязь в мифологических представлениях древних обществ - это, в частности, символ хаоса. По мнению Ю.А. Зуева, грязь в манихействе является материальным элементом всякого творения в области смешения Света и Мрака. Стремление к избавлению от грязи подразу­мевает освобождение Души из уз Материи, от грязи, оскверняющей чистоту Света. «Постоян­ное очищение от скверны Материи и Мрака составляет содержание всего процесса возне­сения души к царству Света» [6, с. 26]. Мир человеческого общества - это дуалистический мир смешения частиц Света и Мрака. Человек в манихействе есть творение Тьмы (материи), которая заключила душу - искру света - в оковы плоти. Следовательно, человеческая сущность также дуалистична и состоит из двух противоположных начал - материального и духовного, темного и светлого, доброго и злого. Первоначальная задача сил Света заключается в осуществлении изначального разделения частиц Света и Мрака, тогда как воины Мрака стремятся не допустить этого, сохранить мир Смешения как область своего завоевания. Согласно манихейству, в человеческом общест­ве силы Света и Мрака ведут непрерывную борьбу за обладание светлыми частицами человеческой души [7, с. 34].

Согласно учению Мани, в мире существует одна истина (свет), которую локально возвещали три апостола - Будда на востоке, Заратуштра в Иране, Иисус Христос - на западе. Поэтому буддизм, зороастризм и христианство - локальные вероучения. Свет же истины Мани целостен, абсолютен, совершенен и универ­сален. В манихействе присутствует все рацио­нальное и приемлемое с позиции новой доктрины из названных религий, а также учитываются местные тюркские культы. Отли­чительная черта манихейства - демокра­тичность и мифопоэтичность изложения, помогавшие в продвижении этой религии на восток среди тюркских народов.

При анализе и сопоставлении тенгрианского и манихейского вероучений напрашивается целый ряд аналогий, свидетельствующих о синкретизме и взаимодействии данных религий.

Известно, что важнейшим онтологическим принципом манихейства является дуализм двух противоборствующих начал мира - Света (истины) и Тьмы (лжи), добра и зла. Такой дуализм проявляется также и в бинарности языковых конструкций, и в амбивалентности человеческого тела [8, с. 156]. Данная дуа­листическая концепция сосуществования Света и Тьмы сопоставима с дуализмом Добра и Зла в тенгрианстве,  олицетворяющимся противопо­ставлением каганского (небесного) и катунского (земного) родов у древних тюрков, которые в своем союзе противостоят в качестве Мирового Порядка Хаосу. Кроме того, весь мир тюркского шаманства разделен на добрых и злых духов, находящихся в постоянном антагонизме.

В манихейском тексте «Кефалайа» гово­рится о существовании пяти стихий - воинов Света, вступивших в битву со стихиями-антиподобиями. В названии данных стихий присутствует упоминание Тенгри (бог легкого ветра tintura tengri, бог ветра живого jel tengri, бог света живого jaruq tengri, бог воды suv tengri, бог огня ot tengri) [4, 187]. Кроме того, Бог Луны (властитель, воскресающий мертвых) обозначается тюркским термином aj tengri, а обладание мудрым знанием как bilge bilig. Все это, несомненно, свидетельствует о смешении в тюркской мировоззренческой культуре мани-хейской и тенгрианской традиций.

В манихейской религиозной системе существовало представление об обители чис­того Воздуха и Человека Совершенного, куда поднимается праведная душа после смерти земного человека - так называемом Столпе славы [4, с. 194]. В данном случае определенно напрашиваются параллели с представлениями о Древе жизни, Млечном пути, который в древнетюркской культуре обозначается как Тор, или торная дорога. Отсюда Ак-тор - предок кыпчаков, торе - высшая каста чингизидов, Торлук, обладатель Пути, тор, почетное место в юрте, как начало пути самого уважаемого и старшего, имеющего близкую связь с миром богов и предков. Все это - обозначение в древнетюркской культуре пути Истины, пути, по которому душа смертного отправляется для очищения в загробный мир к Луне (молочному озеру), где и происходит очищение души. Затем душа (кут) возвращается обратно через Древо жизни / Млечный путь к богине-матери рода тюрков Умай, наделяющей свою избранницу кутом (ребенком).

Неотъемлемой частью манихейской религии было идолопоклонство. Человеко­подобные идолы считались воплощением и символами божественных светил Солнца и Луны, последних станций на пути к Свету -Раю. Как пишет Бируни, «к этому же верованию (идолопоклонству) склоняется и Мани, когда говорит: «Люди (других религий) порицают нас за то, что мы поклоняемся Солнцу и Луне, и воздвигаем их изображения в качестве идолов, ибо они не ведают их подлинной сущности, а именно того, что они являются нашими путями и вратами в мир нашего бытия» [9, с. 479]. В то же время жители Бухары поклонялись идолам (бут параст буданд). По приказу царя выре­зались и раскрашивались деревянные фигурки (бут - «кумир», «идол»), предназначенный для продажи на лунном базаре. Можно предположить, что в результате взаимодействия манихейства и местной тенгрианской традиции в древнетюркской культуре появляется кано­ничное представление о каменных человеко­подобных изваяниях как воплощениях Богов Солнца и Луны. Кроме того, изображение в манихействе каменного идола (бут параст) находит реализацию в древнетюркском пантеоне богов как Буд-Тенгри, выступающий в качестве первопредка - каменного фалла, устанавливаемого в Отюкенской черни, земле тюрков-широв (катунско-царицынский род древних тюрков), как символ соединения каганского и катунского родов, созидателей государства древних тюрков [10, с. 98-103].

В тюрко-манихейской молитве «Хуас-туанифт» упоминается соблюдение ритуала, связанного с культом ветра. В тюркском шаманизме ветер - jilvi - jilbi - jelbi пред­ставляет собой сакральную силу, благодаря которой шаман получает дар, единую силу духов-помощников, сливающуюся с личностью шамана. В генеалогическом мифе древних тюрков предок тюрков был отмечен дуновением ветра, мог вызывать ветер и дождь. У алтайцев и якутов термин jelbir (ср. jelbi) обозначал ритуал призывания духов-помощников шамана [11, с. 23]. Рядом с шаманским тюркским термином jelbi соседствуют религиозные манихейские термины turug «чистый» и jenchu «жемчуг». В данном случае можно сделать вывод, что шаманский тюркский ритуал мирно уживался с манихейским вероучением.

Примечательно, что культ льва как артефакт манихейской религиозной системы имел место и у тюркских племен, в то время как данный представитель животного мира не был известен в фауне Семиречья и большей части Центральной Азии. Появление в древне-тюркской культуре обозначения льва имело ярко выраженную религиозную символику, и было связано с принятием манихейства. Обла­датель манихейского по содержанию имени-сана Арслан объединял в себе духовную и светскую власть.

Изображение льва как символа чигилей, «носивших долгополую одежду», в Таласе, монеты тюргешского времени с изображением льва, оттиски льва на дастархане, а также на донной части поливной чаши [4, с. 193] - все это является подтверждением тюрко-иранского синтеза на почве древнетюркской культуры.

В манихейской традиции символическим образом дракона служит свисающая виноград­ная гроздь. Манихеи оказывали почтение растениям из-за большого содержания в них частиц света. По этой причине растительный орнамент был характерен для книжно-иллюст­ративной живописи и настенных рукописей манихеев. Манихейские сюжеты в живописи Турфанской галерее, храмовой настенной живописи в Пенджикенте находят параллели в таласской живописи с растительным орнамен­том. Изображение креста со стилизованными растительными символами в его створах на керамических плитках настенной облицовки в Таласе является манихейским символом Света. Эти стихии света были распяты и связаны в материальном мире. Свет, «распятый» в растениях, ассоциировался с распятым на древе крестом Иисуса и являлся христианским слоем в манихействе. Сама падающая виноградная гроздь отражает одно из состояний мани-хейского дракона Тьмы [4, с. 192]. Данная манихейская символика встречается в элементах настенной живописи и на территории Казах­стана, что также свидетельствует о проник­новении манихейства в тюркскую культуру.

Манихейство являлось одной из религиоз­ных систем, занимавших значительное место в историко-культурной жизни многих народов Центральной Азии. Следует помнить, что, манихейство, являясь демократичным в своей основе, распространяясь среди племен Цент­ральной Азии, ориентировалось на пользовав­шиеся наибольшим влиянием местные рели­гиозные культы и. успешно адаптировалось к автохтонным религиозным верованиям и традициям. Утверждаясь на территории средне­векового Казахстана, манихейство включало в свою систему элементы тюркского шаманизма.

Таким образом, учитывая распространение манихейского учения, активно взаимодей­ствующего в Центральной Азии с тюркским мировоззрением, можно говорить о форми­ровании такого феномена, как тюркское мани­хейство, которое впоследствии способствовало оформлению  древнетюркского тенгрианского пантеона богов.

 

Литература

  1. Бируни Лбу Рейхан. Памятники минувших поколений // Избранные произведения. Т. 1. Ташкент, 1957.
  2.  Махмуд Кашгарий. Девони луготит турк. Т. 1. Ташкент, 1960.
  3. Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 1992.
  4.  Зуев Ю.Л. Ранние тюрки. Очерки истории и идеологии. Ллматы, 2002.
  5.  Кумеков Б.Е. Государство кимаков 9-11 вв. по арабским источникам. Ллма-Лта, 1972.
  6.  Зуев Ю.Л. Манихейское святилище под Таразом // Известия НЛН РК. Серия общественная. 2004. - № 4. -С. 26-28.
  7.  Торланбаева К.У. Свидетельства о распространении манихейства в Центральной Азии // Известия НЛН РК. Серия общественных наук. 2008. -№ 2. - С. 32-39.
  8. Орынбеков М.С. Генезис религиозности в Казахстане. Ллматы, 2005.
  9. Бируни Лбу Рейхан. Индия // Избранные произведения. Т.2. Ташкент, 1963. 
  10. Зуев Ю.Л., Лгелеуов Г.Е. Буд-Тенгри -божество-прародитель древних тюрков // Культурные контексты Казахстана. Ллматы, 1998.
  11. Потапов Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманизма // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.