Интерес к истории кочевого общества, его самобытной материальной и духовной культуре не ослабевает. Свидетельством тому являются, многочисленные исследования ученых -обществоведов, в которых на основе анализа различных по содержанию источников раскрываются новые грани социальной действительности и качественные стороны кочевого общества [1, 65 с.].
При оценке событий и явлений исторического прошлого культуры необходимо брать ценное, гуманное активно способствующие формированию общечеловеческого, веками выработанного аксиологического поведения. Очень точно на этот счет выразились в свое время идеологи марксизма " если человек черпает все свои знания, ощущения и прочее из известного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремится к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами [2, 31 с.]. Действительно, общечеловеческая культура сложилась на почве традиций и обычаев народов. Глубоко и разносторонне исследуя ее, мы должны повсеместно и широко пропагандировать лучшие образцы прогрессивной традиции и гуманистические элементы, обладающие приоритетом в общечеловеческой культуре, национальная культура должна, умело использовать демократические образцы старых традиций при формировании мировоззрения.
Обычное казахское право явилось определенной социальной ценностью в предметно -практической деятельности кочевников, так как отражало дух и мировоззренческие аспекты народной жизни.
В свое время Ч. Валиханов обратил внимание на демократизм и гуманизм обычного казахского права. Исследуя правовые институты, он высказывал суждения, имеющие общетеоретическое значение для исследователей политико-правового строя кочевого общества казахов: обычное право киргиз по той же аналогии высшего развития с низшем, на которое мы так любим, ссылаться, имеет более гуманных сторон, чем законодательство, например, мусульманское, Китайское, и русское по Русской правде. В киргизских законах нет тех предупредительных и устрашающих мер которыми наполнены и новейшие европейские кодексы. У киргиз телесные наказания никогда не существовали. А законы правовые, по которым члены рода ответствуют за своего родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы" [3, 94 с.].
Ч. Валиханов высоко оценивает этнические особенности своего народа: При этом казахский культуровед делает и справедливое замечание относительно европоцентризма: «В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспорядочных дикарей. Понятие о кочевом монголе или киргизе тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказания - письменные или изустные. К числу первых принадлежат монголы и зюнгары, а к числу вторых - кочевые орды монголо-тюркского корня. Степной ордынец - киргиз стоит морально, по своим умственным способностям, гораздо выше оседлого простолюдина татарина или турка. Склонность к поэзии, особенно к импровизации, отличает все кочевые расы... Влияние ли беззаботной кочевой жизни или постоянное созерцание природы, всегда открытого звёздного неба и беспредельных и зелёных степей были причиною к поэтическому и умозрительному расположению духа этих степных кочевников - нам нет нужды знать: решение этого вопроса предоставляем ученым, наблюдающим природу, её влияние на человека и следствия этого влияния. Мы же представим только факты и данные» [4, 304 с.].
Ч. Валиханов прекрасно понимал, что бедствия казахов, киргизов, уйгуров, дунган связаны не с этническими особенностями русских, китайцев, англичан и т.д. Дело в системе подавления народной свободы и сложившихся естественных механизмах взаимного сотрудничества и согласия. Как подчеркивает известный исследователь творчества Ч. Валиханова О.А. Сегизбаев, он справедливо возражал против навязывания культурных стандартов одних народов другим. Так, например, он решительно выступил против попыток российского правительства механически осуществлять в Казахстане второй половины XIX века правосудие по канонам русского суда по «Русской Правде». Он совершенно справедливо доказывал, что этого делать нельзя по той простой причине, что у казахов нет многих видов преступлений, порождаемых специфическими условиями России, но зато имеют место такие преступные проявления, о которых российское правосудие просто ничего не знает. Например, преступления, связанные с барымтой (насильственным угоном чужого скота по разным причинам), нарушение традиционных порядков уплаты калыма, кражи невест без соблюдения веками закрепленных обычаев и т.д., наказание за которые никак не могли быть предусмотрены российским законодательством [5, 234 с.].
В национальном самосознании казахов ключевую роль играл анимизм: предметы мира живы, одушевлены. Поэтому им нельзя причинять боль: нельзя осквернять огонь и воду, топтать траву, резать хлеб ножом и т.д. Но кроме чувственной стороны каждый предмет обладает и символической формой, он символ, знак, «тень» другого, недоступного обыденному видению и пониманию. Познать - означает истолковать эти связи. Поэтому отправление обрядов и означало у древних казахов познание. Выражение «ырымшыл казак» (обрядолюбивый казах) достаточно метко характеризовало психологические особенности казахского этноса. Все сказанное имеет отношение и к казахским биям. Их в казахской степи было немало. Они были разного масштаба — местного (аульного), регионального, родового, племенного и так далее. Чокан Валиханов свидетельствует: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность». Будущие бии учились в восточных медресе в Хиве, Бухаре, Самарканде. Из поколения в поколение они передавали юридические знания, Именно духовность в ее внутренних скрытых формах аккумулировала в себе самостоятельность, специфику и самобытность народа. К примеру, о том что вербальные формы коммуникаций кочевого общества имеют самобытный, своеобразный характер не являются сейчас чем то новым, но непонятным является феноменом казахского права как часть культуры. Таким образом, исследования ценностного содержания казахского права -явление сравнительно новое.
Духовность народа близка и применима к областям норм и обычаев, ценностей и форм поведения. Как известно жизнь казахов строилась на основе безоговорочного подчинения устоявшимся правилам, строгой регламентацией отношений между людьми, верности традициям предков, соблюдении обычаев, обрядов предписаний. Многие, из которых, возвращаясь к сказанному, отличались гуманизмом отражая при этом конкретные факты социальной действительности казахского общества. Остановимся на некоторых институтах обычного казахского права.
Обычное казахское право санкционировало строгое соблюдение принципа родовой экзогамии, то есть. нормативного запрещения вступает в брак с близкими по крови родственниками по восходящей и нисходящей прямой линии. Это требование непосредственно связано с проблемой нравственного порядка и заботой о здоровом, полноценном потомстве. В материалах по казахскому обычному праву, опубликованных Семипалатинским областным статистическим комитетом в 1886 г., записано: ".. как в древнее время брак запрещался между родственниками до седьмого колена включительно..," [5, 210 с.] или, к примеру в записи русских исследователей справедливо отмечалось, что казахи "в выборе жен соблюдают самые отдаленные линии родства и не позволяется брать жену из одного с собою родового отделения" [6, 210 с.]. Нарушившие экзогамное табу виновные стороны подвергались суровому осуждению и наказанию, а при наличии смягчающих обстоятельств они изгонялись из рода.
Данный запрет, санкционированный в обычном казахском праве причислен к числу наиболее прогрессивных так как актуален и ныне, поскольку получил правовое закрепление в Законе о семье и браке [7, 6 с.] (от 1 сентября 2000г.) в статье 11 пункте 2; не допускается заключение брака между: прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющих общих отца и мать.
Целью Республики Казахстан признано построение демократического правового государства и гражданского общества. Об этом заявлено и в Послании Президента Н.А. Назарбаева казахстанскому народу. Права человека - это неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения. Права человека являются основным понятием естественного и всякого права в целом. Они объемлют гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права целых общностей (дети, женщины, национальные меньшинства, народы и т. д.). Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав человека обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права человека).
Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и форм отношений, в результате которых формировались определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочивать процесс взаимодействия людей. Каждый человек имеет притязания на определенный объем материальных и духовных благ, получению которых должны содействовать общество и государство, причем объем этих благ исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага, которыми наделялся индивид, могут быть названы правами человека.
В мусульманской цивилизации, в основе которой находится религия ислама, целью регламентации поведения индивида является обеспечение интересов «правоверных», ислама в целом. Человек, противопоставивший себя этому целому, становился отступником от ислама, подвергался тяжким наказаниям. Мусульманское право носило религиозный характер, и поэтому осуществление его норм становилось в глазах «правоверных» религиозной обязанностью. Мусульманское право было призвано детально регулировать не только внешнее поведение мусульман, но и лежащую в основе его постулатов внутреннюю мотивацию. Это определяет добровольное, сознательное подчинение индивида общности, основанной на предписаниях ислама, который является одновременно и «верой в государство». Выдвижение идеи прав человека как его притязаний к власти в контексте исламской культуры означало бы посягательство на незыблемость религиозных установлений.
В РК признается идеологическое и политическое многообразие, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий. Кроме того, в соответствии с Конституцией РК общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений (ст. 5).
Для реализации даных конституционных положений были приняты важнейшие законодательные акты - это Законы РК «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». В соответствии с данными законодательными актами общественными объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.
Наше общество достаточно долго жило своей, отделенной от мира жизнью. Сегодня же мы должны внимательно присмотреться к международному опыту, в том числе и в вопросах обеспечения свободы СМИ.
Если обратиться к международному опыту, то можно отметить, что для журналиста необходимо максимально четко информировать общество о том, что признается им профессиональными нормами.
Что должно быть в этих нормах и правилах? Мировая практика (обобщаю уже переведенное и опубликованное) свидетельствует: журналисты-профессионалы, в первую очередь, должны четко придерживаться принципа законности способа получения им информации: она должна быть получена законным и честным путем.
Сегодня в Казахстане существует множество противоречий в создании системы гарантий свободы мнений, прежде всего законодательных. Однако несмотря на данные противоречия в нашем обществе наблюдается множество позитивных изменений в сфере обеспечения свободы мнений. Здесь следует отметить, что реализации естественных прав и свобод человека и граждан - это дело не одного дня. Так, формирование современных демократических государств осуществлялось в течении длительного времени. На этом пути встречалось множество трудностей, были взлеты и падения. Поэтому важно отметить, что свобода мысли и слова не реализуется сразу же после законодательного их провозглашения. Демократии и плюрализму общество должно учиться постепенно. Начавшиеся процессы реализации свободы мнений обусловили необратимость демократизации казахстанского общества, что является важнейшим требованием создания стабильного перманентно развивающегося государства и плюралистического общества.
Литература
- Зиманов С.З. Россия и Букеевское ханство. -Алматы, 1982. - 269 с.
- Кшибеков Д. Кочевое общество; генезис, развития. -Алматы, 1984. - 354 с.
- Валиханов Ч. Ч. Записка о судебной реформе //Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в 5-ти т.- Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. - Т.4. - С. 77-104
- Валиханов Ч.Ч. [Заметки по истории южносибирских племен] // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. - Т.1. - С. 294-305.
- Сегизбаев О.А. Казахская философия в XV -начала XX вв. - Алматы: Гытым, 1996. - 472 с.
- Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники. - Л.1983. - С.
- Закон о семье и браке от 1-го января 2000 г.