Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Межэтническая толерантность: теоретико-правовые основы

Статья посвящена анализу становления и развития межэтнической толерантности как фактора нацио­нального единства и общественного согласия в Республике Казахстан. Анализ данного вопроса позво­лил установить теоретико-правовые основы модели межэтнической толерантности в современном ка­захстанском обществе. Показана роль Ассамблеи народа Казахстана как института достижения межэтнического и межконфессионального согласия. Ассамблея народа Казахстана — инструмент гражданской интеграции населения с целью сохранения, укрепления национального единства, толе­рантности и межконфессионального согласия.

Глобализация — одно из определяющих понятий наступившего XXI в. Это неотвратимый и не зависящий от нашей воли и желания процесс развития человечества, который имеет как положитель­ные, так и отрицательные стороны. Процессы глобализации в современном мире привели к вовлече­нию в межкультурную коммуникацию огромных масс людей, принадлежащих к различным геогра­фическим и культурным ареалам, социальным и профессиональным кругам. Различия норм и стерео­типов поведения становятся почвой для непонимания и конфликтов, в основе которых лежит отсут­ствие толерантности в обществе. Лишь при соблюдении принципов толерантности не будет наблю­даться конфликтов и противоречий на религиозной, расовой, национальной основе.

Толерантность — ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние де­сятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено особым смыслом, основанным на общей изначальной сути дан­ного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечест­ва, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый дру­гому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от домини­рования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верова­ний и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферент­ности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает вза­имность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным ком­понентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям дру­гих людей. Наиболее точное определение понятия «толерантность» дано в «Декларации принципов толерантности», согласно которой толерантность означает «уважение, принятие и правильное пони­мание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов прояв­лений человеческой индивидуальности» [1]. Этническая толерантность понимается современными учеными не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или нейтрального отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе.

Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходя­щей ныне глобализации. Под ее воздействием мир становится все более целостным. Одним из основ­ных направлений внутренней политики современных государств является обеспечение мира и согла­сия среди населения. По мнению Е.Л.Тугжанова, становление и развитие модели межэтнической то­лерантности в Республике Казахстан прошло ряд этапов.

Первый этап охватывает период с 1989 по 1995 гг. Характеризуется от начала создания этно­культурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстан­ской модели в результате принятия Конституции 1995 г. и создания Ассамблеи народа Казахстана.

Второй этап — с 1995 по 2002 гг. Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан обеспе­чена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут прин­ципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений.

Третий этап — с 2002 по 2007 гг. — включает в себя политику по формированию казахстан­ской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов: Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 г., Госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 гг. реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.

Четвертый этап начался в 2007 г. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, укреплением национального единства народа Казахстана и общественного согласия, сохранением государственности и независимости [2; 186].

Казахстан, втянутый в глобальную орбиту поиска универсальной модели многонационального и многоконфессионального взаимодействия, стал автором своей собственной, ставшей узнаваемой в мировом сообществе модели толерантного и гармоничного общества и заложил основу дальнейше­го совершенствования общественных отношений на базе гражданского мира и согласия. Путь, прой­денный Казахстаном за годы своей независимости, представляет собой уникальное явление и систему взаимодействия населяющих его народов. Казахстан стал особенной страной, включающей все мультикультурное многообразие с единым цивилизационным устремлением жить в мире и согласии, раз­виваться, быть защищенным от социальных бед, строить счастливое будущее для своих потомков. При этом одним из главных факторов, повлиявших на эффективность модели согласия, стал казах­станский менталитет, который характеризуется неприятием обособленности и националистических крайностей. Длительный опыт культурных контактов представителей разных этносов помог вырабо­тать сходные культурные ориентации у большинства населения страны и создать атмосферу межэт­нической толерантности и взаимоуважения. Необходимо принимать во внимание, что сложившийся менталитет сбережен и развит благодаря действию в стране взвешенной этнонациональной политики. Она выстроена на стремлении к межэтническому взаимодействию, общественной стабильности, за­щите прав и свобод человека, верховенству закона. В этих рамках обеспечена безопасность сущест­вования всех этносов, созданы и условия для развития религиозных течений, а также необходимые правовые основы, препятствующие распространению нетерпимости и экстремизма.

Сегодня Республика Казахстан — один из успешных образцов применения принципа толерант­ности в социокультурном измерении, где мирно и стабильно проживают представители 140 этносов, принадлежащих 17 религиозным конфессиям. В научно-теоретическом и общественно-политическом плане выработана формула казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия Президента Н.А.Назарбаева. Ее презентация состоялась на уровне ОБСЕ, а также в ООН, с участием Генерального секретаря Пан Ги Муна. Введен специальный учебный курс «Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия» на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова для студентов вузов Российской Федерации.

Базовые черты модели таковы: высочайший уровень развития институтов гражданского общест­ва в этнической сфере; развитая система институализации диалога с государством; общественный и политический статус и реальное равенство перед законом представителей всех этнических групп; га­рантированное представительство интересов этносов и вовлечение их в общественно-политический процесс на высшем уровне государственной власти и Парламента; деполитизация межэтнических вопросов и запрет на действия, способные повлиять на межэтническое согласие. Вот ключевые фак­торы успеха государственной национальной политики. Этот опыт, как показывает практика, востре­бован. Только в 2011 г. с целью ознакомления с нашей моделью толерантности в Казахстан приезжа­ли представители 14 государств — США, Великобритании, Франции, Китая, Нидерландов, ФРГ и других.

В полиэтничном и поликонфессиональном Казахстане этнический и религиозный мир, толе­рантность были и остаются главными условиями стабильности, социально-экономического прогресса и процветания. Поэтому эти вопросы стали основополагающими конституционными принципами, отраженными в нормах нашего Основного Закона [3]. Конституция Казахстана изначально закрепила положение, которое неукоснительно соблюдается, о запрещении какой-либо дискриминации по при­знакам расы, национальности, по отношению к языку, религии (ст. 14). Президентом страны на заре независимости была своевременно выстроена четкая политика в сфере межэтнических и межконфес­сиональных отношений. В 1995 г. создан и впоследствии, в 2007 г. (Конституция Республики Казах­стан 1995 г., с изм. от 21.05.2007 г. №254-III ЗРК), конституционно закреплен специальный орган — Ассамблея народа Казахстана, представляющий и последовательно отстаивающий интересы предста­вителей всех этнических общностей страны. И не случайно к опыту работы Ассамблеи сегодня про­являют все больший интерес многие международные государственные институты и неправительст­венные организации.

В Казахстане изначально уделялось особое внимание выработке оптимальной формы правового регулирования вопросов межэтнических взаимоотношений: преамбула Конституции начинается со слов: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государствен­ность на исконной казахской земле...» (Конституция Республики Казахстан 1995 г., с изм. от 02.02.2011 г. №403-IV ЗРК). Так, в Конституции Республики Казахстан вопросам межнациональ­ного согласия посвящен целый ряд статей, где подчеркивается, что любые действия, способные на­рушить межнациональное согласие, признаются неконституционными (п. 2 ст. 39).

Наша республика является уникальной по своему этническому разнообразию, которое является следствием особенностей исторического развития республики. Так, только советский период был от­мечен многочисленными миграциями на территорию Казахстана из всех республик, депортацией и насильственными переселениями, оргнаборами для строительства гигантов индустрии, передислока­цией предприятий и рабочей силы, эвакуацией огромных людских ресурсов в годы войны, трудовы­ми миграциями во время целинной эпопеи и т.д. В настоящее время нашу страну населяют предста­вители 140 этносов. Доминирующими национальностями в республике являются казахи и русские. Они составляют 86,9 % в этнической структуре Казахстана: доля казахов — 64,55 %, русских — 22,35 %. Следующими многочисленными этносами являются узбеки, доля которых в общей числен­ности населения составляет 2,96 %, украинцы — 1,88, уйгуры — 1,42, татары — 1,22, немцы — 1,08, другие этносы — 4,53 % [4; 27].

Вопросы межэтнических отношений очень тесно переплетаются с межконфессиональными от­ношениями, потому что исторически сложилось так, что сторонниками тех или иных вероисповеда­ний являются и представители определенных этносов. Казахстан является многоконфессиональной страной. Как известно, по состоянию на 1 января 2011 г. в стране действовало 4551 религиозное объ­единение. После перерегистрации, завершившейся 25 октября 2012 г., их численность снизилась до 3088. Перерегистрация позволила уточнить вероисповедную принадлежность многих общин. На ос­нове работы экспертов была предложена новая классификация религиозных объединений. Если ранее в стране насчитывалось 46 конфессий, то теперь их число составляет 17 [5]. Казахстан — светская страна. Этот факт закреплен в Конституции и подразумевает отделение государства от религии. Од­нако характерную для классической модели светского государства нейтральность ко всем религиям не следует понимать слишком буквально. Терпимость «распространяется» ровно до тех пор, пока в стремлении к свободе совести верующие не начинают ущемлять права и свободы других граждан. Поползновения, затрагивающие основополагающие принципы правового государства, должны пре­секаться. Концепция светскости позволяет нашей республике успешно соблюдать баланс интересов между верующими и неверующими гражданами, сохранять межконфессиональный мир и согласие в казахстанском обществе. В Законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религи­озных объединениях» четко прописано, что каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений (п. 6 ст. 3) [6]. Истинный верующий должен быть, прежде всего, толерантен и терпим к окружающим его представителям других религий. В республике в этой сфере работает Агентство по делам религий.

Казахстан был и остается эффективной международной диалоговой площадкой. По инициативе Президента Казахстана в республике проведено уже четыре съезда лидеров мировых и традиционных религий. Неоднократно проводились и всемирные форумы духовной культуры. При этом одним из краеугольных камней в политике межэтнического согласия в республике является опора на рели­гиозные и национальные традиции казахского народа. А это и есть фундамент, первооснова для раз­вития межэтнического и межконфессионального диалога. Ориентация на диалог культур, их взаимо­обогащение, взаимопроникновение; сохранение и развитие национального самосознания; формиро­вание национального характера; утверждение равных, гуманных отношений между представителями разных народов и рас; установка на толерантность — все эти факторы будут способствовать сближе­нию народов и сохранению мира и согласия не только в Казахстане, но и в мировом сообществе.

В 2012 г. Центром по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан было проведено исследование «Этносоциальная ситуация в регионах Казахстана», которое позволило сделать следующие выводы [7]. На севере Казахстана сложились традиции поликультурного социума. Наблюдается интерес к изучению государственного языка. В полиэтничных южных областях Казахстана, где очень плотная населенность, широко представлены как тюркские, так и славянские этносы. Человек, который живет в полиэтничной среде, более восприимчив к другому, новому, более открыт, у него высокий уровень конкурентоспособности. Для западного региона и Кызылординской области наблюдается фактор моноэтничности: большую часть населения составляют казахи. В этом случае важна интегрированность этнических групп в казахстанское сообщество. Восточный регион имеет свои особенности — здесь очень развита городская среда. Население активно и в социальном и в гражданском плане, много инициатив, которые идут снизу. Например, первый Дом дружбы был создан в Восточно-Казахстанской области. Что касается Центрального Казахстана, то в этническом плане это очень то­лерантное население. В историческом плане именно в этом месте проходили пути кочевых цивилиза­ций, через века люди пронесли позитивное отношение к другим, не похожим на них людям.

У государства, даже при провозглашении себя демократическим, светским, правовым и соци­альным, межнациональные проблемы не исчезают. Они присутствуют в той или иной мере в любом государстве и на любой стадии его развития. Дело в другом, и это подтверждает известная аксиома, — в том государстве стабильнее и крепче межнациональное согласие, где не только создана правовая база для равенства прав и свобод представителей всех этносов, но и существуют эффективные инсти­туты реализации этих прав и свобод.

Среди достижений нашей страны одно из основных мест занимает межнациональное и межкон­фессиональное согласие, единение народа Казахстана. В 1992 г. на 1-м Форуме народов Казахстана Президентом Н.А.Назарбаевым была впервые высказана идея создания института — Ассамблеи на­рода Казахстана. Указом Президента Республики Казахстан в 1995 г. была создана Ассамблея народа Казахстана (указ Президента Республики Казахстан «Об образовании Ассамблеи народа Казахстана» от 01.03.1995 г. № 2066). Ассамблея народа Казахстана (далее — АНК) с первых дней существования вызывает интерес и уважение во всем мире. Это действительно уникальное учреждение, которое за­нимает ключевое место в демократическом устройстве нашей страны, где межэтническое согласие остается одной из основ конституционной демократии, правопорядка, уважения прав и свобод на на­циональном уровне.

Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» [8] определяет статус, порядок формирования и орга­низацию работы Ассамблеи народа Казахстана, направленные на реализацию государственной на­циональной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казах­стан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов обще­ства в сфере межэтнических отношений. Целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентично­сти и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа. Высшим органом Ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством Президента страны. Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела. Также в структуру Ассамблеи народа Казахстана входят: Научно-экспертный совет АНК; Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК; Общественный фонд «Фонд АНК»; Методический центр инновационных тех­нологий обучения языкам «Тілдарын»; Ассоциация предпринимателей АНК.

Во всех регионах функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с полиэтнич-ным составом населения. В городе Алматы действует «Дом дружбы», в Астане — Дворец мира и со­гласия, построенный по поручению Главы государства. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, другие знаковые мероприятия. Кроме казахских и русских театров, в стране работают еще четыре национальных театра — узбекский, уй­гурский, корейский и немецкий. Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на уз­бекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов. Осо­бое место в сфере этнокультурных взаимоотношений в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. На информа­ционном поле присутствуют более 35 этнических газет и журналов. При государственной поддержке работают 6 наиболее крупных этнических республиканских газет. Газеты и журналы выпускаются на 11-ти языках, радиопередачи ведутся на 8-ми языках, а телепередачи — на 7-ми [9].

Отметим лишь отдельные аспекты государственной национальной политики деятельности АНК, озвученные Главой государства на сессиях Ассамблеи. Это казахстанская модель межэтнической то­лерантности и общественного согласия: от идеи к реализации; межконфессиональный диалог и толе­рантность — основа национального согласия в Казахстане; межкультурный диалог — основа форми­рования новой казахстанской модели гражданственности; этноязыковой контекст: осмысление и во­площение в жизнь; международно-региональный аспект и евразийская интеграция.

«Положение об Ассамблее народа Казахстана» [10] в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан определяет статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана, а также осо­бенности организации ее взаимодействия с государственными органами и общественными объедине­ниями, порядок участия в разработке и реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений. Ассамблея народа Казахстана является учреждением без образо­вания юридического лица, образуемым Президентом Республики Казахстан, способствующим разра­ботке и реализации государственной национальной политики. Ассамблея трансформировалась из консультативно-совещательного института в конституционный орган, имеющий прочную правовую основу и общественно-политический статус. Несомненно, это новация Казахстана в мировой практи­ке, когда институт народного представительства, возглавляемый Президентом страны, имеет реаль­ные общественные и правовые механизмы для участия всех этносов в проведении государственной национальной политики. Интеграционный потенциал, способность к консолидации интересов этно­сов, диалогу с властью, межэтнической коммуникации превратили ее в главный инструмент нацио­нальной политики в республике. Опираясь на институты гражданского общества в лице этнокультур­ных центров, Ассамблея народа Казахстана обеспечила возрождение этнического самосознания и культуры, сформировала единое политическое, правовое, культурное поле этнических процессов, способствуя сохранению мира и согласия в стране. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, выступая на ХХ сессии АНК, подчеркнул, что в новых условиях Ассамблея должна стать по-настоящему общегражданским, надполитическим и общенародным институтом (Выступление Пре­зидента РК на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: один народ — одна страна — одна судьба» от 24.04.2013 г.). Именно эти вопросы нашли свое отражение в Кон­цепции развития АНК до 2020 г. (указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концеп­ции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года)» от 18.04.2013 г. № 552). Это новый стра­тегический документ. Его лейтмотив - общественное согласие и национальное единство.

На заседании Совета АНК 19 апреля 2010 г. была одобрена Доктрина национального единства. Стержневой основой Доктрины национального единства [11] является идея о том, что главной цен­ностью Республики Казахстан является ее независимость, созданная на исконной казахской земле. Доктрина развивает духовное состояние народа Казахстана, его устремленность к новым целям и идеям, закрепив основы национального единства, базирующиеся на общечеловеческих ценностях:

«Одна страна — одна судьба»; «Разное происхождение — равные возможности»; «Развитие нацио­нального духа». В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 г. Доктрина станет главным инструментом процесса консолидации казахстанского общества. Обеспе­чение национального единства является важным условием создания демократического, светского, правового и социального государства. Экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства общества. Для решения этой задачи у Казахстана, как независимого, суверенного и признанного во всем мире государства, имеются политическая воля и все необходимые экономические и социальные ресурсы. Сохранение независимости и укрепление государственности, равенство возможностей и защита прав и свобод граждан, создание интеллектуальной нации и развитие национального духа должны стать краеуголь­ным камнем нашего национального единства и жизненными принципами каждого из нас. Все это создаст основу для динамичного развития страны в предстоящие годы. Сегодня Казахстансосто­явшееся государство. Мы вышли на новый этап государственного строительства. Стратегия «Казах­стан - 2050», представленная Главой государства, дает ответ на главные вопросы на новом этапе раз­вития общества, а именно: куда мы идем и где хотим быть к 2050 г. [12].

Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия реализуется на следующих уровнях обеспечения межэтнического согласия:

  • -    конституционный и политико-правовой уровень (в Конституции заложено обеспечение обще­ственного согласия, политической стабильности и казахстанского патриотизма);
  • -    доктринальный уровень (в соответствии с Доктриной национального единства Казахстана укрепление независимости достижимо путем сохранения национального единства, обществен­ного согласия и формирования культуры межэтнической толерантности);
  • -    институциональный уровень (на уровне институтов гражданского общества при ведущей роли Ассамблеи народа Казахстана) [13; 24, 25].

Целенаправленные усилия казахстанского государства по укреплению гражданского мира и меж­этнического согласия являются важным фактором социальной стабильности. В условиях становления гражданского общества с его многообразными интересами важно добиться согласия, прежде всего, по кругу базовых ценностей и принципов. В решении этой проблемы большое значение имеет обще­национальная идея, суть которой заключается:

  • в реализации государственной идеологии, основанной на казахстанском патриотизме и меж­национальном согласии;
  • в укреплении единства народа Казахстана и толерантности в обществе;
  • в обеспечении сохранения исторических, традиционных, духовных и культурных ценностей казахстанского общества;
  • в реализации принципа формирования единого народа как национально-государственного со­общества.

В Послании народу Казахстана Глава государства Н. А. Назарбаев подчеркнул, что «нас много, и мы все — одна Страна, один Народ. . Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом об­щества, основой нашей особой казахстанской толерантности. Мы должны бережно передавать эти ценности каждому будущему поколению казахстанцев» [12].

Таким образом, теоретико-правовыми основами модели межэтнической толерантности в совре­менном казахстанском обществе являются Конституция Республики Казахстан, Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» и другие нормативные правовые акты Республики Казахстан. Установлено, что интеграционный потенциал, способность к консолидации интересов этносов, диалогу с властью, ме­жэтнической коммуникации превратили Ассамблею народа Казахстана в главный инструмент нацио­нальной политики в республике. 

 

Список литературы

1       Declaration of principles on tolerance Solemnly adopted by acclamation on 16 November 1985 at the twenty-eighth session of the UNESCO General Conference // unesco.org

2       Государственная этнополитика Казахстана: новые тренды: Метод. пособие / Под общ. ред. Е.Л.Тугжанова. — Аста­на: Академия гос. управления при Президенте РК, 2011. — 204 с.

3      Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г. // Казахстанская правда. — 1995. — 8 сент.

4      Смаилов А.А. Демографический ежегодник Казахстана: Стат. сб. — Астана: Агентство РК по статистике, 2012. —608 с.

5      Лама Шариф К. Выступление Председателя Агентства РК по делам религий на ІІ Форуме религиоведов Казахстана. — Астана, 15 ноября 2012 г. // din.gov.kz

6      Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 г. № 483-IV // online.zakon.kz

7      СадвокасоваА. Новая орбита цивилизации номадов // Вечерняя Астана. — 2013. — 17 окт.

8      Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 г. № 70-IV // assembly.kz

9      Мами К. Астана — проводник духовной гармонии в мире // religions-congress.org

10   Указ Президента Республики Казахстан «Положение об Ассамблее народа Казахстана» от 7 сентября 2011 г. № 149 // adilet.zan.kz

11   Доктрина национального единства Казахстана // assembly.kz

12   Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Ка­захстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Астана, 14 декабря 2012 г. // strategy2050.kz

13   Тугжанов Е.Л. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан: полито­логический анализ: Автореф. дис... д-ра полит. наук. — Астана. — 2010. — 40 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.