Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Право на личную свободу как основа принципа неприкосновенности личности в уголовном процессе

Права человека реальны настолько, насколько общество способно их обеспечить, насколько оно за­интересовано в этом. Разумеется, действие этой закономерности не является исключительным: важ­нейшая роль принадлежит самой личности, ее качествам, ее активности. Но противопоставлять ее обществу, создавать видимость независимости результатов осуществления ее прав от социальной среды - значит заведомо предусматривать возможности проявления несправедливости в этой обла­сти. Образуется неразрывная связь человека и государства, опосредованная их взаимными правами и обязанностями, а также установленной в законе юридической ответственностью.

О личности как о системообразующей кате­гории мы можем говорить только тогда, когда она обладает достаточной свободой в обществе. Мало того, для защиты своих свобод личность наделена в государстве определенным объемом прав (ч.1 ст. 18 Конституции РК).

Свобода личности в обществе соизмеряется многими показателями, т. к. в общий правовой статус личности включены и правовые свободы, представленные в качестве субъективных прав. Так, в частности, это может быть свобода слова, отражающая его политическое право; свобода творчества, включающая культурные интересы личности. В гражданских правоотношениях дей­ствует лозунг: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Подтверждение собственного суждения мы находим, исследуя труды Строговича М. С., кото­рый отмечает, что «Свобода личности - это тоже ее право». С другой стороны, «любое право лич­ности включает в себя определенную свободу в поведении, то есть определенную сферу возмож­ностей, в пределах которой человек выбирает ту или иную форму поведения, принимает решение, как ему следует поступить - иначе это было бы не право, а обязанность» [1; с. 24]. Российский теоретик права Матузов Н.И. пишет: «... Когда законодатель хочет предоставить свободу, он пре­доставляет право. Собственно свобода в юриди­ческом смысле и есть субъективное право, как и наоборот, субъективное право есть юридически гарантированная свобода» [2; с. 250].

Однако необходимо осознать категорию, что нигде в мире нет абсолютной свободы. Мера сво­боды личности непосредственно связана с уров­нем свободы общества. Личность не может быть свободной от общества так же, как она не может быть свободной от природы. Ясно, что человек свободен в обществе настолько, насколько ему позволяет уровень свободы самого общества. Права человека реальны настолько, насколько общество способно их обеспечить, насколько оно заинтересовано в этом. Разумеется, действие этой закономерности не является исключитель­ным: важнейшая роль принадлежит самой лич­ности, ее качествам, ее активности. Но противо­поставлять ее обществу, создавать видимость независимости результатов осуществления ее прав от социальной среды - значит заведомо предусматривать возможности проявления не­справедливости в этой области.

Таким образом, свобода индивида не без­гранична. Ограничения связаны, прежде всего, с необходимостью обеспечения общественного порядка, прав и свобод других индивидов, го­сударственной, экологической безопасности, сохранения конституционного строя, межнацио­нального согласия и др. Однако и эти ограниче­ния тоже не безграничны. Так, например, в соот­ветствии с ч.3 ст. 39 не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предус­мотренные ст.ст. 10, 11, 13-15, п. 1 ст.16, ст. 17, ст. 19, ст. 22, п. 2 ст. 26 Конституции. В данном случае речь зашла о законодательных (конститу­ционных гарантиях) правах и свободы человека и гражданина, которые максимально защищают от применения к ним мер государственного при­нуждения.

Тем не менее, продолжим исследование сво­боды как основы принципа неприкосновенности личности. Какова же свобода индивида, вовле­ченного в сферу уголовного судопроизводства? Ведь именно в данной сфере человек приобре­тает специфический уголовно-процессуальный статус и попадает под действие самой «суровой» уголовной системы государственного принужде­ния. До признания подследственного виновным в совершении преступления последний подвер­гается мерам уголовно-процессуального при­нуждения, посредством которой объем его лич­ной свободы существенно ограничивается.

Правоограничительная направленность при­нуждения в уголовном процессе вытекает из об­щей аксиомы государственного принуждения, которое рассматривается как физическое или психическое воздействие путем причинения личных, материальных и моральных ограни­чений в целях подчинения требованиям госу­дарства. Нетрудно заметить, что в этом опреде­лении в качестве главной цели принуждения выступили исключительно государственные интересы. Представляется, что данное опреде­ление недостаточно полно выражает сущность принуждения, поскольку в тени остается его праворегулирующий характер. Следует согла­ситься с казахстанским ученым Ахпановым А.Н, считающим, что «государственное принуждение следует рассматривать как один из методов ре­гулирования общественных отношений. Такое понимание сущности принуждения позволяет выделить в нем наиболее характерное, основное качество, соединяющее в себе как целевое, так и инструментальное предназначение принуди­тельных мер». Под целевым предназначением автор понимает «совокупность задач, решаемых при помощи государственного принуждения. Инструментальное предназначение принужде­ния обусловливает выбор и оперирование спец­ифическими средствами и способами в целях до­стижения имеющихся задач» [3; с. 34].

Обращение к средствам уголовно-процессу­ального принуждения продиктовано объектив­ными обстоятельствами. Но в каждом случае его применения необходима нравственная обосно­ванность принятого решения и совершаемого действия. Гражданин, подвергаемый государ­ственному принуждению в сфере уголовного судопроизводства, должен осознавать свою обя­занность следовать установленному законом предписанию или принуждению. В то же время должностное лицо, прибегающее к средствам принуждения, должно понимать необходимость и нравственную обоснованность подобного воз­действия, не только юридическую, но и мораль­ную правоту своих действий [4; с. 35]. Важным здесь является сохранение дисбаланса интере­сов противоположных сторон: государства в лице своих правоохранительных органов, чья деятельность направлена на изобличение и на­казание виновных, чьи интересы в уголовном процессе сводятся к тому, чтобы избежать ответ­ственности.

Уголовно-процессуальным законом и подо­зреваемые, и обвиняемые лица, подвергшиеся уголовному преследованию, наделены блоком процессуальных прав, а также процессуальных и конституционных гарантий, которые и опре­деляют объем их социальной свободы. Уместно будет привести высказывание Воеводина Л.Д. и Краснова М. А., указавших, что «право - это возможность получить какое-либо социальное благо, а свобода - это возможность совершить тот или иной поступок. Но каждая конституци­онная свобода гражданина есть одновременно и его право» [5; с. 9]. Таким образом, мера свободы личности в сфере уголовного судопроизводства определяется совокупностью принадлежащих ей конституционных и процессуальных прав. Например, право обвиняемого на защиту - это гарантированная законом свобода опровергать обвинение» [6; с. 20] и т.п.

При этом следует согласиться с авторами, считающими, что свобода и субъективные права - все категории разного порядка [6; с. 21]. Так, в частности, свобода, уже в соответствии с со­временным (демократическим) законодатель­ством - это одно из прав, мало того, - это право входит в разряд неотчуждаемых и естественных прав, ущемление и ограничение которых произ­водится только государством, только в крайних случаях и только на законных основаниях.

Следовательно, применение ограничений возможно лишь в том случае, если они предус­мотрены законом. Однако есть и мнения обрат­ного порядка. Так, например, имея в виду право неприкосновенности личности, Патюлин В.А. считает, что «совершенно недопустимо говорить о том, что оно может быть ограничено право­мерными действиями работников милиции, про­куратуры и суда. По мнению автора, в данном случае ограничивается не право на неприкосно­венность, а сама неприкосновенность как факти­ческое состояние» [7; 15].

На сегодня такая позиция опровергнута не только демократическими политическими тен­денциями казахстанского общества, но и прак­тикой правового реформаторства, показавшего, что в основе общественного согласия, охраны и защиты интересов личности стоит право и подчиненная ему система законодательства Ре­спублики Казахстан. Государство защищает и гарантирует соблюдение прав и интересов граж­дан только в том случае, если они установлены в законе. Основополагающим здесь выступает принцип законности, возглавляющий систему конституционных и правовых принципов от­ечественного законодательства. Значит, свобода индивида ограничивается только посредством норм права.

Проблема в данном случае, на наш взгляд, видится совсем в другом.

Во-первых, урегулированный нормами пра­ва механизм ограничения прав и свобод должен быть применим (т.е. нормы права должны со­ответствовать тем социальным, политическим, культурным и другим условиям жизнедеятель­ности общества, в котором оно находится в дан­ный момент). Это - проблема законодателя.

Во-вторых, практика правоприменения должна отвечать требованиям законности и со­провождаться такими требованиями к субъектам правоприменения, как нравственность, профес­сионализм и др. Здесь немаловажным фактором выступают и индивидуальные свойства указан­ных субъектов, такие, как: порядочность, чув­ство долга, образованность, патриотизм, высо­кое само- и правосознание и др. Нарушения прав и свобод, в частности, и неприкосновенности личности, отчасти, мы наблюдаем из-за невеже­ства работников правоохранительных органов, их низкой профессиональной подготовки и.т.д.

Зачастую именно этими лицами нарушаются нормы закона, устанавливающие неприкосно­венность личности в уголовном процессе.

Следовательно, принуждение как установ­ленная уголовно-процессуальным законом мера ограничения оправданна, несмотря на то, что по­сягает на конституционное право - на свободу личности. О неприкосновенности личности при применении мер уголовно-процессуального при­нуждения мы говорим, акцентируя внимание на сохранении за индивидом определенного блока прав и свобод, которые не могут ограничиваться и нарушаться ни государством, ни другими субъ­ектами правоприменения.

Ярким примером сегодня служит законодатель­ная регламентация предельного срока задержания до предъявления обвинения и заключения под стра­жу; санкционирование судом арестов; запрет уни­жения достоинства и применения насилия, пыток; усиление ответственности за нарушение прав и за­конных интересов граждан при производстве след­ственных действий; правовое обеспечение надзора и контроля за предварительным расследованием уголовных дел, а также другие гарантии неприкос­новенности личности в уголовном процессе.

 

Литература

  1. Строгович М.С. Общие положения теории прав личности в социалистическом обществе. В кн.: Права личности в социалистическом обществе. - М.:Изд-во наука,1981. С. 272.
  2. Матузов Н.И. Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. -Саратов: Изд-во Сарат-го унта,1972. - С.294.
  3. Ахпанов А.Н. Проблемы уголовно-процессуального принуждения в стадии предварительного расследования. - Алматы: Жеті-Жарғы, - С. 176.
  4. Москалъкоеа -Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. - М., 1996. -С. 35-36 // Вест­ник Московского государственного университета. Серия 11.
  5. Воеводин Л.Д.. Краснов М.А. О формах конституционного закрепления свободы личности в СССР // Сов.гос. и право. - 1982. - №4. - С. 8-9.
  6. Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение: Общая концепция. Неприкосновенность личности. - М.: Наука, 1985.- С. 239.
  7. Патюлин В. А. Неприкосновенность личности как правовой институт //Сов.гос. и право. - 1973. №11. - С. 12-20.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.