Республика Казахстан представляет собой страну с многовековой богатой историей. Ее территория послужила местом распространения различных мировоззрений в зависимости от исторического периода. Территория современного Казахстана в силу своего географического расположения явилась своего рода транзитной площадью Великого Шелкового пути, благодаря которому происходило взаимообогащение культур и народов не только материальными благами, но и духовными - идеями и мировоззрениями.
Так, исторические данные свидетельствуют о присутствии на территории Казахстана и Средней Азии таких мировоззренческих систем как буддизм (сер.I до н.э.), несторианство (VII- VIII вв. н.э.), манихейство (V-VI вв. н.э.), зороастризм (VII-VI вв. до н.э.). Историографические данные показывают наличие ранних христианских верований у тюркских племен. Известно, что в VII-VIII вв. на территории Южного Казахстана и Семиречья было широко христианство несторианского толка. Проведенные археологические раскопки древнего города Талгара Жамбылской области выявили следы христианской культуры и существование монастырей в районе Семиречье. Также наличие церквей в городах Тараз, Мирк, Кайялык. Уже к IX – X вв. в данном регионе была образована Карлукская Митрополия. Одно из крупнейших тюркских племен- кереиты в 1009 году были крещены несторианами во главе с ханом, принявшим христианское имя Маргуз (Марк).
Появление католицизма на территории Казахстана и Средней Азии исследователи обозначают XIII веком. Несмотря на сильные позиции несториан в данном регионе, католическое вероучение начинает широко распространяться, благодаря деятельности монахов-миссионеров. Стоит особо выделить монахов францисканского Ордена: ДжиованнидельПланоКарпини (1245 г.), Гильом де Рубрук (1253 г.), который сообщает о христианских поселениях и о монастыре, расположенном на берегу озере Иссык-Куль, где имелись мощи святого Матфея. Деятельность монахов - миссионеров достигла своего апогея в период средневековья. Также, примечательно и то, что миссионерами являлись не только монахи, но зачастую эту миссию выполняли и купцы. Существуют сведения о том, что венецианские купцы Маффео и Николо в качестве дара преподнесли Евангелие и Крест Великому хану Хубилаю, который в свою очередь проявлял интерес к христианству.
Таким образом, нищенствующие монашеские Ордена ознаменовали своего рода зарождение восточных миссий на Востоке и сыграли важную роль в распространении католицизма на территории Казахстана и Средней Азии. Более того миссионеры проходили специальную подготовку для осуществления своей деятельности в странах Востока. Они изучали арабскую культуру и язык. Так, Раймон Руль - монах ордена св. Франциска в 1274 году основал обитель в Мирамаре, которая явилась своего рода образовательным центром монахов - миссионеров. Его труд «Tractatusdemodoconvertendiinfideles», составленный в 1292 является рекомендательным пособием, в котором автор выражает необходимость составления философско-теологических трактатов, адаптированных к каждому религиозному течению [1].
Такие преобразования и новшества в сфере подготовки миссионеров благоприятно отразились на распространении католического вероучения среди тюркоязычных племен, поскольку в 1330 году монахами- францисканцами был создан уникальный латино - персидско - тюркский словарь «CodexCumanicus». Также в начале XIV века в городе Алмалыке - ставке Чагатайского улуса была образована епархия, первым епископом которой был Карлино де Грассис (ум.в 1328 г). Существуют сведения о том, что епархия прекратила существовать из-за Али - Султана, который разрушил монастырь [2].
Следующий этап распространения католичества на территории Казахстана связан с политикой Российской империи, в состав которой входил Казахстан. В первой половине XIX в., была осуществлена массовая ссылка поляков на территорию Казахстана за участие в восстаниях 1830- 1831гг. и 1863- 1864 гг. Согласно архивным данным в районе Петропавловска проживало 205 католиков, а в Кокчетавском и Ишимских уездах - не менее 300. Существуют данные о строительстве молитвенного дома в городе Петропавловске.
После подписания 17 апреля 1905 года императором Николаем II Манифеста о веротерпимости происходит увеличение количества католических приходов. Были построены молитвенные дома в городах Джаркент, Копал, Верный. Позже в г. Семипалатинске, пос. Придорожном, с. Келлеровка и в Акмолинской области открывались приходы, для которых не был характерен монолитный состав верующих. Приходы были представлены такими национальностями как поляки, немцы, литовцы, численность которых достигала 3тысяч верующих. Но подобную религиозно - конфессиональную ситуацию почти полностью изменила Октябрьская революция: храмы рушились, а люди эшелонами отправлялись обратно на Родину.
Позже, в 1918 году был издан декрет «Об отделении церкви от государства». Октябрьская революция кардинально изменила не только сам государственный строй, но этнический и конфессиональный состав страны [2].