Обращение к мифологическим образам в любом виде искусства обусловлено активизацией мифологического сознания в современную эпоху. Хотя еще в 18 веке Шеллинг писал, что мифология – мир прообразов искусства «почва, на которой только и могут расцветать и произрастать произведения искусства… вечная материя, из которой все формы выступают с таким блеском и разнообразием» [1, c.106].
Мифологические образы созданы народным сознанием именного как мифологические и иногда в них персонифицируются те или иные явления природы. «Время происхождения мифологических образов не поддаѐтся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания» [2].
Мифологический образ может являться источником не только фольклорных, но и авторских произведений, и в том числе произведения определенного вида искусства. В современной культуре искусство анимационного фильма занимает важное место, оказывая влияние на развитие других экранных искусств.Анимация предоставляет широкие возможности экспериментировать, что связано с поиском новых художественных образов на основе применения разнообразных техник.
Как считал С.Эйзенштейн, анимации отводится серьезная роль, заключающаяся в «возврате» человека к его бессознательному прошлому, к понятным и логичным для его первобытного сознания первоистокам: «Это полный возврат в мир полной свободы»[3, с. 212]. Предметом настоящей статьи стали мифологические образы, воплощенные в казахстанской анимации.
Мифологические образы занимают важнейшее место в анимации Казахстана. Начиная с первого казахского мультипликационного фильма А.Хайдарова «Почему у ласточки хвост рожками» мифологические герои заняли прочное место, и именно эта анимационная лента определила дальнейший путь развития данного вида искусства. А. Хайдаров, известный режиссер-мультипликатор, художник, сценарист, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахской ССР обратилсясюжету одноименной сказки [4, c. 115-116] в начале своей творческой деятельности, работая на киностудии Казахфильм.
Трехглавый Айдахар - Дракон - является одним из основных персонажей мультфильма и с ним связана сюжетная линия. Как известно, дракон – мифологическое существо, представленный в виде сочетания элементов разлитых животных: обычно несколько голов, туловище змеи и крылья птицы. Основные мифологические мотивы связывают дракона со змеем и олицетворяется с плодородием и водной стихией. В китайской мифологии есть племена, которые считали своим тотемом ласточку, и племена, считающие тотемом змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона, повелевающего дождѐм, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами.
В мультфильме А.Хайдарова образ дракона несколько одушевляется. Он выписан ярко и выразительно, каждую голову венчает корона.