Обширный анализ юридической литературы убедительно свидетельствует о том, что до сих пор, к сожалению, не сложилось общепринятого определения правовой культуры.
До конца 1960-х годов к определению понятия правовой культуры подходили с двух сторон: с позиции идейно-правового состояния общества (на определенном этапе его развития) и с точки зрения совокупности знаний права, умения применять закон и уважения к нему. В результате такого подхода к пониманию рассматриваемого явления внешняя форма его выражения и внутреннее содержание существуют как бы независимо друг от друга. Последнее не вполне соответствует логике вещей, так как через усвоение предметных форм в юриспруденции, то есть и правовых норм, и нормативных актов, и общественного правосознания и т.д., происходит развитие личностной формы культуры человека (обогащаются его знания, вырабатывается умение применять закон, уважать его).
Изложенное позволяет констатировать, что наиболее распространенные в литературе определения правовой культуры, будучи верными по форме, не удовлетворяют потребности теории и практики правового регулирования в современных условиях, поскольку недостаточно адекватно отражают характеризуемое явление.
Важным критерием методологической эффективности различных концепций правовой культуры является возможность переводить абстрактно сформулированные принципы понимания культурно-правовых явлений на уровень историко-правовых систем и наоборот.
Здесь же можно говорить и об определении правовой культуры как юридического богатства, выраженного в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, правовому прогрессу [1].
Необходимо отметить в этой связи, что при раскрытии структуры и содержания правовой культуры авторы выделяют общие составляющие ее элементы, относящиеся к правовой культуре как общества, так и личности.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности.
Правовая культура, являясь разновидностью культуры вообще, носит социальный характер, то есть это неотъемлемая сторона жизни общества, неотделимая от человека как социального существа. Она способствует сплочению людей, формированию сближающих или подобных социальных качеств и черт. Факторы правовой культуры обеспечивают солидарность в обществе или социальной группе. Эти качества правовой культуры проявляются через основные ее компоненты.
Исходя из вышерассмотренных точек зрения (и их анализа) на правовую культуру, мы выделяем основные ее элементы: язык, знания, правосознание, убеждения, нормы, ценности (ибо многие нормы выступают и как ценности), правовые институты (эффективность их деятельности).
Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это, конечно, более высокая и емкая форма правосознания, потому как характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п. [2].
Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства. «Если человек обладает развитым правосознанием, - писал французский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным» [3].
Общепризнано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющихся поколениях людей.
Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов деятельности правоохранительных органов и результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.
Как считает А.Б. Венгеров: «Правовая культура связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые формируют определенные варианты правового поведения людей в обществе, коллективе» [4].
Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Ее составными элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества[5].
Структурные элементы правовой культуры общества А.П. Семитко видит в следующем: подсистему правовой культуры составляют уровневые состояния, т.е. "степени правового развития" таких компонентов системы правовой жизни общества, как:
- правовые тексты (акты - документы и тексты, имеющие юридическое содержание);
- правовая деятельность (теоретическая и практическая);
- правовое сознание (включая его когнитивный, эмоциональный и установочный компоненты);
- субъект - носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды) [6,с.34].
Другие ученые, как: В.И. Каминская, Н.М. Кейзеров, А.Р. Ратинов, включают в состав правовой культуры: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовое поведение, правовые учреждения [7].
Более емкое определение дает также известный казахстанский ученый А.С.Ибраева, рассматривая правовую культуру как саму юридическую жизнь во всем многообразии ее материальных и духовных факторов [8].
Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества. Относительно соотношения правосознания и правовой культуры мы считаем, что правовая культура - явление более широкое и качественно насыщенное, чем правосознание. Она охватывает правосознание в единстве с формами его проявления. Ее всегда следует связывать с оценкой уровня знаний и понимания, развитостью взглядов, представлений, убеждений, настроений, чувств людей относительно права, законности и практическим поведением субъектов. Другими словами, правовая культура - это единство правовых знаний, оценок и поведения.
Хотя самопроизвольный характер процессов, связанных сформированием правовой культуры в обществе, является приоритетным, одним из условий этого становится также правовое воспитание. Эта деятельность также весьма широкого диапазона - от собственно образовательной, разъяснительной работы в школе, вузе, других структурах до воспитания на собственном опыте.
Правовое воспитание имеет свои формы, объекты, способы, но можно выделить и несколько первостепенных ценностей. Они-то и предмет особой заботы при правовоспитательной деятельности. Прежде всего, это воспитание уважения к Конституции и иным законам. Конечно, критические подходы и замечания допустимы, а подчас и желательны даже в этой сфере. Однако уважение к Конституции, ее знание, умение пользоваться стоят на первом месте, равно, как и уважение к другим законам.
В правовой культуре развитого демократического общества судебная власть - это не третья сила, как традиционно считается (первые две - законодательная и исполнительная власти), а первая власть, обеспечивающая не только разрешение различных споров, но и управление многими сферами государственной, общественной и личной жизни.
Уважение к суду - вот что общечеловеческая практика и демократия начинается не с господства большинства, а с учета мнений меньшинства и заботы об их конструктивном сотрудничестве. Начинается демократия и с умения проигрывать. Длительное время гражданин, включенный в какие-то споры, при советской власти добивался «своего», обращаясь последовательно во все более «важные» инстанции. Все органы партийной и советской власти были забиты, закупорены жалобами «проигравших».
И только теперь приходит понимание, что если тот или иной спор решил суд, то демократичнее согласиться с его решением, чем затевать бесконечную тяжбу путем подачи жалоб «все выше и выше».
Воспитание уважения к молодым демократическим институтам - институту президентства, Жогорку Кенешу - еще одна задача правового воспитания граждан. Словом, правовое воспитание - это целенаправленная система мер, просветительских образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Своим адресатом правовое воспитание имеет граждан, должностных лиц. С учетом новой важной социальной роли средств массовой информации особое значение приобретает правовое воспитание журналистов.
Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное - это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Не менее важны в правовом воспитании и качество законодательства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина.
Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений - мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере. Взаимодействие правовой и других областей культур происходит в результате взаимосвязи и взаимовлияния однотипных культурных комплексов, принадлежащих к разным сферам (политической, экономической, нравственной, правовой и пр.). Элементы, образующие правовую культуру, одновременно включены и в другие структуры. Так, право входит в систему социальных норм; правоотношения - в систему общественных отношений; правовые учреждения - в систему социальных институтов; правосознание - в систему общественного сознания; правовое поведение - в систему всей социальной деятельности людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень правовой культуры определяется уровнем правосознания, степенью его прогрессивности, масштабом и глубиной юридического образования в обществе, профессиональной подготовкой юристов, степенью развития юридической науки, правового мышления. Отсюда те требования, которые предъявляются сегодня к перестройке мышления людей вообще, имеют прямое отношение к перестройке правового мышления юристов. Без перестройки правового мышления нельзя провести широкую реформу всей правовой системы. Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Как степень особого развития индивида она проявляется, прежде всего, в его подготовленности к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, умений и навыков, а также в оценке знаний, умений, реального права. С этих позиций она характеризуется наличием правовых культурных ориентаций.
Правовая культура - это определенный характер и уровень деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки и реализует их в процессе служебной деятельности. Наконец, правовая культура может существовать и как результат культурной деятельности в сфере права, то есть как совокупность соответствующей степени правовых знаний, умений, навыков личности. Этот способ существования правовой культуры обозначается как ее потенциал.
Литература
- Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - С. 271.
- Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 2000. - С. 492.
- Ибраева А.С. Теория государства и права: Учеб.пособие. - Алматы, 2006. - С. 119.
- Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1974. - С. 57.
- Карбонье Ж. Юридическая социология.- М.: Прогресс, 1986.-С.113-114.
- Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. -М., 2000. -С.296-297.
- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Формирование правовой культуры в Казахстане в рамках Концепции правовой политики: проблемы и перспективы". - Астана, 13 декабря 2010 г.
- Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. -Свердловск, 1999. - С. 34.