Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Роль национальной идеи и национальной культуры в построении правового и демократического государства и консолидации Казахстанского общества

В современный период построения правового демократического государства и консолидации казахстанского общества особое место занимает национальная идея в национальной политике и национальной и духовной культуре  казахстанского  общества.  Так, Президент Республики Казахстан отметил роль национальной и духовной культуры казахстанского общества в своем выступлении на III Съезде Лидеров мировых и традиционных религий:

- « В-четвертых, новое мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Именно они должны стать главными механизмами посткризисного переустройства мира. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества. В таком мире не должно быть места взаимной подозрительности, дискриминации по религиозным и иным основаниям. Это будет сообщество, в котором прогресс будет измеряться не только количеством материальных благ, но и высокой нравственностью и ответственностью людей. В создании такого миропорядка должны принимать участие не только ведущие державы, но и все другие страны, и международные организации. Именно в этом свете в своей статье «Ключи от кризиса» я предложил выработать План радикального обновления. Я убежден, что он должен содержать не только меры по созданию новой валютной системы, переходу наций, народов и стран к новому, более эффективному укладу хозяйствования и планирования. Его неотъемлемым элементом я вижу радикальные инновации в духовной сфере, черпающие свой потенциал в безграничных возможностях взаимообогащения культур. Поэтому было бы слишком узко рассматривать противодействие кризису лишь с материальной точки зрения. Я уверен, что без перемен в сознании, без твердого соблюдения моральных норм и высших нравственных принципов кризиса не преодолеть! Лишь справедливый миропорядок может стать основой процветания человеческого общества!» [1]

Национальная и духовная культура, и культура межнационального общения в последние десятилетия изменились, так как на них оказывает определенное влияние процесс экономической и социально - культурной модернизации наций, совершенствуются модели образовательных систем. В условиях построения демократического и правового государства и радикального обновления системы общественно-политической и духовной жизни казахстанского общества имеет место осмысление исторического прошлого. Основные принципы демократии - есть определяющие роста национального самосознания, нравственности, национального духовного потенциала.

В современных условиях определения нового политического сознания и развития национального самосознания некоторые исследователи пытаются сформулировать определение о новой национальной идее, которая «... могла бы вывести нас на новый уровень осмысления национальной жизни и межнационального взаимодействия» [2].

Национальная идея - есть часть духовной и культурной жизни нации; она предопределяет жизненную правдивость и особенность национальной жизнедеятельности общества. Национальная идея - широкое понятие, отражающее действительность в сознании человека и определяющее его отношение к реальности и является основополагающим принципом мировоззрения. Национальная идея является существенным условием жизненного бытия нации или этноса, имеющего свои культурные и духовные ценности.

У любой нации или этноса формируется собственная система отношений к природе, людям своей и чужой нации, к их идеям, при этом на их основе развивается своя, определенная система культурных и духовных ценностей общности, ее национальная культура. При этом национальная культура формирует закрепленные нормами морали модели поведения и регулирует взаимоотношения представителей данной нации с другими общностями. При этом определяющей основой и оценочным критерием является национальная идея в определенных национально-исторических этапах жизненного бытия нации или этноса, может проявляться в ее реальной жизни и национальной культуре.

Национальная идея имеет определяющее значение для национального возрождения и социальной и исторической памяти, в развитии национальных процессов и национальных взаимоотношениях. Особую значимость она имеет в национальных взаимоотношениях, - так как это достаточно сложные явления и их упрощение или искажение может быть ошибочным. Национальная идея может быть верной, а может быть и неверной, то есть истинной или ложной. В случаях, когда национальная идея неверна, так как не совпадает с действительностью, тогда соответствие образов и символов, выражающих эту идею, делает эти образы и символы искажающими. Так, если реальная действительность искажается, когда идея неверная, ложная.

Так, необходимо рассмотреть национальную идею в восприятии советского народа при определении «социализма». В советский период то, что у нас называлось социализмом, достаточно отдалилось от его первоначального значения, в сознании советского народа социализм был синонимом социальной справедливости в ее универсальной трактовке: «каждому по заслугам». Следовательно, и равенство в его народном восприятии - не есть уравниловка. Неужели идея была ложной? Нет, определение идеи социальной справедливости - всегда достаточно актуально и востребовано. Дело в том, что был деформирован начальный замысел самой идеи социальной справедливости. В условиях демократических реформ казахстанского общества на современном этапе продолжается данный процесс, не учитываются определенные национальные интересы, психологические особенности нации и т.д. И опять национальная идея, воплощенная в сознании людей о демократическом правовом государстве, открытом гражданском обществе, где личность будет защищена законом, социальная справедливость будет существовать в ее универсальной трактовке: «каждому по заслугам.»

В. Г. Белинский отмечал «Все явления природы суть не что иное, как частные и особенные проявления общего. Общее есть идея. Что такое идея? По философскому определению идея есть конкретное понятие, форма которого не есть что-нибудь внешнее ему, но форма его развития, его же собственного содержания» [3].

Можно согласиться с определением великого критика: «общее - есть идея, которая появляется каждый раз в зависимости от уровня развития человеческой культуры и связи этой идеи с человеческой жизнью.». Национальная идея должна иметь высокое предназначение и быть результатом исторического развития нации и ее культуры, составляющей ее должна быть основа национального духа, имеющего общечеловеческое значение. Эта национальная, народная идея должна определенным образом влиять на судьбу нации, особенно в период его национального возрождения.

Национальная идея является результатом формирования и развития национального сознания и самосознания, рост и изменение которых зависят от многих социальных и культурных факторов национальной жизни казахстанского общества. По мнению А.В. Мазуренко «Национальная идея и национальное самосознание - понятия органически связанные между собой. Национальное самосознание обозначает самоидентифицирующую совокупность представлений нации о самой себе, выражающуюся в чувствах, настроениях, обычаях, традициях и других духовных образованиях, возникающих у нее как социально-исторической общности, находящейся в состоянии изменения, развития и угасания. Суть национальной идеи составляет проблема смысла бытия народа - этноса. Особенность национальной идеи состоит в том, что она, обобщая национальное самосознание, выражает главным образом представления о политических приоритетах нации, о целях ее существования и развития. Изменение национальной идеи не оставляет неизменным и представление нации о своих исторических перспективах» [4].И поэтому в национальной идеи должна выражается свобода, самобытность народа, и его национальные ценности, естественное право выбора своего демократического пути развития, сложившаяся исторически практика регулирования межэтнических отношений. Однако все это имело место только в середине 80-х годов, до этой поры казахская нация, которая пережила репрессии и национальное выживание, находилось в страхе, который убивал ее сознании все человеческое. Феликс Светов, справедливо отметил: «. самой страшной, разрушительной нашей бедой, трагедией является страх - чуть ли не мистический, закодированный в сознании, страх панический, нерассуждающий, парализующий мысль, волю, всякий здравый смысл, - ужас» [5]

До нынешнего времени в сознании старшего поколения присутствует этот страх, так как на протяжении всей жизнедеятельности поступки и слова любого человека советского периода оценивались исходя из идеологических критериев и постулатов, установленных тоталитарной системой. Необходимо отметить, что нужно определенное время, для того чтобы избавиться от этого страха в сознании, чтобы разум не подлежал идеологизации и национальное самосознание правильно формировалось, так же, например, как идет процесс формирования национального сознания в цивилизованном мире, когда уважают права и личность, чтобы любой человек, вне зависимости от национальности, вероисповедания и возраста, чувствовал и реально находился под защитой государства, гарантирующего его основные закрепленные конституцией права и свободы.

Высокий уровень национальной культуры зависит от гуманизации образования и общества, при этом их основной составляющей должна быть национальная идея как движущая сила, основывающаяся на основных социальных и нравственных законах национальной жизни казахстанского общества. Одним из факторов совершенствования и укрепления межнациональных отношений в период национального возрождения казахстанского общества является культура межнационального общения. Культура межнационального и межэтнического общения включает многие стороны сферы межнациональных отношений. Веками казахская нация и различные этносы имели тесные связи, обменивались материальными и духовными ценностями. Постепенно между ними возникала культура межнационального и межэтнического общения, которая на основе длительной традиции, многовекового накопления опыта развивалась и совершенствовалась. Диалог межэтнического общения у казахстанских этнических народов - исторически признанный метод взаимопонимания и укрепления межнациональных отношений. Национальная культура жизнедеятельности и национального согласия зависят от объективных и субъективных факторов и от культуры межнационального и межэтнического общения. В повышении культуры межнационального общения определенную роль играет язык межэтнического общения.

В современный период развития демократических принципов в Республике Казахстан национальная идея возрождения родного языка, национальной культуры ( материальных и социальных ценностей, идей, переходящих от индивида к индивиду, с помощью символов, слов и подражания) явилась фактором, гуманизации жизнедеятельности и человеческих отношений. Культура межнационального и межэтнического общения на современном этапе развития демократического общества, включает признание плюрализма взглядов, толерантность, уважение обычаев, традиций, сформировавшиеся демократические навыки и привычки. Культура межнационального общения - внимание к интересам малых национальных групп населения Республики и национальных этнических и эстетических ценностей, и объективное отношение к явлениям и процессам, связанным с нравами обычаями и традициями малых этнических народов казахстанского общества. При нарушении меры критического отношения могут возникнуть противоречия, и может обостриться социально-психологический климат общения различных национальностей. Укрепление межнациональных отношений основанного на демократических принципах общественной жизни в основном зависит от культуры межнационального общения, составляющей которой должен быть, положен принцип социальной справедливости. Такая идея подкрепляет национальный мир на основе сохранения и развития национальной культуры и развития экономики в соответствии с традиционным образом жизни казахстанского народа. Высокая культура межнационального общения определяет дальнейшее укрепление единства людей, их взаимопонимание, взаимоуважение. Так во всем мировом сообществе приходят к идее диалога и добрососедских отношений, уступок и терпимости.

В условиях переходного периода построения единого правового и демократического государства необходимость формирования национальной и духовной культуры стала одной из основных для всех народов казахстанского общества, объединенных общей историей и общей национальной политикой государства. Общеизвестно, что национальная и духовная культура включает сферу сознания, нравственность, познание, воспитание, образование, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, мифологию, религию. Истинное возрождение национальной жизни, переживающей сейчас затяжной кризис, это утверждение национальных ценностей и создание национальной культуры. Развитие национальной культуры начинается с изучения ее истоков до самых высоких ее духовных и материальных вершин. Но современная действительность формирует новые формы духовности, новые идеалы и новые идеи, которые станут определяющей частью национального и духовного развития. Формирование национальной культуры и национального самосознания невозможно без формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности, способной реагировать на события и ситуации в соответствии с высокими ценностными духовно - нравственными ориентациями. Так, Президент Республики Казахстан в своей книге «Казахстанский путь» отметил следующие направления в формировании национального сознания национальной культуры в образовательном процессе: «Сегодня на повестку дня выходит необходимость формирования нового казахстанского общественного сознания, адекватного сути проводимых в стране преобразований. Несомненно, в него должны войти элементы общечеловеческой культуры, современные знания и национальные традиции. Следовательно, несмотря на меняющийся мир и новые социальные требования к сфере образования, задача системы образования остается неизменной - воспитание полноценного и конкурентоспособного гражданина, раскрытие роли знаний не только с точки зрения получения экономической выгоды, но и с точки зрения воспитания будущих поколений -думающих, ответственных перед обществом и сопереживающих за страну граждан. Эти элементы должны прививаться каждому человеку в социальных институтах: семье, школе, университете» [6]

И поэтому необходимо рассмотреть вопросы о научно-теоретических основах развития и формирования личности в современном образовательном процессе. В последнее время в сфере образования, как и в духовной сфере жизни казахстанского общества, имели место определенные изменения, коснувшиеся не только социально-экономических условий жизни, но и всех образовательных систем. Что требует более глубокого исследования научно-теоретических основ развития и воспитания личности в образовательном процессе. Для этого необходимо уделять определенное внимание, формированию личности, учитывая психологические и педагогические особенности казахстанского народа, ее национальную культуру, традиции и обычаи. Без такого подхода невозможно воспитание и формирование духовно-нравственных качеств личности. Так, национальный характер отличается специфическими, социально-психологическими чертами, типичными для казахской нации и этносов. Современный образовательный процесс должен включать национальные и духовных ценности, которые по происхождению и содержанию являются историческими. В системе интеграции духовных, социальных процессов определенное место занимает знание истории своего народа. Знание истории помогает раскрыть причины образования духовно-нравственного вакуума у современной молодежи. И поэтому возрастает роль истории, философии, культурологии, психологии и педагогики в становлении личности и нравственном воспитании. «Воспитание, - пишет М.С. Каган, - есть способ превращения ценностей социума в ценности личности, а оно может происходить только в процессе ее приобщения к ценностному сознанию других людей, которое и происходит, осознаваемое или неосознаваемое, в ходе общения человека с человеком; оно может быть прямым, контактным и дистантным, опосредованным артефактами (творениями культуры), в которых опредмечены ценности предков или далеких современников и которые становятся тем самым формами инобытия самого человека, заменяющими его в контакте с другими людьми» [7].

В формировании личности основную роль играют гуманистические идеи и духовно-нравственные ценности: взаимоуважение национальных культур, признание за всеми народами равных прав в социально-экономической и общественно-политической жизни. В современных условиях гуманизация и гуманитаризация образования становится определенным фактором дальнейшего развития демократического общества, формирования и воспитания личности. Национальная культура как система жизнедеятельности людей, систематизирует все элементы развивающегося нации, начиная от социально-экономических до духовно-нравственных ценностей. Язык является основным хранителем национальных и духовных ценностей. Уникальность национальной культуры, традиции и обычаи народа познаются через родной язык. Казахская нация за многовековую историю создала духовные ценности, такие, как предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, напутствия (бата) которые передаются из поколения в поколение. В этом отношении родной язык является носителем и хранителем национального и культурного феномена, носителем его национальной идеи. В родном языке выражаются сила народного духа, национальная идея, самобытность национальной культуры казахского народа и закономерность вхождения в мировую цивилизацию. Родной язык содержит в себе биосоциальную, культурно-историческую, экологическую и эстетическую информацию. На основе родного языка формируется мировоззрение человека, его духовно-нравственные ценности. Основой национальной культуры тоже является язык. В современных условиях определение национальной идеи в том, что она ориентирует общество на межнациональное согласие, культурное взаимодействие, взаимопонимание, взаимоуважение и признание суверенных прав и свобод человека, независимо от его социального статуса, общественного положения, расового происхождения, религии и т.д. Национальная идея должна сыграть интегрирующую, консолидирующую роль и явиться в качестве национальной идентификации. Необходимо признать значимость национальной идеи, так как она определяет духовные ориентиры возрождения нации и консолидации народов Республики Казахстан. В период развития и формирования национальной культуры проблемы национального и культурного наследия становятся предметом философского анализа. Как известно, национальное сознание живет в глубинных пластах народной психологии, что требует углубленного изучения и всестороннего анализа обширного, культурно-исторического материала. До сих пор нет ни одной работы по философии, посвященной данной проблеме. Между тем национальное и культурное наследие - духовная мудрость народа.

В современный период казахстанское общество переживает новый исторический период, когда национальная идея должна трансформироваться в новую национальную доктрину, способную выдвинуть новые цели, символы и смыслы, не отвергающие традиции национальной культуры и ориентирующиеся на глобальные тенденции мирового развития, формирующиеся реалии постиндустриального, информационного общества.

Проблемы национального и культурного наследия и формирования национального самосознания возникли сравнительно недавно, когда в стране начались кризисы - социальные, национальные, политические и пр. Они усугублялись еще и тем, что невысокоразвитое национальное самосознание чрезвычайно затрудняло преодоление духовных последствий советской эпохи. Поэтому изучение национального и культурного наследия в осмыслении национального духа, национального характера, национальной истории имеет определяющее значение не только для казахского народа, но и для других народов, населяющих Республику Казахстан.

 

Литература

  1. Национальная жизнь и межнациональное взаимодействие. - Казань, 1993. - С. 52. 
  2. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева наIII Съезде Лидеров мировых и традиционных религий. Астана 01.07.2009 г. akorda.kz
  3. Белинский В. Г. Собр. Соч. в 3-х т., т.2. - М.; ОГИЗ, 1948. - С.81.
  4. Мазуренко А. В. Национальная идея России как феномен национального самосознания в концеXX века// В кн. «Философская мысль в России: традиция и современность». Т.2. - С.-Петербург, 1977. - С.373.
  5. «Литературная газета», 1990, 23 мая. 
  6. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь» - Караганда, 2006 - 372 с.
  7. Каган М. С. Философская теория ценности. - Санкт-Петербург, 1997. - С. 176.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.