Экономическое развитие страны является одним из главных состовляющих благосостояния страны в целом. На фоне глобализации и интенсивного использования информационных технологий растут и материальные потребности общества. Наряду с этим должна развиваться духовность общества для создания гармоничной социально-экономической среды. Данный доклад рассматривает такую социально-экономическуюю модель при совмещении трех «D» демократического, демографического и демоэтического (духовного) прогресса. Уровень благосостояния общества приводится анализом как материальных, так и духовных потребностей.
Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество.
Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы. Так как глобализация приводит к обобщению экономики, политики и культуры, социаль-экономическая напряженность одного общества влияет и воздействует на другие общества. Более того информационные технологии, развитие электронных девайсов и общедоступность интернета способствуют еще более тесному влиянию друг на друга обществ различных стран. Поэтому предупреждение и решение корня социально-экономических проблем необходимо не только для определенного общества, где существуют данные проблемы, но и для всего мира.
Согласно Баймуратову Уразу Баймуратовичу, ГСГ Посол Мира и Разоружения в Евразии, Академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РК, директор Научно-исследовательского института финансово-банковского менеджмента, духовное развитие общества отстают от развития его материальных потребностей, что приводит к таким последствиям, как конфликты в Греции, Португалии. Италии, Испании, «арабская весна», демонстрации в Лондоне, протесты в Израиле, студенческие волнения в Чили, недовольство коррупцией и неравенством в Китае.
Казахстан имеет исторический шанс стать одним из полюсов совмещения экономического развития с социальным и духовным прогрессом. Перенимая у развитых стран инновации, технологии, менеджмент, высокую склонность к демократизации жизни, в то же время необходимо идти своим путем. Путем гармонизации экономического развития с социальным и духовным прогрессом. Речь идет о построении новой социальной экономики, принципиальной отличающейся от социальной экономики существующих типов. Перспектива новой социальной экономики при совмещении трех «D» демократического, демографического и демоэтического (духовного) прогресса с экономическим развитием придает модели особый позитивный характер. Также необходимо сохранить растущуюдемографическую динамику, свою этническую идентификацию, религию, язык, культуру и полезные традиции, что в итоге позволяет уберечь нацию от исчезновения.
По словам Баймуратова У.Б., гармоничная экономика – это не «экономная», не «инновационно - индустриальная», не «умная», не «эффективная, не «либеральная, не «государственная», не «рыночная», не какая-либо с другими эпитетами экономика, все перечисленное не в отдельности, а вместе взятое, в их многомерном соединении, в едином ключе. Но и многомерности недостаточно для полной гармонии, если экономическое развитие не совмещается с демократическим, демографическим и демоэтическим, т.е духовно-нравственным прогрессом общества (с этими тремя «D» - фундаментом и двумя опорами экономики).
Если страна достигает только материального благополучия своих граждан, этого недостаточно, так как без духовности, это однобоко развитое и нестабильное общество. При духовном прогрессе, бизнес ведется честно, валютный, фондовый и кредитный рынки стабильны, то есть от гармонии в обществе и духовности каждого гражданина зависит стабильность финансовых инструментов.
Духовность человека закладывается с детства, с воспитанием формируются его взгляды и мировоззрение. Для гармоничного общества, необходимо прививать человеку духовность и гармонию. Авторы ―Азбуки гармонии‖ сделали наиважнейший призыв к человечеству о необходимости изменить воспитание детей с духа борьбы и вражды на гармоничное, основанное на единстве, братстве, взаимопомощи. При таком воспитании, человек остаются в гармонии сам с собой и с остальными членами общества.
Цель данной книги - прокладывать научно осознанный, значит, ненасильственный, путь гармоничной цивилизации проектами гармонии, гармоничным образованием и межкультурным диалогом на всех уровнях: глобальном, региональном, национальном и локальном. В заключении, стабильное развитие общества основано как на материальном, так и на духовном прогрессе. Гармония во всех сферах жизни является фундаментом благосостояния общества. Данный доклад завершается стихотворением МарииАскона из книги ―Азбука гармонии‖:
Гармоничный мир
Некогда далеко отсюда
Существовало общество,
В котором люди стали воевать друг с другом
Не зная ни покоя, ни отдыха
Пропасть между их взглядами
Была настолько глубокой,
Что казалось невозможным,
Что они когда-нибудь придут к согласию
Как бы то ни было, совершилось чудо,
Один из них показал
Невиданное чувство юмора
И тотчас же все научились
Вести переговоры в хорошем расположении духа
Мир приходит из гармонии, и настало время
Обратить внимание
На составляющие гармонии:
Гармоничное чувство юмора,
Гармоничный смысл жизни,
Гармоничный способ общения, и
Гармоничные поводы непрестанно улыбаться
Список использованных источников
- 1. Клейнер Г. Системная парадигма и экономическая политика. Общественные науки и современность, No 3, 2007, C. 99-114.
- 2. Баймуратов У. Гармоничная экономика при трех ―D‖: парадигма и вектор формирования. Вестник, No 4, 2001, С. 6-14.
- 3. Семашко Л.Азбука гармонии для глобального мира, гармоничной цивилизации и 674 тетранет мышления. Всемирный учебник. 34-й проект ГСГ. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 336 с.