Казахстан - многонациональное государство. Порой наличие людей исповедующих ислам, приводит к востребованности финансовых институтов соответствующих Шариату. Еще в далеком 1995 году мы вступили в Организацию «Исламская конференция» (ОИК), что занимает особое место во внешнеполитическом спектре страны и является мостом сотрудничества с исламским миром. С 1997 года в городе Алматы действует региональное представительство Исламского Банка Развития, что послужило толчком для проведения многих совместных инвестиционных проектов на территории нашей республики.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем послании указал, что к 2020 году Казахстан должен войти в лучшие 50 стран по уровню развития бизнеса. Также в послании указано, что нужно страмиться стать крупнейшим центром исламского банкинга в СНГ и Центральной Азии [1]. Принятый в феврале 2009 года закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», инициировал создание исламской финансовой системы в рамках финансовой системы Казахстана. Также он внес крупные перемены в законодательство, которые сделали возможным внедрение исламской экономической системы.
Основа теории «исламской экономики» была заложена такими учеными как аль-Газали, Ибн Халдун и др. С тех пор много ученых, правоведов внесли свою лепту, исследуя модель исламского хозяйства. По словам к.э.н. С. Жданова, термин «исламской экономики» применяется для обозначения представлений о возможности особого пути экономического развития. Данная доктрина основывается на понятии «собственность», которая означает, что все богатство принадлежит богу, а люди только управляют им. Но при этом теолог Саид Атару Хусеин считал, что нормы мусульманского права не запрещают доход, ведь прибыль метод стимулирования человека к труду. Однако прибыль не должна становиться основной целью верующего [2].
Особенное место среди исламских экономичских институтов занимает страховая система. Механизм исламской страховой модели устроен так, что страхователи, делая взнос в страховую компанию, формируют специальный страховой фонд, тем самым становятся его участниками. При этом страховая компания является только управлящим лицом данного фонда. Родственная черта исламского страхования заключается с традиционным в том, что при наступлении страхового случая участнику или страхователю выплачивается такая же сумма страхового возмещения. Но особенность выражается в страховом фонде, который ведет свою финансовую деятельность, по годовым итогам деятельности которого полученная прибыль распределяется на дивиденды в равной доле между страхователями. Дело в том, что участники фонда субсидиарно отвечают за все риски, если фонд понес убытки, страхователи совместно отвечают за них дополнительными взносами. Основная идея лежит в том, что предприниматель, застраховавший свой капитал, будет знать, что даже если страховой случай не произойдет, он не потеряет всю сумму взноса, поскольку получит за нее дополнительную прибыль от деятельности фонда.
Само название «исламское страхование (такафул)» дает нам понять, насколько оно отличается от традиционного. Исламская страховая модель - это форма страхования, отвечающая всем принципам и нормам Мусульманского права. Если подойти ближе к исламскому страхованию, можно выделить три отличительных элемента, использование которых запрещено. Гарар (неопределенность) в страховании часто можно разглядеть в договоре. Поскольку сама сущность коммерческого страхового договора основана на неопределенном сроке страхового случая и неопределенной сумме выплаты. Майсир (в данном случае понимаемый как азарт), по мнению многих исламоведов выражается в отношениях сторон страхового договора. Страхователь страхует свою недвижимость предпологая, что сумма страхового случая привысит сумму страховых взносов. Но в практике происходит так, что, заплатив взнос, страхового случая может и не быть. Также выплата процентов по некоторым видам страхования или инвестиция страховых взносов участника в деятельность, где имеют место проценты, являются неправомерными по мусульманскому праву. Это указывает на наличие рибы, что недопустимо. Но порой нельзя путать проценты как общую меру измерения и проценты как сумму прибыли [3]. Поскольку деятельность коммерческих страховых компаний предусматривает выплату фиксированных взносов, что предполагает наличие значительной неопределенности условий для сторон, Советом Исламской академии правоведения при Организации Исламская Конференция было вынесено постановление в соответствии с которым, коммерческое (традиционное) страхование было признано недействительным и запретным с точки зрения шариата, в связи с чем было предложено такафул страхование, как альтернативная страховая система основанная на принципах благотворительности и взаимопомощи в соответствии с положениями шариата об исламском партнерстве [4].
В практике складываются два вида услуг исламского страхования, общий такафул и семейный такафул. Общий такафул имеет общие черты с традиционным страхованием, поскольку относится к страхованию имущественного характера. Однако оценка страхуемого имущества по исламской страховой модели производится принципиально иным образом. Если в традиционном страховании ущерб, причиненный имуществу, возмещается на основании суммы, указанной в договоре на момент его подписания, то общий такафул предусматривает постоянную переоценку имущества в течении срока страхования. Все потому, что такафул во избежание неопределенности, предусматривает непостоянную цену любого имущества на рынке. Если не проводить данную процедуру, в случае повышения стоимости имущества на момент страхового проишествия, сумма страхового возмещения по договору может не покрыть ущерб, что часто всречается в традиционном страховании. Семейный такафул, на первый взгляд, тоже аналогичен с традиционным страхованием, как страхование жизни. Но больше направлен на социальную защиту членов семьи и иждивенцев застрахованного. Правоведы исламского страхования опровергают теорию соответствия страхования жизни Шариату и его отношение к семейному такафулу, поскольку считают, что жизнь в руках творца.
Исламская страховая модель берет свои современные истоки не так давно, что дает нам понять, почему нет определенной, устоявшейся формы, которая действовала бы и в Казахстане. Если углубиться в историю, модель такафула каждой страны формировалась по особенным внутренним экономическим, социальным и законодательным факторам каждого государства. Следуя Беккину Р.И., можно полагать, что в мировой практике сложились три вида норм, регулирующих исламские страховые отношения. К первым относятся нормы, содержащиеся непосредственно в Коране и сунне, ко вторым - нормы, дублирующие или развивающие положения, сформулированные в Коране или сунне. К третьим и более распространенным относятся нормы, не противоречащие нормам и принципам мусульманского права[5. С.127-213]. В одном из первых государств исламского мира, как Саудовская Аравия, первая страховая компания была создана в 1979 году. Страховая деятельность такафул-компании на тот момент больше относилась к третьему случаю, поскольку она больше не противоречила мусульманскому праву, нежели регулировалась его нормами.
При приведении исламской страховой системы в соотвествие с нормами Шариата, правоведы часто упоминают принцип - «возможность изменения норм с изменением времени, места и условий». Это означает, что с изменением времени, меняются и его требования. Здесь есть доля правды, поскольку меняется быт человека, появляются новые технологии. В связи, с чем некоторые нормы Шариата просто невозможно применять по прямому смыслу. Вот почему все больше юристов пытаются приспособить их под лад современных тенденций, дабы создать форму страхования, которая могла бы функционировать в рамках современного государства, не противореча притом нормам Шариата [5. С.141-142]. Но все больше мусульманских юристов выходят против каких-либо нововведений, во избежания потери первоначального предназначения нормы. Эти противоречия вполне обоснованны, сегодня очень тяжало найти грань между необходимым нововведением и интересами определенных лиц. Л.Р. Сюкияйнен изложил такое же мнение в своих трудах. По его мнению, это может привести к дозволению тех понятий, которые не были запрещены лишь по причине того, что не существовали на тот момент [6].
Порой, как и в любой сфере общественных отношений, в страховой системе появляются белые пятна неотрегулированных нормами отношений. При таких случаях употребляется известный в мусульманском праве институт - Иджма.
Иджма - это общее мнение муджтахидов (мусульманский правовед, соответствующий установленным критериям), принимаемое для регулирования отношений неотрегулированных иными источниками Шариата. Основа лежит в различии Шариата от правовой системы светского государства. Дело в том, что если в нашем государстве правовые нормы можно поделить по регулируемым правоотношениям, то нормы Шариата регулируют все общественные отношения в общем порядке. Это означает, что в Шариате нет определенных норм, относящихся напрямую к страхованию, но есть универсальные нормы, касающиеся его. Возможно, данный аспект и составляет основную причину того, что очень сложно придти к одному мнению, о том, какой на самом деле должна быть модель исламского страхования.
Модель исламского страхования (такафул) вызывает большой интерес как в нашей стране, так и во всем мире. Будучи альтернативой западной модели страхования, такафул имеет свою актуальность и постоянных потребителей среди мусульман и не только. Но долгое время основным недостатком было отсутствие стандартов развития исламских финансовых организаций. На сегоднешний день существует несколько основных организаций, целью которых является поддержка и содействие развития исламских финансов по всему миру. Организация по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах (далее AAOIFI) была основана 1990 году на основании соглашения крупных финансовых организаций, таких, как Исламский Банк Развития. AAOIFI была создана для разработки и дальнейшего приминения стандартов учета хозяйственных операций исламских финансовых организаций. В число вышеуказанных также входит Исламское Финансовое Сервисное Управление (IFSB), которое регулирует организации, обеспечивающие стабильное развитие исламской индустрии финансовых услуг. Задача регулирования осуществляется путем создания и согласования международных стандартов в соответствии с нормами мусульманского права. На данный момент государственым органом, регулирующим финансовые организации были утверждены инструкции и правила отдельных методик как пруденциальные нормативы. Но все же многие признают, что практические методики, разрабатываемые этими организациями - залог качественного развития исламского продукта. Взвешивая все перстпективы, эксперты Департамента развития АРД РФЦА признают необходимость вступления в AAOIFI и IFSB, поскольку это позволит руководствоваться их стандартами, использовать методы регулирования исламских финансовых институтов и получать иную необходимую поддержку [7].
Сегодня в Республике Казахстан действует считанное количество исламских страховых компаний, спектр услуг которых ограничивается медицинским страхованием граждан, выезжающих за рубеж, и страхованием от несчастных случаев. Однако, анализируя ход развития исламских финансовых организаций в Республике Казахстан, можно предположить, что очень скоро такафул -страхование будет более доступным. Первые шаги по внедрению исламских финансовых организаций были тернистыми, но за небольшой отрезок времени у нас имеются неплохие достижения. Нельзя забывать, что для прогрессивного развития отечественной исламской финансовой системы необходимы поддержка и опыт мусульманских стран (Финансовый рынок, № 5, 2000 г.) [8].
Литература
- Қазақстан Республикасының Президенті Н.Э. Назарбаевтың «Жаңа он жылдық - жаңа экономикалықөрлеу -Қазақстанның жаңа мүмкіндіктері» атты Қазақстан халқына Жолдауы.
- Жданов С. «Исламская экономика: ретроспективный анализ» // Финансовый рынок. - 2000. №5. - С.35-42.
- «Исламские финансы: внедрение единых стандартов»// Юридическая газета. 2010 г. №11, -3 С.
- Постановленея №9 (9/2) О страховании и перестраховании. Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция (22-28 декабря 1985 г.).
- Беккин Р.И. Правовые основы исламского страхования // Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. - М., 2004. - С.127-213.
- Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. — М., 1986. — С. НО. С. 65—78.
- Особенности исламского страхования// Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском обществе: Материалы Шестого Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. Москва, 9-11 июня 2003 г. - М., 2004. - С. 18-22.
- Рыскулов А.С. Проблемы внедрения исламского страхования (Такафул) в Республике Казахстан // Международная конференция: «Проблемы, перспективы исламских финансов в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях», Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. - Москва, 2010.