Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Личные права человека в свете естественно-правовой и позитивистской концепций

В данной статье рассматриваются естественно-правовой и позитивистский подходы к определению личных прав человека. Автор отмечает, что конституционные личные права и свободы человека можно охарактеризовать как естественные, прирожденные и неотъемлемые возможности индивида, составляющие объективное условие его существования, закрепленные в Конституции и гарантированные государством в целях обеспечения индивидуальной свободы и автономии человека. 

В науке существует два подхода к определению личных прав человека -естественно-правовой и позитивистский. Естественно-правовой подход основан на концепции естественного происхождения личных прав. Естественно-правовая концепция возникла в среде европейских мыслителей-либералов XVII-XVIII веков как идеологическое оружие в борьбе за разрушение феодального строя. Хотя выше уже говорилось, что идеи обладания человеком правами, данными ему природой, встречались ещё в античной философии и юриспруденции, сегодняшнее понимание естественно-правовой концепции прав человека обязано эпохе нового времени. Впервые в трудах Спинозы, Локка, Монтескье нашла отражение рационалистическая теория естественного права, суть которой сводилась к необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством. В основе данной концепции лежит идея общественного договора. Суть этой идеи заключается в том, что человек оставляет за собой часть естественных прав, данных ему природой, а часть передает в общественный фонд как член общества. Чтобы жить в безопасности и наилучшим образом, люди вошли в соглашение и коллективно обладают правами [1, с. 5].

Теория естественных прав человека, возникшая еще в древнем мире, утвердившаяся в XVII-XVIII вв. и возрожденная в XX в., имеет, безусловно, прогрессивное значение. Современная наука нашла более глубокое обоснование этой теории. Человек как биологический вид обладает определенными генетическими способностями поведения, специфическими реакциями на акты насилия, причем эти человеческие свойства существуют в разных цивилизациях и не могут быть объяснены только культурно-историческими факторами и связями, ибо таких связей не существует [2]. Так, мы можем наблюдать, как самый кроткий из людей реагирует нападением, увидев, что избивают ребенка или насилуют женщину. Очевидно, существуют генетические предпосылки прав человека, которые коренятся в природном стремлении человеческого рода к выживанию. Но существенно и то, что эти предпосылки могут стать неотъемлемыми свойствами личности лишь при определенных исторических обстоятельствах. Например, на ранних этапах первобытного общества у разных племен существовал обычай умерщвления стариков, поскольку суровые условия жизни не предоставляли возможности их прокормить. В этой связи верно утверждение, что право на жизнь окончательно сформировалось лишь в середине XX в.

Говоря о естественности и неотъемлемости прав человека, мы имеем в виду те права, которые выражают жизненно важные потребности и интересы индивида, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность. Не обладая свободой своей жизнедеятельности, человек не может существовать как активный участник, а становится пассивным наблюдателем. Поэтому права человека определяют ещё и как проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности [3, c.10]. Только не такой свободы, о которой писал И. Кант. Он считал, что «существует только одно естественное право - свобода, то есть независимость от принуждающего произвола другого». Свойство человека «быть своим собственным господином» он рассматривал как одно из основополагающих его свойств [4, с.139]. Однако свобода не может быть безграничной. Только лишь такая свобода человека, которая ограничена пра­вом, может признаваться как права человека. Потому что неограниченная свобода в конечном итоге приведет к ущемлению прав другого и превратится в произвол.

Следующим подходом в определении прав человека является позитивистский подход. Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право. Позитивистский подход предполагает, что права человека определяются и закрепляются государством. Некоторые ученые эти подходы называют буржуазной и социалистической концепциями прав человека. Согласно их теории, буржуазная концепция прав человека основывалась на теории естественного права, то есть естественных прирожденных свойств человека, не зависящих от их признания государством. Социалистическая концепция, основанная на марксистской теории, характеризуется позитивным подходом, согласно которой права человека являются производными от государства [5, с.25-30].

Концепция социалистического правового государства и основанные на её идеях Конституция СССР 1977 г. и конституции союзных республик «были интеллектуальным продуктом крайне рационалистической политико-правовой парадигмы, из которой вытекало, что едва ли не все политико-властные отношения общества протекают в форме государственно-правовых отношений, а полномочия их субъектов определяются исключительно позитивным законодательством» [6, с.45-46].

Началом отхода от позитивизма стал период поздней перестройки, то есть конец 80 -х годов прошлого столетия, когда стал допускаться синтез религиозных и моральных предписаний, итога человеческого опыта, подвергшегося интеллектуальной обработке [7, с.52].

В это же время, переосмысливая правовые постулаты тоталитаризма, ученые приходят к выводу, что «право - это не воля классов, возведенная государством в закон, а система регуляции и защиты свободного поведения индивидов средствами государственной власти» [8, с.17]. Результатом таких воззрений на заре становления новых независимых государств на территории бывшего СССР стало закрепление в новых конституциях основных естественных прав человека: право на жизнь, право на неприкосновенность личности, право на частную собственность, право на свободу слова и другие.

«Современная христианская демократия, - пишет М.В. Баглай, - рассматривает состояние свободы как естественное, т.е. дарованное человеку Богом вместе с жизнью. И, несмотря на светский характер современных западных государств, они в целом принимают эту трактовку и воспринимают естественное право как высокую духовную ценность, морально обеспечивающую неотчуждаемость прав человека. Это значит, что позитивное право все больше сливается с естественным правом» [9].

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. На этом восприятии основывается и множество определений понятия «права человека». Например, в Юридическом словаре дается следующее определение прав человека: «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству» [10, с.297]. С точки зрения теории права, права человека определяются как формально-определённые, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе [11].

Е.А. Лукашева определяет права человека как «субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах» [12, с.94]. Это означает, что индивид имеет реальную возможность пользоваться определенным благом, совершать определенные действия в границах и порядке, обозначенных в законе.

А.С. Мордовец определяет права человека как гарантированные демократическим обществом возможности для каждого индивида, его сообщностей на достойный уровень жизни, эффективную социальную систему охраны и защиты от произвола государства в соответствии с установленными международными и национальными стандартами и процедурами [13, с.32]. Здесь права человека взаимосвязаны не только с конституцией и законами государства, но и международными стандартами. Азербайджанский ученый-международник А. Абилов, отмечая, что во многих источниках о правах человека не отражается конкретное определение прав человека и права человека интерпретируются в зависимости от особенностей экономического, социального и культурного развития общества, определяет права человека как субъективное право, означающее существование определённой возможности у индивида [14, с.8].

Что касается личных прав человека, то в словарях русского языка личные права определяются как права, выражающие индивидуальные особенности лица, особенности его характера и психического склада, в юридической науке существует мнение, что «личные права индивидуализируют личность и реализуются в сфере личной свободы» [15]. Обобщающей характеристикой вышеприведенных определений является то, что личные права человека воплощают индивидуальную свободу человека. Личными правами от рождения обладает каждый человек, и они призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. В отличие от других прав человека, где личность выступает в качестве политического деятеля (политические права), собственника (экономические права), участника социальной и культурной жизни (социальные и культурные права), в личных правах воплощаются интересы человека как индивидуальности, т.е. личности, обладающей неповторимыми и своеобразными особенностями. Эти права индивидуализируют личность, способствуют наилучшему проявлению духовных интересов, склонностей, личных способностей. Они гарантируют возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере индивидуальной свободы

По определению Г.В. Антиповой: «Личные права - это естественные, неотчуждаемые, непосредственно реализуемые возможности индивида, находящиеся в состоянии постоянного пользования и составляющие неотъемлемые условия его существования, которые закрепляются и охраняются государством» [16, с.9]. В данном определении личные права имеют ряд отличительных признаков: во-первых, это естественные права; во-вторых, эти права неотчуждаемы; в-третьих, они находятся в состоянии постоянного пользования ими, и, в-четвертых, могут быть непосредственно реализуемы. Кроме этого, личные права закрепляются в законе и охраняются государством.

Общим для всех определений является то, что права человека означают определенные законом взаимоотношения индивида и государства.

Исходя из этого, конституционные личные права и свободы человека можно охарактеризовать как естественные, прирожденные и неотъемлемые возможности индивида, составляющие объективное условие его существования, закрепленные в конституции и гарантированные государством в целях обеспечения индивидуальной свободы и автономии человека.

Содержание личных прав определяется тем, что они призваны обеспечить такие существенные блага этой свободы как неприкосновенность жизни, честь и личное достоинство, личную безопасность, блага частной и семейной жизни. В отличие от других прав человека (например, политических), личным правам присущ индивидуальный, а не коллективный способ реализации.

Говоря о правах человека как о его насущных потребностях, следует помнить, что права одного индивида ограничены точно такими же естественными, неотъемлемыми правами других членов общества. В демократическом обществе в области прав и свобод не должно быть ни дискриминации, ни привилегий для кого-то, так как они одинаковы для всех.

Юридическая опосредованность прав человека в нашем понимании означает, что права человека - есть ограниченная правом и охраняемая государством свобода человека. Права человека, понимаемые как свобода, ограниченная правом, подлежат охране со стороны государства, что позволяет претворять эти права в жизнь, в общест -венную практику. Именно в этом проявляется взаимосвязь прав человека, права и государства.

Права человека могут быть реализованы только в том случае, когда сформировались объективные политические, социально-экономические и культурные условия. Важным периодом в развитии объема благ, на которые мог претендовать человек, явились бур­жуазно-демократические революции, после которых права человека получили универсальный характер. Так, если до буржуазных революций права человека во многом находились в зависимости от его положения в системе материального производства, то после буржуазно-демократических революций формально, с позиций государства и права, каждый человек стал носителем определенного минимального объема прав и соответственно мог претендовать на определенный объем благ. В частности, после буржуазных революций формально каждый человек мог претендовать на такие духовные блага, как жизнь, ее неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, чести и достоинства, свобода слова, совести и др.

Права человека весьма разнообразны и многочисленны и в то же время они не остаются неизменными, так как по мере развития цивилизации круг прав становится шире и разнообразней. При этом все права человека теснейшим образом связаны друг с другом и нет среди них таких прав, которые считались бы более важными и существенными, чем остальные права. Каждое из прав является для человека важным. Однако прошло немало веков, прежде чем человек был осознан как основная ценность. Признание за человеком его естественных прав явилось одним из величайших достижений человеческой мысли эпохи средневековья, так как именно в этот период политико-правовая мысль стала рассматривать его с позиции ведущей роли в жизни государства.

В эпоху Просвещения нашли дальнейшее развитие идейно-теоретические основы современной концепции прав человека. Известные сегодня учения о неотчуждаемости прав, теории разделения властей и независимости судей, роли государства по отношению к человеку и обществу, роли права во взаимоотношениях государства и гражданина, ответственности государства и обязанностях граждан сформировались именно в эту эпоху и послужили основой для нового понимания значимости и ценности личности, её прав и свобод. Значение естественно-правовой концепции прав человека заключается в том, что она является исходной позицией, отправной точкой каждого демократического государства для определения правового статуса личности.

 

Список литературы:

  1. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты //Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. -М., 1 - С.5-57.
  2. Лукашук И.Н. Глобализация, государство, право,XXI век. - М.: СПАРК, 2000. -С.271.
  3. Гусев А.Д. и др. Права человека: Учеб. Пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - С. 10, 226-239.
  4. Кант И. Сочинения. Т.4. - М.: Мысль, 1965. - С.139.
  5. Сабикенов С.Н. О некоторых концептуальных подходах к изучению теории прав человека //Вестник КазГУ. - 2001. - №1. - С. 25- 30.
  6. Юридическая наука и практика в условиях перестройки /Обсуждения и дискуссии //Коммунист. - 1987. - №14. - С.45-46.
  7. Черниловский З. Правовое государство: исторический опыт //Советское государство и право. - 1989. - №4. - С.52.
  8. Мальцев Г. Право и власть: к реформе политико-правовой сферы советского общества //Правоведение. - 1988. - №6. - С.17.
  9. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - М., 2001. - 776с.
  10. Юридический энциклопедический словарь /Сост. А. Никитин. - М., 2000. - С.297.
  11. Общая теория права и государства. Учебник /Под. ред. В.В. Лазарева. -М.:Юристъ, 1994. - 360 с.
  12. Общая теория прав человека /Отв. ред. Лукашева Е.А. - М., 1996. - С. 3,11,17,94. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов: изд-во МВД РФ, 1996. - С.32.
  13. Абилов А. Права человека в международном праве и конституционном праве стран СНГ (на примере Конституции Азербайджанской Республики). - Баку: ЭЛМ, 1999.- 116с.
  14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1993. - С.252.
  15. Антипова Г.В. Система личных прав человека: конституционно-правовой аспект. -М., 2003. - С. 9,14, 31, 92.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.