Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

«ТОРЕ» И «ЙОСУН» как нормы обычного права тюркской кочевой цивилизации

Тот факт, что самыми крупными по территории кочевыми империями в мировой истории были именно тюркские или тюрко-монгольские империи, говорит о способности тюркских народов к государственному строительству. Еще одним достижением тюркской цивилизации можно считать относительную демократичность обычно-правовых норм, которые устанавливали определенный правовой режим и нормативное функционирование тюркского общества в целом.

В VI-XII веках восприятие верховной власти кочевых государствах тюркского периода происходило через такие правовые нормы как «торе» и «йосун», являвшимися носителями традиционности, передававшихся от одного кочевого общества к другому.

Тюркские слова «TORU» и «TOR», «TORA», судя по сведениям источников, близкие по значению понятия, имеют общий корень «тор». Значение первого слова определяется как «порядок», «правило», «закон», «обычай», первоэлемент, «носитель бытия», проявление справедливости. Второй термин означает «почетное место», «ценность», «значение», «закон», «обычай», «правило», титул ханских сыновей, суд, судебное решение. И, наконец, происходит от тюркского «торе» -божественное право, рождение («торо»), регулировавшего такие функции как налоги, договора и т. п.

Впервые понятие «торе» рассмотрел П.Мелиоранский в комментарии к надписи в честь Кюль-Тегина, где дает расширенное толкование и, по его мнению, торе относится к определенному элю, что он является обычным правом. В знаменитом памятнике Кюль-Тегина сказано - «всех на царство они поддерживали и устраивали Эл (т.е. союз племен и родов) и торе тюркского народа. В отношении к кагану «торе» значит первое решение, постановляемое ханом при различных тяжбах и конфликтах, второе решение - ханская правительственная власть.

Сочетание «al tory» означает «племенной союз» и действующее в нем право или стоящая над ними власть хана. Далее он пишет, что «al» и «tory» нуждаются в постоянной поддержке и заботе о них со стороны кагана; эти понятия выражаются в надписях глаголами; тут держать и ат делать, т.е. устраивать, упорядочивать; например, торуг ат можно также перевести «творить суд и правду».

В источниках значение «торе» часто упоминается определением «закон», который, непосредственно, связывается с процессом создания государственной власти. Установление законов и их надлежащее исполнение - прямая функция верховного правителя. Именно в рамках эля, соблюдался торе: «Пусть будут установлены государство (эль) и законы al torti».

Например, в переводе С.Е.Малова древнетюркских надписей «Памятник в честь Кюль-Тегина» и «Памятник хану Могиляну» торе значится в трех ипостасях:

  • торе как власть над собою, т.е. речь идет, когда тюрки стали подвластными народа табгач, т.е. китайцев;
  • торе как государственное устройство тюркского народа Эльтериш-каганом;
  • торе как установление порядка и устройство народов четырех стран света.

Согласно тору, установленный и принятый элем беги и народ должны строго подчиняться кагану, быть верным ему, не отклоняться от истинного пути, иначе тюркам грозит гибель, рабство и нищета.

Создателями «тору» в исторических источниках названы Бумын-каган, Истеми-каган и Огуз-хан, ставшие правителями сразу, после того как «вверху возникло Голубое Небо, а снизу бурая земля». Последующие тюркские правители отмечены как хранители и блюстители торе, то есть время происхождения «торе» определяется началом истории народа и восходит к «небеснорождённым» предкам. Иначе, это жизненный опыт народа, его функционирование обеспечивает жизнедеятельность социума. В этот период формируются законы, вводимые со стороны государственной власти.

Анализ сведений источников показал более широкий круг применения термина «торе», нормы которого распространялись на все сферы государственной жизни - военную, социальную, политическую, морально-этическую, правовую. Речь идёт о политических традициях управления, основанных на народных обычаях и воззрениях. Они превращаются в общепринятые для кочевых государств тюркоязычных народов политические нормы.

В этот же период кыргызам, также как и тюркитам, создавшим свой каганат, использование норм только обычного права становится недостаточным в виде несоответствия старых традиционных норм реальностям изменяющейся внешней и внутренней ситуации общества. Так формируется государственное право - торе, обычное право - зан, нарк.

Торе понимали, как закон, который регулировал взаимоотношение власти и народа. Нормы публичного права торе превращаются в строго установленные принципы управлением государством.

В Енисейском каганате кыргызов и тюркском обществе в целом, состоявшем из хана, беков и рядовых воинов, хан избирался беками и частью народа на курултае. Кандидат на престол обязательно должен был принадлежать к ханской династии. Приоритетом пользовался самый старший сын умершего хана. В случае, если смерть хана означала прекращение династии, курултай мог выбрать правителем одного из беков, отвечающего требованиям, предъявляемым хану. Условием законного занятия трона престолонаследником (осуществлялся по принципу от старшего к младшему) было обязательное согласие беев или, другими словами, одобрение и утверждение кандидата курултаем. В любом случае власть хана не была абсолютной, если он нарушал традиции предков (торе), его свергали с престола, о чем свидетельствовал обычай интронизации (хан котормо), с переводом на русский язык «кутерьма».

Беки не были наследственными, до бека мог дослужиться любой рядовой воин. Все важные вопросы решались представителями племен и беками на курултаях. Период правления каждого нового кагана (хана) фактически сопровождался политико-правовыми установками, которые постановлялись в зависимости от конкретно-исторических условий существования государств и обществ тюркского периода. Каждый нов ый хан начинал св о е прав ление клятв ой: не на рушать, а у к р е п л я т ь торе.

Проводимые реформы, решения, приказы верховного правителя обязательно должны были аргументироваться нормами торе. Несомненно «торе» служило правовым оформлением власти кагана и, в целом, закрепляло властные отношения в тюркском социуме. Верховный правитель становился первым ревностным исполнителем норм «торе» и на основе «тору» обязан был установить Высший Закон, Высшую справедливость.

Как мы знаем, закон относят к сфере деятельности государственной власти. Функция тюркского правителя ограничивалась созиданием, а не созданием «торе» (закона), служившего обоснованием и организационной основой для «торуг» - верховной политической власти. Каган объединял посредством «торе» племена в одно политическое объединение «эль», передаваемое в текстах источников выражением народных установлений и верховной власти.

Существование тору обеспечивало кагану право наказывать виновных в неверности, обвинять в нарушении закона тех, кто стал на путь предательства, им полагалась смертная казнь за антигосударственные преступления, как мятеж и измена.

С тяжелым кочевым образом жизни появляется форма права - «йосун».

Иосун как обычное право регулировало частную жизнь представителей тюрко-монгольских племен, и нередко противопоставлялось с торе, который регулировал вопросы власти, управления, статуса кагана. Вполне объяснимо: и торе, и йосун являлись древним обычным правом кочевых племен и существовали еще задолго до эпохи Чингис-хана. Но, если торе регулировало государственное устройство и взаимоотношения между людьми и Небом, то сферой действия йосунного права были более «земные» отношения: брак и семья, побратимство и др. При йосунном обычном праве роды и племена также входили в политическую организацию - Эл. Главными представителями племен были каганы, ханы, ажо, функциями которых были: административное управление, судебная, религиозная, военная.

Таким образом, йосунное право представляло собой совокупность частноправовых норм, сформировавшихся стихийно и действовавших на уровне отдельных племен - обычное право в классическом понимании этого термина.

Государство в эту сферу не вмешивалось: все споры в сфере семейного, наследственного права и т.п. решались на уровне племенных предводителей, а не государственной власти.

В эпоху Караханидов правовые воззрения и отношение тюрков к закону (торе) законности отражены в поэме Ж.Баласагына «Куттуу билим», где законы исходили от правителя, который и устанавливал их, и являлся гарантом справедливости - при этом справедливость истекала из закона и в какой-то мере отождествлялась с законом и самим монархом. Правителю принадлежат слова: «Я - знак Справедливости, правды закон», «Я правлю народом, подвластен мне он. Сильна моя власть, мое слово -закон», «Для власти во всем справедливость - основа. И власть лишь во правде жива и здорова».

В данном случае, хотя формально закон считался олицетворением воли Неба и стоял выше воли правителей «Закон правит миром - о том не забудем», но фактически правовые нормы устанавливались именно правителями: не случайно в указанной поэме мудрые советники постоянно призывают монарха «установить закон», «даровать закон», «ввести закон». Именно поэтому торе у тюрков ассоциировалось с именами конкретных правителей, которые и возглашали волю Неба своим подданным. Значит, «торе» аккумулировал в себе общие законы общества и определял стереотип поведения каждого члена социума, в том числе правителя.

Нормы торе у тюрков касались, прежде всего, вопросов власти, управления, статуса м она рха, а также регулировали систем у административного деления на правое и левое крыло, распре деление доходов и трофеев .

В отличие от более позднего законодательства Чингисхана и его преемников, нарушение йосунного права не влекло наказания со стороны государства: кара следовала по воле Неба, и потому нарушения йосунных обычаев следовало избегать.

В период монгольского владычества нормы права - торе, входит в принцип управления государством. Вплоть до XVI века публичные отношения подвластным монголам кыргызских родов и племен регулировались нормами государственного права. Но в тоже время, сохраняли свое действие и нормы обычного права, то есть обычное право кыргызских племен наряду с обычным правом других тюрко-монгольских народов, было составной частью правовой системы Монгольской империи.

Законодательно-правовая и управленческая практика кочевых правителей выражалась в «биликах». «Билики» и «Ясы» акцентировали внимание на выполнении норм «торе», которое являлось неким приложением к ним. Подготовка «биликов» был своего рода политический и социальный долг правителя перед возглавленным им обществом. Главная цель - сохранить целостность государства. В итоге «билики» предстают не просто обобщением опыта конкретного правления, но и осмыслением глобальных тенденций в историческом развитии кочевого общества. Постепенно роль торе претерпела значительную эволюцию: из системы писаных или неписанных конкретных норм превратилась в совокупность нечетких сформулированных принципов.

В постимперский период исчезают наряду с императорским законодательством «Яса», народными обычаями «йосун» и «торе». Торе в качестве носителя высшего закона и справедливости становится символом принадлежности к высшей власти и права на верховную власть. Затем торе стали называть представителей династий чингизидов и следующих преемников правящих родов тюркских народов. У кыргызов «төрө» (от слова «тер» - почетное место) называют в зависимости от статуса почетных и уважаемых аксакалов, а женщин - называют «төрөайым».

Таким образом, формирование национальной правовой системы должно стать основной целью проводимой в Кыргызской Республике государственных реформ в правовой сфере. Одним из главных принципов реформы должна быть преемственность правовой культуры, которую отражает историко-правовой опыт народа с учетом общечеловеческих ценностей.

 

Литература

  1. Мелиоранский П. Памятник в честь Кюль-тегина // ЗВОРАО. - Т.ХІІ. - СПб., 1899.-С.7.;
  2. Джуманалиев Т.Дж. Эволюция политической власти кочевников Притяньшанья (II в. до н.э.-XII в.): Монография. - Бишкек, 2005.- С.114-116.
  3. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-С.24-26.
  4. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. -С.23-40., Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. -М.; Л.,1951 .-С.34-35.
  5. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. -М.: Вост. лит-ра,1997.-С. 110.
  6. Почекаев Р.Ю. Эволюция торе в системе монгольсокго средневекового права// Монгольская империя и кочевой мир. -Улан -Удэ: БНЦ СО РАН, 2004.-С.531-532.; Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая. -Абакан, 2004.-С.12., Жумаганбетов Т.С. Проблемы формирования и развития древнетюркской системы государственности и права ( YI-XIIв.в.) : Автореф. дис... д-ра юрид. наук.-Алматы, 2004.-С.37.
  7. Крадин Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция. -М., 1995. -С. 55.
  8. Баласагуни Юсуф. Благодатное знание / Изд. подготовил С.Н.Иванов. Отв.ред.акад. А.Н.Кононов. -М., 1983.-С.530.
  9. Тукешева Н.М. Эволюция представлений о верховной власти в обществах тюркского периода (VI-XIIвв.): Автореф. дис... канд. ист.наук.- Уральск, 2007. - С.14.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.