Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Права человека как главная ценность правового государства

Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством. «Права человека - неотъемлемое, неотчуждаемое достояние всего человеческого рода. Какие бы события и действия ни совершались в этом мире, какие бы научные открытия ни входили в него, они не должны негативно влиять на положение человека, его права и свободы. В этом состоит суть человеческого измерения всех процессов мирового и национального развития, выдвигающего ценностный ориентир в развитии общественных процессов - права человека».

Современная концепция прав человека основывается на следующих положениях: человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть; защищая свои права, человек может предъявлять свои требования государству. Права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют естественными правами человека. Человек не обязан никакой высшей, сакральной (божественной) или светской (государственной) власти за свои права. Он не должен воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека несовместимо с рабской благодарностью за то, что ему, Человеку, позволили воспользоваться крохами (его же) прав и свобод. Они принадлежат ему уже в силу того, что он - человек.

В процессе длительного поиска способов взаимоотношений индивидов и государства кристаллизовались определенные устойчивые нормы, эталоны и ценности, способствовавшие упорядочению не только этих отношений, но и отношений и связей между самими людьми по поводу определенного объема материальных и духовных благ, предоставляемых и обеспечиваемых обществом и государством.

От положения и статуса индивида в обществе зависел объем распределения этих благ, которые и являлись правами человека.

Следует отметить следующие важнейшие этапы в процессе универсализации прав человека. 10 декабря 1948 года Организацией Объединенных Наций принимается основной правозащитный документ -Всеобщая декларация прав человека. Ключевыми элементами в распространении прав человека далее выступили Хельсинские 1975 года и Венские 1989 года соглашения. Так, к примеру, понятие естественных прав раскрывается в преамбуле Всеобщей Декларации прав человека. Естественные права ­это права, которые предоставляются индивиду в целях обеспечения его достоинства и которые обладают вневременным действием.

Однако в целях обеспечения полноты и эффективности реализации конституционных норм, идей, понятие абсолютных прав человека нуждается в более расширенном рассмотрении. Для этого важно объективное научное осмысление доктрины абсолютных прав и свобод человека как в период ее зарождения, так и на современном этапе. Это важно в том плане, что на современном этапе доктрина абсолютных прав и другие гуманистические ценности повергаются существенной «ревизии», переосмыслению. В этой связи важно рассмотреть различные позитивные и негативные аспекты данной доктрины. Это позволит с помощью правовых средств задействовать потенциал доктрины абсолютных прав в современной государственно-правовой практике Казахстана, а также предотвратить последствия негативных ее аспектов.

Определение с позиции значения абсолютных прав человека для государства в начале XX в. сформулировал Виноградов П.Г. Абсолютные права - это права, «с которыми должно сообразовываться всякое нормальное устроенное государство».

К их числу он относил права человека на жизнь, личную свободу и собственность. Авторы современных юридических словарей исходят из позитивистского правопонимания, считают, что абсолютные права - это такие субъективные права, носителям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая абсолютным правам, всегда состоит в воздержании от совершения действий, ущемляющих абсолютные права. Так как нарушителем абсолютных прав может оказаться любое лицо, закон защищает абсолютные права против всех и каждого, т.е. против неопределенного круга лиц.

Все остальные основные права человека, кроме абсолютных прав, стали называться относительными. Основные относительные права - это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), т.е. права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам). Иными словами, относительными можно назвать права, реализуемые через правоприменение. Чтобы такое право осуществилось, необходим индивидуальный акт применения права, конкретизирующий, признающий или представляющий его. А субъект власти - правоприменитель - либо жестко связан с законом и фактическими обстоятельствами, либо обладает определенной свободой усмотрения.

Относительные права могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного положения и в других случаях, установленных законом.

Абсолютное право отличается, кроме того, тем, что предоставляет своему субъекту монопольную возможность действовать в своих интересах. Абсолютные права характеризуются наибольшей степенью свободы управомоченного. Реализация таких прав обеспечивается установленной законом обязанностью всех других лиц воздерживаться от каких бы то ни было действий, препятствующих свободному осуществлению этих прав. Все вышеизложенное дает возможность разделить все основные права по степени отчуждаемости на два класса: абсолютные права и относительные права, а также выделить признаки абсолютных прав. К числу последних можно отнести следующие: неотчуждаемость, неприостанавливаемость и неограничиваемость; монопольная возможность человека действовать в своих, признаваемых законом интересах.

Абсолютные права принадлежат человеку от рождения и им корреспондирует обязанность неопределенного числа лиц воздерживаться от действий, ущемляющих абсолютные права.

В свою очередь свобода индивида, неприкосновенность собственности и другие гражданские права и свободы обеспечиваются политическими правами, которые позволяют гражданам участвовать в управлении и контролировать сохранность своих гражданских прав. Этим обосновывается легитимность либерального режима.

Позитивное влияние либерального режима и рыночной экономики на общественное развитие видится нами в том, что здесь создаются условия для развития человеческой активности. Выработанный здесь принцип юридического равенства является тем найденным в течение веков механизмом, который определяет правовой остов общества, стимулирует инициативу, предприимчивость, толкает людей к соревновательности, к лидерству и тем самым создает основу для поступательного развития общества в целом.

Правовое равенство, каковым и может быть, по мнению некоторых исследователей, справедливое равенство вообще - это процедурное равенство, равенство в правах, а не в конкретных материальных благах (как это понимается при трактовке равенства как фактического равенства). Здесь люди равны на старте. Дальнейшее же их положение в обществе зависит от их способностей, желаний и умения трудиться. В этом плане история действительно многократно доказывала преимущества юридического равенства перед иными подходами к правам человека. Когда защищены права, свободы и интересы отдельного человека, это приводит к зрелости и непредубежденным отношениям человека к государству, обществу, большей демократичности, меньшему авторитаризму, толерантности, терпимости в отношениях между людьми, формированию фундаментальных, глубинных установок, к совершенствованию мировоззрения и философии.

Отметим проблемы реализации прав человека в правовом государстве. Одной из таких проблем является забвение в общественном сознании идеи общественного долга и обязанностей перед ближними.

К примеру, еще древние римляне, опасаясь столкновения интересов лиц, «имеющих свое право», изобрели сервитуты.

В условиях казахстанской правовой культуры, которую можно классифицировать как евразийскую, абсолютный характер прав человека понимается следующим образом:

  • права и свободы человека каждому человеку независимо от социальных и природных различий;
  • права и свободы человека есть мера, масштаб свободы человека, позволяющей им реализовать свои правомерные интересы;
  • в рамках данной меры человек может реализовывать свои интересы любыми способами;
  • абсолютный характер прав человека предполагает его автономию, существование приватной сферы жизни.

Недаром доктрина абсолютных прав человека способствовала формированию идеологии индивидуализма, основными чертами которой «явились уважение к личности как таковой, т.е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастий каждого человека в его собственной сфере деятельности, сколь бы узкой она ни была, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей». Поэтому, начиная с эпохи становления капиталистического общества, была признана свобода индивида, приоритетными стали рассматриваться интересы индивида.

Исходя из такого понимания государства и права, следует ряд концептуальных положений, означающих отказ от этатистского правопонимания, первичность права перед государством, понимание сущности права в русле теорий правового государства, надпозитивистская трактовка права. По мнению Дюги Л., «подобно тому, как вся геометрия покоится на евклидовом постулате, точно так же и вся жизнь современных народов покоится на этом постулате нормы права. Право не есть политика силы, как учил Иеринг, оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним - оно является границей государственной силы, и государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву».

Только при условии подчинения государства праву оно выполняет свое главное предназначение -реализацию свободы в обществе, которая при этом не нарушает общего блага, свободы других. Иначе легализованное принуждение, облаченное в государственную власть, вырождается в произвол. Государство не должно относиться к личности как к средству, а только как к цели. В этой связи в конституционном праве требование уважения личности со стороны государства рассматривается как критерий отношения государства к личности и ее правовому статусу как высшей социальной ценности.

Доктрина абсолютных прав человека выполнила свою важную инструментальную роль на определенном этапе исторического развития. Последние два столетия прошли под воздействием доктрины абсолютных прав человека и индивидуализма.

Однако это не означает, что доктрина абсолютных прав человека себя изжила. Непреходящая ценность данной доктрины заключается в определении цели государственно-правового развития: «человек есть цель государственно-правового развития». Средством измерения любой политики государства является человек, его права и свободы. Критерием любых социальных преобразований должен выступать человек, защищенность его прав и свобод. Иначе, какие бы лозунги ни провозглашались, подобные реформы превращаются в антигуманные, а в долгосрочной перспективе ведут к общественному кризису.

Поэтому обращение к естественно-правовым концепциям имеет место в истории тогда, когда интересы человека задвигаются на второй, зачастую и на последний планы. Сегодня идея о человеке как высшей ценности, неотъемлемости его прав и свобод не имеет себе достойных альтернатив. История человечества очевидно доказывает, что утверждение других приоритетов общественного развития ведет к ограничению прав и свобод человека, к установлению тоталитарного режима. Свидетельство тому -история периода господства идеи о приоритете служения богу, в частности в лице монарха, который представлялся его посланником на земле и наделялся неограниченной властью; или идея о создании коммунизма как светлого будущего человечества; или идея об арийцах как высшей расе и другие подобные идеи, которые в свое время завладевали умами многих людей и ради которых свершались революции.

История же развития западного общества, которое через реализацию идеологии индивидуализма можно назвать результатом утверждения идеи о самоценности и свободы личности, свидетельствует о весьма позитивном влиянии последней на общественную жизнь. Тем не менее, реализуя идеи, на которых строится западное общество, очень важно учитывать особенности правовой культуры и правового сознания народа.

В целом социальные следствия защищенности интересов отдельной личности очевидны, высоко значимы. Это свидетельствует о том, что в современную постиндустриальную эпоху вложения в развитие человеческого потенциала оказываются, если их рассматривать в стратегическом плане, наиболее эффективными по сравнению со всеми другими направлениями и сферами их использования. Человеческий ресурс - это самый ценный ресурс современного государства, это важнейшее условие конкурентоспособности нации и процветания государства. Государство не имеет права произвольно ограничивать в каких бы то ни было благих целях права, свободы человека.

Позитивная роль доктрины естественных неотчуждаемых абсолютных прав человека в утверждении идеи о человеке как высшей ценности очевидна.

В этой связи весьма правомерно закрепление идеи естественных неотчуждаемых абсолютных прав и свобод человека в Конституции РК, акцентирующей внимание на том, что человек служит ориентиром для соизмерения государственной политики. В современных условиях свобода человека понимается несколько по-иному. Свобода человека состоит не только в возможности совершать определенные действия и устранять любые препятствия на пути их осуществления. Важным аспектом проявления свободы человека является свобода принимать ответственные решения. Это предполагает высокий уровень развития сознания и культуры человека. Именно развитое сознание и культура отличают человека как биологического вида от человека как личности.

Основываясь на этих выводах, отметим, что в Республике Казахстан в процессе модернизации политической системы, экономическим, социальным и культурным реформам придается новое дыхание и новый импульс. По сравнению с другими государствами постсоветского пространства ей удалось сделать значительный рывок.

 

Литература 

  1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА, 1997. - 790 с. Энциклопедический юридический словарь / Под ред. О.Г. Румянцевой, В.Н. Додонова. -М., 1997. - 348 с.
  2. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. - М., 1969. -369 с.
  3. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. - 2001. - № 5. -С. 89-100.
  4. Сент-Роз Ж. Право и жизнь // Вестник Московского университета. - Серия 11, Право. - 2003. - № 6. - С. 56-69.
  5. Права человека и стратегия устойчивого развития (материалы круглого стола) //Государство и право. - 1998. - № 11. - С. 103-119.
  6. Виноградов П.Г. Государственные строй Англии // Сб. статей: Политический строй современных государств: введение и общая часть. - СПб., 1899. - Т. 1. - С. 419-500.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.