Психологические аспекты суицидального терроризма

На данный момент наряду с глобальными проблемами современности во всем мире можно выделить суицидальный терроризм, который несет в себе огромную угрозу безопасности человечества. Явление суицидального терроризма доказывает, что массовое уничтожение вполне возможно и реализуемо без наличия средств массового поражения, многочисленной армии и высоких технологий.

Такие возможности террористических организаций, которые уже были использованы на практике, полностью меняют представление о национальной безопасности. Необходимо подчеркнуть, что суицидальный терроризм способен приносить огромные потери, измеряемые жизнями людей, различными материальными ресурсами и инфраструктурой. Например, в террористических атаках 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр и Пентагон погибли более 5000 людей. Сила удара по башням – близнецам, расположенных в южной части Манхэттена в Нью-Йорке, была равна силе взрыва конвенциональной бомбы, мощность которой составляет 400000 фунтов в тротиловом эквиваленте, столько, сколько была мощность (0,2 килотонны) первой неуспешной ядерной бомбы, взорванной в Тринити, возле Аламо Гордо [1, с. 58]. Сегодня террористов - смертников используют для достижения собственных целей не только радикальные религиозные группировки, но и далекие от религиозной идеологии террористические формирования [2, с. 34].

Для борьбы и противостоянию с этим видом террористических атак необходимо выявить причины, по которым люди становятся пешками в руках манипулятора – человека или людей, которые используют суицидальный терроризм в своих интересах. Атака террориста – смертника является самым летальным видом терроризма и немало важно то, что еѐ очень сложно предвидеть заранее. За атакой террориста-смертника стоят годы подготовки в экстремистских религиозных организациях, влияние разработанных ими идеологий, а также технологий воздействия на сознание людей. Что же толкает людей на жестокий путь террориста-смертника?

Почему они хотят расстаться с жизнью – самым ценным, что есть у человека? Ответить на эти вопросы нам помогут работы ведущих психологов, которые занимались не только исследованием методов реформирования мышления, но и разрабатывали концепции освобождения сознания, искали способы «разблокирования» мышления.

Для нашего исследования будут полезны работы Стивена Хассена – американского психолога, консультанта по выходу из деструктивных и тоталитарных сект. Особый интерес представляет его работа «Освобождение от психологического насилия», в которой он излагает свои выводы о контроле сознания и поведения, а также пишет о тех, кто пострадал от «зомбирования» и какими методами можно избежать «психологического насилия». Контроль сознания автор связывает с «определенным набором методов и методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипноз или блокирование мышления)» [3, с.81].

Он приводит в пример условия реформирования мышления, разработанные Маргарет Сингер, которая является известным американским психологом. Сингер выделяет шесть условий реформирования мышления. Во-первых, это установление контроля над временем, над общением с людьми, в общем, контроль над всем, что делает человек. Во-вторых, создание у новичка ощущения бессилия, страха перед лидером группы. В-третьих, манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями неофита, что приводит к подавлению прежнего социального поведения. В-четвертых, похожее манипулирование, как в предыдущем пункте, но уже с целью достижения необходимого манипуляторам поведения и установок. В-пятых, создание жестко контролируемой системы, внутри которой инакомыслящих заставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельствуют об их неполноценности. В-шестых, создание неведения самих неофитов относительно контроля их сознания и изменения последнего.

В ходе своего исследования Хассен использовал работы Роберта Лифтона, в которых доступно освещается данная проблема, в частности, книгу «Технология промывки мозгов. Психология тоталитаризма» («Thought Reform and the Psychology of Totalism»). Под изменением человека подразумеваются «сдвиги и перемены в ощущении внутренней идентичности, которые происходят с индивидами в юношестве и в зрелом возрасте» [4, с.521]. Лифтон выделяет четыре основных подхода для моделирования сознания людей: принуждение, увещевание, терапию и самореализацию. Эти подходы эффективны в отдельности, так как каждый их них несет особое послание для достижения определенной цели, а также апеллирует к особенному аспекту сущности человека. Хотя это не означает, что данные подходы могут быть взаимоисключающими. Для нашей работы интерес представляют все подходы «исправления мышления», так как организаторы террористических актов применяют различные методы манипулирования в отношении своих жертв. Выбор подхода зависит от состояния и личностных качеств подготавливаемого террориста – смертника.

В первом подходе конструирования мышления заключается следующее послание: ««Ты должен измениться и стать таким, каким мы приказываем тебе стать, иначе...» [4, с.522]. Из этого следует, что данный подход содержит в себе угрозу для человека, которая может подразумевать что угодно: от эмоциональной или физической боли до смерти самого человека или близких ему людей. С помощью запугивания, давления на человеческие эмоции, а также страха жертвы, достигается цель - формирование аморфного, деморализованного сознания.

Год: 2014
Город: Астана
Категория: Религиоведение