Регулярное градостроительство приобрело новые черты, которые заключались в развитии главных городских пространств, в стремлении к созданию архитектурно насыщенных городских центров. Городские пространства стали в этот период самостоятельной архитектурной темой, На Руси также существовало градостроительное законодательство, частично унаследованное от Византии. Оно предусматривало расстояния между зданиями, достаточные для устройства садов; постройки размещались в соответствии с правилом «прозора», по которому нельзя было заслонять соседу вид на улицу, реку, отдаленные окрестности, церкви, озера, холмы, монастырские сады, городские въезды и ворота и другие достопримечательности. Подобные законодательные ограничения были разработаны весьма детально. Кроме того, существовала на Руси и практика озеленения улиц[1]. Сведения об этом имеются в новгородских летописях еще от 1465 г. Тем не менее, правила прелусматривали, чтобы и сама зелень не мешала соседям. В частности, учитывалось, какую тень будут отбрасывать насаждения, не ухудшат ли они условия освещения соседского сада или огорода, и поэтому рекомендовалось высаживать деревья на определенном расстоянии от границы чужого участка в зависимости от породы деревьев. Так, в трактате иностранного путешественника в 1525 г. отмечается: «Почти все дома имеют при себе отдельные сады как для пользования овощами, так и для удовольствия, отчего редкий город представляется столь огромньш по своей окружности»[1].
Г.В. Алферова в своей работе «Организация строительства городов в русском государстве в XVI— XVII веках»[2,с. 197] обращает внимание на «Закон градский», известный на Руси начиная, по крайней мере с XIII в. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: «О виде на местность, который представляется из дома», «Относительно видов на сады». «Относительно общественных памятников», «О виде на горы и море». «Согласно этому закону, - пишет Г. В, Алферова, - каждый житель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии («вид, открывающийся от здания»,) ярко отразился в русском архитектурном законодательстве «Кормчих книг»...»[2,с.197].
При анализе 38-й грани 49-й главы «Закона градского», действовавшего на Руси, легко выявить рассматриваемые в этой главе градостроительные аспекты, В первую очередь внимание закона обращен: на взаимосвязь построек города друг с другом и с природой. Иначе говоря, закону апопсии придавалось
важнейшее значение не только в византийском градостроительном законодательстве, но и в русском[2,с.197].
Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. «Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, ИЛЕ изменить прежний вид». Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домой должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в § 4 закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида («прозора») соседей[2,с,197].
Особенное внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку. В данном отношении архитекторами подчеркивается, что долг современных градостроителей перед русской культурой не разрушать этот идеальный строй, а поддерживать его и творчески развивать[3,с.57].
Изучение комплексного материала, состоящего из многочисленных изданий и неопубликованных коллекции законодательных актов, имеющих отношение к градостроительной, архитектурной, строительной, имущественно-правовой, экологической деятельности дает представление о социально-правовых составляющих развития города и его окрестностей. Среди них отметим:
- «Полное собрание законов Российской Империи» (1-е, 2-е, 3-е собрания);
- «Свод законов Российской Империи» (многочисленные издания);
- многотомное издание «Российское законодательство Х-ХХ веков»;
Сюда же можно отнести теоретические разработки русских ученых А.Г.Вайтенса, И.Е.Германа, М.Г.Диканьского, М.А.Золотаревой, Ю.Л.Косенковой, С.Д.Рудина. З.В.Зосимовского, Д.В.Чичинадзе, А.А.Колычева и других[3,с.58].
Триумфом российской архитектуры и градостроительства можно считать строительство города Санкт - Петербург, своим успехом обязанным новым требованиям строительства по проектам архитекторов, введенным с 1712 года. Эти требования включали градостроительные регламентации застройки в духе регулярности (требования прямых улиц, ориентации осей улиц и дорог на вертикальные доминанты и т.д.), архитектурные, строительные, технические и противопожарные требования, утверждены «образцовые проекты». При этом велась также реконструкция существовавших территорий, а также застройка новых. Основателями принципа регулярности были Петр I и Д.Трезини (с 1712 г.)[4,с.16-18].
1716-1718 годы. Во время путешествия по Европе царь начал снова сомневаться в эффективности утвержденных решений. Прибывший в Санкт-Питербурх французский архитектор Ж.-Б.-А.Леблон предложил вой вариант генерального плана сразу всех застраивавшихся территорий. Изучение обоих планов («Плана Д.Трезини» для Васильевского острова и «Плана Ж.-Б.-А.Леблона») показало, что они выполнены на основе единой топографической съемки, хотя еще неточной, имеют общую разбивочную систему осей улиц - линий и единый композиционный модуль «План Ж.-Б.-А.Леблона» являлся первым единым проектным генеральным планом и, одновременно, первым стратегическим планом развития Санкт-Питербурха на десятилетия. Ж.-Б.-А.Леблон впервые в градостроительной истории города предложил единую планировочную и функциональную структуру создаваемого города и его предместий на принципах ансамблевости, ввел систему общегородских и дополнительных ансамблей, систему вертикальных доминант, единую регламентацию застройки и территорий[4,с.16-18]. В проекте предложено создать главный общероссийский центр на Васильевском острове, а два дополнительных центра - на Городском и Васильевском островах. Ж.-Б.-А.Леблон разработал «образцовый проект» самых престижных объектов - зданий на набережных Невы и на главных улицах (1717 г.). Прорисовку новых идей Ж.-Б.-А.Леблону удалось реализовать в проектах загородный царских резиденций: в Стрелиной мызе (с 1716 г.), Петергофе (с 1716 г.), при реконструкции Летнего сада (с 1716 г.). Петр I и Ж.-Б.-А.Леблон ввели для Санкт-Питербурха принцип ансамблевости (с 1" 16-1717 гг.) .)[4,с.16-18].
В 1719 - 1721 годы введенные принципы регулярности, ансамблевости, строительства по «образцовым проектам», регламентации территорий и застройки стали основой для новой волны градостроительно-реконструктивных работ.
В 1782-1795 гг. в российской столице введен в действие Устав Благочиния или Полицейский, по которому территории надлежало разделить на части, а части, - на кварталы. Вопросы развития Санкт -Петербурга находились в ведении самой Императрицы, правительствующего Сената, градоначальника, управы Благочиния, канцелярий и коллегий. С 1830 года введен новый тип градостроительной документации - проекты регулирования частей и территорий.
Таким образом, со времен Петра I градостроительно-территориальная, архитектурно-строительная, конструктивная, образная, экологическая, имущественно-правовая и иная регламентация стала важнейшим принципом формирования среды города. Развитие градостроительного законодательства прошло несколько этапов:
- 1703-1832 гг. в Санкт - Петербурге действовал указной градостроительно - архитектурно - строительного законодательства: по указам и резолюциям Императоров, Президентов и Руководителей Советов Министров и Кабинетов М :з. Президентов Сената, Синода и Коллегий, Министров, приказам Главнокомандующих и Военных Губернаторов.
- 1832 - 1917 гг.существовал уставной тип законодательства по Строительным и иным Уставам в составах Сводов законов, Урочным Положениям. Указам Императоров, Постановлениям Городской Управы и Городской Думы, Приказам Градоначальников и Военных Губернаторов[4,с.16-18].
В целом в России в XIX - XX вв. выделены следующие виды правовых источников:
- Строительный устав Российской империи 1832 года (в редакциях 1842, 1857, 1900 годов) -основной источник после произведенной кодификации.
- Нормативно - правовые акты МВД и местных органов власти и самоуправления (высочайшие
указы, циркулярные распоряжения МВД, дававшиеся губернатором к руководству). Нормы,
содержащиеся в этих документах являлись одним из основных рычагов регулирования строительства на местах до 1832 года - до выпуска первой редакции кодифицированного строительного устава[5]. - Серии «образцовых» проектов для жилой застройки городов, используемых в целях изучения особенностей регулирования художественных аспектов строительства. Специфические, географические документы нормативного характера, представляли собой альбомы чертежей и рисунков фасадов зданий. В числе выявленных специальных, представленных в графической форме нормативных источников находятся и рассматриваются высочайшие конфирмованные планы российских городов.
- Законодательные источники местных органов власти и самоуправления в области гражданского строительства и регулирования градостроительных процессов. Эти источники были проанализированы на основе выявленных указов и распоряжений тамбовских губернаторов и генерал-губернаторов, а также Тамбовской городской думы[6,с.13].
- Трактат - кодекс первой третиXVIII в. «Должность Архитектурной Экспедиции».
- Статистические «описания», «отчеты», «журналы» губерний и городов, «адрес-календари», «справочные книжки», дающие материалы по развитию строительства и функционированию архитектурно-строительной службы[6,с. 14].
Возвращаясь к Европе, укажем, что на смену средневековой архитектуры, новыми архитектурными решениями и жесткой церковной цензурой и управлением пришла волна, воплощающая в себе великую культуру эпохи Возрождения. Однако зачатки великих перемен обнаруживались еще во времена абсолютизма, когда наиболее дальновидные представители папства с большей решимостью старались использовать те настроения общества, которые они долгое время были бессильными преодолеть. В руках папства к концу века снова сосредоточились огромные средства и вся полнота политической власти в Риме и зависевших от него обширных владениях. Если первые опыты строительной деятельности, несмотря на смелые замыслы, практически сводились лишь к попыткам освободить город от развалин и нечистот, восстановить пришедшие в упадок укрепления, поддержать опустевшие и разрушавшиеся христианские святыни, то в конце XV в. размах строительства стал уже весьма значительным. Стремление пап придать своей столице достойный облик способствовало развитию инициативы высшего духовенство. В Рим стали приглашать из всех областей Италии лучших строителей и архитекторов[7,с.127]. Папские эдикты средневековья становятся основным источником развития архитектуры и градостроительства.
Во Франции период абсолютизма, олицетворенный в лице властного Людовика XIV берет передовые концепции французского философского рационализма и художественного классицизма в качестве официальной государственной идеологической доктрины, Людовика собственной монаршей волей повернул государственную политику в области градостроительства на новый путь, характерный для времени кульминации французского абсолютизма и одновременно утраты им национально-прогрессивной роли во второй половине XVII в. Главной задачей французского градостроения становится создание города-резиденции Версаля[8,с.34-35].
Однако характерными особенностями градостроительства средневековья является месторасположение городов, обусловленное разнородными причинами, нередко даже не зависевшими о воли градостроителей. Говорить о выборе территории как о сознательном мероприятии, которое предшествует основанию города можно только в отношении ограниченного круга городов (по преимуществу крепости), строившихся по папским эдиктам, тогда как большинство городов возникло в результате естественного роста первоначальных негородских поселений, происхождение которых очень часто остается невыясненными.
На смену папским эдиктам приходят королевские, так как церковь со временем уступает главенствующее место и политическое влияние королевской династии. Так, в частности правление Генриха IV (бурбона) стремилось к централизации государственной власти. Для поднятия экономики правительство строит крупные мануфактуры и поощряет частные предприятия. Большое внимание уделялось постройке новых домов, мостов и особенно, каналов. После окончания религиозных войн страна сильно изменилась. Сосредоточенная в городах и замках жизнь выходи на широкие просторы Появляются новые населенные места уже без крепостных укреплений. Меняется характер самой архитектуры, в которой в этот период наряду с новыми тенденциями еще уживаются готические и ренессансно - классические архитектурные формы и конструкции.
Генрих IV уделял большое внимание строительному делу и произвел в нем кореннук реорганизацию. Нандский эдикт, представлявший протестантам свободу вероисповедания, создал приток в строительство мастеров-гугенотов, которых было большинство среди архитекторов, скульпторов и строительных рабочих[8,с.34-35].
С 1654 года учреждается для функции контроля новая самостоятельная должность -сюринтенданта по строительству. Однако руководить производством работ разрешалось толь:-:; архитекторам, а не чиновникам. Архитекторы, выполняя частные и королевские заказы, становятся привилегированными, хорошо обеспеченной частью общества, близко стоящей ко двору и чиновной верхушке. Уже в XVI веке была введена новая должность - «архитектор короля». Это звание имели: Леско, Филибер Делорми др. Во Франции возникают целые династии архитекторов - Андруэ Дюсерсо, Метезо, находившихся под покровительством короля[8,с.ПЗ].
Большое внимание уделялось производству строительных материалов, причем с использованием местных ресурсов. В это время во Франции хотя и продолжали строить из дерева, но постройки штукатурили, эмитируя камень. Таковы, например, жилые дома в Париже и Руане. Основным строительным материалом становится кирпич. Камень применяется в качестве декоративного материала[8,с.113].
Города эпохи Возрождения постепенно получали новые черты под влиянием политико-правовых перемен. Закрепление института частной собственности на землю, подъем экономики в целом способствовали этому. Однако из-за отсталой техники невозможно было быстро перейти от старого города к новому. Во все периоды Возрождения основные усилия градостроителей направлялись на развитие центра города - площади и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств в XVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям[9,с.41].
Эпоха Возрождения сформировала свои теоретические концепции развития городского организма, выделяя приоритетные исследования, на базе которых складываются теоретические и практические архитектурные модели. Главное значение эпохи Возрождения в области архитектуры и градостроительства, как и в других сферах общественной деятельности свелось к тому, что появилась свобода творческого самовыражения, дающего мощный толчок для развития научных концепций градостроительства. Культовые католические оковы спадали, ушли в прошлое угрозы инквизиции. Архитекторы, художники, подмастерья посредством нормативного обеспечения получают необходимые для них творческие возможности, находящие свое социально-правовое выражение, источников которого по прежнему остаются устные и письменные распоряжения властителей.
Интенсивное изучение городов началось в XIX веке, в момент их бурного роста, обусловленного развитием промышленности, новым управлением процесса развития городов, определяющимся их генеральными планами. В свою очередь, генеральный план создавался под влиянием сложившихся в тот или иной период теоретических разработок, решающих наиболее актуальную проблему.
Главная градостроительная идея рассматриваемого периода, воплощенная в генеральных планах линейных городов, была идеей города с открытой планировочной структурой и параллельным размещением промышленности, жилья, центра и мест отдыха. Проекты реконструкции исторически сложившихся городов также были сориентированы в основном на значительное расширение территорий, пробивку новых широких магистралей, соединяющих вновь формирующиеся районы с ранее сложившимися[ 10,е. 135-138].
В середине XX столетия происходит пересмотр главного направления градостроительной концепции. На первое место выходит проблема социального комфорта проживания в городской среде, складывается представление о необходимости создан» трехступенчатой системы обслуживания, которая призвана обеспечить максимальную доступность общественных учреждений. Генеральные планы городов в этот период делят городскую территорию на самодостаточные районы, каждый из которых имеет свои приложения труда, отдыха, свои учреждения культурно-бытового обслуживания в сочетании с общегородским центром[10,сЛ35-138]. Принцип планирования становится основным в определении основных направлений использования их земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения. Генеральный план, по сути, представляя собой отдельной вид градостроительной документации планировании развития городских территорий, становится одним из важнейших источников регулирования рассматриваемых отношений.
В то время как отечественная градостроительная наука в большей степени ориентировалась на обслуживание процесса проектирования, зарубежные исследования были направлены на изучение самого процесса урбанизации, его последствий и поиск путей снятия социальных проблем, порождаемых бурным ростом городов. В ходе этих исследован™ выяснилось, что среда крупного города изменяет характер жизнедеятельности человека, причем эти изменения играют важную роль в общественном развитии, в силу чего с крупными городами, со специфическими городскими отношениями связывалось дальнейшее движение общества вперед[1 l.c.49]. Капиталистические города в отличие от средневековых с течением времени превратились в многофункциональные. Кроме традиционной культурной роли город стал не только центром промышленного производства, но также финансовым и торговым центром. Во второй половине XIX в. в застройке городов основное место занимали многоэтажные жилые доходные дома, фасады которых отличались пестрой эклектической обработкой. Особенно была распространена архитектурная эклектика в США. где не сложились национальные традиции в архитектуре общественных зданий. Примером художественной неполноценности американской архитектуры того времени служа небоскребы, построенные в Чикаго и Нью-Йорке[9,с.92-95]
Литература
- Интернет/огііп~саііон.ги/1/а
- Алферова Г. В. Кормчая книга как ценнейший источник древнерусского градостроительного законодательства. —Византийский временник, 1973, № 35.
- Древнерусское градостроительствоX-ХҮвеков.М, 1993 //Градостроительство Московского государстваXVI-XVII веков. -М, 1994 г.
- Семенцов СВ. Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 1703-2000-е годы: Автореф, дис... д.арх.н. -СПб.: Московский Архитектурный институт, 2007.
- ПСЗРИ.T.XXII. Уставы государственного благоустройства. Строительный устав. - СПб.. 1832; 1842; 1857; 1900.
- Пирожкова ИТ. Строительное законодательство Российской империи: Автореф. дис... к.ю.н. -Тамбов, 2006.
- Всеобщая история архитектуры, /ред. Маркузана А.Г., Коллуна А.С и др: Т. - М.: Литература по строительству, 1967.
- Всеобщая история архитектуры. Западная Европа и Латинская АмерикаXVII-X1X /Под ред. БунинаА.В. Т. 7.-М., 1969.
- Савченко ИЛ., Липявкин А.Ф., Себринович ПЛ. Архитектура. -М.: Высшая школа, 1982.
- Владимиров В. В., Саваренская Т. Ф., Смоляр И. М. Градостроительство как система научных знании/Подред. И. М. Смоляра//Труды РААСН. - М., 1999.
- П. Владимиров В. В., Саваренская Т. Ф., Швидковский Д. О. Градостроительство и экология (Биосферные и историко-культурные аспекты) //Труды РААСН. - Самара, 2000.