Среди исторического и культурного наследия казахского народа особая роль принадлежит древним ремёслам, достойное место среди которых занимает оружейное.
Оружейные артефакты - важный источник познания истории страны, его героического прошлого и настоящего, неотъемлемая часть культурного наследия.Оружие хранит таинственные секреты мастерства, которые развивались на основе преемственности поколений, сохранения и развития лучших традиционных и художественных форм, служили основой для формирования национальной самоидентичности.
Оружие отражает боль и радость его создателей, мужество и героизм народа, вынужденного в течении многих столетий отстаивать свободу, честь и независимость своей Родины. Традиционное оружие обеспечило победу и славу казахского народа в борьбе за независимость против джунгарской и кокандской агрессий.
Казахская земля поистине богата героями, самоотверженно её защищавшими.
Вооружение кочевников всегда являлось предметом пристального внимания исследователей. О нём мы можем найти сведения в трудах средневековых историков: Ибн Рузбихана, Рашид-ад-дина, М.Х.Дулати, Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагунского и др., путешественников: Плана Карпини, Вильгельма де Рубрука, Марко Поло. Сведения о казахском оружии содержатся в героических эпосах «Камбар-батыр», «Алпамыс», «Кобланды батыр» и других фольклорно-эпических произведениях. Одним из исследователей, впервые предпринявший изучение казахского вооружения с позицией комплексного подхода был Ч.Ч. Валиханов.
Из казахстанских историков можно отметить труды А.Х. Маргулана, А.К.Акишева, У.Джанибекова, А. К. Кашкамбаева, А. Тасболатова, К. Аманжолова, К Ахметжана и др.
Большое количество вещественных источников, связанных с вооружением казахов на сегодняшний день находятся в коллекции Центрального Государственного музея Республики Казахстан и в частных коллекциях.
История развития оружейного мастерства казахского народа - это история развития кочевой цивилизации Великой степи, её культуры и неповторимой самобытности. Оно насчитывает не одно тысячелетие. Оружейное ремесло шло с человеком рука об руку, позволяя расширять его горизонты.
Основные черты развития культуры, искусства и художественного творчества у степных народов с давних пор определялись потребностями кочевого быта.Для изготовления воинского оружия казахские оружейники использовали продукты, получаемые из собственного скотоводческого хозяйства, а также сырье и природные материалы, добываемые на территории Казахстана. Это - черные и цветные металлы, драгоценные камни и дерево, кость и рог, кожа, сухожилья и конский волос. Эти материалы, в соответствии с их физическими свойствами и технологией обработки, применялись для изготовления разных функциональных и конструктивных частей и элементов воинского оружия [1, с.3].
В течение столетий свою свободу и независимость можно было защитить, лишь сражаясь за них.
Племена и народы, населявшие территорию древнего Казахстана, внеслисвой неоценимый вклад в процесс создания и развития оружия. Например, хунны изобрели стремя, повозку заменили вьюком. Древние тюрки изобрели длинный составной лук, метавший стрелы на большие расстояния и изогнутую саблю, которая вытеснила тяжёлый прямой меч [2, с.68].
Умелые казахские мастера создали остроумное оружие қамшы-пышақ - остый клинок, который был спрятан в рукояти плети [4].
Лук и стрелы считались символом царской власти, входили в состав царских регалий - знаков и степеней.
Кочевников, как искусных стрелков знали во всём мире!
В недалёком прошлом оружейное дело было важной отраслью прикладного искусства казахов.
Достаточно много конкретных сведений о способах изготовления различных видов наступательного оружия и защитного вооружения можно найти в образцах казахской устной литературы, связанных с военной жизнью, военной средой (героический эпос, героические сказки, поэзия жырау) и в других фольклорных материалах. Сопоставляя эти сведения с данными письменных источников и с результатами исследования образцов казахского оружия из музейных коллекций, можно изучить историю создания казахского оружия, материалы и технологию изготовления, приемы и техники художественной отделки предметов вооружения [3, с.159].
Казахи всегда с большим уважением и трепетом относились к оружию.
Статный конь, красивое удобное седло и сбруя, прекрасная сабля были для воинов олицетворением их высокого социального положения и доблести.
Ношение оружия являлось не только правом, но и обязанностью.
Оружие было боевое и парадное: боевое оружие предназначалось в основном для воинов, оно определяло тактику ведения поединка или сражения. В фольклорных источниках часто при описании боевой экипировки воинов используется выражения "бес қаруын асынды", "бес қаруы бойында", "бес қаруын сайланған" (досл. "вооружился пятью видами оружия")[3, с.83].
У казахских воинов за многие века сложились определенные традиции, связанные с применением воинского оружия. Боевые поединки батыров служили мерилом мастерства владения оружием, силы и мужества воина. Они регламентировались определенными правилами и ритуалами и проводились с использованием только боевого оружия. В древности, как и в современное время, у кочевников рода войск разделялись также по видам вооружения. Из воинов, хорошо овладевших определенным видом оружия, создавались воинские соединения копейщиков, меченосцев, лучников, булавоносцев, секироносцев. Профессиональные воины-батыры, владевшие всеми пятью видами оружия, составляли отборные гвардейские части. Применение этих пяти видов боевого оружия диктовало и тактику ведения военных сражений. Бой начинался обычно метанием стрел из лука с дальней дистанции, копьё (пику) использовали во время таранного удара всей конницей, а в ближнем бою переходили на другие виды оружия [4].
Каждый вид оружия мог рассказать свою историю, где всегда исходным моментом являлось его предназначение.
Существование пяти родов боевого оружия, связано с наличием у каждого рода оружия присущего только ему собственного характера поражающего действия, которое не могло быть заменено другим. Основные виды поражающего действия боевого оружия имеют пять функций:
1) метательное (лук, стрелы),
2) колющее (копья, пики),
3) режущее (мечи, сабли, шашки),
4) ударное (палицы, булавы, кистени),
5) рубящее (топоры, секиры, чаканы).
Рядом с саблей на поясе - кісе белдк, крепился боевой топорик - ай-балта. Название оружия определила форма его лезвия, напоминавшая полумесяц.
Каждый из родов боевого оружия внутри себя подразделялся на несколько родственных видов, которые, не ослабляя боевую оснащенность воина, могли взаимозаменяться при боевом использовании -«ер каруы - бес кару» [3, с.83].
Большую роль при ведения боя играло защитное вооружение (жарак), которое по характеру применения делилось на два раздела. К первому разделу относились средства нательной защиты (ер киімі), то есть предохранительное вооружение, надеваемое на тело воина. Оно по функциональному назначению подразделялось на несколько родов: 1) боевые средства для защиты корпуса воина - доспехи, зерцала, боевые пояса; 2) средства для защиты головы - боевые наголовья: шлемы, металлические шапки.Хотелось бы обратить внимание на особенности казахского шлема - дұпыға, который имел остроконечную форму, типичную для Центральной Азии, его изготавливали из меди. Изнутри его выстилал толстый слой войлока. Такая технология позволяла сделать второй защитный слой до такой степени плотным, что на ощупь он напоминал... дерево! Поэтому даже если медь шлема пробивала вражеская стрела, то ее наконечник увязал в войлоке.С края шлема до кончика носа воина опускалась медная полоска-стрелка, защищавшая лицо от поперечного удара меча или сабли [4].
Средства для защиты конечностей - налокотники, набедренники, поножи, наколенники.
Ко второму разделу оборонительного вооружения относилось индивидуальное ручное защитное снаряжения (қол жарақ) - щит.
Щиты казахские воины использовали, в основном, только круглой формы. Они были наиболее удобными для всадника и не стесняли его движений. Щиты делали из кожи и меди. Размеры были относительно небольшими, около 70 сантиметров в диаметре. Толщина кожаного щита вместе с войлочной подкладкой достигала 2-3 сантиметров. На лицевой стороне любого щита имелось по четыре металлических - медных или стальных - «шишака» высотой до 3-х и толщиной не менее 2-х сантиметров. Они крепились к основанию щита мощными заклепками и служили надежной защитой от ударов сабли.
Обученный воин, наклонив щит под правильным углом к удару сабли, имел возможность обезоружить врага. Клинок сабли, наткнувшись на один из шишаков, ломался пополам.Внутренняя сторона каждого щита снабжалась четырьмя кольцами, при помощи которых щит тесьмой крепился к левому локтю всадника, кроме этого казахские оружейники, изнутри щит обшивали войлоком для дополнительной защиты, который не давал острию впиваться в тело, а меч, при этом, продолжал оставаться лёгким и подвижным.
Таким образом, у казахского сарбаза существовало пять основных видов традиционных доспехов, различающихся способом создания защитного свойства - методом бронирования. Это - чешуйчатый доспех (көбе сауыт), кольчатый доспех (кіріуке сауыт), пластинчатый доспех (берен сауыт), стеганый доспех (қаттама сауыт), кираса (жаланқат сауыт) [3, с.87].
Железо и булатбыли основными материалами, используемыми для изготовления оружия, реже медь, бронза, серебро и золото.
Булатная сталь на казахском языке называлась «алмас». Казахи различали два сорта алмаса - красный («қызыл алмас») и белый («ақ алмас»). По фольклорным данным из алмасаковались клинки сабель, мечи, наконечники копий, пики, доспехи, шлемы, щиты.
Медь и латунь применялись казахскими мастерами для изготовления деталей ножен, доспехов, шлемов, которые затем покрывались узорчатой гравировкой, резьбой, декорировались серебрением и золоточением.
Свинец и оловоиспользовались для закрепления рукоятей ножа, сабель к черенку клинка, для пайки металлических элементов.
Золото ,как металл, легкий в обработке и не поддающийся коррозии, постоянно сохраняющий свой вид и свойства, в казахском вооружении применялся в основном для изготовления декоративных элементов вооружения и для декоративного покрытия.
Серебро, наиболее распространенный материал, широко используемый в казахском ювелирном искусстве. Физические свойства серебра представляли собой большие возможности для изготовления различных предметов и использования техники литья, штамповки, чеканки. Серебро очень часто использовалось для художественного украшения предметов оружия [5, с.160]. Несмотря на то, что серебро стоило сравнительно дорого, изделия из него встречались нередко. Серебро приобретало блеск после ковки, благодаря шлифовке становилось сверкающим, мерцало после прочеканивания мелкими окружностями, казалось живым и вибрирующим от штриховки зигзагами. Иногда оружие из серебра опыляли золотом, благородство металла подчеркивалось драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, агатами, хризопразами, сердоликом, жемчугом, кораллами и перламутром.[3, с.162].
Казахские мастера оружейных дел с незапамятных времён знали и использовали различные приёмы обработки металлов: горячая и холодная ковка, переплавка и различные виды литья. Боевое оружие обычно красилось в красный цвет - символический цвет военного сословия ещё с сакских времён.
Оружие казахов славилось художественной отделкой. Предметы традиционного вооружения, в зависимости от назначения, использования, принадлежности украшались и декорировались в различных художественных техниках. Хорошие сабли ценились очень дорого. За них отдавали до десятка жеребцов и кобылиц [4].
Оружие было персонифицированным: если одни сабли инкрустировались бриллиантами, то другие -золотом, серебром, то есть отличались друг от друга стилем оформления и орнаментом.
Детали уздечки, седла, стремени мастер - оружейник украшал тонкой резьбой и подбирал орнаменты, которые считалось, принесут удачу всаднику, быстроту и неутомимость коню. Материалы, шедшие на изготовление орнаментальных украшений, были соответственно подчинены этой символике: для выражения святости и богатства применяли золото или янтарь, красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро символизировали честность и правдивость, бирюза - верность и вечность, прозрачный топаз - чистоту [11].
Главной продукцией кузнецов-оружейников было оружие, которое необходимо было каждому мужчине для защиты, как от неприятеля, так и своих стад. Такое оружие пользовалось большим спросом у широких слоёв населения, а мастер - оружейник особым почётом и уважением. Оружие, с древнейших времен в кочевом обществе являлось символическим объектом религиозных, церемониальных, свадебных и похоронных ритуалов - играло важную роль в этнокультурном наследии казахов.
Оружием обозначали различные социальные отношения, его использовали, как знак социального и правового статуса отдельных групп людей.
Например, в обрядах присяги оружие всегда выполняло функцию ритуального атрибута, давая обет или обещание, перед собой ставили обнаженную саблю и говорили «Бұ көк кірсін, қызыл шықсын». То есть, «если кто нарушит клятву, пусть железо обагрится его кровью» [6, с.350].
Модель лука со стрелой у тюркских народов, как талисман, прикрепляли на одежду и на колыбель мальчика. По традиционным представлениям этот амулет придавал ребенку силу и мужество.
Вплоть до середины ХІХвека казахи в состав приданого невесты обязательно включали богатые образцы оружия и оборонительного вооружения (панцирь, щит, лук).
Предметы вооружения непременно входили и в состав калыма за невесту. На свадебные подарки (киит) также преподносили девять даров, которые начинались доспехами [6, с.352].
Воинское оружие было одним из предметов, входивших также и в погребальный инвентарь. А.И. Левшин писал: «.. .казахи вместе с покойным хоронят его оружие,конское снаряжение и одежду» [7, с.24, 339, 341].
Даже беглый обзор традиционного вооружения казахов говорит о сложности его состава, о глубокой древности его истоков, значительной давности развития многих его компонентов на местной этнической основе, связанный с ментальностью, образом жизни и бытом степняков, отличаетсявидовым и типовым многообразием.
Литература
- Попенко В А. Холодное оружие Востока и Запада. Москва, 1992.
- Искусство стран Востока. Москва: Просвещение, 1986.
- Ахметжан К. Этнография традиционного вооружения казахов. Алматы: Kiman, 2007.
- Акимбек А. Оружие предков \\Караван № 12 2007 - 26октября .
- Кушкумбаев А.К. Военное дело казахов вХУП-ХУШвеках. Алматы:Дайк-пресс, 2001.
- Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы: Казахстан. 1995.
- Левшйн А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы: Санат, 1996.
- Худяков Ю. С. Вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. Новосибирск: Наука, 1991.
- Маргулан АХ. Казахское народное прикладное искусство в 3-х томах. Т.1. Алма-Ата: Онер, 1987.
- Тасбулатов А., Аманжолов К. Военная история Казахстана. Алматы: Рауан, 1998.
- Ерофеева И. К истории казахского национального костюма А.: 2005.