Происходящие в конце XIX века - начале ХХ века на политической арене события оказали значительное влияние и на нашу страну. Политические изменения обычно оказывают влияние и на культурно-образовательную жизнь народа.
Окончательное формирование этнографии, как науки, зависело тогда от ученых, интеллигентов, которые собирали и записывали материалы, посвященные различным сферам жизнедеятельности народа (традиции, народное хозяйство, культура, искусство и другие). Они без устали ходили от двери к двери, из селения в селение, из деревни в деревню, узнавая у пожилых людей различную информацию для передачи ее будущим поколениям. Одним из таких авторов того периода, то есть конца XIX - начала ХХ века, был Теймурбек Байрамалибеков (1862-1937). Его деятельность очень интересна для освещения жизни народа в то время и насыщена ценной информацией с научной точки зрения.
Творческое наследие известного ученого своего времени Байрамалибекова, в соответствии с периодом его проживания, то есть, конец XIX - начало ХХ века, охватывает широкий спектр историко-этнографических событий. История и материальная и духовная культура нашего народа, многие сферы семейной жизни в той или иной степени нашли свое отражение в опубликованных им статьях, а также рукописях. Все это стало возможным, в первую очередь, благодаря любви Байрамалибекова к народу, его желанию узнать больше о прошлой и современной культуре народа, его мечте о достижении прогресса путем просвещения населения, а также благодаря его огромному интересу к этнографии.
Одним из направлений исследований Т.Байрамалибекова являются народные обычаи и традиции, церемонии и праздники. У каждого народа есть присущие только ему обычаи и традиции, церемонии и праздники. Все они связаны с вероисповеданием, жилищными условиями, родом занятий народа и природными явлениями. Даже подвергнувшись с течением времени некоторым изменениям, пришедшие с древних времен праздники сохранили свое первоначальное содержание и сущность по сей день. Природные явления, рост экономического благосостояния, высокие художественно-эстетические и эмоциональные особенности играют важную роль в народных праздниках. Как и у других, у азербайджанского народа есть свои индивидуальные традиции, церемонии и праздники. Один из таких праздников - Новруз.
Серия статей Т.Байрамалибекова «Новруз-байрам», опубликованная в 1913 году в газете «Каспий» (6, 7, 8), а также рукопись «Лянкяран в прошлом» (97) насыщены очень интересной информацией. В этих статьях широкое освещение получили истоки и происхождение этого праздника, его роль в жизни народа, правила проведения, связанные с ним традиции и обычаи, и многое другое.
T. Байрамалибеков приводит различные соображения о происхождении этого праздника. В первой статье, опубликованной 6 марта, автор дает краткую информацию о возникновении этого праздника на основе огнепоклоннической религии - зороастризма, заложенного Заратустрой (6). Затем автор отмечает широкое празднование Новруза иранскими шахами. Давая информацию о периоде возникновения праздника Новруз, он, основываясь на одной персидской легенде, связывает истоки этого праздника с именем шаха Джамшида. (6) На самом деле, это не так; эта церемония, позже получившая название «Новруз», зародилась до зороастризма. Зороастризм, не сумев стереть из памяти народа эту традицию, присвоил ее, приукрасив связанными с зороастризмом обрядами. Возможно, зороастрийцы, приняв Новруз с энтузиазмом и привнеся в него новые черты, постарались связать его с именем Заратустры. Однако, несмотря на все серьезные препятствия, отдельные обряды церемонии Новруз до зороастризма сохранились и дошли до нас. Бывшие до огнепоклонничества традиции или забылись, или смешались, ассимилировались с зороастрийскими, встав с ними непосредственно в один ряд. (10, 9) В своей статье «Революция Новруза» Алибек Гусейнзаде вообще ставит под сомнение существование шаха по имени Джамшид: «В Иране вообще не было шаха Джамшида, не говоря уже о приписывании ему введения в традиции празднования Новруза. (9, 233) На сегодняшний день с научной точки зрения если Новруз и можно связать с каким-то периодом и личностью, то это турецкий правитель Абуль-Фатх Джалалад-Дин Мелик-шах». (11)
У Новруза много схожих черт с зороастризмом. Но наряду со схожими чертами есть и противоречивые. Например, традиция разжигать вечером на праздник костер и, по очереди прыгая через него, повторять: «Все мои болезни-горести пусть сгорят в огне».Именно этот аспект демонстрирует, что огнепоклонники, приравнивавшие огонь к Богу, считавшие его священным, никогда бы не посмели выбросить в него свои «болезни-горести».
Этот праздник также называют «Эргенекон». Легенду об Эргенеконе Теймурбек Байрамалибеков записал со слов жителя города Лянкяран Мирзы Азиза Гаджи Новрузалиоглы 22 марта в 1898 года. Согласно легенде, тюрки изображают на своем флаге не только волка-спасителя, но также спасение тюрков в труднодоступных долинах в окружении Алтайских гор, дату которого отмечают как праздник «Возрождения» всех тюркских народов. Эта дата также совпадает с праздником Новруз. (1, 79)
Одно из направлений деятельности Т.Байрамалибекова связано с религиозными верованиями. На начальных стадиях развития общества религиозные вероисповедания играли важную роль в жизни людей и находили свое отражение в изображениях первобытных людей. Не понимая истинную суть природных явлений и будучи беспомощными перед ними, первобытные люди связывали их со сверхъестественными силами. С этой точки зрения попытки первобытных людей обрести веру нашли свое отражение в духовной культуре азербайджанского народа.
В мифологической истории нашего народа важное место занимает один из древнейших обрядов, связанный с деревьями, прошедший значительную эволюцию. Исследования показывают, что поклонение деревьям в Азербайджане берет свое начало с древнейших времен. До наших дней дошли отголоски этих древних обрядов. Стараясь понять окружающую среду, человек наделял некоторые деревья и растения сверхъестественной силой и обожествлял их, обращаясь к ним за помощью в трудные моменты жизни. Территория Азербайджана испокон веков считалась местом поклонения таким деревьям и растениям.
Поклонение деревьям и их обожествление неслучайно. Первобытный человек считал, что у деревьев тоже есть душа и они тоже проживают человеческую жизнь. Или же параллельно существовало мнение, что некоторые деревья являются пристанищем для душ людей. Иными словами, после смерти душа покидает тело, переходит в дерево и продолжает жить в нем. Такие представления позволяют пролить свет на традиционный образ жизни и историческое прошлое народа.
Собранная и записанная Байрамалибековым информация объясняет пережитки этих верований в быте и фольклоре азербайджанского народа. Одну часть информации, связанную с поклонением деревьям, он описал в работе «Лянкяран в прошлом» под заголовком «Первичные задатки веры талышского народа», а вторую часть изложил в книге «Фольклор Азербайджана и соседних стран», которая была напечатана под редакцией В.Вагринина под названием «Вероисповедания талышей». В этой работе автор дает информацию о таких деревьях, как дуб, чинара, тополь, а также в общем о лесах и описывает несчастья и пользу, которые приносят эти деревья людям.
В работе «Первичные задатки веры талышского народа» Т. Байрамалибеков рассказывает о поклонении людей дубу, а также лесам, и пишет, что этопоклонение прошло через многие века и даже сохранилось в современности. Такие деревья называют священными. Верующие в силу деревьев люди приезжают из дальних деревень или приходят пешком и приносят здесь жертвоприношения, приготовив из жертвенного мяса шашлык, едят его, пьют воду из источника, который бьет из-под священного дуба, и искренне верят, что эта вода принесет им здоровье и избавит от всех болезней.
Особый интерес представляет феномен одинокого дерева в народном представлении. Превращение этих деревьев в объекты поклонения находит свое отражение во многих легендах и преданиях. Согласно легендам, одинокое дерево когда-то было человеком. Об этом говорится и в легенде «Одинокое дерево»: «Однажды один богатый бек влюбился в красивую девушку и послал к ней сватов. Девушка не дала ему согласия. Бек, рассердившись, поклялся жениться на ней силой. Собрав своих слуг, он отправился в деревню. Девушка, узнав об этом, убегает в горы. Бек со своими людьми гонится за ней, и, поняв, что не сможет ее догнать, поражает ее стрелой. Потерявшая много крови, девушка просит помощи у Бога и на глазах у бека и его людей превращается в дерево. После этого люди долгое время поклонялись этому дереву, разжигали костер под его сенью и приносили жертвы. (3, 42)
Рассказывая о «священных» деревьях, надо отметить тот интересный факт, что обожествление этих деревьев со стороны людей объяснялось и тем, что в быту была большая нужда в них. Еще на первых стадиях развития общества деревья играли большую роль в жизни человека: из дерева изготавливались различные орудия труда, оружие наподобие лука и стрел.Деревья были главным средством спасения от холода и от дождя, а после того, как человек открыл для себя огонь, значимость дерева увеличилась многократно.Еще одним положительным фактом в пользу обожествления деревьев было то, что корень дерева нельзя было срубить.
Особое внимание в собранной информации Байрамалибеков уделял такой сфере быта, как народная медицина. Его пристрастие к народной медицине было не случайным. Он 3 года получал образование в гражданской фельдшерской школе в Тифлисе. Имея медицинское образование, он считал важным донести до населения информацию о лечении народными методами.
С древних времен люди для того, чтобы избавиться от определенных болезней или предотвратить их, использовали разные средства. В первое время наиболее используемыми средствами были растения, но по прошествии определенного времени животные также стали использоваться, как средство лечения. Гораздо позже, применяя накопленный опыт, наряду с растениями и животными люди стали использовать в качестве лечебных средств минеральные воды, климатические условия, целебные грязи, кровопускания и другие подобные лечебные методы.С тех же времен до сегодняшнего дня применение таких методов лечения получило название народной медицины.
В отличие от научной медицины, основанной на исследованиях, народная медицина основывается на практических методах, привычках, на целебных свойствах растительной, животной и минеральной среды, сугубо на информации, собранной эмпирическим путем; развиваетсявсе дальше, передается из поколения в поколение устным способом, народными традициями, примерами и находит свое отражение в народных обычаях, легендах, пословицах, рассказах.В средние века народная медицина стала превращаться в медицинскую науку, а знания, накопленные путем наблюдения и опытов, а также средства лечения были зафиксированы научными деятелями того времени.
Теймурбек Байрамалибеков всегда интересовался народной медициной, собрал обширную информацию о методах лечениях различных заболеваний растениями и минеральными водами. В статьях «Народная медицина Маштаги», «Лянкяран в прошлом», «Лечение больных и похоронные обряды у тюркских и талышскихнародов», «Вероисповедания талышей» он описывает способы лечения, которые широко применялись в народе. Правда, в собранном им материале нет научного анализа;автор ограничился описанием способов лечения. «Но информация, собранная этим этнографом-любителем на протяжении многих лет, представляет для науки исключительное значение». (5, с. 191)
Большую часть жизни Теймурбек Байрамалибеков провел в Лянкяран-Астаринской зоне Азербайджана, которая была одной из зон проживания первобытных людей и особенностями которой с точки зрения географии было то, что она включала в себя и равнины, и предгорные, и горные области, а это, в свою очередь, оказало влияние на развитие определенных видов сельского хозяйства и жизнедеятельность населения. Люди на равнинах занимались выращиванием риса, в предгорных местах - садоводством, частично, земледелием, а в горных - скотоводством и земледелием.
В статье Байрамалибекова «Лянкяран в прошлом» (3) собрана богатая информация о животноводстве и земледелии. Он пишет об общем положении земледелия в стране, дает общую информацию о том, какие законы, касающиеся этого вида деятельности,были изданы царским правительством, а затем развернуто описывает, как готовили к посеву, сеяли, выращивалиразличные сорта овса, ячменя, пшеницы, риса, какими орудиями труда пользовались, а также дает обширную информацию о животноводстве и разных видах животных. По описанию автора можно судить, что во 2-й половине XIX века - начале XX века сельское хозяйство и положение сельскохозяйственных работников было неочень хорошим.
В книге «Лянкяран в прошлом» Т.Байрамалибеков, дав широкую информацию об общем состоянии сельского хозяйства, рассказывает о различных областях земледелия. Одно из направлений земледелия - рисоводство. Несмотря на то, что особенности зоны, в которой жил Т.Байрамалибеков (Лянкяран-Астаринская зона), давали возможность заниматься разными видами деятельности, рисоводство играло ведущую роль в жизни населения. Т.Байрамалибеков предоставляет интересную информацию о том, как рис готовился к посеву, как взращивался, а также о сортах риса.
Наряду с земледелием, Т.Байрамалибеков также дает подробную информацию о животноводстве, садоводстве, виноградарстве, виноделии, оразличных видах ремесла, о мифических верованиях народа, религиозных убеждениях, традициях и обычаях, домах, местах обитания. В общем, то, что Т. Байрамалибеков изложил на бумаге, было напечатано или так и осталось в рукописном виде, дошло до наших дней ииграет неоценимую роль в изучении быта азербайджанского народа.
Литература
- AgazadэY. Teymur ЬэуBayrarmҺЬэуоу уэfolklor. -Baki: Nurlan, 2003, - 172s.
- Az^rbaycan Milli Ensiklopediyasi, - Baki: AMEA-nin elmi na^zi, 2007, - 884 (9)
- Байрамалибеков Т. Ленкорань в прошлом. 120 s^h. Az^rbaycan MEA-nin M. Fuzuli adinaэlyazmalar institutunun fondu.Д - 684-28591.
- ӘfэndiyeуP. Az^rbaycansifahixalq эdэbiyyatl. -Baki: Maarif, 1992, - 477s.
- IOrimovE. TeymurЬэуBayram^lib^yovunfolklor уэetnoqrafikgoriisbri. "Az^rbaycan Arxeologiyasiуэetnoqrafiyasi " jur - Baki: Nafta-Press, 2004, №1, - 337s.
- "Kaspi " qэzeti, 1913-cu il, 6 mart, №55.
- "Kaspi " qэzeti, 1913-cu il, 10 mart, №56.
- "Kaspi " q^zeti, 1913-cu il, 14 mart, №57.
- Huseynza^^ Ә. Segilmisэsэrlэri. - Baki: Casvoglu, 2007, - 640 s.
- Ш^пюіэг,inanclar, alqi§lar. (Toplayib tэrtib edэn №biyev A.) - Baki: Yazigi, 1986, - 216
- RэsulzadэМ.Ә. Novruz munasib^tiііэ."Iqbal" q^zeti, 1914, 13 mart, №599.