В статье представлены основные теоретические исследования публичного пространства. Рассмотрены социальное значение и функции публичного пространства в организации и структурировании городской жизни. Автор рассуждает о некоторых тенденциях в развитии общедоступных городских пространств.
В числе актуальных вопросов, рассматриваемых как в социологии города, так и в городском админис-трировании выделяется проблема социального взаимодействия и общественного воздействия в условиях города.
В данном контексте, наиболее значимыми представляются размышления о возрастающей роли открытых и общедоступных городских пространств в организации и структурировании социальной жизни вообще. Изучение публичных пространств, их восприятия и использования горожанами, а также социальных функций позволяет раскрыть характер социальных изменений, происходящих в городе.
Тенденции развития социальной жизни современных крупных городов вызывают некоторые тревоги - обезличенность повседневных контактов, отчужденный и быстротечный характер взаимодействий, безразличность, риск десолидаризации общества как следствие городского неравенства и маргинальности - все это реалии нашего времени. Данные факты городской жизни предвидел, еще в прошлом столетии немецкий социолог Г.Зиммель, объяснив замкнутость и обособленность внутренних отношений жителей больших городов повышенной нервностью жизни, происходящей от быстрой и непрерывной смены внешних и внутренних впечатлений «И действительно, если я не ошибаюсь, в глубине этой внешней замкнутости лежит не только безразличие, но и, - гораздо чаще, чем мы это сознаем, - некоторое отвращение, взаимная отчужденность и отдаленность, которые при первом более близком соприкосновении тотчас переходят в ненависть и борьбу. В самом деле, независимость индивидуума, являющаяся результатом взаимной замкнутости и безразличия, составляющих условия духовной жизни наших широких кругов, нигде не чувствуется так сильно, как в тесной сутолоке больших городов, потому что физическая близость и скученность только подчеркивают духовную отдаленность» [2].
В этой связи приобретает необходимость рассмотрения социальной роли публичных пространств в поддержании городской жизни. Под публичным пространством следует понимать общедоступные места, приспособленные для пребывания людей, в пределах которых происходит подавляющее большинство социальной интеракции. В качестве таковых выступают парки, скверы, площади, улицы, торговые дома - места массового скопления людей.
Исследователь публичных пространств Л.Лофланд выделяет три типа социальных отношений, которые могут существовать в городском пространстве: личные (в семье, среди друзей), публичные (незнакомые люди общаются как категории: продавец, покупатель, водитель такси, пассажир и т.д.) и отношения местно-локальные, т. е. отношения людей, которые знакомы друг с другом, но не так близко и интимно, как в семье, а скорее функционально: это отношения коллег по работе, членов клубов по интересам, соседей и т.п. По мнению ученого территория, обозначенная как публичная (ресторан) может принять в себя чисто приватное действо (отмечание свадьбы). Такого рода вкрапления одной сферы в другую она называет «пузырями» приватного внутри царства (сферы) публичности. Возможность превра-щения и перекодировки территории из одного статуса в другой зависит от чисто количественного факто-ра: публичная сфера превратится в локальную, если в общественное место придет определенное количе-ство людей, связанных отношениями знакомства. Так, если во время автобусной экскурсии половину салона занял школьный класс, то автобус оказался, как бы захвачен этими подростками, даже если остальные пассажиры - случайные люди с улицы. Публичное пространство превратилось в локальное. Отношения к месту производны от социальных отношений и в какой-то мере закрепляют их. Л.Лофланд выделяет три типа «мест», или локусов: памятные (фиксирующие моменты коллективной памяти, как, например, храм или публичный парк), знакомые места/ггути/тропы (местный продуктовый магазинчик, бар, забегаловка, к которым ты привык); домашние территории, или места для тусовки (места, где люди живут и чувствуют себя «как дома», т.е. ощущают свободу вести себя так, как они хотят) [5].
Публичные пространства полифункциональны и являются важной составляющей жизни города. В социальных науках под функциями понимаются некоторые устойчивые характеристики объекта, совокупность которых дает общее представление о месте того или иного объекта или процесса в происхождении, существовании, развитии глобального целого, а также о взаимосвязи и зависимости его составляющих [4]. Р.Мертон определял явные функции и скрытые (латентные) функции, из которых первые - осознанны, а вторые - неожиданны, а иногда даже и не осознаны.
Следовательно, открытые пространства призваны служить достижению явных социально-значимых целей - организации досуга и обеспечения эффективного времяпрепровождения, безопасности горожан, с одной стороны и латентных - интеграции и формированию чувства идентичности, позволяющего мобилизовать их на социально значимые позитивные мероприятия, а также социализации жителей города, с другой.
Тем не менее, будет ошибочным считать, что участники публичного пространства превратятся в тесное сообщество граждан. Прежде всего, следует отметить социализирующую роль пространства, в котором горожане наблюдают друг за другом, показывают себя (как говорится «приходят, чтобы посмотреть на других и себя показать»), что очень важно для процессов самоидентификации - и личной, и групповой. Социальное взаимодействие осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, социальны, собственно, результатами контактов индивидов определяется в большей степени состояние общества. Интересно мнение Э.Гидденса, попытавшегося объяснить особенности взаимодействия большинства городских жителей, используя понятие гражданского невнимания - одного из механизмов, с помощью которых поддерживается городская жизнь, люди вступают в короткие неличные контакты «Когда проходящие мимо быстро обмениваются взглядами, а затем, подходя ближе, смотрят в сторону, они демонстрируют, по определению Ирвинга Гоффмана, "гражданское невнимание ", которого мы ожидаем друг от друга во многих ситуациях. Гражданское невнимание отличается от простого игнорирования. Каждый индивид дает понять другому, что заметал его присутствие, но при этом избегает любого жеста, который мог бы быть истолкован как навязчивый. Поведение такого рода скорее неосоз-нанно, но оно имеет фундаментальное значение в нашей обыденной жизни. Люди демонстрируют друг другу таким образом, что у них нет причины быть враждебными и избегать друг друга» [3].
Одной из ключевых характеристик публичного пространства является безопасность. Безопасность при этом обеспечивается самими людьми, а не соответствующими правоохранительными органами. Люди присматривают друг за другом, за детьми, таким образом, начинает работать социальный контроль публичного пространства, отсутствие которого часто и повышает риски городской жизни. Вот что об этом пишет Джейн Джекобс «Прежде всего, необходимо понять, что общественный порядок - порядок на тротуаре и улице - в городах в основном обеспечивается не полицией, а сложным, почти бессознательным сообществом добровольного надзора и сдерживания, состоящим из простых людей ... Оживленная городская улица, как правило, безопасна, а безлюдная городская улица может таить в себе опасность... Магазины, бары, рестораны, как основные примеры, различным и сложным образом способствуют обеспечению безопасности на улицах» [1].
В условиях отсутствия информации о других жителях города публичные пространства становятся каналом передачи информации, снижают свойственные городу страхи, некоторые негативные эффекты городской анонимности, и тем самым выполняют информационную и коммуникативную функции. В открытых и общедоступных пространствах люди изучают и наблюдают друг за другом, приобретают социальный опыт, осваивают образцы поведения, осознают чувство принадлежности к городскому сообществу и т.п.
На сегодняшний день огромной популярностью среди населения, в особенности среди молодежи приобретает так называемое третье место - «third place» - публичное пространство, используемое одновременно в качестве территории общения, зоны отдыха, и места работы («первое место» - это жилье, «второе» - работа). В основном такие картины мы наблюдаем в залах сетей кофеен, пиццерий, подсоединённых к беспроводным каналам выхода в Интернет-Wi-Fi и насыщенных коммуникациями. Концепция «третьего места», разработанная социологом Рэем Ольденбургом требует отдельного изучения.
Удобство, приятный имидж, разнообразие использования пространства и занятий, удовольствие от интеракции, наблюдение за людьми, «карнавальность» - возможность игры, фестиваля, избавления от своей истинной идентичности, приобретение новых масок - базовые условия успешного функционирования публичного места, обозначенные Л.Лофландом.
Вышеназванные элементы присутствуют в жизни наших городов - площади используются для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий в рамках празднования государственных, национальных праздников, также как и то, что для поддержания интереса жителей в открытых пространствах устанавливаются скульптуры, фонтаны разных форм и размеров. Однако участниками и зрителями такого рода мероприятий становятся не сами жители города, а в большинстве случаев гости и мигранты, пребывание которых носит временный и промежуточный характер. По этой причине создание привлекательной городской среды становится важнейшим элементом политики городских властей, в реализации которой должны участвовать главные инициаторы и непосредственные участники процесса - сами жители города.
Особенностью публичных пространств является оживленность, людность, высокая посещаемость, дружелюбная социальная атмосфера, что обусловлено их главным функциональным содержанием -быть средоточием активности и обмена. В современных городах в условиях экологической запущенности и в атмосфере хаоса, царящей в открытых пространствах (в частности, скверы и парки), оккупированной бездомными и чужаками, присутствует особый фактор непритягательности и опасности, что в свою очередь способствует уменьшению степени удобства пользования данными объектами. Данное обстоя-тельство усиливается широкими возможностями, предоставляемыми достижениями информационных технологий, когда городские жители скучным, грязным паркам и площадям, где полно неожиданных сюрпризов, предпочитают домашний кинотеатр и Интернет.
Согласно утверждению Лофланда современная культура и технология, во многом работают на изживание публичной сферы: личная машина переносит человека из одного приватного кокона в другой, все больше служащих компаний работают «из дома»; Интернет-шопинг, домашний кинотеатр и идеаль-ное качество звуковоспроизведения в домашней аппаратуре делают ненужными многие публичные сферы. Более того, современная архитектура и те формы, которые она создает, также работают либо на изживание публичной сферы, либо на ее «санацию». Сегодняшняя архитектура создает такие публичные пространства, которые контролируют публичную сферу (делая ее не публичной, гомогенной, «чистой» и предсказуемой). Она называет такие пространства контрлокусами (counter-locale), среди которых пространства типичного торгового центра (shopping mall), тематического парка. Последние создают такие публичные пространства, из которых вытрясена вся публичность, так как они по определению не «открыты для публики». Такое пространство обычно втихую приватизировано, контролируется теленаблюдением, рассекает публику физически и символически. Лофланд предлагает не забывать о значимости публичной сферы, которая «производит эмансипацию от предписанного статуса и заданной идентичности» [5].
В идеальном варианте открытое пространство, соприкасающееся с наиболее оживленными районами города, вызывающее множество ассоциаций, доступно каждому - представителям разных социальных, возрастных, этнических групп, которые чувствуют себя там вполне комфортно и безопасно. Тем не менее, значимой тенденцией в развитии общественных пространств города является их коммерциализа-ция и деградация: все меньшее количество территорий остается открытым и общедоступным, поскольку их постепенно занимают открывающиеся заведения общественного питания, досуга и торговли. Некото-рые из открытых пространств, например как спортивные и игровые площадки теряют свой публичный статус, огораживаются и запираются, «приватизируются». Скверы и аллеи, парки которые вполне полно-ценно могут выполнять функции публичного пространства, превращаются в средоточие преступности, оставленные без освещения и присмотра -они таят в себе опасность, как в дневное время, так и после наступления темноты.
Ввиду этого, возникает вопрос о целесообразности изучения и переосмысления принципов проектирования данных объектов с учетом коллективных предпочтений жителей города и позиций современного этапа развития общества.
Городской администрации следует поставить во главу угла вопрос о формировании новой стратегии дальнейшего благоустройства городской среды развития, создания образа города и улучшения простран-ственной организации городов. Необходимо осознавать функциональное значение публичных городских пространств, которые не являются просто элементом городской архитектуры, а играют значимую социальную роль в формировании городской идентичности и представлений гостей, туристов о визуаль-ном и архитектурном облике города (роль «визитной карточки»), повышении культуры общественных коммуникаций.
Публичные пространства могут возникать и успешно функционировать только при более вниматель-ном отношении к ним со стороны городской администрации, социально ответственного бизнеса и самих горожан, тогда как эффективность работы может быть достигнута только их совместными усилиями.
Литература
- Джекобс Д. Назначение тротуаров: безопасность. Перевод с английского А.Смирнова. Логос 3 (66) 2008 (стр. 3-23).
- Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь //Логос, 2002, - №3-4. - стр. 23-35.
- Гидденс Э. Социология. - 515 стр.
- Социология: Энциклопедия / Сост. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. - Мн. : Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий).
- Доступнопо ссылке:proceedings.usu.ru/7base =mag/0035(01 09-2005)
&xsln=showArticle.xslt&id=a26&doc =../content.jsp.