Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

О некоторых аспектах этноконфликтологического анализа как нового направления этнополитологии

Специфические особенности переживаемого переходного периода. Прежде всего, сама содержательная характеристика этого периода как трудного и противоречивого перехода к демократии, ориентируется на то, чтобы при анализе складывающихся в этом процессе многочисленных и острых этноконфликтных ситуаций постараться понять и оценить, в какой мере они несут в себе освободительные тенденции, то есть служат уничтожению тоталитар­ных структур и связей, демократизации внутри- и межнациональных отношений.

Кроме того, этот подход позволяет оценить целый спектр нацио­нальных сил, движений, стремящихся использовать межэтнические отношения, в частности, он дает возможность показать, что нередко межэтнические отношения в данном регионе, развиваясь на основе освободительных и демократических идей и лозунгов, довольно быстро приобретают такую направленность, которая не может обеспечить ни освобождения, ни демократизации. Больше того, может сложиться ситуация, в которой опасным испытаниям под­вергается не только жизнь и благосостояние отдельных членов данной этнической общности, но и существование всего этноса в целом, поскольку он все глубже втягивается в кровавые конфрон­тации с другими этносами, составляющими его окружение.

Многофакторность этноконфликтологического анализа Другой важный ориентир, обеспечивающий адекватное и эффектив­ное этноконфликтологическое исследование, - учет того, что конфликтные ситуации в современных межэтнических отношениях формируется целым комплексом взаимодействующих между собой кризисных факторов - экономических, политико-правовых, идеологи­ческих, социокультурных. В сложившейся острой обстановке кризиса формирование межнационального конфликта начинается с тревож­ных ощущений того, что происходит серьезное ухудшение материального и социального положения. Они, в свою очередь, провоцируют рост взаимных претензий и напряженности между населяющими их этносами. На этой основе активизируется деятельность национальных элит, которая находит воплощение в формиро­вании этнополитических движений и программ. Еще больше взвинчивая межэтнические напряжения и обостряя проблемы, они одновременно усложняют этим их разрешение. Это ухудшение ситуации обусловливает дальнейшую радикализацию национальных движений, рост в них настроений экстремизма и сепаратизма.

Причины и механизмы этноконфликтов. Этнонациональные конфликты - это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности. Чаще всего такого рода конфликты происходят между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве.

Существует несколько теорий объяснения причин этнонациональных конфликтов, которые были сформулированы на основе исследований в различных регионах мира. В социологическом подходе представляет интерес анализ феномена экономического посредничества, особенно роли торговли, которая в этнических обществах имеет тенденцию контролироваться представителями какой-то из групп, или выходцами из определенного региона. В целом, однако, соревновательность и конкуренция в сфере трудовых отношений и экономических взаимодействий не всегда может быть названа в числе основных факторов крупных этнических конфликтов.

При объяснении причин этнонациональных конфликтов важное место занимает политологический подход, который выявляет роль элит, прежде всего, интеллектуальных и политических, в мобилиза­ции этнических чувств, усилении межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта. Именно вопросы о власти, о стремлении элитных групп к обладанию - являются ключе­выми для понимания причин роста этнического национализма и конфликтности.

За годы советского режима в бывших республиках сложились многочисленные и очень образованные этнические элиты титульных национальностей. Начиная с политики «коренизации» 1920-х гг. и вплоть до середины 80-х гт. действовала система преференций в сфере подготовки «национальных кадров» из республик во всех областях деятельности. Однако не стоит преувеличивать, или целиком объяснять причину конфликтов только генерирующей и организующей ролью элит. Недостаточность этого подхода в том, что он не может в полной мере объяснить феномен массовой межэтни­ческих конфликтов, изначальную силу стремления к автономии, готовность перейти ради этого к самым жестоким методам насилия.

По-видимому, социально-психологический подход, выявляющий поведенческие механизмы этнических конфликтов, играет в этом плане   гораздо более важную роль, чем представлялось раньше.

Иррациональное восприятие той или иной этнической группой угрозы утратить самоценность, является модным средством их мобилизации в политической реальности, помогающим понять жесткость предубеждений, эстремизм этнических требований и достаточность мотивов для вовлечения в конфликт широких масс рядовых участников.

К разряду социально-психологических причин межэтнических конфликтов и национальных движений можно отнести и чувства утраты достоинства, пережитых «исторических несправедливостей».

На стыке социально-психологических и политологических подходов находится проблема коллективного самосознания и идентичности с фактом существования политического образования в форме сложившейся государственности, на которых мы более детально остановимся в следующейглаве. Со стороны этнических групп формулируется требование, а затем и политическая программа, что государство есть атрибут и гарант сохранения групповой целостности, а значит и то, что составляет государство (территория, институты и власти и пр.), должно иметь национально-этнический характер. Аргументы в пользу такой формулы, как правило, берутся из истории со ссылками на те периоды, которые наиболее выгодно могут быть использованы для определения границ и статуса «национального» государства Создание «национального» государ­ства видится как гарантия от угроз иноэтнического или просто чужого доминирвания над физической и культурной средой обитания. Анализ поведения государства, а точнее его граждан в отношении территориальных вопросов часто поражает своей иррациональностью. Это и требование изменения границ между национально-государственными образованиями, и требование перехода под новую государственную юрисдикцию целых национально-территориальных единиц (например, возвращение Крымской автономии России и пр.), и стремление к созданию (или воссозданию) национальных образований (автономий или районов), например немцев в Поволжье; это конфликты, связанные с репатриацией, либо возвращением на свою историческую родину репрессированных в годы сталинщины народов (немцев, крымских татар, турок-месхетинцев, корейцев и п.), с возвращением беженцев в свои оставленные дома (осетины, ингуши, чеченцы, русские и пр.).

Конфликтологический анализ под углом зрения возможностей достижения согласия между этносами не может удовлетвориться простым обоснованием значимости данного прогрессивного процесса для демократизации межнациональных отношений [1]. Он пред­полагает также осмысление технологических и организационных мер по его обеспечению. «Стержневой» проблемой здесь в настоящее время выступает создание специальной и разветвленной этно-конфликтологической экспертизы, основная задача которой как показывает мировой опыт, должна состоять в том, чтобы на базе прогностического анализа отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов, и в зависимости от их характера выдвигать предложения по их локализации, рационализации и урегулированию посредством компромиссных или консенсусных технологий.

Итогом нескольких десятилетий эмпирического и теорети­ческого поиска стало формирование ряда этнокофликтологических школ. В различных работах эти школы определяются по-разному. Мы предлагаем выделить следующие школы, точнее, традиции в этноконфликтологии.

  1. «Реалистическая» традиция, восходящая к аналогичной традиций общей конфликтологии, (Л.Коузер, К.Боулдинг) многочисленные сторонники которой утверждают, что в основе этнических конфликтов лежит борьба за овладение материальными ресурсами, за власть ради достижения экономических целей, и что за национально-этнической формой социальной борьбы необходимо искать подлинно материальные мотивации [2].
  2. «Эволюционистская» традиция в этноконфликтологии, сторонники которой считают, что причины этнических конфликтов кроются в постоянно меняющейся этнической стратификации общества.
  3. «Антропологическая» традиция в этноконфликтологии, в рамках которой можно выделить два основных течения -культурно-антропологическое и социобиологическое.

Отличительной чертой становящейся этнической конфликто­логии можно считать то значительное внимание, которое уделяется теоретико-методологическим аспектам анализа конфликтов. Среди них можно обозначить следующие:

а)  Проблема сущности этноса как социальной системы;

б) Понимание сущности нации, ее природы, проблемы национальной идентификации.

Следующим по значимости теоретико-методологическим вопросом этноконфликтологии можно обозначить вопрос о возможности создания общей теории этнического конфликта. Этот вопрос имеет не только теоретический, но и выраженный прикладной характер, и в значительной мере обозначает водораздел между учеными-этноконфликтологами и этнокофликтологами-практиками. Теоретически модели конфликтов можно сконструировать, они необходимы для прогнозирования их динамик и поиски выхода из них. Поэтому одной из важных теоретических задач является кросс -культурный анализ этнических конфликтов и выработка на этой основе соответствующих теоретических моделей [3].

Большой теоретический практический интерес представляет вопрос о конструктивном потенциале этнического конфликта. Этот подход о конструктивном потенциале в этническом конфликте практически не разработан в научном плане.

Следует обратить внимание на то, что начали развиваться исследования современных этнополитических конфликтов, и в различных научных школах это научное направление получило разные названия: «этноконфликтология», «теория этнополитических конфликтов». Зачастую эти названия используют как синонимы, что в целом не вызывает возражений, хотя между ними существуют определенные различия.

Думаем, что более корректным является название «этнополити-ческая конфликтология», поскольку «чисто этнических» конфликтов почти не существует. Конфликты, которые на первый взгляд кажут­ся чисто этническими или национальными, по сути этнополитичны, то есть одновременно и этнические и политические, так как любой этнополитический конфликт, безусловно, превращается в полити­ческий. И, наоборот, в полиэтническом государстве многие полити­ческие конфликты превращаются, или могут быть превращены в этнополитические. Как и большинство новых наук, она возникла на стыке нескольких наук, прежде всего конфликтологии и этнополи-тологии, что и определило ее название и предмет данной отрасли.

Основателями протоэтноконфликтологии можно считать В.Самнера и Л.Гумпловича. Именно они на рубеже веков ввели в научный оборот понятие «этноцентризма», которое стало определя­ющим в научном и понятийном аппарате этнополитологической конфликтологии. Этот процесс зародился с еще так называемой «Весны народов» 1848 года.

Процесс становления и развития этнополитической конфлик­тологии начался на Западе в 60-70-х годах XX века, благодаря усилиям таких ученых, как Г.Айзекс, П.Брасс, П.Ванден Берге, М.Хехтер, Д.Хоровиц, Э.Смит, Дж.Ротшильд.

Существует много объективных причин, которые делают проблему дальнейшего развития этнополитической конфликтологии исклюючительно актуальной и жизненно важной.

Во-первых, это обострение этнополитических конфликтов во второй половине XX века, и начала XXI.

Во-вторых, наблюдается существенное изменение в «иерархи­ческой» системе конфликтов.

В-третьих, происходит усиление опасности обострения этно­политических конфликтов под влиянием процессов глобализации, модернизации и потоков миграции населения, растущего дефицита природных ресурсов, возрастания экологического кризиса.

В-четвертых, рождение и рост влияния новых, ранее не столь существенных факторов - как возрождение религий, этнический ренессанс, политизация этничностей и этнизация политики.

В-пятых, осознание необратимости этнополитических конфлик­тов, их способности легитимизировать и делегитимизировать любой политический режим, интегрировать или дезинтегрировать любое полиэтническое общество.

В-шестых, остро ощущается понимание самоценности этнопо­литической безопасности, как одного из наиболее важных факторов государственной, региональной, континентальной и глобальной безопасности.

В-седьмых, ощущается убежденность в том, что этнополити-ческие конфликты будут еще продолжаться. А вместе с ними возникает необходимость выяснения закономерностей зарождения и развития, а главное - контроля и мирного управления этими процессами.

В-восьмых, происходит процесс дальнейшего развития этнополи­тической конфликтологии как новой науки и ее методологических основ.

Кроме отмеченных факторов общего характера здесь действуют и немало специфических:

  • Особенности геополитического положения Кыргызстана, в частности, нахождение юго-восточных регионов в зоне повышенной конфликтности.
  • Соседство Кыргызстана со странами, которые имели, и до сих пор имеют замаскированные территориальные претензии.
  • Проживание на территории Кыргызстана многочисленных этнических групп, рассматриваемых определенными политическими силами некоторых соседних государств как своеобразные потен­циальные «пятые колонны».
  • Ограниченные возможности существующих в Кыргызстане наук, даже таких новых как этнополитология, практически находящихся в зачаточном состоянии.

Этнополитологическуюконфликтологию можно определить как новую науку о сущности, характере и причинах возникновения этнополитических конфликтов, методах их предвидения, своевремен­ного обнаружения и эффективного контроля, а также о цивилизо­ванных путях и средствах их регулирования. Это наука о законно-мерностях зарождения, развития этнополитических конфликтов и управления ими.

 

Литература

  1. Здравомыслов А.Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория, нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. -М.,1998. - С.19.
  2. Кольцов В.Б., Мансуров В.А. Политические идеологии периода перестройки // Социологические исследования. -1991. - Ns 9. - С.22-35.
  3. Соловей В.Д. Современный русский национализм; идейно- политическая классификация//Общественные науки и современность. - 1992. - №2. - С. 119-129.  

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.