Одним из актуальных вопросов казахского востоковедения является исследование истории и развития молодежных общественных организаций в соседнем Китае. Важность темы связана с процессами, протекающими в современном Китае — экономические, политические, идеологические — так или иначе связаны с общественно-политическими движениями в стране.
В Китае есть различные молодежные организации которые входят в Единый фронт, объединение различных национальностей, а также организацию учащихся высших и средних учебных заведений [1].
Коммунистический союз молодежи Китая (KCMK) осуществляет свою деятельность под руководством КПК. Высшим органом KCMK является Всекитайский съезд, который созывается один раз в пять лет. В промежутках между съездами руководство осуществляет Центральный Комитет КСМК. Низовые комсомольские организации подчиняются соответствующим парткомам и вышестоящим комсомольским организациям. Печатные органы ЦК KCMK - «Ежедневник китайской молодежи» («Zhongguo qingnian bao») и журнал «Китайская молодежь» («Zhongguo qingnian»).
Зарождение молодежного движения в Китае получило с выступления студентов 4 мая 1919 г., которое было названо «Общественным движением 4 мая». После образования КПК в 1921 году, в 1922 г. в Гуанчжоу состоялся I съезд Социалистического союза молодежи Китая (CCMK). На съезде были определены задачи молодежного движения и принято решение о вступлении в Коммунистический интернационал молодежи (КИМ).
В январе 1949 г. КПК создал новую массовую организацию молодежи -«Новодемократический союз молодежи Китая» (НДСМК). В апреле того же года в Пекине прошел I съезд НДСМК, который избрал руководящие органы, принял Устав НДСМК и определил характер и цели союза молодежи.
В 1957 г. на Ш съезде НДСМК был переименован в КСМК. В период подготовки Vin съезда КПК (сентябрь, 1956 г.) в китайском обществе уже были определенные трудности и разногласия среди молодежных политических организаций. Внутри КПК начались противоборства различных группировок за власть. В августе 1957 г. под лозунгом борьбы с «правыми элементами», которые выступали против реализации курса «большого скачка», распространялась практика написания «газеты больших иероглифов» («dazibao»). Эта практика использовалась и в период «великой пролетарской культурной революции», а также в 80-е гг. XX века в период студенческих волнений в 1986, 1989 гг. [2]. ;
3-й пленум KCMK Ш созыва (1958 г.) проходил под идеологическим и политическим давлением сверху, в центре которого стоял вопрос о чистке руководящего состава КСМК. Пленум принял решение о развитии коммунистического движения среди детей. В 1958 году среди пионеров и детей младшего возраста проводилась воспитательная кампания по призыву «с малых лет думать о политике, любить родину, компартию, председателя Мао, свой народ, социализм» и т.д. [3].
Народное хозяйство Китая в 1961 г. было ввергнуто в экономический кризис. Материальное положение китайских трудящихся резко ухудшилось. Полуголодное существование в городе и деревне, отсутствие перспектив учебы и работы сменился у молодежи чувством обреченности и ненужности.
Политика «трех красных знамен» нанесла политический урон правящей партии, комсомолу и другим общественным организациям, подорвав их авторитет в стране. Численность рядов КСМК была сокращена. К началу 1962 г. в комсомоле осталось немногим более 20 млн. человек.
Курс на «урегулирование» стал мерой исправления. Усилия были направлены на устранение спада производства, добивания его стабилизации. КСМК обратился к молодежи с призывом осваивать целинные земли, засевать пустоши в целях увеличения пахотных площадей. Занятость и обеспечение продовольствием в городах решались кампанией отправки «лишних» людей в сельские и отдаленные районы Китая, называвшейся «подниматься в горы, спускаться в деревню». К концу 1963 г. в сельские районы переселилось около 40 млн. молодежи [4].
В 1964 г. в Пекине состоялся ГХ съезд КСМК, в которой было принято решение продолжить историю молодежного движения в Китае и, в дальнейшем, нумеровать съезды с I съезда комсомола (1922 г.). Съезд КСМК прошел под знаком торжества «идей Председателя Мао Цзэдуна».
Курс на сознание молодежи, на разгром «антисоциалистических» и «ревизионистских» сил был закреплен в решениях 3-го пленума ЦК КСМК (апрель, 1966 г.), который призывал молодежь преодолеть «ошибочные идеи собственного бессилия и непричастности к происходящему и поднять широкие массы комсомольцев и молодежи к участию в «великой пролетарской культурной революции».
Штурмовые отряды учащейся и рабочей молодежи, которые называли себя хунвейбинами и цзаофанями громили учреждения правящей партии, государственных и общественных организаций. Все они были воспитанниками, выросшие в духе верности и преданности Председателю Мао Цзэдуну. Хунвейбиновские и цзаофаневские организации, в отличие от комсомольских, не имели единого руководящего органа и четкой идейно-политической, организационной основы. Выполнив свою задачу по дискредитации партийно-государственного руководства, хунвейбины были устранены с общественно-политической арены. В 1968 г. активисты КСМК предпринимали попытки восстановить молодежные организации, но безуспешно [5].
В августе 1978 г. после 12-летнего перерыва была открыта Центральная комсомольская школа в Пекине; в октябре того же года заработали издания центральных органов ЦК КСМК, во всех провинциях, национальных автономных районах, городах центрального подчинения прошли съезды и конференции, на которых избирались делегаты на предстоящий X съезд КСМК.
3-й пленум ЦК КПК XI созыва (декабрь, 1978 г.) стал поворотным пунктом Китая. «Политика военного коммунизма» привела страну к серьезным ошибкам. Для исправления ошибок китайцы перенесли свои силы на решение экономических проблем [6].
В 1984 г. в Китае была развернута широкая кампания «полного отрицания великой пролетарской культурной революцию), которая создала условия для развития социальных пороков, как коррупция, местничество, бескультурье, вседозволенность, пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
Студенческие волнения зимой 1986-1987 тт. вскрыли проблемы идеологической нестабильности в молодежной среде (особенно в студенческой), вызванной отличным от официального представлением молодежи о сути проводимых изменений, темпах проведения экономической и политической реформ.
Событием 1989 г. были студенческие выступления весной-летом в Пекине и ряде других городов Китая. Экономическое положение КНР (инфляция, рост цен на продукты питания и т.д.), социально-политическая обстановка (коррупция, бюрократизм и прочее), все это накалило социальную напряженность в обществе.
27 апреля 1989 г. свыше 150 тысяч студентов пекинских вузов вышли на площадь Тяньаньмэнь с лозунгами: «Защитим КПК», «Защитим социализм», «Защитим уважение конституции» и другие. Они требовали реабилитации покойного Xy Яобана (апрель, 1989 г.), считавшегося в те годы одним из активных сторонников проведения политической реформы и снятого с поста генерального секретаря ЦК КПК в январе 1987 г. Студенческая молодежь предлагала отказаться от понятий «борьба с духовным загрязнением» и «борьба с буржуазной либерализацией», открытой борьбы с углубляющимся разложением и бюрократизмом в правящей партии и государстве, развития демократии, улучшения условий учебы и жизни учащихся и преподавателей и другие.
Для поддержки голодающих и для создания Всекитайского объединенного совета самоуправления вузов в Пекин приехали сотни студентов из Тяньцзиня, Шанхая, Цзинани, Чэнду, Сияни и других городов.
В поддержку голодающих демонстрацию провели представители китайской интеллигенции. Приняли участие около 150 тыс. человек: преподавателей вузов, работники НИИ, редакций газет и журналов. Они несли флаг с надписью своей организации [7].
Однако, китайское руководство полностью отвергло требования и предложения голодающих. В ночь с 3 на 4 июня с помощью военной техники и воинских подразделений студенты были выдворены с площади Тяньаньмэнь.
Всекитайская Федерация молодежи (ВКФМ), ядро которой составляет КСМК, является организацией Единого фронта. ВКФМ объединяла молодежь различных национальностей и кругов страны и работала под руководством КПК.
Задача ВКФМ - сплочение молодежи в духе патриотизма, мобилизация на изучение марксизма, идей Мао Цзэдуна, овладение наукой и техникой для строительства могучего Китая, осуществления борьбы за воссоединение Родины, за поддержание мира во всем мире.
Всекитайская федерация студентов (ВКФС) - организация учащихся высших и средних учебных заведений действует и осуществляется под руководством КПК и КСМК. ВКФС была создана после общественного «Движения 4 мая» 1919 г. и осуществляет свою деятельность под руководством КПК. В настоящее время ВКФС ставит задачу по сплочению молодежи, овладению знаниями и трудиться во имя процветания Родины.
Литература
- Орман А.А. Китайская Народная Республика. - Алматы, 2006. -С.101-145., 401, 419, 656-670.
- Восьмой съезд Коммунистической партии Китая. Материалы. -Пекин, 1956. - Т.2. - С.330, 335.
- Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР 50-60-е годы. -M.: Наука, 1980. - С.131-141.
- HoweС. Wage patterns and Wage Policy in Modern China.1919—1972. - Cambridge, - P.3.
- Дальнее М. И., Неделин В. А. «Культурная революция» в Китае и ее причины и последствия. - «Проблемы Дальнего Востока», 1973. - № 3.
- Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. -M., - С. 67-73, 123-127.
- Dangdaiqinyuan jungzhengtan (Всестороннее рассмотрение современного молодежного движения). -Zhongguoqinyuan, - № I. - уе.З.