Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Формирование человеческого капитала в системе образования в контексте деятельностного подхода

Казахстан в 90-е годы ХХ в., став независимым государством, оказался перед выбором собст­венной стратегии социального развития, адекватной новым историческим реалиям. Основная цель требуемой стратегии была четко сформулирована Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым и предусматривала в качестве «концептуальной модели развития Казахстана» соз­дание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства, в котором каждому человеку должны быть предоставлены «равные возможности самостоятельного выбора и экономиче­ского самоопределения в реализации своих экономических, социальных, национальных и политиче­ских интересов» [1; 74].

При достижении указанной цели характерной особенностью стало то, что, избрав для себя со­вершенно новый вектор своего правового, социально-политического, экономического и духовного развития, Казахстан, как и другие молодые государства постсоветского пространства, переход к нему стал осуществлять традиционно, по команде сверху и при полном игнорировании подготовленности своего населения к осуществлению намеченного. Сущность данной методологии социального управ­ления заключается в том, что людям спускаются сверху и навязываются силой почти исключительно задачи-средства. При этом «решение задач субъекто- и личностно-созидательного порядка заведомо не входит в намерения власти; оно вытеснено и замещено решением задач объекто-преобразовательных и вещно-изготовительских» [2; 202], а сами люди превращаются только в сред­ство решения задач подобного рода. В этой ситуации неизбежно возникает объективная потребность в формировании иной модели деятельности, как на уровне индивидуальной жизнедеятельности, так и деятельности всего общества в целом. Поскольку социальная деятельность представляет собой осо­бую форму «инобытия» индивидуальной жизнедеятельности в мире жизнедеятельности других лю­дей, то переход к формированию иной парадигмы социальной деятельности предопределяет, прежде всего, кардинальное изменение принципов и логики ее организации. Человеку органически присуще постоянное самоизменение и саморазвитие. Однако данные процессы во многом детерминированы взаимосвязью и взаимозависимостью от других людей. Ведь человек вынужден жить в многомерном социальном пространстве, где ему не избежать столкновения с разнонаправленными межиндивиду­альными, межкорпоративными и иными видами социально обусловленных интересов. И именно от совершенствования способностей каждого человека действовать в этих непростых условиях зависят качество и результативность его существования. В этой связи логично предположить, что именно методология деятельностного подхода имеет фундаментальное значение.

Важнейшая особенность современного общественного развития, которая требует самого обстоя­тельного теоретико-методологического анализа, заключается в том, что приоритет в разработке стра­тегии социального развития по-прежнему остается не за деятельностным, а за традиционным подхо­дом, благоприятствующим доминированию отношений «господство-подчинение» и принципов «субъект-объектной» парадигмы социальной самоорганизации. Это означает, что общество продол­жает во многом функционировать в режиме, когда одна, и при этом наименьшая по численности его часть, в силу различного рода причин, где экономический фактор играет далеко не последнюю роль, выступает в роли «социального субъекта». В силу этой своей «субъектоподобности» она всегда нахо­дила да и сегодня находит возможность в той или иной форме использовать свое более многочислен­ное «объектоподобное» окружение в качестве орудия или средства при достижении ею своих личных или иного рода социумно-детерминированных потребностей, интересов и целей. Не случайно, что анализ современного цивилизационного кризиса привел к выводу о том, что «...мы по-прежнему смотрим на сегодняшний мир, как и на будущий Новый мир, сквозь оптику старых инструментов мышления. Но для начала радикального обновления нам надо обновить все наше мышление. Соот­ветственно, нужно обновить и все понятия, категории, теории, схемы, концепты мышления и терми­ны, обозначающие факты и явления нового мира» [3; 163].

Альтернативной субъект-объектной парадигме в организации всех видов деятельности в обще­стве может быть лишь субъект-субъектная парадигма. Она позволит максимально приблизиться к ситуации, исключающей возможность использования каждым из участников друг друга в качестве объекта, средства и орудия для достижения любой своей потребности, интереса или цели. Переход к реализации субъект-субъектной парадигмы в организации социальной деятельности на всех ее уров­нях связан, в первую очередь, с универсализацией способностей индивидов в сфере «обработки лю­дей людьми». Принципиальный отказ от использования людьми друг друга только в качестве «ору­дия» или «средства» предъявляет ряд особых требований к способностям тех, кто является непосред­ственным участником всех видов и форм осуществляемой совместной деятельности нового типа.

Господство в обществе социального неравенства, детерминированного прежде всего экономиче­скими причинами, объясняет преобладание в данном образе жизни именно субъект-объектной пара­дигмы, одной из главных особенностей которой является то, что уже на стадии, предваряющей лю­бую практическую деятельность, т.е. уже в мышлении, конструируются и моделируются варианты, предполагающие модификацию только лишь одной формы бытия индивида - его «для-себя-бытие». Это, в свою очередь, приводит к тому, что фактор «объектоподобности», применяемый, как правило, каждой из сторон по отношению друг к другу, автоматически лишает противную сторону возможно­сти пребывания в подобном виде бытия. Переход же к новой парадигме деятельности, определяющей отношение к другому только как к «себе подобному», предполагает воспроизведение уже в мышлении наряду с «для-себя-бытием» состояний и способов бытия «другого», исключающих все варианты пребывания им в «бытии для другого». Осуществление этого связано с построением в мышлении ка­ждым лишь только таких вариантов совместного существования, когда потребности, интересы и цели каждого из участников должны оставаться неизменно паритетными.

Понимание деятельностной онтологии сущности человека в качестве принципа социальной практики является результатом поступательного развития философской мысли. Именно деятельност-ный подход позволяет приступить к решению гуманистических проблем в их соотносимости с диа­лектикой действительности. Невозможно объяснить закономерности общественного развития вне деятельностного процесса превращения диалектики природы в диалектику культуры, в особенности в диалектику мышления. Методологической основой эффективного решения вопросов социальной практики в деятельностном подходе является признание за человеком статуса полноправного субъек­та деятельности, участвующего в созидательно-творческом процессе преобразования мира, социаль­ной действительности, собственного несовершенства, раскрывающего в этом процессе все новые собственные возможности.

Человеку, в силу его социальной природы, генетически присущи самоизменение и самооргани­зация с целью обеспечения самодостаточности на уровне индивидуального жизнесуществования. Те­перь задача состоит в том, чтобы и общество в целом научилось организовываться и развиваться в соответствии с законами функционирования индивидуальной жизнедеятельности человека, а не во­преки им. Ведь человек именно как деятель представляет собой высшую значимость в качестве соци­ально значимого капитала. Поэтому мысль о том, что эффективность экономического развития и дальнейший прогресс общественного производства «зависят в большей мере от эволюции состав­ляющих общество людей, чем от закономерностей собственно экономического развития» [4; 3], ста­новится все более актуальной. А главная цель экономического и общественного прогресса заключа­ется не столько в ускорении развития рыночной экономики и совершенствовании ее механизмов, сколько в обеспечении возможностей каждому человеку реализовать свой потенциал и вести здоро­вую, творческую, активную жизнь, когда совершенствование качеств личности становится залогом и содержанием прогресса всего человечества. «Именно человека, а не заводы, оборудование и другие фонды нужно рассматривать как наиболее ценный ресурс постиндустриального общества. Это дикту­ет относиться к человеку не как к фактору, а как к мощному социально-психологическому ресурсу совершенствования производства и развития общества» [4; 3].

Другими словами, все более очевидным становится тот факт, что дальнейшая перспектива суще­ствования Казахстана в качестве конкурентоспособной страны современного мира, равно как и бу­дущее развитие общества в целом, в первую очередь зависит от того, сумеет ли государство «найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В совре­менном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации» [5].

Неизбежность признания взаимосвязи интересов социальной организации с интересами кон­кретного человека в их совместном развитии нашла свое теоретическое отражение в понятии челове­ческого капитала, которое прочно вошло в научный обиход со второй половины ХХ в. И современная социальная политика любого государства, стремящегося к стабильному поступательному цивилиза-ционному развитию, безусловно, не может обойтись без целостного концептуального видения про­цесса формирования человеческого капитала.

При этом большинство современных исследований, посвященных проблеме формирования че­ловеческого капитала, упускает из виду одно немаловажное обстоятельство: все модели социального обустройства, которые существуют в современном цивилизованном мире, представляют собой моди­фицированные варианты одного и того же капиталистического типа социальных отношений. И зна­чит, по-прежнему актуальны слова Маркса о том, что в условиях капиталистической организации труда не рабочий применяет средства производства, а средства производства применяют рабочего. Не живой труд утверждается в качестве ценности человеческой деятельности, а опредмеченный труд сохраняется и увеличивается путем поглощения живого, и благодаря этому становится стоимостью, увеличивающейся в стоимости, становится капиталом. Господство капиталиста над рабочим есть по­этому, по мнению Маркса, господство вещи над человеком, мертвого труда над живым, продукта над производителем. Ведь рабочая сила капиталистом «...покупается здесь не для того, чтобы ее действи­ем или ее продуктами покупатель мог удовлетворить свои личные потребности. Цель покупателя — увеличение стоимости его капитала, производство товаров, которые содержат больше труда, чем он оплатил, следовательно, содержат такую часть стоимости, которая для него ничего не стоила и кото­рая, тем не менее, реализуется при продаже товара. Производство прибавочной стоимости или нажи­ва — таков абсолютный закон этого способа производства» [6; 632].

Открытие этого абсолютного закона капиталистического способа производства позволило Мар­ксу сделать вывод, что в обществе в целом, как над рабочим, так, в равной мере, и над капиталистом, «господствует нечеловеческая сила». Ориентация процесса производства не на служение разумной человеческой потребности, а на получение сверхприбыли, т.е. максимальной наживы, способствовала гипертрофированию субъект-объектной формы взаимоотношения человека со всем окружающим его миром, как с миром природы, так и с миром взаимоотношения с другими людьми.

Поскольку в условиях функционирования капиталистического общества социальные отношения строятся при доминировании принципов субъект-объектной парадигмы организации социальной дея­тельности, то основная часть населения, обреченная на объектоподобный характер существования, именно для того, чтобы выжить, вынуждена трудиться. Но трудиться не добровольно, а принудительно. «Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребно­стей, нежели потребность в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только пре­кращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы» [7; 563]. Поскольку продажа своей рабочей силы является единственной формой соединения рабочего с условиями его трудовой деятельности, то сам характер этой деятельности, ее содержание, продолжи­тельность, уровень профессионального мастерства и т.д. - все это служит определяющим критерием отличия в эволюции существования различных форм капитала. Но в силу того, что рабочий, продавая свою способность к деятельности как товар, производит прибавочную стоимость и тем самым спо­собствует созданию капитала, именно он и выступает в качестве важнейшего звена функционирова­ния капитала в целом.

Человечество на нынешнем этапе своего существования смогло достичь лишь такого уровня, при котором отношения вещной зависимости универсальность человеческой деятельности сводят только к одной ее разновидности трудовой. Труд превращает в своеобразный объект все то, что ока­зывается вовлеченным в этот важнейший, но всего лишь один из многих видов социальной деятель­ности. Его предметно-вещная заданность извращает полезность как главное условие, обеспечиваю­щее существование человека. Она же гипертрофирует субъект-объектную схему отношения физиче­ского субъекта, юридического лица, общества в целом по отношению ко всему, что вовлекается в сферу их деятельности.

Сведение универсума деятельности только к одной из ее функций — служить в качестве средст­ва для выживания подавляющего большинства членов общества — это одна из главных закономерно­стей, обеспечивающих функционирование материального производства в условиях капиталистиче­ского общества, независимо от места (региона), формы и времени его существования.

Но поскольку и все остальные, в том числе социальная, духовная, сферы деятельности людей прямо или косвенно зависят от материального производства, то все они, так или иначе, по отноше­нию к нему оказываются вынужденными выполнять в определенной мере сервисную функцию. От­сюда любой конкретный вид деятельности внутри этой социальной «деятельности-монстра» приоб­ретает вид частного труда, лишенного права на самостоятельное и автономное существование. Вследствие этого и любой человек обречен на «бытие» в данном виде социальной организации, как правило, в качестве одной из функций этой деятельности как Целого. Ведь место в социальной ие­рархии в наличных социальных реалиях для каждого, в конечном итоге, детерминировано именно характером и успехами его непосредственной деятельности и тем, насколько именно в данное время этот вид деятельности оказывается востребованным, естественно, в соответствии с существующими на данный момент социальными капризами спроса и предложения на него.

И здесь не последнюю роль начинают играть требования, предъявляемые к качеству используемой рабочей силы. Ведь если рабочая сила есть не только деятель, но и капитал, то на рынке труда, и вооб­ще на любом рынке, отношение к рабочей силе не может игнорировать законы, учитывающие, в пер­вую очередь, процессы, связанные именно с ростом капитала. А это значит, что физическое, интеллек­туальное, духовное развитие индивида допускается лишь в тех рамках, которые определены каждому в соответствии с его положением в системе общественного разделения труда и которые обеспечивают нормальное функционирование капитала. И осуществляется это ограничение развития «сущностных сил» человека вовсе не по его доброй воле, а вследствие требований законов все того же капиталисти­ческого способа производства, главная цель которого - организация соответствующей деятельности по поддержанию дееспособности капитала. На практике это оборачивается обязательным воспроизводст­вом условий по принуждению рабочего к постоянной готовности (с целью надлежащего обеспечения своего физического существования) к совершенствованию уровня своего профессионального мастерст­ва, чтобы не быть выброшенным за пределы социума с постоянно меняющимися по своему характеру именно «промышленно-производственными» параметрами деятельности.

В обществе, где господствуют отношения господство-подчинение, общественная значимость основной массы его членов, т.е. их социальная ценность, определяется не столько тем, насколько об­щество использует их универсальный творческий и производственный потенциал, а столько тем, на­сколько они способны при этом производить и приносить кому-то прибыль. Поэтому не случайно, что общим для всех теорий, связанных с формированием человеческого капитала, является их обра­щение к тем видам и качествам деятельности, развивающим способности человека, которые, в конеч­ном итоге, подчинены требованиям, диктуемым со стороны наличной «социально-эконо-мической среды». А поскольку сама эта среда составляет системообразующую основу социальной самооргани­зации, направленной на сохранение в обществе базовой субъект-объектной парадигмы социальной самоорганизации, то все предлагаемые модели и варианты развития человеческого капитала вряд ли будут способствовать избавлению основной массы населения от его использования в качестве необ­ходимого для модернизации производства «человеческого ресурса» [8; 47].

Поэтому обществу необходимо формирование новой культуры деятельности, важнейшим усло­вием которой является овладение рефлексивной способностью в мышлении. Прежде всего, данная способность позволяет любому из участников социально значимой деятельности подключаться к ней на различных этапах, начиная уже с процесса определения мотивов и целей самой деятельности, объ­ективно лишая тем самым его возможности быть «обреченным» на роль пассивного исполнителя чу­жой воли. Естественно, что человек, обладающий рефлексивной способностью, более подготовлен к рациональной организации своей деятельности на всех уровнях и этапах ее осуществления. Он менее зависим от влияния случайных обстоятельств. Он не нуждается в постоянной опеке над собой. И как следствие, в корне меняется характер взаимоотношений между человеком, коллективом, социумом в целом.

С одной стороны, коллектив, а через него и социум, становятся заинтересованными в разносто­роннем развитии человека, и в первую очередь — в развитии его мыслительных способностей, а не только тех качеств, которые вменяются ему в обязанность по ходу осуществления коллективной дея­тельности. Поэтому у социума нет оснований для создания его членам преград в сфере их приобще­ния к достижениям культуры, аккумулирующей в себе весь предшествующий социальный опыт, как и нет нужды в постоянной опеке над ними со стороны самого социума. А с другой — сопричастность человека к принимаемым социумом решениям, равно как и возможность участвовать в корректиров­ке хода их выполнения, сводит к минимуму возможность для него быть использованным другими в качестве средства для достижения чьих-то корыстных целей.

Кроме того, именно непосредственное участие человека в согласовательном процессе на всех этапах планирования и организации совместной деятельности способствует выработке у всех ее уча­стников совершенно иного отношения к своей роли на этапе практической реализации задуманного. Прежде всего, сам этот процесс еще на стадии проектирования приобретает определенную степень социальной значимости и ценности. Ведь он был детерминирован целями, которые сами по себе не могли быть обращены против общества. Это связано с тем, что субъект-субъектная парадигма не приемлет в принципе отработку вариантов, противоречащих интересам как отдельного человека, так и любого типа социальности. А это в корне меняет отношение человека к набору всей той норматив­но-функциональной базы, без которой не может быть осуществлено любое производство. Сюда отно­сятся и набор профессий, и уровень требований к квалификации работников, и режим, и условия тру­да и т. д. Все они в своей совокупности уже не диктат чьей-то воли, а именно «осознанная необходи­мость», детерминированная их собственными интересами и признанная в качестве наиболее рацио­нального способа воплощения «идеального» (цели) в «материальное» (реальный продукт, результат).

В этом и состоит универсальность социальной деятельности нового типа, основанной не только на использовании поистине безграничных возможностей человека, но и на актуализации и воплоще­нии их в формах, исключающих возможность использования их во вред самой природе человека.

Все эти важнейшие шаги по формированию новой культуры деятельности и, соответственно, формированию человеческого капитала связаны, в первую очередь, с кардинальным совершенство­ванием системы образования, с появлением радикально обновленного единого воспитательно-образовательного комплекса. Приоритетность образовательно-воспитательной сферы в формирова­нии человеческого капитала связана с ее способностью оказывать близкое к тотальному влияние как на человека, так и на все сферы социума. «Ведь она формирует всех членов общества, независимо от их статуса и положения в социумной стратификации. Сквозь нее проходит каждый. индивидуум, прежде чем занять то или иное место в материальном производстве, в науке, политике и т.д., включая и саму систему образования. Система образования-воспитания должна пробуждать у обучающихся-воспитуемых желание и волю к выработке правильного мировоззрения и универсально-человеческих ценностей. Только так образованный и воспитанный человек является личностью, которую метафо­рически-метафизически можно назвать человеческим капиталом человечества» [4; 262].

Понимая человеческий капитал как всю полноту атрибутов субъектной достаточности человека и признавая развитие и совершенствование человеческого капитала онтологической самоцелью субъ­екта, подразумевающей гармонизацию с развитием и совершенствованием всех других, нельзя не со­гласиться с тем, что основным результатом функционирования системы образования должно стать овладение обучающимися «навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [9]. Использование методологии деятельностного подхода в системе образова­ния как раз и состоит в том, чтобы заложить в человеке фундамент способностей к самореализации, саморазвитию, саморегуляции, необходимых не только для его свободной гражданской и профессио­нальной ориентации, но и, главным образом, для появления способности развернуть свой внутренний духовный потенциал, выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овла­деть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

На сегодняшний день определяющей тенденцией современного образовательного процесса ста­новится интеграция, а не дальнейшая дифференциация различных способов цивилизационного ос­воения мира. В третьем тысячелетии, когда сам по себе характер научно-технического и социального прогресса поставил человеческую цивилизацию на грань выживания, эта направленность приобрета­ет особое значение: панацеей от всех бед является не объем знаний, а соединение их с личными каче­ствами человека, его умение самостоятельно и рационально распорядиться ими.

Образование в этих условиях следует рассматривать как процесс действительного преимущест­венного самообразования личности, формирующего способность к созданию внутренней творческой системы средств деятельности. При такой установке эпицентром педагогических усилий является создание условий, способствующих формированию рефлексивных по своему характеру мышления, коммуникативных и деятельностных способностей человека.

Однако, как показывает практика, сегодня многие меры, направленные на преобразование сис­темы образования, реализуются в русле старой «субъект-объектной» парадигмы образования, и в об­разовательном процессе по-прежнему преобладают технологии, ориентированные на подготовку учащихся к будущей деятельности в условиях, где содержание, нормы деятельности, мера самостоя­тельности и инициативы для них предопределены извне.

Именно поэтому сегодня Казахстан стоит перед проблемой выбора не только новой социальной концепции формирования человеческого капитала, но и новой парадигмы развития системы образо­вания, как важнейшей общественной сферы, в которой происходит это формирование. При этом речь должна идти не просто об изменении технологии подготовки человека к какому-то определенному набору видов деятельности в различных сферах жизни, общество нуждается в человеке, обладающем совершенно иным типом способности к деятельности, когда бы любой ее вид не противоречил, а спо­собствовал проявлению «природной сущности человека». Это и определяет востребованность нового подхода к пониманию сущности социальной деятельности, основанного на субъектно-субъектном характере взаимоотношений между всеми ее участниками, исключающего в принципе возможность использовать любого субъекта, будь то физический или юридический, в качестве объекта, даже под видом так называемых «государственных нужд».

В современном цивилизационном пространстве в корне меняется социальный заказ на характер и качество подготовки выпускников любого этапа и уровня системы образования нового образца. На смену заказу на подготовку выпускника с жестко заданным по указанию извне набором способностей приходит заказ на подготовку человека с универсальными способностями к деятельности, что, дейст­вительно, обеспечит максимальную степень инициативы, самостоятельности, творческой активности и готовности каждого члена общества к наиболее эффективным видам деятельности в новых соци­альных реалиях [10; 57]. Это и станет определяющим фактором формирования человеческого капи­тала как инициативно-творческого, бескорыстно-ответственного типа личности, способного в качест­ве полноправного субъекта социальной деятельности опережать сиюминутные требования наличных ситуативных обстоятельств.

Обществу нужен поиск путей и способов формирования качественно иной рефлексивной куль­туры мышления, привитие иной, новой культуры организации всех видов коммуникации, разработка стратегий по овладению иной культурой организации любого вида деятельности вообще [11; 118,119]. Для создания условий, помогающих формированию требуемой культуры на всех уровнях социальной практики, более всего приемлем принцип, признающий за каждым членом общества спо­собность к самостоятельному овладению универсальным, деятельностным способом взаимосвязи с окружающим миром, что позволит каждому человеку стать активным участником современных со­циальных преобразований.

Построение социальной деятельности на принципиально новой основе, несомненно, даст им­пульс для универсализации способностей любого конкретного человека в совершенно ином ракурсе. В условиях многовекового господства старой парадигмы эти способности были направлены только на то, чтобы заставить другого служить своим собственным интересам. И это, конечно же, не может не являться определенной помехой, сдерживающей проявление поистине беспредельных возможно­стей человеческой природы, в то время как их актуализация, проявление и совершенствование и яв­ляются важнейшим условием дальнейшего цивилизационного развития и общественного прогресса.

 

Список литературы

  1. Назарбаев Н.А. Избранные речи. Т. II. 1991-1995 гг. — Астана: ИД «Сарыарка», 2009. — 670 с.
  2. ХамидовА.А. Категории и культура. — Алма-Ата: Ғылым, — 240 с.
  3. Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса. — [ЭР]. Режим доступа: Мемориал [сайт]. URL: rg.ru/2009/02/02/autoritetno.html. (дата обращения 11.05. 2014).
  4. Изотов М.З., Сарсенбаева З.Н., Хамидов А.А. Формирование человеческого капитала в независимом Казахстане: со­циально-философский анализ. — Алматы: Ин-т философии и политологии Комитета науки МОН РК, 2011. — 292 с.
  5. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 27 января 2012 г. «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана». Официальный сайт Президента Республики Казах­стан. — [ЭР]. Режим доступа: Мемориал [сайт]. URL: akorda.kz (дата обращения 13.05. 2014).
  6. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии // Соч. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1960. — Т. 23. — 907 с.
  7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Политиздат, 1956. — 689 с.
  8. Батурин В.С. Проблема формирования человеческого капитала и акмеология //«Первые философские чтения», посвящ. памяти Касенова Балташа Касеновича: Материалы междунар. науч.-теор. конф. — Караганда: Изд-во КЭУ, 2014. — С. 44-50.
  9. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Официальный сайт Президента Республики Казахстан. — [ЭР]. Режим доступа: Мемориал [сайт]. URL://akorda.kz (дата обращения 17.05. 2014).
  10. Батурин В.С., Батурина Л.Л. Противоречивый характер разрешения проблемы формирования «человеческого капи­тала» в условиях развития образования на постсоветском пространстве // Классический университет в парадигме современ­ных знаний: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. сорокалетнему юбилею КарГУ им. акад. Е.А. Букетова. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2012. — С. 54-58.
  11. Батурин В.С. Состояние и проблемы постсоветского образования в контексте теории деятельности // Вестн. Орен­бург. Гос. ун-та. — 2012. — № 7. — С. 114-120.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.