ХХ век вошел в Мировую историю не только как век научно-технической революции, но и как век пробуждения к самостоятельной жизни многих народов, обретения ими независимости. В конце века человечество стало свидетелем крушения Советского Союза и обретения Независимости бывшими республиками. Является ли Независимость лишь социально-политической категорией, производной от существующих ныне изощренных геополитических технологий властвова-ния или она глубоко укоренена в реальности, образуя одну из важнейших характеристик бытия вообще? - Такова философская постановка вопроса. Ответ на этот вопрос предполагает обнаружение независимости во всех сферах реальности, начиная от неживой природы, кончая процессом познания. Данные современного естествознания и гуманитарных наук свидетельствуют о фундаментальности данной категории. В Мире - на Земле и Небе - мы не найдем двух абсолютно одинаковых вещей и процессов, где каждая вещь, явление, процесс характеризуется своим уникальным бытием, начиная от элементарных частиц, кончая звездными мирами. Единичность, уникальность есть форма бытия материального и духовного вообще. Данные современной теоретической физики свидетельствуют об уникальной специфической природе обнаруженных на сегодня каждого из 300 элементарных частиц. Даже самые мельчайшие частицы - кварки, составляющие структуру адронов, «относительно независимы друг от друга, обладают значительными «степенями свободы», - утверждается в научной литературе. [1] Особенно наглядно о независимости свидетельствуют статистические процессы, в большом количестве имеющиеся в неживой и живой природе, в социуме. Так, например, современная теория газов утверждает независимость поведения каждой частицы друг от друга. Второе начало термодинамики, утверждающее дезинтеграцию, энтропию, движение к хаосу, наличествующее в природе, свидетельствует также в пользу независимости как способе бытия материальных вещей, явлений и процессов, каждая из которых стремится к «своей самостоятельности», имея собственные основания своего бытия. С точки зрения классической механики именно масса тел определяет специфику уникальности того или иного объекта, и они изначально существуют независимо друг от друга.
В живой природе мы так же видим аналогичную ситуацию. Скажем, из 50 тысяч листьев на дереве мы не сможем найти две одинаковые, даже однояйцевые близнецы имеют отличительные черты. Каждая форма жизни стремится утвердить собственное бытие.
Что же касается развитой личности, то ее бытие предполагает развертывание внутренних дарований по формуле: быть - значит отличаться. Так называемые «права человека» в глубинных своих основаниях опираются на категорию независимости, приоритет личности. Все формы социальной аномии, которые захлестнули современные общества, объясняются именно неудовлетворенностью людей в развитии своих собственных оснований бытия. Точно так же каждый народ стремится к своей независимости, к сохранению своего культурного наследия, ментальности, специфического мироощущения и мировосприятия и т.д.
Вот почему, обретя независимость, Казахстан за исторический короткий срок, «спрессовав» время, проделал путь, свершающийся в обществе за столетия. Прежде всего надо отметить узнаваемость Казахстана как миролюбивого государства в мировом сообществе народов. Отказ от ядерного оружия в первые годы независимости, выступление Лидера страны на саммите по ядерному разоружению в Нью-Иорке (2010), где он предложил радикальный путь всеобщего ядерного разоружения, проведение саммита ОБСЕ, Азиады и др. оказали огромное воздействие на формирование имиджа страны в глазах мирового сообщества.
Осуществив переход от тотально-огосударствленной экономики к рыночной, страна сегодня динамично развивается, города и перспективные села неузнаваемо изменились, развивается малый и средний бизнес и т.д. Индустриально-инновационная программа постепенно входит в жизнь. Однако, для ее успешной реализации необходимо развитие человеческого капитала, развертывание творческих дарований людей. Только так можно преодолеть сырьевой характер экономики страны. А это связано со со многими обстоятельствами, в том числе с проблемами дальнейшего совершенствлования образования в стране.
Как известно, в высшей школе есть два блока дисциплин, призванных дать полноценное образование. Первая составляющая - это блок специализированных дисциплин, готовящих студентов к овладению выбранной профессией. Вторая - гуманитарные дисциплины, призванные готовить гражданина страны, общекультурную подготовку молодых специалистов.
Суть дела, видимо, заключается не в той или иной конфигурации естественнонаучных, гуманитарных дисциплин, а в том, что весь процесс подготовки студентов должен быть пронизан духовными ценностями, гуманизирован. А сердцевину духовности, как известно, составляют моральные нормы, нравственные ценности общества. Моральное сознание опережающе отражает действительность, его требования выходят за пределы совершающихся ежедневно поступков и ориентируют нас в сферу того, как должно быть.
Здесь мы полностью солидарны с великим гуманистом ХХ века А.Швейцером, который в свое время заметил, что подлинный прогресс человечества не в техническом развитии, преобразовании внешней среды, а в постоянном обновлении внутренней жизни человека, в моральном совершенствовании. [2] Рационализм, не базирующийся на моральных ценностях, может привести человечество в бездну хаоса, к самоуничтожению. Это сегодня очевидно.
Сказанное тем более важно в современных условиях, когда человечество переживает кризис смысложизненных ценностей. Поскольку мораль всеохватна, то в педагогическом процессе в ходе преподавания самых различных дисциплин есть возможность в полной мере использовать гуманистический потенциал каждой из них. Как те или иные открытия были сделаны учеными в области химии, физики или же биологии и других научных дисциплин? Как они смогли круто изменить мировоззренческие ориентации миллионов своих современников, как они противостояли консервативным силам своего времени? Можно придумать массу риторических вопросов, которые обязательно заденут струны душ молодых людей, пробудят у них интерес к изучению данных дисциплин. Требуются лишь две вещи -высокий профессионализм преподавателя и сильное желание зажечь в душах студентов огонь познания. Таким образом, гуманизация образования предполагает неразрывное единство обучения и воспитания.
Если это так, то суть дела не в бездумном подражании каким-то зарубежным стандартам, а в органичном сочетании своего опыта с достижениями других стран, при этом не только Евро-атлантической, как делаем мы сейчас, но и Тихоокеанской, Индийской и др. цивилизаций. Величайшие умы казахского народа Абай и Шакарим оставили для нас ориентиры, по которым мы будем формировать свою национальную модель образования. Это идеи Абая о «лучезарном уме» (нұрлы ақыл) и категории совести (ар-ұждан), которую Шакарим возвел на уровень одной из «трех истин» человечества, наряду с верой и знанием.
То, что сегодня крайне актуально для современного человечества в сфере образования, а именно, формирование у молодежи духовности, гуманизма, совестливого отношения к жизни, ответственности как перед собой, так и перед другими людьми - за сто лет до этого были завещаны нам в качестве ариадниной нити нашими просветителями. Данными критериями мы должны руководствоваться при перенимании опыта других стран и народов в сфере образования. С этой точки зрения кредитная технология обучения, перенятая нашей системой образования, имеет вполне право на существование в сочетании с прежним собственным опытом преподавания. Она предполагает большую самостоятельность обучающихся по получению новой информации, предусматривая для этого значительное количество времени для самостоятельной работы. Учитывая тот факт, что в первое десятилетие нашей независимости в силу беспрецедентных объективных трудностей в экономике, многие опытные знающие преподаватели ушли в бизнес, следует констатировать значительное падение уровня среднего образования в стране. Практически многие студенты не приучены к самостоятельной работе, не могут ориентироваться в огромном потоке современной информации. Это является одной из главных бед высшего образования в стране.
Что же касается контроля знаний студентов через тестирование, угадывание правильных ответов, несмотря на вал критики, его также можно применять в качестве оперативной проверки знаний в межсессионный период. При этом отдавая дань тому, что происходит примитивация знаний, когда сложные вопросы, требующие многозначных ответов, сводят к однозначным «да» или «нет». Однако, технологичность и дешевизна данного контроля знаний студентов привели к тому, что в вузах сплошь и рядом через метод тестирования определяется итоговая оценка знаний учащихся по тому или иному предмету, что, на наш взгляд, является недопустимой профанацией образования. Финальные экзамены по предмету должны быть многосоставными и включать в себя не только решение тестов, но и написание краткого творческого ответа на очередной вопрос билета (эссе) и завершиться устным ответом на последний вопрос.
В последние годы многие вузы уделяют большое внимание применению мультимедийных средств в ходе преподавания. Есть современные вузы, где практически каждая аудитория оснащена проекторами и другими аудиовизуальными средствами передачи знаний. Они помогают лучшему усвоению, запоминанию той или иной информации. В вузах страны считается важнейшим достижением преподавателя применение данных технических средств в ходе учебного процесса. Такое столь «пристальное» внимание привело к тому, что некоторые нерадивые, цинично настроенные преподаватели проецируют на экран свои тексты лекций и, время от времени, давая краткие комментарии, «почивают» на письменном столе. Как говорится, «ни уму, ни сердцу». Зато они числятся в передовых. Между тем, чтение лекций и проведение других аудиторных занятий - чрезвычайно сложное искусство, требующее от преподавателя отдачи не только интеллектуальных сил, но и эмоций и чувств. Лектор в аудитории должен напоминать театр одного актера, всеми фибрами души оказывающего благотворное влияние на своих слушателей. Нам нужна неактивность биллиардного шара, запущенного игроком, а внутренне-импульсированная активность человека, стремящегося к получению новых знаний. А это возможно лишь в сердечном контакте наставника со слушателем.
Разумеется, система образования не стоит на месте, она находится в постоянном изменении. Особенно техническая оснащенность учебных заведений электронными учебниками, тестами, другими мультимедийными средствами обучения. Но в любой стране есть одна вещь, которая за тысячелетия не изменилась: это решающая роль Учителя, Наставника, Преподавателя в образовательном процессе, несмотря ни на какие изменения его технологической части. Ни одно техническое средство не сможет заменить личность преподавателя. Это основа системы образования. Если это так, то через повышение в обществе статуса учительской деятельности можно далее развивать систему образования в стране. Что же касается творческого потенциала казахстанской интеллигенции - то он высок. Наша молодежь так же талантлива. Если это так, то сегодняшняя политика в этой сфере должна превратить указанные возможности в действительность. Только так можно адекватно ответить на Вызов глобализации и утвердить свое собственное оригинальное бытие в содружестве народов Земли.
Литература
- Материалистическая диалектика. - М.: Мысль, 1983, т. 3, - с. 61.
- Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1966, - с. 94.