Социокультурные основания формирования картины мира в истории философии

Проблема изучения картины мира в философии имела особое значение. В истории общественной мысли проблема картины мира обсуждалась мыслителями и философами с различных точек зрения. Наличие разных подходов к проблеме картины мира говорит о том, что в контексте тех или иных исследований ее содержание интерпретируется по-разному. Именно поэтому определение категориального статуса картины мира в современной социокультурной ситуации приобретает особое значение.
Впервые процесс понятийного осмысления картины мира начался в физике. Одним из первых его стал употреблять немецкий физик Г. Герц для обозначения физической картины мира как совокупности внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно этих предметов. М. Планк определял физическую картину мира как объективный образ действительности, в котором отражены реальные закономерности природы. При этом М. Планк различал практическую картину мира - систему субъективных представлений об окружающей действительности, и научную картину мира – как модель реального мира в абсолютном смысле, независимо от отдельных личностей и всего человеческого мышления [1, С.57-58]. А. Эйнштейн считал, что познание человеком природы имеет противоречивый характер; отображение мира с помощью научных методов происходит на основе предварительного создания его целостного образа. «Человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую, ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, дабы, в известной степени, попытаться заменить этот мир, таким образом, картиной» [2, С.58]. Образ мира в субъективном пространстве человека оказывается, с одной стороны, взаимосвязан с развитием науки и научными трактовками действительности, но, с другой стороны, продолжает влиять на сам ход развития науки [2, С.58]. Понятие «картина мира» можно обнаружить у представителей западной философии конца 19-го начала 20-го вв. Так, О. Шпенглер, как автор культурологического бестселлера «Закат Европы» для создания своей культурологической концепции широко использует термин «картина мира». Для О. Шпенглера наше представление о мире обусловлено культурной средой, и образ мира, явленный человеку, не совпадает с миром - как – таковым. Когда мы говорим о мире, то «речь… не о том, что есть мир, а том, что он значит для живущего в нем существа» [3, С.324]. Другой представитель западной философии М. Хайдеггер предлагает использовать понятие «картина мира» только для характеристики современной новоевропейской культуры.

Год: 2011
Категория: Философия