Ильенков Э.В. отмечает, что «…значение использования музыки в развитии неслышащего ребенка, формирования его музыкально-ритмических способностей трудно переоценить. Музыка, как и другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но «всеобщую, универсальную способность человека, ... которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания...»[1]. В теоретических исследованиях специальной педагогики доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения являются стимулятором, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга у неслышащих детей младшего школьного возраста. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Речь активно начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности[2]. Следовательно, коррекционную работу необходимо выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный и речевой. На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки и фонетической ритмики получила свое дальнейшее развитие. Музыку и элементы фонетической ритмики рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха, начиная с самого раннего возраста. В специальных дошкольных и школьных учреждениях проводятся музыкальные занятия. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении физкультурных занятий. В специальных образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха введена коррекционная дисциплина — музыкально-ритмические занятия.
На музыкально ритмических занятиях неслышащие школьники, используя слуховые аппараты, вслушиваются в музыку, и слово помогают или активно реализовывать движение, или затормозить моторную реакцию. Музыка оказывает влияние на качество исполнения – улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность.