Современная мистика

В статье рассматривается современное представление мистических понятий. Автор утверждает, что мистика — это вера в возможность непосредственного духовного общения человека с таинственными метафизическими силами. Отмечается существование различных видов мистического опыта и то, что все виды мистицизма объединяет признание сверхъестественной сущности явлений природы и обще­ства. Например, различные события в жизни людей объясняются предначертаниями судьбы. Подчер­кивается, что корни мистицизма идут от магии. Современная же мистика спекулирует на достижениях философии и науки. Далее автором показаны причина живучести мистики в наши дни и борьба с этим феноменом. 

Современная мистика и мистицизм относятся к числу социальных явлений, пока еще не полу­чивших достаточного освещения в научной и религиоведческой литературе. В последние годы ряд исследователей обратились к деятельности так называемых новых культов. Опубликованы моногра­фии Е.Г. Балагушкина, П.С. Гуревича, И.Р. Григулевича. Однако сохраняется острая практическая потребность в исследованиях, вскрывающих социальный вред мистики, критикующих основы мисти­ческого вероучения.

Критический анализ современных проявлений мистики предполагает комплексное решение ряда вопросов. К ним, в первую очередь, относятся следующие: причины распространения мистики в со­временных условиях, мировоззренческая и гносеологическая сущность мистики и мистицизма, отно­шение мистики к науке и научно-техническому прогрессу, ее социальная роль (в том числе и в усло­виях социалистического общества) и, наконец, пути и средства преодоления мистических предрас­судков в сознании и поведении людей, определение основных направлений критики мистики и мис­тицизма.

Как известно, термин «мистика» употребляется в широком и узком смысле. В широком он дает толкование явлений природы и общества на основе веры в таинственное, непостижимое разумом, сверхъестественное начало. В этом смысле мистика присуща всем религиозным и религиозно-философским системам, но в целом она является более широким понятием, чем религия, и проявля­ется на уровне обыденного сознания не только верующих, но и неверующих людей, не овладевших основами научного мировоззрения. В узком значении под мистикой подразумевают веру в возмож­ность непосредственного контакта человека со сверхъестественным (богом, дьяволом, духом, маги­ческой силой, судьбой, мировым разумом), особые («тайные», доступные только для «посвящен­ных») способы и приемы общения с миром сверхъестественным, трансцендентным, т.е. не только «теорию», но и своеобразную «практику». Мистика отдает приоритет интуиции перед разумом, ирра­циональному началу в психической деятельности человека перед теоретическим мышлением. Наибо­лее примитивной формой мистики является магия (или колдовство) — совокупность приемов и дей­ствий, связанных с верой в сверхъестественные способности и возможности человека, овладевшего секретами (тайнами) управления магической (колдовской) силой, и способных воздействовать как на реальные предметы или явления, так и на сверхъестественный, потусторонний мир: души умерших, духов, демонов, богов. Магия — явление дорелигиозное. В дальнейшем магия и магические ритуалы стали неотъемлемой частью всех религий. Вместе с тем магия продолжала свое самостоятельное, па­раллельное с развитыми формами религии существование. Одной из ее развитых форм является ок­культизм, который включает черную магию, спиритизм и астрологию. Многое из оккультизма было воспринято и переработано сторонниками так называемой парапсихологии.

Мистика выступает как в вероисповедной, так и во вневероисповедной форме. Вероисповедная мистика всегда была связана с определенными религиозными направлениями, течениями. В свою очередь ее можно, в зависимости от отношения к господствующей церкви, разделить на ортодок­сальную и неортодоксальную. Классические примеры вероисповедной мистики — гностицизм в ран­нем христианстве, пятидесятничество в сектантстве, иссихазм в православии, суфизм в исламе, дзэн-буддизм, движение «Харе Кришна» и т. п. Мистики этого направления провозглашают возможность полного слияния с божеством в состоянии экстаза, транса.

Вневероисповедная форма представлена различными мистическими учениями, доктринами, сис­темами — от пифагореизма и неоплатонизма до теософии и антропософии. К этому же направлению относится теистическая и отчасти пантеистическая разновидность индийской системы йоги.

Общая картина разветвленного «древа» мистики может быть изображена следующим образом:

  • магия — древняя первооснова всякой мистики; одна из форм системы верований и культа у первобытных и культурно отсталых народов;
  • реликтовое, пережиточное явление у цивилизованных народов;
  • оккультизм — доктрина, объединяющая магию, астрологию и спиритизм;
  • оккультно-мистические учения — теософия, антропософия и др.;
  • мистико-оккультные организации и «культы», возникшие на основе современных мифов, на­пример «космическая религия»;
  • лженаучные или наукообразные разновидности мистики, например мистический вариант па­рапсихологии;
  • мистифицированные разновидности психотерапии и психофизической тренировки — параме-дицина, трансцендентная медитация, сайентология;
  • религиозно-мистические движения и организации — дзэн-буддизм, суфизм, мистическое сек­тантство в христианстве, новые религиозно-мистические «культы»;
  • оккультно-политические организации, например масонство.

Совокупность мистических учений, доктрин и умонастроений именуют обычно мистицизмом, хотя этот термин нуждается в уточнении, точно так же, как и соотношение понятий «мистика» и «мистицизм». Следует выработать и общее мнение о том, что подразумевать под понятием «совре­менный мистицизм», или «неомистицизм»: все проявления мистики или же только те формы, кото­рые возникли в последние два десятилетия и получили наименование «новые культы», «религии но­вого века», «нетрадиционные религии»? Во всяком случае понятие «новые культы» далеко не полно­стью раскрывает проявления мистики в современную эпоху.

Данная классификация носит предварительный характер, но вместе с тем позволяет наглядно представить компоненты мистики. При анализе современных проявлений мистики следует иметь в виду, что все ее разновидности тесно взаимосвязаны, хотя и существуют обособленно. Именно по­этому для критики данного явления необходимо учитывать многосторонние связи отдельных течений мистики.

Представляет интерес вопрос о соотношении мистики (в узком смысле) и религии. Их можно рассматривать как две самостоятельные, но вместе с тем в определенной части совпадающие систе­мы. Совпадающая часть и представляет собой вероисповедную мистику — от ее «ранних», «традици­онных» форм до «нетрадиционных культов». Кроме того, следует учитывать «магическое наследие» в самой религии. Вместе с тем нужно иметь в виду, что религия и мистика, несмотря на сложные, по­рой «конфликтные» отношения в прошлом, когда мистика была одной из форм протеста против фео­дализма, в настоящее время являются союзниками, которые взаимоподкрепляют друг друга, особен­но в области использования науки для обоснования и защиты новейших богословских и мистических учений и доктрин. В этом отношении характерна книга православного богослова Э. Светлова «Исто­ки религии» (Брюссель, 1970). В своем стремлении Светлов во многом опирается на мистику. Для доказательства бессмертия души он, например, ссылается на данные парапсихологии. Показа­тельна ученая карьера «отца парапсихологии» Дж. Райна, несостоявшегося пастора, который основ­ной «научной» целью считает экспериментальное доказательство бессмертия души с помощью теле­патии, телекинеза, ясновидения [1].

Характерен также пересмотр отношения христианских теологов к творческому наследию Тейяра де Шардена, ученого-палеонтолога и одновременно католического теолога, учение которого («хри­стианский эволюционизм») представляет собой вариант пантеизма и панпсихизма. Конечную цель эволюции человечества Тейяр де Шарден определяет в соответствии с мистико-оккультными кон­цепциями. По его мнению, постепенное развитие и совершенствование человеческого сознания при­ведет к тому, что оно превратится в некое структурное единство, в густой духовный слой (ноосферу — сферу разума). В дальнейшем сознание, все больше и больше отрываясь от материи, станет само­стоятельным и в конечном пункте «Омега» обретет бессмертие, слившись во Христе или с Христом. Это и есть новая, конечная ступень развития человечества и всего мира, которая будет выступать уже в качестве трансчеловеческой. Сегодня мистические идеи тейярдизма широко используются теолога­ми различных христианских направлений.

В связи с усилением внимания к мистике стоит задача показать соотношение мистики и религии и определить возможные тенденции к изменению этого соотношения в будущем. В настоящее время мистика находится на гребне волны, и это в значительной мере определяется кризисной ситуацией в традиционных церквах и сектах. Мистика занимает позиции, оставленные традиционной, ортодок­сально-церковной религиозностью. Причем в традиционных церквах и сектах также отмечается увле­чение мистикой. Новые религиозно-мистические культы получили довольно широкое распростра-ненние в большинстве стран мира. В США, например, насчитывается около 20 млн их приверженцев. Показательны факты, свидетельствующие о распространении веры в астрологию. Так, в начале 70-х годов в США насчитывалось около 8 млн человек, верящих в астрологию, в конце 70-х — 32 млн, а в настоящее время число ее приверженцев возросло до 50 млн человек [2]. Большое распространение получила и вера в колдовство.

И в нашей стране имеет место нездоровый интерес к литературе по магии, оккультизму, дзэн-буддизму, йоге, парапсихологии. Социологические исследования свидетельствуют, что около 10% старшеклассников и студентов, не будучи религиозными, верят в сверхъестественные силы и явле­ния. Получили распространение различные суеверия, причем суеверных гораздо больше, чем верую­щих людей. Нельзя не отметить заметное оживление веры в колдовство и знахарство в связи с увле­чением «экстрасенсией».

Каковы же причины широкого распространения мистики в современных условиях? В известной мере ответ лежит в существенном отличии мистики от традиционной религии. В религии сверхъесте­ственное начало (бог или боги) всегда господствует над человеком, требует поклонения, культа. Для религии, таким образом, характерны отношения господства и подчинения, владыки и подданного, господина и раба. В мистике основой является вера в сверхъестественные способности самого чело­века. По существу в ней объектом мистификации является особое психофизическое состояние чело­века (экстаз, транс). Человек, овладевший «тайнами» управления психикой (т. е. в первую очередь умением входить в состояние экстаза), якобы сам становится причастным к сверхъестественному, сливается с ним или даже превращается в «живого» бога. Поэтому в мистическом варианте религии верующий либо непосредственно общается с богом, либо имеет в качестве объекта поклонения его земное воплощение. Во вневероисповедной мистике мистифицируются, приобретают сверхъестест­венные качества особые свойства или состояния человека (внушение и самовнушение, гипноз, сверх­чувствительность, интуиция, галлюцинации, видения). Кроме того, объектами мистификации стано­вятся реальные закономерности природы и общества, они приобретают иллюзорно-превратную фор­му (вера в судьбу, в непостижимый случай, удачу). Таким образом, мистика, во-первых, предполагает возможность субъективного представления о божественном, сверхъестественном, открывает извест­ный простор фантазии; во-вторых, тесно связана с проблемами судьбы, счастья, удачи, развития пси­хофизических качеств, психофизического здоровья, т. е. она в гораздо большей степени, чем религия, функционирует на личностном и межличностном уровнях. В этом, видимо, заключается одно из пре­имуществ мистики перед религией.

Другой причиной широкого увлечения мистикой является ее мировоззренческая сущность. Ха­рактеристика последней затруднена пестротой тех направлений и ответвлений, которые присущи ее современным проявлениям. Эта задача осложняется и тем, что в разные периоды истории в различ­ных историко-культурных регионах роль мистики была неодинаковой, как и ее отношения с наукой и религией.

Мировоззрение мистиков прошлого и настоящего может базироваться на теизме, деизме и пан­теизме. И все же наиболее характерной формой мировоззрения мистиков прошлого (Аль-Газали, Я-Бёме и др.) был пантеизм. (Пантеизм — философское учение, отождествляющее бога с природой, не являющегося отныне ее творцом, а всего лишь составляющего с ней единое и нераздельное целое.) Это говорит о необходимости переоценки роли пантеизма в современных условиях. Принято считать, что в наше время пантеизм является как бы переходной формой от религии к материализму, но сле­дует подчеркнуть, что и сегодня именно пантеизм служит мировоззренческой базой мистики. В связи с этим следует уделять особое внимание анализу и критике пантеизма и его новейших разновидно­стей.

Отдельные направления мистики базируются на ненаучных, вульгарных разновидностях мате­риализма, которые дают возможность дуалистического истолкования явлений реальной действитель­ности.

Некоторые мистики ссылаются на то, что все те «таинственные», «чудесные» явления и «фак­ты», о которых они говорят, имеют материальную, реальную основу. При этом, естественно, они вы­двигают требования о пересмотре в свете новых «фактов» тех или иных положений научно-материалистического мировоззрения (например, причинно-следственной связи, соотношения про­странства и времени, материи и сознания). Стремясь убедить в реальном существовании «чудес», мистики всякий раз пытаются подставить на место физического психическое. А всякая замена физи­ческого психическим, отрыв психического от физического неизбежно приводят к идеализму, религии и мистике.

Современный мистицизм все чаще обращается к генетически связанным с пантеизмом учениям — витализму, панспермизму, панпсихизму. Подвергнутые в свое время научной критике и почти ис­чезнувшие, они усиленно подновляются, реставрируются и вновь используются в борьбе против ма­териалистического мировоззрения. Мистики всегда отдавали предпочтение подсознательному, бес­сознательному, интуитивному началу. Это вполне устраивает современных богословских идеологов, которые в своих попытках сдержать прогрессивное развитие человечества опираются на воинствую­щий иррационализм и интуитивизм.

Все современные спекуляции мистиков вращаются вокруг еще неразрешенных проблем. В каче­стве примера можно привести мистическое направление в парапсихологии, которое ныне спекулиру­ет на недостаточно изученных, неясных явлениях, связанных с физическими силовыми полями чело­веческого организма («биополем»), на «таинственных» явлениях человеческой психики («чудесных» исцелениях, резервных возможностях организма, сверхчувствительности). Другим примером могут быть современные оккультные мифы типа НЛО, «пришельцев из космоса», которые, якобы, оказы­вают решающее воздействие на историю человечества и управляют ходом событий в мире. Такого рода мифы могли возникнуть только в эпоху космических полетов, интенсивных поисков внеземных цивилизаций, обилия научно-фантастической литературы о полетах в космос и «пришельцах из кос­моса». Место богов занимают немногим уступающие им по своему могуществу «космические при­шельцы» [3]. Так возникла «космическая религия», получившая распространение в США, так совре­менный миф перерос в культ.

Угроза термоядерной катастрофы, безусловно, сказывается и на оживлении религиозности, и на росте мистических настроений. Мистика и в этом случае получает известное преимущество в воздей­ствии на людей молодых, образованных перед традиционными религиями. Те варианты современно­го апокалипсиса, которые предлагают мистики, импонируют им своей наукообразностью и вместе с тем вселяют надежду. Широко используются современные мифы об энлонавтах или «Махатмах» Шамбалы, которые, располагая огромной мощью, или не допустят гибели человечества, или спасут «избранных». Другой вариант, предлагаемый кришнаитами, еще более радикален: бог Кришна возь­мет своих преданных слуг на планету Кришналока. Мистики навязывают своим приверженцам мысль о том, что избранные, овладевшие эзотерическими «тайнами» адепты могут посредством левитации, или перевоплощения в «астральное тело», свободно перенестись в любую часть Вселенной. Таким образом, в иллюзорно-мистической форме снимается страх перед угрозой атомной катастрофы.

В век НТР, успешного освоения космоса и начала космической эры традиционные религиозные доктрины постепенно утрачивают свой былой авторитет, кажутся наивными образованному челове­ку. В связи с этим значительно ослабляется воздействие традиционной религиозности на людей. Мо­дернизация не способствует радикальному исправлению положения, ибо есть предел, за которым ре­лигия начинает утрачивать свои основные функции. Мистика же получает определенные преимуще­ства перед религией именно в современную эпоху — эпоху бурного развития науки и техники — в силу ее специфического отношения к науке.

С развитием науки, с ее дальнейшей специализацией и дифференциацией основные положения той или иной научной дисциплины становятся почти недоступными даже для ученого смежной спе­циальности, не говоря уже о тех, кто не причастен к науке. Многие выводы и положения науки при­ходится брать на веру подавляющему большинству населения. Это порождает у людей веру в могу­щество и всесилие науки, близкую к вере религиозной. Возникает довольно распространенное мне­ние, что в современную эпоху все возможно, что человек всемогущ в своем овладении не только си­лами природы, но и собственными «резервными возможностями». Границы между наукой и фантази­ей в сознании людей, склонных к мистике, как бы стираются, чему в немалой степени способствуют некоторые произведения научно-фантастической литературы. Слепая вера в науку создает пред­посылки для преодоления той грани, которая отделяет реальность от чуда. Именно в некоторых на­учно-фантастических произведениях (многие из них лучше именовать фантастическими) развивают­ся мистические идеи.

В отдельную группу можно выделить социально-психологические причины, связанные с посто­янным стрессовым состоянием миллионов людей (угроза войны, безработица, голод, преступная аг­рессия). Мистика располагает арсеналом средств, которые снимают эти нервные напряжения (меди­тация, релаксация, психофизические упражнения, а в качестве наиболее радикального и доступного средства — экстаз). Некоторые мистические системы уделяют особое внимание проблемам совер­шенствования человеческого организма (система самовнушения, специальные упражнения, различ­ные процедуры, диета). Перестраивая весь образ жизни, мистики формируют особый тип человека, который отвергает здоровый образ жизни, а проблему переустройства общества связывают с актив­ной пропагандой самоусовершенствования, с распространением мистико-утопических, иллюзорных идеалов. Эти устремления мистиков обычно сочетаются с требованием вернуться назад, к природе, достичь гармонии с ней, с отказом от алкоголя и наркотиков. Вместе с тем нельзя отрицать, что во многих случаях соблюдение «норм жизни», рекомендуемых мистиками, система специальных уп­ражнений действительно могут укрепить здоровье, развить те или иные способности. Это та приман­ка, которая привлекает к мистике миллионы людей.

Мистический выход получает и отчуждение, присущее современному западному обществу. Имен­но чувство заброшенности, ненужности, «бездомности» создает предпосылки для возникновения «се­мей», «коммун», «общин» мистического характера. Поиски так называемого альтернативного пути, столь широко распространенные во многих странах, также нередко приобретают мистическую окраску.

К неблагоприятным факторам, создающим предпосылки для увлечения мистическими предрас­судками и суевериями, можно отнести следующие: недостаточная общефилософская подготовка час­ти специалистов с высшим образованием (особенно среди технической интеллигенции); разрыв меж­ду теоретической и практической, профессиональной подготовкой; отсутствие специальной психофи­зической системы тренировки молодежи (что ведет к нервным срывам и неврозам, к истощению нервной системы).

В наибольшей мере указанные факторы проявляются в профессиях, связанных с риском (у лет­чиков, моряков, шоферов, охотников, рыбаков), у спортсменов, учащейся молодежи. Там, где человек неуверен в конечном результате своих усилий, в благоприятном для него исходе дела, сохраняется почва для мистики. Отсюда у одних возникает вера в судьбу, удачу, случай, приметы и тому подоб­ные суеверия, у других — стремление проникнуть в тайны управления психикой, овладеть «резерв­ными» возможностями человеческого организма, что нередко ведет к увлечению мистикой.

Вторая группа факторов связана с имеющими место недостатками в медицинском обслуживании населения. Малоэффективна порой система медицинского обслуживания (особенно по профилактике различных заболеваний). Не всегда соответствует современным требованиям психологическая подго­товка врачей, все еще ощущается недостаток квалифицированных психотерапевтов.

Следует отметить еще одно обстоятельство: увлечение мистикой присуще людям, склонным к галлюцинациям, видениям, а иногда и вообще психически не вполне здоровым. «Жажда чуда», свой­ственная порой людям с повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, создает благоприят­ный психологический настрой для увлечения мистикой [4]. Немало психически ущербных и просто больных людей и среди современных мистиков.

Другим примером могут быть современные оккультные мифы типа НЛО, «пришельцев из кос­моса», которые якобы оказывают решающее воздействие на историю человечества и управляют хо­дом событий в мире. Такого рода мифы могли возникнуть только в эпоху космических полетов ин­тенсивных поисков внеземны цивилизаций, обилия научно-фантастической литературы о полетах в космос и «пришельцах из космоса». Место богов занимают немногим уступающие им по своему мо­гуществу «космические пришельцы» [5]. Так возникла «космическая религия»,получившая распространение в США, так современный миф перерос в культ.

Мистицизм в любых его формах и проявлениях реакционен, поскольку он растворяет человече­скую личность в божественном начале и заставляет, в конечном итоге, отказаться от всего земного. Любая форма мистики является фантастическим отражением бессилия человека и его «несвободы», представляет собой бегство из реального мира в мир иллюзий и призраков, провозглашает господство интуиции над разумом, иррационального над рациональным.

Основной путь преодоления мистики заключается в дальнейшем прогрессе общества, в гармо­ническом развитии всех его граждан. Большое значение в борьбе с мистическими предрассудками приобретают в наши дни проблемы, связанные с формированием у всех людей научного мировоз­зрения, с идейной закалкой молодого поколения. Важная роль в этом принадлежит воспитанию.

 

Список литературы

  • Наука и жизнь. — М., 1981. — № 6. —C. 152-155.
  • Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные организации на Западе. — М.: Политиздат, 1996. —C.
  • Шахнович М.М. Мистика в свете современной науки. — Лениздат, 1974. — 98 с.
  • Давиденков С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. — М., 2008. — С. 47.
  • КомаровВ.Н., ПановкинБ.Н. Человекпознающий, 1983. — М.: Наука, 2002. —C. 170-190.
Год: 2015
Город: Караганда
Категория: Философия