Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Детский фольклор: к истории научной разработки

Статья посвящена вопросам исторического возникновения фольклора как объекта фольклористики. Особое внимание уделено трактованию термина «фольклор» представителями отечественной и зарубежной научной среды. В статье приведен анализ взглядов исследователей Г.С.Виноградова, В.П.Аникина, О.И.Капица и др.

Актуальность исследования данного вопроса обусловлена его востребованностью в образовательных (дошкольных) учреждениях.

Автор дает обобщенную характеристику жанровым разновидностям детского фольклора. Такой взгляд будет интересен  специалистам в области лингвистики. 

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребѐнка.

Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития.

Фольклористика, объектом которой является фольклор, как наука существует немногим более ста лет. Зарождение фольклористики тесно связано с тем широким направлением в области философии, науки и искусства начала XIX в., которое получило название романтизма. Руководящую роль в собственно научной разработке фольклора в эпоху романтизма играли братья Вильгельм и Яков Гримм (особенно, Яков). При изучении фольклора Гримм пользовался тем же сравнительным методом, каким руководился в работах по языку. Сходные явления в фольклоре европейских народов Яков Гримм и все его последователи объясняли унаследованием      общего      поэтического      богатства      от        единого

«праиндоевропейского» предка. Стремясь вскрыть  наиболее  древние черты в сказках и сказаниях, Гримм и его последователи в произведениях устной поэзии обращали главное внимание на остатки религиозных представлений; интерес к мифам особенно возрастает, когда последователями Гримма выступают санскритологи (А. Кун, М. Мюллер), пытавшиеся найти истоки европейского фольклора в ведийских гимнах и заклинаниях; отсюда и сама школа Гримма получила в истории науки название школы «мифологической». С наибольшей полнотой взгляды Гримма на природу устной поэзии и на историю ее развития с древнейших времен изложены им в книге «Немецкая мифология» (1835). Взгляды Гримма в дальнейшем были развиты в середине XIX в. в трудах его последователей — немецких ученых Куна, Шварца, Маннгардта, английского ученого Макса Мюллера, французского — Пикте и русских ученых Ф.И.Буслаева, А.Н.Афанасьева и О.Ф.Миллера.

Впервые термин «фольклор» был введен английским ученым Уильямом  Томсом  в  1846  году  для  обозначения  как     художественной (предания,  танцы,  музыка  и  т.  д.),  так  и  материальной  (жилье,  утварь, одежда) культуры народа [1].

В  буквальном  переводе  с  английского Folk-lore означает «народная мудрость»                  ,    народное     творчество,    чаще     всего     именно    устное; художественная     коллективная     творческая       деятельность     народа, отражающая его     жизнь,  воззрения,   идеалы;  создаваемые  народом  и бытующие   в   народных   массах   поэзия   (предание,  песни,  частушки, анекдоты,            сказки, эпос),   народная  музыка (песни,  инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр  кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор возник раньше литературы, складывался до возникновения письменности и связан с развитием общества в целом. Фольклор – та форма, в которую вылились мифологические представления того  или иного    народа. Миф   лежит в основе фольклора. Фольклор            отражает ментальность, специфику каждого народа (этот опыт очень ценен, так как он возвращает нас к нашим истокам, истокам нашей культуры). Уже с конца 18 в. фольклор привлекал внимание исследователей как «живая старина».            Проблемами    исследования     русского фольклора      занимались ученые  Ф.И.Буслаев,  А.Н.Афанасьев  и  О.Ф.Миллер,  немецкого  -    Кун, Шварц, Маннгардт, английского – Макс Мюллер, французского — Пикте.

В 1920 — 1930-е гг. в советской науке разгорелась серьезная дискуссия на тему «Что такое фольклор?». Противостояли две принципиально разные позиции. Одни ученые — В.Жирмунский, Е.Кагаров, О.Фрейденберг акцентировали внимание на реликтовых элементах народной культуры в целом. Другие — М.Азадовский, Н.Андреев, Ю.Соколов, Н.Кравцов воспринимали фольклор как устное словесное творчество, способное к инновациям. В последующие десятилетия теоретическая мысль в странах Европы и в Советском Союзе все больше обращалась к расширительному толкованию фольклора.

Наконец, 1 марта 1985 г. специальное Совещание Комитета правительственных экспертов при ЮНЕСКО из разных  государств приняло следующее развернутое определение: «Фольклор (в широком смысле традиционная и распространенная культура) — это основанное на традициях творчество групп или личностей, отражающее ожидания (надежды) общины, являющееся адекватным выражением ее культурного и социального самосознания. Фольклорные нормы и ценности передаются устно, подражанием или другими способами. Его формы включают среди других — язык, устную словесность, музыку, танцы, игры, мифологию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру и другие искусства» [2].

Роль фольклора в жизни его носителей значительно шире, чем роль литературы, музыки и др. видов искусства в жизни современного городского человека. Фольклор – универсальная система, обеспечивавшая все   культурные  и  бытовые  нужды  человека.  Лишь   небольшое    число жанров    фольклора    имеет    развлекательный    характер,    остальные же соотносимы с историей, медициной, агрономией,  метеорологией и многими другими сферами современного знания. В современной жизни часть явлений фольклора вытеснена и исчезла, но другие продолжают существовать и развиваться и по сей день.

Наряду с фольклором народа в целом существует фольклор отдельных замкнутых групп, объединѐнных по общности интересов, возрастному, профессиональному, половому и другим признакам:  школьный, армейский, туристический и т. п. Такой фольклор  обеспечивает культурные потребности и выполняет объединяющую и изолирующую функцию [3].

«Детский» фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старые произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, «детский» фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всех стран мира. «Детский» фольклор – это произведения устного народного творчества, имеющие многовековую историю и относительно недавно получившие письменное оформление; произведения современных детских писателей, получившие широкую популярность среди родителей и педагогов и широко используемые в процессе воспитания ребенка; собственно детское творчество: игры, рифмовки, считалки и т.п., созданные детьми и передаваемые ими из поколения в поколение.

Первым, кто охарактеризовал содержание, объем и границы    понятия «детский фольклор», назвав его «особым  явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С.Виноградов, для которого детский фольклор - это «...вся совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых» [4]. Отказывая тому, что не исполняется самими детьми, что не составляет непосредственно их репертуар (а это вся «материнская лирика», или «поэзия пестования») в принадлежности детскому фольклору, Г.С.Виноградов руководствуется одним условием - кто является носителем фольклора. Вместе с тем Г.С. Виноградов выделяет колыбельные песни, пестушки и потешки «в особый отдел фольклора, устную литературу для детей», связывая ее с материнской школой.

Кроме указанной выше, в науке существует множество точек зрения по вопросу об определении понятия «детский фольклор». Так, например, В.П.Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [5]. Нами  были проанализированы исследования Э.В.Померанцева, В.А.Василенко, М.Н.Мельникова  [6],  которые  в  своих  работах  разделяют  это    мнение.

Упомянутые   исследователи,   как   правило,   начинают   характеристику детского фольклора с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки).

Почти одновременно с Г.С.Виноградовым О.И.Капица предложила свое понимание и определение детского фольклора: «Термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети» [7]. С тех пор, без какой бы то ни было мотивировки и обоснования в научных публикациях текстов, исследованиях, учебных пособиях уживаются два подхода к понятию «детский фольклор». Обе точки зрения сосуществуют вне дискуссии, вне научной полемики, а это свидетельствует об их теоретической неопределенности.

Не относит творчество матерей и пестуний к детскому фольклору Ю.М.Соколов [8]. Не считает колыбельные песни детским фольклором и В.И.Чичеров, один из разделов курса лекций «Русское народное творчество» (1959) которого называется «Колыбельные и детские песни» [9].

Вместе с тем следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых; переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара.

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала [10]. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

Слово «сказка»  впервые  встречается  в семнадцатом веке  в  качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси- лебеди»).

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал  а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. С двенадцати- четырнадцати лет подростки допускались на посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил взрослой жизни.

Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

Водичка, водичка, Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

накормить:

Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Зайки – за капусту,

Мышки – за корку, Детки – за молоко.

Большинство  песенок,  потешек,  прибауток  создавалось  в   процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Исходя из анализа материала, мы пришли к выводу, что детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

 

Список литературы:

  1. Борев Ю. Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. [Текст]/Ю.Борев.-М.: Рипол, 1995.- 250с.
  2. Путилов Б.Н. Фольклор и народная традиция. [Текст]/Б.Путилов. - СПб.: Наука, -238с.
  3. Литература и язык. [Текст]:Современная иллюстрированная энциклопедия./ Под.ред П.Ф Николаева, М.В.Строганова.-М.: Высшая школа, - 584 с.
  4. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Отв. ред. А.А. Горелов, Публ. А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики /. - Л.: Наука, 1978.-224с.
  5. Аникин В.П. Русский фольклор: [Текст]:Учеб. пособие для вузов./В.П.Аникин - М.: Высшая школа, -285с.
  6. Померанцева Э. В. О русском фольклоре. [Текст]/Э.В.Померенцева. - М.:Наука, 1977.-237 с.
  7. Мельников М.Н.           Русский           детский           фольклор. [Текст]/М.Н.Мельников. – М.:Просвещение, -240с.
  8. Соколов Ю.М. Русский детский фольклор. [Текст]/Ю.М. Соколов. – М.: Рипол,1991.-297с.
  9. Чичеров В.И. Русское народное творчество.[Текст]/В.И.Чичеров. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1989-293 с.
  10. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: www.licey.net/lit/istok/folklorKalendar- Дата доступа: 03.02.2014.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.