В статье освещаются моральные приоритеты, духовно-этические ценности, содержащиеся в жанрах народного творчества, обрядах и в системе традиционной культуры тюрков. Предлагаются способы и методы воспроизводства ментальных, психологических сил, морально-этических достижений и ценностей народа путѐм их программного использования в обучении, воспитании и т.д. Позиционируется кардинально новое отношение к первородным законам общества в целях их применения, выправления бездуховности в современном мире.
В этногенетическом фонде (фольклор, этнография, история, этногенез, антропология) народов сконцентрирован и сохранен неисчерпаемый духовный потенциал, при разумном, ценностном пользовании являющий собой необходимо важный источник в воспроизводстве и укреплении его духа, физического здоровья на новом витке времени. Ретроспективный взгляд на мудрые изречения, пословицы, поговорки, обрядовые пожелания, заговоры и т.д. позволяет расшифровать в их основе могучие по силе, глубине и самодостаточности первородные сакн (законы) жизневедения, философии и педагогики тюрков.
Одними из гарантийных методов поддерживания человеческого в человеке являются многовековые народные обычаи (у башкир - йола), обычаи, традиции - системы жизневедческого опыта и механизмы развития духовности и гармоничного устройства общества. Наличием этих форм и норм правопорядка обусловлена будущность и крепость этноса. Однако отрицание ценностности этих достояний, политические преследования ученых-этнографов в советский период нанесли серьезный урон культуре бытования, пользования и престижу традиций, в прошлом имевшему непререкаемую ценность. За тенденциозным многолетним игнорированием пришло забвение и пренебрежение аманатом предков, что напрямую сказалось на современном духовном кризисе, нарушении здоровой психоментальности масс, девальвации жизнесмысловых основ общества. Возрастание ненаказуемости зла, разгул свободы обогащения, угасание личностной преданности и безответственности, исчезновение стыда перед лицом общественного мнения, коррупции явились результатом прямого отрицания вековых норм правопорядка и законов обществоведения, выработанных мудрецами, сэсэнами, бакшы и биями.
Древнее учение «Жасауisi» (Яссы, Тропа существования), дошедшее до поколений благодаря соратнику Чингисхана Майкы-бию(прапредок минцев, табынцев башкир, казахов), также башкирские шежере, предания-хроники биев, эпические сказания «Урал-батыр» равно как шумерская «Авеста», индоиранская
«Ригведа», германская «Песнь о Нибелунгах», индийская «Махабхарата», еврейский
«Ветхий завет» представляют своды не только совершенного символико-поэтического языка и слова, но и ранней философии и принципов жизни, морали, права.
В шежере минского рода башкир «Эпоха Казанфари бея» (Казанфаризаманы) устами бея провозглашаются главные требования человеческого достоинства:
«Нҽселдеңбелмэгэнкешебатшаһ алдында сүз сүзлҽргҽ ярамас, ахырғыдин хҽбҽр
белмҽгҽн хакимчылыҡҡ а ярамас» (Кто не знает историю рода своего - не может молвить слово пред правителем, тот, кто не знает ход событий наперед - не может
стать правителем) (1,249б). Это поистине мудрейший принцип, гарантирующий ценностность духовного образования и крепость родовой организации. Прапредок Датья - внук Памира (по казахским мифологическим преданиям) создал учение о возмездии и правосудии как основе правопорядка (2, с107). Согласно учению, за воспитание и за прегрешения, деяния отвечает вся община, род стоит за каждого своего члена и мстит за каждого своего сородича по принципу «Один за всех, все за одного». Этим принципам неукоснительно в свое время следовало древнее башкирское общество. Спрос за угон скота как преступления (если совершено не по решению суда старейшин) лежит на совести целого рода. Потому спрашивают не имя совершившего угон, а «Из какого племени был бҽндҽ»? Правила, этикет поведения тюрков развиваются так, что впоследствии «Дат» становится названием правосудия, норм обычного права. Принцип коллективной ответственности «дат», на котором крепла степная цивилизация, обусловил непобедимость и непоколебимость воли казахов, башкир, кыргызов , туркмен и др. народов, переживших тяжелейшие испытания в своей истории. Самоотверженная ответственность за безопасность обитаемого пространства, земли, страны, доминирование коллективного сознания над индивидуальным заложены были в правилах «дат», не допускающих подмены. Со временем эти мудрые законы формировали золотой фонд ―отца слова‖ тюрков — пословиц, поговорок: ―Ҽкенiң үлы болма-елдiң үлы бол‖(―Будь сыном не отца своего,
а своей страны (рода, племени, народа) рода‖); у башкир:‖Атайҙ ың ғына улы булма, халҡ ыңдың да улы бул‖(3,84-се б). Наивысшая ценность человека –честь – Намыс возводилась на уровень культа ‖Ир үлеме намыҫ тан‖ (―Мужчина умираетза честь‖).
Основы справедливого суда и правления сформулированы в пословице ―Тура биде
туған жок‖(досл: ―для сраведливого правителя нет родственных связей‖). Башкирский
аналог ‖Ғҽҙ ел түрҽ туған тимҽҫ ‖. Величие и дальновидность этих мудрых принципов доказывает тот факт, что, пройдя многие тысячелетия, они не утрачивают
значимости, а в символике исламских норм поведения возвращаются в понятиях
«адат», «адет», у башкир ―ғҿрҿф-ғҽҙ ҽт‖. У гуннов ―дат‖ означает «командир отряда»,
«полевой командир», а через тысячелетия слово начинает означать - «прокурор»,
«судоисполнитель». Однако ныне гарантийные основы этих беспрецедентных пранорм, педагогических ценностей нарушены: на родственности, клановости устраивается ныне рабочий режим трудовых, административных коллективов, индивидуализм становится престижным, эпатажным качеством личности.
Образно-символический, афористичный язык пословиц, поговорок, наполненный глубоким философским смыслом, охватывает все сферы жизни, половозрастные группы и реалии.
Женщина, в силу еѐ особо прочной генной памяти и доминанты созидательного начала, явилась творцом, хранительницей и последовательной проводницей института обрядов, обычаев, традиций. Если в 20-50-х годах XYIII в. Толе-бий создал школу передачи учения «Жасауiзi», то в башкирской традиционной культуре таковой фиксированности пока не обнаружено. Однако особый статус мудрой, образованной и почитаемой женщины - Олоинэй (Агинэй), наделяемой правом назидания в силу своей безупречности, рельефно обозначен в фольклоре. Культ чести (намыс) как основное обязательное условие человеческого в человеке прослеживается в этикетных, поведенческих нормативах. Большая часть из них направлена женщине замужней,
честь которой нераздельна от чести мужа. «Ир намыҫ ынтотмағандыҿйҙ ҽтотма» («Не
держи дома жену, не берегущую или унижающую честь мужа») – гласит башкирская
мудрость. Встречая невесту в доме свекра, произносят благопожелания (алгыш),
«кодируя» чистоту помыслов , обязуя еѐ, нового члена рода, поступать всегда по достоинству и совести: «Будь Землей – Земля все поднимает, Будь Водой – Вода все очищает, Будь чище воды текучей. Рожай детей, чтобы аулами –аулами расселились...»
Истинно человеческие достоинства женщины – в ее одновременной жертвенности и божественности, главенстве и терпимости. Морально-этические принципы ее поведения, направленные на благополучие народа, заложены в
пословицах: «Намыҫлыҡасын – ырытғантр» («Черснаэ женшина – лтц рода»),
«Ҡасынһүҙе – иргҽҡанас» («Женшины рлово – крыльэ мтжцине»), «Сҽбиғҽс – Ана, Анањдыһаҡла» («Природа-Мать – береги еѐ»), «Честь дороже жизни» и т.д. В свое
время Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Страна жива, пока дух жив. Есть только одна
проблема, одна единственная во всем мире, – вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы». Эта проблема ныне необычайно остро стоит. Для тюрка богатство духа и высокая честь – самые достоверные показатели значимости собственной
жизни, богатства и личностной состоятельности. Намыҫ (честь) – самодостаточная
субстанция, равная достоинству, высшая категория определения настоящего человека
(«Ирҙ енамыҫ үлтерҽ» – «досл: Мужчина умирает за честь»). Издревле именно честь у
башкир (тюрков) – показательная призма кристальной чистоты, силы духа,
единственный способ познания мира и реализации себя в мире. Однако именно Честь (Намыс) оказалась ныне самой обесцененной, избегаемой из-за игнорирования инструмента еѐ поддерживающей основы – йола (дат). В современном праве
игнорируется «намыҫ » (честь), «ырыҫ » (благополучие, достоинство) как духовные
опоры и достижения нации, не предписывается безукоризненное следование им, как
было прежде у башкир. На этом фоне актуализируется вопрос о законодательной защите Чести и Справедливости как самостоятельных категорий нравственности. Бесчестие в древнем обществе было равно смерти. Этого человека избегали, за них
не выходили замуж, не брали в жены, попутчики, не допускали к праздникам. Намыҫ
– (греч.Nomos) почитался на уровне божества, ему посвящали жертвы, празднования.
«Намыҫ понимался вечным, непреходящим законом Богов, которые почитались
древними прародителями людей» [4, с. 10]. В этом контексте стержневой идейной
составляющей жанров тюркского фольклора в целом проходят мотивы борьбы и защиты чести, соединяющихся в сознании с достоинствами Духа, поведения и верности законам предков.
Перед отъездом в дом мужа невеста получала наказы блюсти честь рода, супруга и не смела их нарушать. Обычай приглашения на ночь подруг или сестер мужа в его отсутствие согласуется с магией обережения от нечистых сил, а также избеганиями пересудов. Любовь и верность супругов были достояниями рода, потому родовой коллектив нѐс ответственность за крепость семьи. Реализуя эту задачу, проводили примирительные йола- обряды. Так, если в селе возымело место разлад какой-либо семьи, то семеро взрослых женщин, собравшись, шли по селу, громко произнося напевные речитации, назидания. Заходили в дом, беспрерывно продолжая молитвы, усиливая их возгласами «Һеү,һеү-Аллаһ!,Һеү,һеү-Аллаһ!‖ Подробно, до мелочей расспрашивали супруг обо всех причинах, подтолкнувших на разлад, при этом не прекращая напевы и перенося все на стихотворный язык. Уходили только тогда, когда муж и жена, поняв несущественность причин ссоры, мирились на глазах женщин, произнося ―тҽүбҽ‖. Обряд назывался «дҽрткүтҽреү» («поднятие духа») (Записано в 1991 г. в Абзелиловском, в 2010 г. вБелорецкомр-нах РБ). Воровство –вневременное явление и меры противостояния регулировал также йола – в данной ситуации обычай справедливого возмездия. При обнаружении пропажи пострадавший обращался к Олоинэй - женщинам старшего поколения. Семеро женщин из семи улиц советовались и объявляли о том, что будут жечь волчьи жилы (буре тарамышы), если в течение 3-7 дней вор не вернет не принадлежащее ему. Страшное психотропное по сути предупреждение имело силу влияния, т.к. веровали, что вор «словно жилы» будет корчиться в муках (5,235). Умением заговорить вора, отгонять глаз, хворь, произносить специальные слова и пользоваться тайными знаниями древности могли как женщины, так и мужчины (имсе, баксы, тынсы, ташһалыусы (гадатели по камням) - носители огромного опыта, учений и обладатели наследственными дарованиями.
Народные духовные нормативы, представления о чести поддерживались обрядами и ритуалами. Отрекаясь от дурных поступков, егет давал перед родом и родными клятву; вора, изменника, прелюбодея всенародно наказывали, лишив родовой принадлежности (изгоняли, казнили, отрубали руки). Батыра испытывали в курэш, меткой стрельбе и преданности слову своему. Образованность личности определялась тем , что каждый член рода должен был знать легенды, имена своих родовых батыров, предания, мифы,язык звезд, уметь хорошо исполнять песни, отрывки из эпоса. Слово алғыш (благопожелания), произносимое в половозрастных празднествах (первый шаг, первое слово, первый улов, охота, усаживание на коня и т.д.), на свадьбах, семейных обрядах, одновременно и корректировало, и оберегало , и социологизировало, приобщая индивид к культурным достояниям общества(―Будь стране опорой , сердцем рода!‖ ‖Сила – в преданности заветам предков‖,‖Будь преданным Природе-Она за одного батыра тысячу родит‖). Приверженностью к жизнесмысловым принципам предков связывается ныне относительная сохранность национально идентичного облика и сути души башкира(асыл) , твердость его духа, нацеленность на будущее . Неимоверной преданностью , любовью к родной земле, закаленной реками пролитой крови во имя ее защиты и подвигами утверждено священное право собственного пространства и меставековечного обитания предков на Урале. Утверждение этих достояний и удерживание духовно-нравственных достижений непосредственно связаны с духовностью, нравственной состоятельностью и прочной верой –иман.Все это актуализирует задачи углубленного изучения обрядов , фольклора в целом не только на предмет филологических, этнографических дисциплин , но скорее как гарантийных механизмов воспроизводства духовных достояний во имя спасения нравственного облика, патриотизма и благополучия государства.В фольклоре , шежере ,обрядах заключена вековечная мудрость, опыт, гарантии успеха, также модели устойчивости общества во все века неблагополучий и превратностей судьбы.
В современный период актуально возрождение народных школ Оло инэй - Ағинәй (Белая мать), димсе (сводница), өгөтсө (назидательница), также регламенты коллективного сотворчества өмә (помочи),уйын(народные игры), бейеү(народные танцы-игрища), справедливого суда ырыухөкөмө (товарищеский суд).Гарантия эффективного пользования ценностями народного обычного права непременно призывает глубокие знания достоверностей йола (дат, адат,салт и т.д.), умениеграмотного обустройства ритуалов. В противном случае существует опасность третичного этапа ―репрессиии‖,т.е.профанации достояний , что уже может безвозвратно отнять у народа веру в необходимость места в жизни собственных творений, мудрых откровений. Показательным примером является обстоятельство, которое вызывает ныне массу негативных эмоций , недоразумений в умах женщин старшего поколения башкирок. Так , под предлогом возрождения института Агинэй(Белая мать), некоторые посвящают в этот статус 30—35 летних молодых женщин, отличающихся заслуженным уважением в селе и вручают им (и постарше) сертификаты об их статусе. Данный пример является образцом грубой вульгаризации , недопустимым экспериментом, удешевляющим глубокую философию и замысел народного института старшинства. Эта работа с вручением сертификата по неразумению и недальновидности , ненаучности своей направлена на зрелищность
,формальную показательность и выхолащивает содержание народного института, искони регламентирующего духовность родового сообщества. Беи , аксакалы , батыры, агинҽй никогда не выбирались в тюркской традиции. ( Потомки Джучи хана упразднили институт биев, игнорируя принципы самоуправления и народного волеизъявления , что и низвело со временем до формальности статус бия). Почетных имен удостаивались примерными , образцовыми поступками , победами , добрыми делами ,что давало естественное общественное признание , право объявлять их статусы во всенародных йыйынах . Мотив выбирания беев позднее условно соблюдается в силовых (куреш, стрельба из лука ,кидание камня) , художественных (пение песни , игра на курае , танец , сказывание легенд ,эпоса и т.д.) состязаниях , в целях демонстрации силы и мужества будущего главы рода. Институт Оло инэй имеет все тенденции возродиться при разумном и грамотном пользовании знаниями , внести весомую лепту в воспитание, духовное образование. Однако к святыням нужно прикасаться с чистыми помыслами и знаниями. Обряды, главная суть которых состоит в творении добра и гармонии, преимущественно творимы были женщинами, потому в их памяти, как показывают многолетние экспедиционные исследования,до сих пор устойчиво сохранились особенности йола – золотого свода законов жизни башкир.
Нарушение предписаний предков – обрядов (йола) равно бесчестию и осквернению духа великого божества – хранителя порядка и чести. Отсюда мотив предостережения от бесчестия доминирует во всех жанрах народного творчества и классически отображенв главном эпосе башкир. Злостный герой эпоса «Урал-батыр» Шульген, выпив запретную кровь, становится на путь бесчестия, нарушения законов Добра и утопает в озере. Справедливое возмездие ритуализируется.Во имя общего блага, согласно обычаям, нарушившего клятву верности или выдавшего родовую тайну (сер) воина казнили [6, с. 211].
Почитание старших – одна из главных составляющих идей в народных законах жизни. Необходимость этой заповеди в сохранении целостности общества как
такового заявлена в эпосе «Урал-батыр»: «Олоноолоитегеҙ , кҽңҽшалыпйҿрҿгҿҙ »
(«Почитайте старших – берите советы у них») и согласуется с мудрым славянским изречением: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старших» [7,, с. 89]. Исчезновение высокой культуры почитания старших- одно из нравственных потерь времени. Предки(канбабалар)воспринимались как могучие покровители, духи- помощники, вознесшиеся на небеса. Строго соблюдались обряды: умилостивительные молитвы духам предков во имя неуязвимости страны, строго соблюдалась неприкосновенность могил - святых пристанищ покровителей живых родственников.
Видным шотландским ученым-географом РодерикомМерчисоном, путешествовавшим по Уралу в 1840-е гг., отмечен эпизод поклонения башкир предкам: «Местные башкиры были недовольны изысканиями геологов и говорили им:
«Копайте свое золото, сколько хотите, но ради бога, оставьте нам кости наших предков!» [8,, с. 53]. Ученого поражало при этом гостеприимство, искренность народа, весьма «небрежно относящегося к банкнотам и рублям». Данный пример среди многочисленных, касающихся культа старшинства и предков (запечатленного в обрядах, обычаях, праздниках, пословицах, поговорках, преданиях, мифах и т.д.), демонстрирует один из основных постулатов нравственности башкир. Почитание духов предков – высокое морально-этическое достояние, связывающее прошлое с будущим и гарантирующее благополучие завтрашнего дня, духа рода, индивида и общества в целом. Эти уроки почитания старших наряду со знаниями обрядов должны и могут быть возвращены в уроки воспитания и обучения, включены в современные школьные, а также молодежные программы.
«Для того, чтобы воспитать ребенка добрым и щедрым, взрослые должны быть добрыми и щедрыми по отношению к нему» [9, с. 39]. Общество, которое разрывается от жажды наживы, агрессии, злостности, не способно воспитать достойных.
Разрушающие мир явления (повальный суицид, алкоголизм, участившиеся разводы и т.д.), безнравственность и индивидуализм разрывают общество в таком накале ,что одни только официальные меры, а также нормативы современного права, ориентированные на игнорирование народных ценностей, традиций, оказались бессильными в выправлении кризисной ситуации.
В настоящий исторический период именно женщина актуализирует необходимость обращения к ценностным достояниям, возраст которых равен возрасту народа. Мать всегда чувствует состояние души и причины беспокойств своего ребенка. Женщина также чувствует состояние духа народа своего. Психологическое напряжение, конфликтность, неуверенность в настроении, душевном состоянии коренного народа – башкир вызваны двойственным отношением к его родному языку, национальной культуре, нерешенностью вопросов землепользования. Народ, в историко-генетической памяти которого живет идеал о святой неприкосновенности родной Матери-земли («Ер-ҽсҽ»), переживает ныне настоящий глубокий стресс и отчаяние по причине допустимости продажи ее. Человеку, не сотворившему руками и своей силой Землю, стало дозволено продавать ее как собственность. Это есть знак главенства потребителя над созидателем, что ведет человечество к пропасти.
Настоящая образованность личности всегда связывалась со знаниями о народе своем и его философии. В современной школе необходимо усилить подачу знаний по тюркской мифологии, т.к. в ней тысячелетиями сосредоточены дух, мировоззрение, нравственные приоритеты, взгляды народа о добре и зле, плохом и хорошем, запретном и дозволенном, слабости и силе, Чести –Намыс и бесчестии. Язык, идеология и образы мифа располагают необычайно могучими моделями воздействия на подсознание и генный уровень постижения родной культуры. С изменением времени общество, если и переживает различные техногенные опережения, нововведения, то архетип достойного человека с его «врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного … служит питательной почвой для воображения и фантазии, составляет исходный материал для произведений литературы и искусства» [10, с. 252], также установления правопорядка. Свой эпос, миф каждый народ создает для поддержания сознания, духа, языка, морали и во имя почитания предшествующих поколений и усиления значимости будущих поколений. В учебных программах фольклор должен предоставляться в той мере, чтобы каждый мог гордиться своими корнями и знать, возлюбить достижения рода своего, освоить свой культурный код, заложенный предками уже задолго до его рождения. Мы же (или авторы- составители учебников, книг), игнорируя или сбавляя меры подачи этих знаний, стираем из генетической памяти молодых их преимущества и родные по духу ценности.
Одним из важных принципов воспроизводства народной духовности должно стать системное, целенаправленное обучение Любви к родине. Этот свод знаний пронизывает фольклор всех народов и обнаруживает действенные механизмы передачи примеров для воспитания. Муссируемые и подстрекаемые реакционными интересами недалеких псевдоидеологов формулировки «любить только себя», внедряемые системно в сознание молодежи в рекламах, СМИ, телевизионных передачах, дали печальные плоды. Выросли поколения промозглых потребителей, равнодушных не только к культуре, родному языку, но и к жизни в целом, а значит, судьбе родины, своей семьи.
Патриотизм башкира, как и всех тюрков, является феноменом общечеловеческой значимости. За многовековую историю народ пережил сотни трагедий и восстаний, отчаянно отдавая жизни за свою землю, волю и торжество справедливости. Идеология патриотизма запечатлена в пословицах, проецируя высокие достоинства и права человека, горячо преданного родине:
«Ватанҿсҿнйҽнфиҙ а» («Душу не жаль ради Отчизны»), «Данлыегет ил ҿсҿнүлер»
(«Славный муж умрет ради родины своей») [11, с. 83, 89]. Мудрые изречения заучивались наизусть во время обучений у аксакалов; в медресе шакирды устраивали соревнования по знанию пословиц, поговорок о родине, добре и зле. Чувство неразрывного единства со своим местом обитания, народом и страной воспитывалось как жизнесмысловой принцип башкира, обеспечивая его мужественный и волевой характер. Физическую и духовную закалку натуры, облика поддерживали знания основных идей башкирских эпосов, кубаиров, протяжных песен («оҙ онкҿй»), курайное, сэсэнское искусства. Обряды на уровне неписаных законов регламентировали право и этикет, гармоничную жизнь, устойчивость высоких нравов общества. Располагая всеми необходимыми приоритетами, они могут использоваться в современном кризисном состоянии духа в целом.
Назрела необходимость научно, с учетом этнопедагогики, этнопсихологии выработать законы, программы обучения, непосредственно основанные на мудрости народных обычаев, поведенческих норм, обрядов. Располагая высококвалифицированными специалистами по фольклору, этнографии, ученые в силах проводить системную работу по возвращению престижа и внедрению в жизнь народных правовых этико-моральных норм, выработать дельные, позиционные предложения для законотворчества. Важно лишь на государственном уровне осознать необходимость задачи: повернуться лицом к потенциалам духовности предков.
Список литературы:
- Сµҙµүрелҽре, Ҽ.М. Бачҡорсфалыҡижады. Яҙмаҡирраһҽмдарсандар:7-ресом /Ҽ.М. СµҙµүрелҽреҒ.Б. Рµлҽймҽнов, М.Ф. Фµрҽйенов, Нҽҙерғолов, Ҽ.М. Рµлҽймҽнов; ҺүҙафырыҼ.М. Рµлҽймҽнов, Ғ.Б. Фµрҽйенов, М.Ф. Нҽҙерғолов, У.
- Рибҽғҽсов;ЯтаплыредаксорыҼ.М. Рµлҽймҽнов. – Өуµ:Кисап, 2004. - 624 б.
- Ртлейманов,Мтфамес-фалел. Майкы-бий, тцение «Жарат- isi» и ирсоки цингизизма /Мтфамес-фалел Ртлейманов. - Алмасы,2013. – 279р.
- Нҽҙерчина,У.А. Бачҡорсфалыҡижады. Мҽҡҽлдҽрһҽмҽйсемдҽрсµҙ., инечмҽҡҽлҽһҽмањласмалар: 10 сом/ У.А. Нҽҙерчина. – Өуµ:Кисап, 2006.-543 б.
- Галлэмов, Р.А. Бачкордркаэ уилороуиэ. Эрсесика: С.4. / Р.А. Галлэмов. – Туа:Кисап, 2007. – 344 р.
- Рµлҽймҽнов, Ҽ. М. Бачҡорсфалыҡижады. Йола уольклоры/ Сµҙ., бачһүҙһҽмањласмалар авс. Ҽ. М. Рµлҽймҽнов и Р.А. Ролсангҽрҽева; Ятаплы ред. Г.Б. Фµрҽйенов.-Өуµ, 1995. - 557 б.
- Ртденко, Р.И. Бачкиры: Ирсорико-эснограуицеркие оцерки /Р.И.Ртденко. – Туа: Кисап, 2006. — 376 р.
- Волков, Г.И. Педагогика жизни /Г.И.Волков. – Чебокрары:Чтвачркое книжное издасельрсво, 1989. - 335 р.
- Дьюкр, Пол.РодерикМерцирон на Трале/ Пол Дьюкр; Ред.-рорс.О. Р. Айрапесов, Мирорлав Йовановиц, М. А. Колеров, Брюр Меннинг, Пол Чейрси // РТРРКИЙ РБОРНИК: Иррледованиэ по ирсории Роррии. -Сом VIII. - М.: МОДЕРС КОЛЕРОВ, 2010 – Р.53-59.
- Эснограуиэ десрсва. Срадихионные месоды ворписаниэ десей т народов Аврсралии, Океании и Индонезии /ред.И.Кон.- М.: Натка, 1992.- 190 р.
- Адлер, Герфард. Лекхии по аналисицеркой прифологии /Герфард Адлер – М: Реулбтк, Ваклер , 1996.- 280 р.
- Мҽҡҽлдҽрһҽмҽйсемдҽр/ под ред. Б. В. Орефова, А.А. Галлэмова// Уольклорный арфив Бачкирркого гортдаррсвенного тниверрисеса: элексронное натцное издание