Проблема героя и героизма может быть рассмотрена с различных точек зрения. В данном докладе дается краткий историко-философский экскурс по названной проблеме.
Идеалы героя и героизма в древности воплощались и воспроизводились различных формах народного творчества: в сказках, мифах, героическом эпосе. Характерной чертой героев в древних мифах и эпосах является неразрешимое противоречие помыслов и деятельности, проявляющиеся в том, что жизнь героев – это страдание как их неизбежная участь, порождающая конечностью, физической ограниченностью жизни и необходимостью исполнения предначертании богов. Так, уже в одном из самых древних источников – эпосе о Гильгамеше (шумерский и аккадский герой XXVII – XXVI вв. до н.э.) приведена идея о безуспешности, тщетности попыток человека получить бессмертие, свойственное богам. И единственно возможное бессмертие для героя – это память сохранившаяся у потомков.
У древних греков – герой как правило сын или потомок божества и смертного человека. Как человек герой смертен, божественно бессмертен, возможно через подвиги и славу, благодарную память среди потомков. Отсюда драматизм, коллизии и даже трагичность жизни героя.
Понимание сути героизма и героя видоизменяются в различные исторические эпохи. Так, если в древних сказаниях и героическом эпосе герой представляет себя в первую очередь и главным образом в боевых действиях или в борьбе с разными угрозами интересам племени или народа, то в новое время появляются другие характеристики. Например, Дж. Бруно в своем произведении «О героическом энтузиасте» выделяет новое по сравнению с предыдущими историческими периодами качество героя: Это стремление постичь истину бытия сущность вещей и сделать их достижением всех людей. Кроме того, герой – это не только бог, кто побеждает внешних врагов, но тот, кто побеждает свои страхи, страсти и склонности. Бруно обращает внимание, возможно, одним из первых, на одиночество героя в связи с тем, что далеко не всегда его деятельность может быть понята современниками.
Другой итальянский философ Дж. Вико (XVIII в.) считая, что героизм это характеристика особой фазы историческом циклическом развил о существе вообще. Он выдвинул идею о том, что человечество проходит три ступени развития: «век богов», «век героев», «век людей». Вико полагал, что в гражданско – правовом обществе, т.е. «веке людей», героизм невозможен. Он писал «Героизм теперь по самой природе гражданственности невозможен… Поэтому нужно придти к тому заключению, что героя в нашем смысле слова угнетенные народы жаждут, философы изучают, поэты воображают, но гражданская природа … не знает такого рода благодеяний» [1].
По учению Гегеля Г.В. , который развил идею Вико, деятельность героя – это совпадение самодеятельности индивида личности с ее всеобщим значением.
Известный английский историк XIX века Томас Карлейль считает, что задатки и наклонности стать героем имеются у каждой личности, но реализация их зависит от воспитания, времени и социально – исторической обстановки. Здесь мы видим смещение акцента в рассмотрении проблемы героя в социально – культурологическую плоскость. Смысл и значение деятельности героя в том, чтобы сделать знание истины достоянием всех людей, и что герои играют роль предводителя, вождя и пророка. В этом плане характерно, что свое произведение «Герои, почитание героев и почитание в истории » он начинает с главы об основателе ислама, пророке Мухаммеде. Хотя Карлейль исходит из того, что задатки героя имеются у каждого, он считает, что наиболее вероятными сферами проявления героизма являются политика и искусство. Важно отметить, что согласно концепции Карлейля «история мира – это жизнеописание великих людей».
Т.е. для него двигатель истории – это герои. Заметим: Свое крайнее выражение эта идея получила в учении Ф. Ницше о «сверхчеловеке», а практическое воплощение – в фашизме.
Марксизм в данной проблеме исходит из идеи о том, что подлинные герои порождаются великими историческими эпохами, чаще переходными. С этой точки зрения характерно высказывание К. Маркса о том что, «…как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов » [2]. Сущность героев в истории афористично выразил Г.В. Плеханов: «Великий человек – это тот, кто видит дальше других и хочет сильнее других».
Так кто же такой герой?
У древних греков герой обладает такой предельной мощью, отвагой, силой, мужеством, которые не умещаются в обычное человеческое измерение. Отсюда – герой имеет полубожественное происхождение. Само слово герой означает «полубог». У Гомера есть герои по мощи и значимости поступков, отваге (Ахилл, Гектор и др. «Илиада»), и герои, так сказать, по происхождению, т.е. благородный человек, имеющий славных предков (Одиссей. «Одиссея»). В Словаре Тесихия Александрийского (6 в.) герой – это человек «мощный, сильный, благородный, значительный».
С такой характеристикой героя созвучен и сопоставим термин «батыр» (от древнетюркского «багатур» - храбрый воин), который вошел, по мнению специалистов, не позднее 6-века в фольклор, сказания и быт тюркских народов. До наших дней дошли эпосы и сказания, рассказы о батырах Кобланды, Ерсаине, Алпамысе, Бокенбае, Есете и многих других.
В БСЭ с понятием героя связывается «свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию» [3].
В Философском словаре французского автора «герой – человек, чья воля к преодолению препятствий возвышает его над остальными людьми.
…Героем является тот, кто воплощает в себе национальное или революционное дело, кто …образует подлинную историческую силу (все великие национальные или политические фигуры являются героями в этом смысле слова). Наконец, герой может быть создателем важных культурных ценностей» [4].
Обобщение приведенных и ряда других определений или толкований смыла терминов «герой», «героизм», «героическое» подводит к такому важному понятию, как этос героя.
Понятие «этос» своим возникновение восходит к древнегреческой философии и обозначал привычки, нравы, темперамент, обычаи. Аристотель различал понятия «этос», как совокупность некоторых нравстенно-императивных принципов, которыми люди руководствуются в своей деятельности, и противоположный термин «патос» (от «пафоса»), обзначающий поведение беспокойное, хаотичное, аффективное. Этос разумен, патос – иррационален; этос созидает и развивает общество, патос разрушает, он ценностно деструктивен, приводит к порче нравов. К слову сказать, наше общественное бытие в последние десятилетия, особенно в 90-годы Аристотель наверняка назвал бы не этосным, а патосным, другими словами, патологическим в связи с тем, что для деятельности значительных сил, групп людей характерны не этосные доминанты, а патосные. С этой точки зрения, я думаю, был прав великий немецкий поэт Генрих Гейне, когда писал, что «когда уходят герои, на арену выходят клоуны».
В современной соответствующей философской литературе этос истолковывается в целом как совокупность основных принципов, которые служат идеальными ориентирами в деятельности тех или иных социальных групп. Так, например, достаточно хорошо разработан этос науки.
Выделим теперь основные черты этоса героя.
Герой – яркое, концентрированное проявление таких человеческих качеств, как мужество, отвага, готовность к самопожертвованию во имя идеи, в интересах той общности (рода, племени, народа, страны, государства), к которому он принадлежит.
Герой – носитель высших ценностей своего социума в тот или иной исторический период.
Действия героя становятся предметом восхищения и подражания для многих людей, и появляется такой феномен, как коллективный, массовый героизм, когда героизм становится чертой не отдельных личностей, а значительной массы людей, а то и целого народа. Это было замечено еще древними греками, от которых до нас дошло такое выражение: «Кто сказал, что греки воевали как герои? Это герои воевали как греки!» В этом плане, если взять не столь уж давнюю историю Советского Союза, можно наглядно видеть действенность такого элемента «этоса» (привычки, нравы, обычаи) героя как способность героя своим примером оказывать мобилизующее влияние на тысячи и миллионы людей. Даже учитывая понятную в таких случаях гиперболизированность, нужно признать, что в таких выражениях, как «героический советский народ», «города – герои» и т.п., имелся глубокий объективный смысл.
Подвиги героя играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения, они – ориентиры деятельности и активности особенно в критических, или, как говорят философы, пограничных ситуациях, возникающих в обществе.
Что мы имеем в настоящее время?
В период т.н. перестройки, затем в 90-е годы по общеизвестным причинам произошел резкий сдвиг, дрейф ценностей общества, разрушился аксиологический каркас огромной страны, в духовной сфере образовался небывалый мотивационный вакуум, который немедленно привел к мотивационному хаосу. Началась порча ценностей и в области проблем, а именно – оголтелая, истеричная кампания дегероизации всей советской истории с помощью клеветы, профанации, анекдотизации и опошления, обессмысливания, чаще всего путем наглой лжи, великих свершений и подвигов героев войны, труда и всего советского народа. В итоге социально-культурное, нравственно- ценностное пространство героев заполнили антигерои. Примеров тьма, достаточно вспомнить, о каких «героях» круглосуточно вещают СМИ.
В заключение приведу цитату из упомянутой выше работы Томаса Карлейля: «Я думаю, что уважение к героям, - писал он, - в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом нормальности или ненормальности господствующих на свете отношений».
Актуальность воспитания современной молодежи, нам видится именно в том, чтобы всесторонне раскрыть роль героя (батыра) как социо- культурного феномена на примере древних героев и наших прославленных батыров, в историческом и духовном становлении народа. Ибо, «несчастна та страна, у которой нет героев» (Пьер Буаст. Французский лексикограф и афорист XVIII-XIX вв).
Список использованной литературы:
- Основания новой науки, Л., 1940, с. 205
- К.Маркс и Ф.Энгельс, соч. т.8, с. 120
- Большая Советская Энциклопедия, М., 1971,Т. 6, с.422
- Дидье Жюлиа. Философский словарь. М., 2000, с.85.