Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Образ читателя как субъекта коммуникативного процесса в очерковых текстах

 В статье изложены проблемы реализации коммуникативного процесса в  системе «читатель-текст-автор». В качестве одной из эффективных форм взаимодействия образов автора и читателя в теории коммуникации является диалог. По мнению авторов, диалогичность текста способствует актуальному кодированию информации, а также отражает взаимозависимость адресанта и реципиента. 

Трактовка текста в широком смысле как многоярусного явления высшего порядка, средства познания и общения, поставила ряд новых проблем в его изучении в аспекте теории коммуникации.

Теория коммуникации рассматривает любой текст, принадлежащий любому из функциональных стилей и различным модификациям, как основную единицу коммуникации. Цель организации текстового образования - максимальное воздействие на реципиента («адресата», «воспринимающего», «получателя информации»). Исходя из этого определения, в современных исследованиях текст трактуется как «некое организованное множество языковых знаков, которое приобретает смысл лишь в процессе коммуникации, то есть, будучи воспринято реципиентом» [1].

В ряду компонентов успешной     реализации     коммуникативного процесса в цепочке «адресант-текст-адресат» исследователи называют фактор отправителя сообщения и его получателя, способ кодирования информации.

Ключевое место в создании коммуникативного сообщения (текста) отводится автору, который «выступает как субъект организации и развития внутренних, глубинных сюжетообразующих линий, возрождается в повествовании и герое» [1, с. 118]. Причем творческая индивидуальность автора неизменно проявляется в выборе лексического состава сообщения, в его стилистической структуре, сюжетообразующих элементах и т. д.

Располагая значительными средствами для достижения воздействия на аудиторию, автор при построении сообщения руководствуется принципом текстообразования, учитывающим адресную предназначенность сообщения. О диалогичности текста, особенно художественного, в стилистике, в стилистике художественной речи и эстетике пишут давно - ведь и сама герменевтика и интерпретация текста как направления в анализе текста родились именно как результат признания этой диалогичности: создатель текста (автор) вступает в потенциальный диалог с предполагаемым читателем (адресатом). «Для потока творчества нужен второй полюс - … сопереживатель: круг читателей, класс, народ, человечество» [2, с.63].

Но если образ автора в художественном тексте, как уже отмечалось, изучается лишь непродолжительное время, то образ читателя, того, кто стоит на этом самом втором полюсе, - практически не изучен и стал привлекать внимание исследователей лишь с момента становления теории коммуникации.

Итак, текст - это всегда диалог, а «любой диалог предполагает наличие бинарности, то есть двух компонентов, двух участников речевого акта. Если в драматическом произведении участники диалога, как правило, оба присутствуют в сценическом и языковом пространстве, то в лирике поэт воображает собеседника, он может перенести его из прошлого или будущего в настоящее, он может сделать собеседником самого себя, метафоризовать природу, явления, состояние, наделять разумом и языком животных, растения, беседовать с абстракциями, низводить с небес богов и не бояться призывать демонов» [1].

Развивая эту мысль исследователя, отметим, что бинарность обязательна, если речь идет о тексте публицистическом или художественно-публицистическом. В этой связи и сам «публицистический» компонент можно прочесть, как «предназначенный для публики», можно вспомнить и связь публицистики с ораторским искусством, что также предполагает наличие слушающего, причем в момент произнесения текста.

Как утверждают современные теоретики коммуникации: «любой вид общения возможен только в таком случае, если коммуникатор располагает определенными сведениями, которые позволяют ему построить «образ адресата» [1]. Однако, проблема «воспринимающего», являясь одной из центральных в массовой коммуникации, остается наименее изученной.

В немногочисленных работах, связанных с этой проблемой, в центре внимания оказывались или адресат вообще (абстрактно мыслимый, обобщенная модель реципиента любого текста), или адресаты (читатели) художественных текстов [1], или же (в последнее время все чаще) читатели, зрители, слушатели журналистских текстов [1].

Может показаться излишней такая градация реципиента (читатель художественного текста, читатель публицистического текста, зритель, слушатель, читатель художественной публицистики и т. д.). Однако ни у кого не возникает сомнения в том, что реципиент научного или делового текста должен обладать специальным уровнем готовности для того, чтобы вступить в плодотворный диалог с читателем.

В настоящее время многие исследователи обращают внимание на проблему «адресата», пытаясь перевести ее постановку в культурологический аспект. Они четко обозначают принципиальную разницу между текстами (как средствами коммуникации) фундаментальной и массовой культуры: если фундаментальной культуре «присуще признание иерархии ценностей, приоритеты индивидуально-личностного начала» [2, 18], то массовая культура «элитарные культурные тексты адаптирует в примитивные и доступные знаки, которые не требуют усилий их прочтения (трактовки, домысливания и другие интеллектуально-эмоциональные операции), то есть происходит как бы нивелирование интенций интеллектуального дискурса» [2, 20]. Такая постановка проблемы демонстрирует степень взаимозависимости адресанта от запросов реципиента и реципиента от культурной принадлежности адресанта. Имея представление о потребностях и возможностях аудитории, отправитель сообщения может подобрать такую систему кодов, которая будет наиболее понятна адресату. С другой стороны, автор, «зашифровав» текст, изначально устанавливает «планку» адекватного его восприятия, формируя, тем самым, «свою» аудиторию.

Ю.М.Лотман охарактеризовал акт взаимодействия «читатель-текст» следующим образом: «Текст и читатель как бы ищут взаимопонимания. Они «прилаживаются» друг к другу. Текст ведет себя как собеседник в диалоге: он перестраивается по образу аудитории. А адресат отвечает ему тем же, использует свою информационную гибкость для перестройки, приближающей его к миру текста» [3].

Таким образом, текст представляет собой своеобразную «буферную зону» в цепи «адресант-адресат» и заключает в себе информацию о культурном уровне, как писателя, так и читателя. Эта информация необходима для определения степени «закодированности» текста, установления уровня адекватного его восприятия.

Задача автора в данном случае состоит в обеспечении условий для максимального понимания замысла, потому что при несовпадении кодов, которыми располагают коммуниканты, процесс восприятия информации затруднен.

При «выстраивании» коммуникативных отношений «адресант-адресат» нельзя не учитывать различия в образе читателя в беллетристических и публицистических произведениях.

Читатель, выбирая то или иное произведение, изначально настраивается на восприятие знакомой текстовой модели. Большое значение в коммуникативном процессе имеет готовность читательской аудитории воспринять предложенный ей текст.

В то же время, автор сообщения, согласуя свое сообщение с принципами построения определенной текстовой модели (имплицитной или эксплицитной), имеет в виду определенную модель образа читателя. В художественной литературе, наполненной расплывчатыми смысловыми контекстами, общение возможно с собеседником, имеющим общую с автором память. «Иначе недопустимы  эллипсисы, умолчания, риторика намеков и усложненных прагматико-референциальных отношений» [3, 205].

Характерна такая особенность в общении автора художественного произведения и его читателя как интимность. «Он превращает читателя во время чтения в человека той степени близости, какую ему угодно указать» [3, с. 207]. Доверительные отношения дают возможность автору намекнуть на одному ему известные обстоятельства, что автоматически делает читателя сообщником, другом автора.

Таким образом, автор, обращаясь к массовой аудитории, в то же время индивидуализирует читателя, конкретизирует его образ. Зачастую автор художественного произведения обращается напрямую к своему читателю.

Вполне обоснованным можно считать предположение о том, что автор соотносит образ читателя со своим миром. Внутренний мир каждого писателя сугубо индивидуален, каждый писатель создает «свой» читательский образ. Но, несомненно, авторский «посыл» в художественном произведении предназначен читателю думающему.

Как отмечает исследователь М.Ким, образ читателя аккумулирует в себе «представления о читателе, способном включиться в мыслительный процесс» [4, с. 94]. Осмысление авторской идеи невозможно без умения читателя интерпретировать текстовую информацию. Поэтому автор зачастую апеллирует к читателю-интерпретатору.

Созданию достигнутого для понимания художественного текста способствуют и представления автора о культурном тезаурусе читателя. Как и в любом письменном вербальном тексте, в литературно-художественном «осуществляется бесконечный сложноорганизованный процесс вовлечения одних текстовых образований в другие...» [1, 17]. «Свойство текста вбирать в себя сторонние элементы, а также наложения одних ассоциативно-семантических структур на другие с образованием новых дополнительных значений называется интертекстуальностью» [1, с. 107].

Адресат, обладающий достаточной богатой культурной памятью, содержащей представления о других текстах, без помех воспримет авторский посыл, расшифрует заданный код. Явление интертекстуальности характерно и для публицистики. Однако, следует различать ее функциональную предназначенность в художественной литературе и в публицистике. В литературе интертекстуальность способствует актуализации целого пласта смысла. В публицистике же выполняет не только воздействующую функцию, но и является способом экономии языковых средств.

Как правило, в публицистических жанрах, в частности, в информационных, используют минимум интертекстуальных включений, что обусловлено задачей осуществления коммуникативного акта наибольшей полноты. Обращение к широким массовым кругам предполагает использование понятных и общеупотребительных стилеобразующих средств, исключение усложненных вариантов сюжетопостроения. Налаживанию коммуникативного контакта способствует и изучение читательской аудитории. Учитывая предназначенность газетно-журнальной продукции для масс, целесообразней говорить не об образе читателя, а скорее об образе аудитории, или образе потребителя. Массовые печатные издания проводят различные социологические исследования, что помогает выявлять запросы и вкусы аудитории. В конечном итоге, учет запросов читательских вкусов обуславливает преобладание влияния читателей над прессой.

Таким образом, публицистика обращена не к аморфной, а к конкретной аудитории. Этому способствует диалогичность современной публицистики с реальными читателями (например, на страницах газет под различными рубриками, например, «Прямая линия», «Мнения» и т. д.).

Диалогичность присуща и художественно-публицистическим, в частности, очерковым произведениям. Однако в данном случае автор общается с воображаемым читателем. Образ читателя в данном случае является воплощением представлений автора об аудитории. Образ читателя очерка мыслится обобщенно, но вполне определенно и соотносится, учитывая оперативность и недолговечность произведений жанра с образом современника автора.

Представление создателя очерка о читателе, как о субъекте общения, обладающем достаточно высоким культурным уровнем, сближает образ читателя очеркового произведения с образом читателя в художественной литературе.

В очерковые произведения «могут вводиться и очень развернутые интертекстуальные образования, часто формируются подтексты различного уровня сложности, сюжетосложение почти никогда не бывает прямолинейным и упрощенным» [1, с. 216]. Восприятие текста такого уровня сложности требует от читателя определенной подготовленности.

Очерчивая явления социальной действительности, автор очерка решает морально-этические проблемы, призывая к пробуждению общественную мысль. Обращаясь к читателю, автор предполагает найти в нем союзника, обладающего высоким уровнем нравственности.

«Читатель может присутствовать в произведении впрямую, будучи конкретизированным и локализованным в его тексте» [5, с.115]. Образ читателя входит в среду очеркового произведения наряду с образом автора и документальным героем.

Таким образом, одной из действенных форм взаимодействия структур образа автора и образа читателя является диалог. Вопросы-тезисы, направленные автором как бы к самому себе и, одновременно, к читателю, помогают поддерживать коммуникативную связь.

 

Литература

  1. Анисина Н.В. Психологическая структура газетно-информативного текста как основа убеждающего воздействия // Вопросы филологии. - СПб., 1999. – 280 с.
  2. Наурзбаева Г. СМИ в системе культуры // Культура и СМИ: Проблема взаимодействия. - Алматы, - 180 с.
  3. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2000. – 560 с.
  4. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001. – 320 с.
  5. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. - М.: Высшая школа, 2000. – 398 c.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.