В современный период региональная интеграция становится одним из основных трендов развития современного мира. При этом региональные формы объединения стран могут быть устойчивыми в том случае, если они опираются как на закономерности экономического и социального развития ХХI века, так и на мощные цивилизационные факторы. Для постсоветских стран, евразийских по своей истории, таким фактором является принадлежность к евразийской цивилизации и евразийскому пространству. И это не только объединяет культурно-исторические традиции евразийских стран и народов, не только означает общность географического пространства, но и предопределяет возможность формирования нового влиятельного геополитического центра современного мира ХХI века.
Речь идет не о географическом направлении, а о политической ориентации. Даже культурно-цивилизационной ориентации. По сути дела XXI век – это век, когда каждая локальная цивилизация ищет свою самоидентификацию и пытается продвинуть свою систему ценностей и защитить свои цивилизационные интересы. К примеру, проведенные социологические опросы показали, что в казахстанском обществе очень сильна евразийская идентичность: 34% опрошенных казахстанцев считают Казахстан частью евразийской общности.
Многоплановость и противоречивость евразийской идеи объясняются не в последнюю очередь тем, что за прошедший век она пока только шлифовалась, оттачивалась, выкристаллизовывалась – прошла долгий и сложный путь. К сегодняшнему дню она должна предстать и уже предстает не просто многоплановым феноменом, а в своей конкретности единством многообразных определений. И в этом внутреннем, сущностном плане евразийство необходимо понять как особый тип отношения человека к миру.
Таким образом, в современных условиях неизбежно возрастает роль евразийской идеи, реализация которой способствует установлению надежных связей геополитических соседей по евразийскому пространству. Что такое «евразийство»?
В советское время в университетах никогда не изучали евразийство как направление общественно-политической мысли и студенты заканчивали гуманитарные специальности, даже не зная самого этого слова – евразийство. Это объяснялось тем, что советские власти видели в работах эмигрантов-евразийцев реальную интеллектуальную (немарксистскую) альтернативу идеологии, которая господствовала в СССР. Именно поэтому советская власть препятствовала изучению проблем евразийства. К тому же, до конца 1980-х годов прямого доступа исследователи не имели к произведениям евразийцев – все труды евразийцев находились в так называемых «спецхранах». Сегодня значительная часть евразийского наследия издана и открыта к изучению. На протяжении ХХ – начала XXI вв. можyо выделить два ключевых периода в развитии евразийства: 1920-1930 годы и 1990-2000 годы. На первом этапе оформилось российское эмигрантское евразийство, которое с точки зрения сегодняшнего дня воспринимается в целом как классическое, а на этапе 1990-х годов (и вплоть до настоящего времени) вступило в процесс становления и укрепления новое казахстанское евразийство. И если становление российского евразийства 1920-х годов связано с именами таких интеллектуалов, как Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский [1], то современное казахстанское евразийство в первую очередь связано с личностью и идеями Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева [2].
Таким образом, в начале 1990-х годов наступила новая эпоха, стали актуальными и востребованными альтернативные подходы к осмыслению истории и современности. В интеллектуальном сообществе таких стран, как Казахстан, Россия, Турция, произошло возвращение интереса к евразийским идеям. Евразийство конца ХХ века в определенном смысле протянуло руку евразийству начала ХХ века. Как отметил Н.А. Назарбаев, «если в моей идее ученые видят какую-то связь с теми [эмигрантами], кто за пределами России думал о ее судьбе, я не возражаю» [3]. Произошло расширение как в политическом, так и в интеллектуальном отношении дискурса и контекста евразийства. Если раньше евразийство ассоциировалось преимущественно с российской проблематикой, то теперь новое евразийство неразрывно связано и с Казахстаном. Европа становится неотъемлемой частью Евразии, контекст евразийства постепенно расширяется. Теперь евразийская проблематика включает не только страны СНГ, но взаимодействие Европы и Азии в целом. Речь идет о необходимости добрососедских, доверительных отношений на всем евроазиатском континенте, в результате Казахстан не будет находиться на заднем плане мировых событий. Наоборот, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами – Китаем, Россией и Мусульманским миром. Общая эволюция евразийства как интеллектуальной тенденции заключается в ХХ веке не в сужении, а в расширении пространственного и содержательного круга евразийской проблематики. В 1990-2000 годы в идеях Н.А. Назарбаева произошел не возврат к «старому» евразийству (так как международнополитическая ситуация к концу ХХ века в мире принципиально изменилась), а восхождение на совершенно новый уровень, соответствующий реалиям новейшего времени.
По мнению казахстанского ученого Т.С. Садыкова, «идея евразийства не отождествляется с какой-либо одной страной, она нацелена на такое единство и целостность, которые бы не подавляли и не ассимилировали уникальность народов, а, напротив, питались их разнообразием. Ведь фундаментальной особенностью современной Евразии является этнокультурное богатство и соединение в одной модели элементов тюркской, исламской, славянской и западноевропейской цивилизаций» [4].
Евразийская инициатива Казахстана предстает в качестве востребованной временем доктрины межгосударственного политического, экономического, культурного взаимодействия, основанного на принципах толерантности, поддержания мира и стабильности в регионе, партнерских взаимовыгодных отношениях. Современное евразийство – это не только интеграционный и экономический аспекты, но в большей степени цивилизационный подход к решению многих общечеловеческих проблем. Президент Казахстана указывает: «Говоря об интеграции, мы должны иметь в виду не только экономический аспект. Есть и человеческое измерение интеграции». Идея евразийского созидания и толерантности стала основополагающей в государственной политике, проводимой в стране. Она гармонично перекликается с духовной природой и национальной особенностью казахского народа: терпимостью, добрососедством, дружелюбием, открытостью. Тесно переплетаясь с национальным духом, идея евразийства синтезировала в себе толерантность, как единство в многообразии. В качестве идеологии идея евразийства пропагандирует уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Важнейший принципиальный шаг в продвижении евразийской инициативы Президента республики был связан с определением пути, по которому стране следует идти в XXI веке. Глава государства отметил, что есть разные пути: западноевропейский, восточноазиатский, российский, новотюркский. Сторонники этих путей «правы и одновременно не правы». И здесь Президент Казахстана сделал фундаментальный вывод: «Мы – евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций». Историческое значение этого тезиса в том, что впервые на уровне такого программного документа сделан вывод о евразийском качестве, о евразийской «природе» Казахстана.
В своем ядре и глубинном смысле евразийство подразумевает разрешение противоречия между Западом и Востоком – наболевшей проблемы человечества. Иными словами, евразийскую идею надо понять как попытку синтеза не столько Европы и Азии (этногеополитических реалий), сколько Запада и Востока (в философском смысле этих терминов).
Нынешние реалии, географическое положение Казахстана, полиэтнический состав его населения диктуют необходимость многополюсной ориентации на Запад и Восток. Но и независимо от географического положения Казахстан обращается к евразийству, поскольку он в силу добрых и родственных отношений между разными народами, его населяющими, стал в последние годы прообразом и живой моделью Евразийского сообщества.
Не случайно в этом плане возникновение идеи евразийства в преломлении к Казахстану как попытки найти «третий путь» между отставанием этнического самоопределения и государственной общностью. Возможно, эта идея могла бы стать политической и культурной основой казахстанской общности, исходящей из реальности сосуществования народов в смешанном культурно-языковом пространстве Евразии .
Евразийство сегодня приобретает характер не только локального казахстанско-российского взаимодействия, но широкого межцивилизационного диалога и партнерства Востока и Запада. Ведь именно в диалоге, в «партнерстве цивилизаций» (а не в их «столкновении») и содержится смысл евразийского взгляда на мир и сегодня евразийская идея имеет миллионы последователей, потому что в ней видят огромную цивилизационную перспективу.
Литература
- См. Laruelle L’Idéologie eurasiste russe on comment penser l’empire. Paris, 1999; Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. М., 2003; Савицкий П.Н. Евразийство.// Основы евразийства. – М., 2002; Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана//Европа и Человечество. – М., 2000.
- Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова // Президент Н.А. Назарбаев и современный Казахстан. Том III. Н.А. Назарбаев и внешняя политика Казахстана:сборник документов и материалов в трех томах / отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – С. 214-215.
- Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на IX-м Съезде Евразийской ассоциации университетов// Президент Н.А.Назарбаев и современный Казахстан. Том III. Н.А. Назарбаев и внешняя политика Казахстана: сборник документов и материалов в трех томах / отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – С.
- Садыков Т.С. Роль и место Казахстана в современной Евразийской интеграции //http://e-history.kz/ru/contents/ view/139