Самопознание в деятельности педагога как необходимое условие формирования культуры критического мышления

В статье рассмотрены особенности изменений, происходящих в системе образования с позиций новой педагогической парадигмы, необходимость воспитания новой личности, способной успешно адаптироваться к профессиональной деятельности. В этом процессе особая роль отводится самопознанию, актуальности использования инновационных образовательных технологий, в частности технологии критического мышления, так как переход экономики страны на новый инновационный путь развития и в целом социально-экономическая ситуация требуют пересмотра приоритетов в области образования, концентрации  внимания  на  трех  составляющих  общества:  образовании,  инноватике  и  науке. В этой связи особое значение приобретает система подготовки будущих конкурентоспособных специалистов, возрастает степень важности должной квалификации педагогов. Соответственно, государственная образовательная политика должна предусматривать опережающее обновление педагогической деятельности, так как стремительно развивающиеся инновационные технологии коренным образом влияют на развитие мира, и в частности системы образования. В этом контексте авторами развивается идея, связанная с необходимостью проведения определенной политики в области образования, направленной на осуществление коренных изменений через переосмысление места и роли самопознания, самосовершенствования, саморазвития педагога. 

Сегодня для молодых суверенных государств, образовавшихся на всем постсоветском пространстве,  особенно  актуальными  являются  вопросы,  связанные  не  только  с  их  переходом   к рынку и демократии, но и с появлением у них, как это видно на примере и России, и Казахстана, амбициозных по своему характеру планов по их вхождению в число наиболее конкурентоспособных стран мирового сообщества. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Стратегии развития Казахстана до 2030 г. отметил,  что  высокообразованное  население  с высоким  уровнем  научного   и творческого потенциала — важное преимущество государства [1].

Переход экономики на инновационный путь развития и в целом социально-экономическая ситуация в стране требуют пересмотра некоторых приоритетов в политике и концентрации взглядов на построении нового типа общества, основанного на интеграции трех основных элементов: образования, инноваций и науки. Естественно, при решении всего комплекса возникающих при этом проблем невозможно обойтись без формирования «человеческого капитала» новой формации. Ведущая роль в выполнении этой весьма непростой задачи, конечно же, не может не принадлежать существующей в каждой стране той или иной системе образования. Поэтому вполне понятна сама идея,    связанная    с необходимостью     проведения     определенной     политики,     направленной  на осуществление коренных изменений непосредственно в самой этой системе на предмет ее соответствия духу и потребностям времени.

В этой связи особое значение приобретает подготовка профессиональных, конкурентоспособных специалистов. Именно они несут прямую ответственность за сохранение и развитие целого мира деятельности. Именно поэтому, как никогда, возрастает степень важности должной квалификации педагогов. От их знаний и навыков зависит качество инженерных, предпринимательских, управленческих и иных профессиональных способностей. Соответственно, государственная образовательная политика должна предусматривать опережающее обновление педагогической деятельности. Это усугубляется наступлением новых, стремительно развивающихся технологий, которые коренным образом влияют на развитие мира. Особенности современного мира заключаются в жестком усилении процессов глобализации, в переходе от индустриализации к информационному обществу,   к   экономике    знаний.    Меняются    целевые    установки,    осуществляется    переход  от «знаниевой» парадигмы образования к компетентностной, ориентированной на качественно новый конечный   результат.   Содержание   образования   на   основе   симуляций   реальности (погружение в виртуальную реальность с законами реального мира) и когнитивных технологий будет давать человеку критерии выбора между глубинным и поверхностным, устойчивым и преходящим, искренним и фальшивым, истинным и мнимым, необходимым и случайным. Исходным источником образования    человека     будет     служить     содержательность     самой    жизни,     представленной в компьютерных и ролевых играх, инновационных технологиях, интерактивных формах обучения.     С учетом изменений, происходящих в сфере образования, развитие общеобразовательной, высшей школы осуществляется посредством интеграции уникальных и онлайн-технологий. Образование должно ориентироваться на уникальность, индивидуальность мышления обучающихся. Преподавателю необходимо выполнять роль наставника, а не транслятора знаний. Образование должно восприниматься как способ жизнедеятельности, нахождения аутентичности, т.е. способ самоопределения человека или характер обусловленности совершаемых им выборов и возможности быть автором собственной жизни.

В связи с этим возникает вопрос о принципе, который должен лечь в основу инновации педагогической деятельности. В свете печальных исторических событий XX в., на наш взгляд, этим принципом должно стать критическое мышление, потому что слишком дорого человечеству пришлось заплатить за многочисленные иллюзии и идеологии. Повторять эту ошибку в XXI в. просто недопустимо. И что как не критическое мышление способно предостеречь человечество в быстро развивающемся, непредсказуемом мире от опасностей и неверных путей?

Важно понять, что призыв к формированию подлинного критического мышления —  это  процесс, который можно осуществить не только законодательной реформой. Это сложный, долгий, кропотливый процесс, который требует для своей реализации тщательной подготовительной работы. Эта работа, в  свою  очередь,  должна  быть  разделена  на  отдельные  этапы,  прохождение  каждого из которых будет гарантировать выполнение локальной задачи, необходимой для достижения общей цели. И первым этапом на пути формирования подлинного критического мышления является повышение уровня значимости самопознания в деятельности педагога. Поскольку педагог — это человек, который  осуществляет  вторичную  социализацию  индивида,  он  обязан  четко  определять и рефлексировать содержание собственных ценностей. Это становится возможным благодаря непрерывной практике самопознания. Нужно понимать, что самопознание — это не расхожие абстрактные  рассуждения  о  «внутреннем   мире»,   это   конкретная   деятельность,   направленная на конкретный объект, а именно — на создание своего «Я».

Первое, что следует сделать педагогу на пути самопознания, — это осознать тот факт, что его «Я»  не  сводится  к   его  профессии.  Сущность  педагогической  деятельности  состоит  не   только  в формально-технической передаче специальных умений, но и в демонстрации живого личностного примера. А для этого необходимо знать: «что такое личность?». И поскольку каждая личность уникальна и неповторима, знания о ней нельзя почерпнуть извне. В будущем каждый учащийся будет использовать пространство как ресурс саморазвития в профессиональной деятельности. Только сама личность может ответить на вопрос, кто или что она есть такое.

На практике оказывается, что это не такое уж и простое дело. Причина кроется в том, что личность человека — это не только совокупность положительных качеств, это сложное образование,  в котором неразрывно переплетаются как позитивные, так и негативные характеристики. Отличительной же чертой человеческой натуры, как известно, является склонность преувеличивать свои достоинства и преуменьшать (а то и вовсе отрицать) свои недостатки. Именно поэтому задача подлинного самопознания становится весьма затруднительной. Кому захочется лицом к лицу столкнуться со своими «внутренними демонами» и узнать множество нелицеприятных истин о себе?

Педагог в данном случае не является исключением. Если внимательно проанализировать ситуацию, которая складывается в педагогической деятельности сегодня, можно обнаружить, что она являет собой поразительный разрыв между теорией и практикой. Дело в том, что основным ценностным императивом современного общества является потребление. Поэтому почти все сферы жизни    становятся    экономически    ангажированными.    В    этих    условиях    профессионализм    и компетенция педагога определяются его востребованностью на рынке труда. Другими словами, современный педагог вместо того, чтобы транслировать молодым поколениям идеалы, адаптируется  к существующей системе ценностей, т.е. становится приспособленцем.

Если мы хотим, чтобы непрекращающиеся разговоры о нравственном кризисе перестали быть пустой болтовней, необходимо всерьез поставить вопрос о жестких требованиях в деле подготовки педагогов,   потому   что   именно   их   профессия   подразумевает   максимальную   ответственность за уровень и качество социальной жизни. Как говорил профессор Преображенский: «Разруха начинается в головах» [2].

Принимая в расчет все сказанное выше, мы неизбежно приходим к выводу, что для оптимизации педагогической деятельности недостаточно средств самой педагогики. Иными словами, чтобы осуществлять подлинный процесс самопознания, педагог должен прибегать к ресурсам, лежащим     за пределами области его профессиональной компетенции, например, к психологии, литературе, искусству и т. д.

Однако, доводя эту мысль до логического конца, становится понятно, что и другие области знания по-своему ограничены и нуждаются в дополнении. Механическая совокупность различных научных отраслей не может дать исчерпывающий инструментарий самопознания. Для этого нужна своеобразная метасистема знаний. В качестве таковой может служить философия. Для подтверждения этого тезиса достаточно обратиться к гегелевской терминологии, согласно которой человек есть Единичное, мир — Всеобщее, а личность — Особенное (т. е. Единичное, воплотившее в себе Всеобщее) [3]. Следовательно, для того чтобы личность могла познать саму себя, прежде ей необходимо познать мир, в котором она существует. А единственной дисциплиной, которая изучает мир как таковой, является философия. Все остальные науки изучают только отдельные аспекты мира. Таким образом, подводя итог, следует сказать, что подлинное самопознание в деятельности педагога можно обеспечить только средствами философии. Если мы принимаем тот факт, что образование не является свободным от оценочных суждений, в реальности цели и процесс образования заслуживают особого внимания. Из этого следует, что и педагогическая деятельность не может являться нейтральной деятельностью. Педагогическая деятельность может быть формой человеческой практики, праксисом, происходящим от философии Аристотеля. Праксис определяется как общественные практики, основанные на этической информации, в которых и посредством которых понимание блага для отдельного лица и идеального общества находит свое практическое выражение [4]. Таким образом, поступать образованно — это поступать, основываясь на нормах морали, нравственности, или, относительно учителя, действовать в соответствии с не нуждающимся в объяснениях пониманием того, что  являют собой идеальное общество и компетентное преподавание.

Теперь перейдем к рассмотрению непосредственно феномена критического мышления. Слово «критика» с греческого переводится как «разбор». В научной академической традиции «разбор» принято ассоциировать с понятием «анализ». То есть критическое мышление — это, в первую очередь, мышление аналитическое; мышление, способное любое явление реальности разобрать по  составу и ответить на вопрос: «как это устроено?». Однако одного анализа недостаточно, чтобы говорить о полноценном критическом мышлении. Дальнейшая операция, которую необходимо уметь производить интеллекту, — это синтез, т. е. соединение разобранных ранее по составу частей какоголибо явления. Синтез не противостоит анализу, а дополняет его. Анализ и синтез не могут совершаться произвольно, они должны протекать в рамках законов логики. Только тогда можно быть уверенным в соответствии знания окружающей нас реальности.

Соглашаясь со всем сказанным выше, мы неизбежно приходим к выводу, что любому человеку, который хочет научиться мыслить по-настоящему критически, необходимо овладеть принципами, законами и правилами  как формальной, так и диалектической логики [4].

Но это то, что касается формы. Вполне очевидно, что критическое мышление должно быть еще  и содержательным. Первый сам собой напрашивающийся тезис должен гласить, что содержание того или иного критического мышления может быть только относительным и зависеть от конкретной предметной области специалиста. Отчасти этот тезис верен. Но только отчасти. Дело в том, что полнота знания о какой-либо предметной области достигается исключительно за счет видения ее связи с целостным контекстом. Поэтому специалист, ставящий себе задачу формирования критического мышления, должен не только владеть двумя видами логики, не только быть компетентным в своей сфере, но и разбираться в контексте мировой науки и культуры, т. е. иметь опыт хотя бы первичных парадигмальных знаний.

И здесь мы переходим к осознанию необходимости получения целостного образования. Как известно, слово «университет» происходит от латинского слова «universalis», что переводится как «всеобщий».  То  есть  исконный  принцип  любого  университетского  образования  —  «знать  всё    о немногом и немногое обо всём» [5]. 

Как известно, человек — это социокультурное существо. Данный статус вносит в измерение его реальности дополнительную проблематичность, поскольку социокультурная реальность не существует как природный факт, а это есть специфический результат человеческой деятельности. Поэтому уровень и качество этой реальности напрямую зависят от уровня и качества ее концептуального осмысления каждым отдельным человеком, составляющим то или иное общество.

Авторами  технологии  критического  мышления   являются   американские   ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она  развивалась  при поддержке  Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков позволила адаптировать предложенную модель для отечественной педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ). В Казахстане с 1998 г. распространяется  Центром   Демократического   Образования   «Сорос   —  Казахстан».  Действуют 9 центров: в Караганде, Атырау, Петропавловске, Семипалатинске, Лисаковске, Костанае, Рудном, два  в  Алматы.   В   настоящее   время  данная   методика  адаптирована  к  современным  условиям и включена в программу переподготовки учителей Центрами педагогического мастерства Казахстана.

Эти  идеи  нашли   свое   отражение   в   методических   пособиях   и монографиях,   вышедших за последние десять лет в России и Казахстане: Галактионова Т.А., Загашев И.О., Заир Бек С.И., Муштавинская И.В., Трифонова Е.А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб., 1999; Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПбГУПМ, 2001; Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003; Муштавин-  ская И.В., Иваньшина Е.В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003; Загашев И.О., Заир Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003; Заир Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004; Муштавин-  ская И.В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых. – СПб.: СПбАППО, 2008; Мынбаева А.К. Современное образование в фокусе новых педагогических концепций, тенденций и идей: науч. издание. – Алматы: Раритет, 2005; Сапашева Э.И. Почему страны во всем мире проводят реформы образования, и как  их можно применить в Казахстане  //  Преподавание  истории Казахстана  в школах     и вузах. – 2014. – №10. – С. 81-87; Айтпукешев А.Т., Кусаинов Г.М., Сагинов К.М. Формативное        и суммативное оценивание результатов обучения: метод. пособие. – Астана: Центр пед. мастерства, 2014; Мынбаева А.К. Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: учеб. пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2011. Интересный опыт использования инновационных стратегий и методов на занятиях накоплен и преподавателями КарГУ [6].

К сожалению, сегодня подавляющее большинство людей не способны рефлексировать свою сущность, свое положение в мире и свою деятельность. На мой взгляд, это обусловлено разнородностью       образовательного       пространства,       внутри       которого       социализируется и акультурируется современный человек. В школе ему говорят одно, дома — другое, во дворе — третье, в университете — четвертое, на работе — пятое. Эта ценностно-смысловая разнородность,      в свою очередь, интериоризируется, следствием чего легитимной становится ситуация, при которой человек аналогичным образом думает одно, чувствует другое, говорит третье, делает четвертое. Подобное расхождение, как на индивидуальном так и на социальном уровнях, приводит к резкому возрастанию конфликтогенного потенциала социальной деятельности и закономерным образом воплощается в разного рода эксцессах: от религиозного фанатизма до самоубийств не сдавших ЕНТ школьников. Сюда можно добавить высокий процент разводов молодых супружеских пар, общий депрессивный психологический фон молодежи, социальное недовольство пожилого населения, особенно ярко выражающееся на уровне микросоциологического дискурса (разговоры в очередях, общественном транспорте, на улице).

Причиной такого тотального антагонизма является не только конкурентный принцип капиталистической идеологии, но, в первую очередь, отсутствие концептуального единства на уровне индивидуального мировоззрения.  В современном обществе  подрастающее   поколение в образовательном плане не получает целостного контекста понимания происходящего. Многие социальные нормы и ценности усваиваются некритически. В коммуникации наблюдается тенденция  к информационной редукции. СМИ и интернет формируют плоское пространство общественного мнения. Мышление населения работает не по принципу рефлексии, а по принципу закрепленного стереотипа.

Человек, как разумное существо, всегда действует исходя из своего понимания. Парадокс современности состоит в том, что, несмотря на применяемый к XXI в. эпитет «информационный», современный человек ничего не понимает и действует по инерции. В мире переизбытка информации у него не сформирован инструментарий различения и отбора необходимого и случайного, существенного и второстепенного. Выражением этого недостатка становится положение дел, при котором сплетни на передаче «Давай поженимся» волнуют людей больше, чем культура, экономика  и политика их собственной страны.

Столь неутешительная характеристика современного общества не является виной людей, это составляющие общества. Это их беда: обстоятельства современности, с которыми они столкнулись    и оказались не готовы просто потому, что не получили должной подготовки. Подготовка высокого мировоззренческого уровня населения, как реальная основа гармонизации и оптимизации социокультурной реальности, предполагает выработку единых методологических образовательных принципов, базирующихся не на традициях и обычаях, не на общепринятых клише и шаблонах,           а исключительно  на  критическом  рефлексивном  мышлении  [6].  В  этом  плане  можно  говорить    о философизации образовательного пространства и, как следствие, пространства культуры в целом, притом что философия должна пониматься не как абстрактное отчужденное теоретизирование, а как конкретная включенная социокультурная практика, целью которой является повышение уровня самосознания общества. Подобное преобразование, радикальное по  своему  характеру, единовременно решит основные проблемы и кризисы современности. Самосознательный, образованный (в подлинном смысле этого слова) человек застрахован от вербовки в ряды религиозных  фанатиков;  он  по-настоящему  толерантен,  так  как  не  просто  вежливо  относится     к другим культурам, но понимает принципы, лежащие в их основах; он социально ответствен, так как уровень его развития позволяет ему осуществлять конструктивную деятельность, приносящую объективную пользу обществу. И наконец, он способен отличить нужное и ненужное в самом широком смысле: нравственное и безнравственное, прекрасное и безобразное, полезное и вредное — при этом, будучи понимающим, он, согласно Сократу, всегда выберет благое [7].

Таким образом, будут решены проблемы аморальности, упадка культуры, фанатизма и многие другие. Образовательная система должна обеспечивать высокий качественный уровень выпускников, особенно в рамках системы высшего профессионального образования. Для повышения качества подготовки специалистов и уровня интеграции рынка образовательных услуг в рынок востребованного труда важно выбрать инновационно-ориентированный путь развития системы образования,   что   позволит   переориентировать   современную   систему   высшего   образования   не столько на образовательную деятельность как таковую, сколько на научную и технологическую систему подготовки и переподготовки кадров. 

 

Список литературы

  1. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. — 2012. — [ЭР]. Режим доступа: http://www.educontrol.kz/ru/socialnaya-modernizaciyakazahstana-dvadcat-shagov-k-obshchestvu-vseobshche go-truda.
  2. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. — М.: Издат. центр «Академия»,— 409 с.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: PerSe, 2001. — 511 с.
  4. Абульхано-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Просвещение, — 318 с.
  5. Пряжников Н.С.  Профессиональное  и  личностное  самоопределение.  —  М.:  Изд-во  Ин-т  практ.  психологии. —Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 216 с.
  6. Абильдина С.К., Бейсенбаева А.М., Фейзулдаева С.А. Использование инновационных методов на занятиях СРСП по педагогическим дисциплинам // Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Педагогика. — — № 1. — С. 126–134.
  7. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М.: МГППИ, — 108 с.
Год: 2017
Город: Караганда
Категория: Педагогика