Современные требования к музыкальной подготовке учителя начальных классов в контексте реформирования образования

В статье рассмотрены проблемы музыкальной подготовки учителя начальных классов в контексте реформирования образования. Дана характеристика структуры музыкально-педагогической деятельности учителя, видов его профессиональной деятельности на уроке музыки — конструктивной, коммуникативной, организаторской, диагностической, творческой, исследовательской; раскрыты его профессиональные компетенции. Освещено содержание музыкально-теоретической, музыкальноисполнительской, музыкально-технологической подготовки учителя. C опорой на компетентностный подход   выделены   в   музыкальной   подготовке   учителя   начальных   классов   общепредметные    и предметные компетенции, взаимосвязанная совокупность которых является условием его эффективной профессиональной деятельности. Акцентировано внимание на трансформации музыкальнопедагогической деятельности учителя в условиях глобализации и информатизации современного образования, необходимости формирования новой информационно-образовательной среды. С позиций новых подходов к организации и содержанию учебного процесса раскрыто значение профессиональных сетевых педагогических сообществ — формальных и неформальных групп профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети, выступающих как особый инструмент методической поддержки современного учителя. Сформулированы цель  и задачи сетевых педагогических сообществ, раскрыты формы виртуального взаимодействия учителей с целью обмена педагогическим опытом, распространения новых технологий, методик и практик музыкально-педагогической деятельности.

В условиях кардинальных изменений жизни современного общества новые требования предъявляются к личностным качествам человека, его ценностным ориентациям. Известно, что обусловленные социальным заказом ориентиры и стратегические цели формирования личности реализуются, главным образом, системой образования, деятельность которой регламентируется законами и иными нормативно-правовыми документами — Законом Республики Казахстан «Об образовании» [1], Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы [2], Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы [3] и др.

Сегодня перед системой образования стоят задачи, ориентированные на создание условий, необходимых «для  получения  качественного  образования,  направленного  на  формирование,  развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики» [1, ст. 11]. Приоритетной становится задача обеспечения качества подготовки конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики и производства. Повышенные требования  предъявляются  к  личности  и  профессиональной  подготовке  учителя,   от  которого   во многом зависит уровень образования общества в целом. Особого внимания требует подготовка учителя начальных классов, в профессиональные задачи которого входит реализация учебных программ в свете обновления содержания среднего образования, направленных на формирование личности  ребенка,  развитие  его  индивидуальных  способностей,  положительной  мотивации  и  умений   в учебной деятельности, творческой самореализации, основ культуры, необходимых для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Одним из компонентов вузовской подготовки студентов специальности 5В010200 – «Педагогика и методика  начального  обучения» —  будущих  учителей  начальных  классов  является  подготовка к осуществлению музыкально-педагогической деятельности в начальной школе.

Музыкально-педагогическая деятельность учителя начальных классов характеризуется своей структурой, определяемой спецификой музыкального образования. В результате анализа научной литературы    (Э.Б. Абдуллин,    Ю.Б. Алиев,    О.А. Апраксина,    Л.Г. Арчажникова,  Л.А. Безбородова, Р.Р. Джердималиева,    А.А. Калыбекова,    Б.С. Утемуратова   и др.)     можно     сделать    вывод о многогранности и многоаспектности музыкально-педагогической деятельности учителя.

Специфика музыкально-педагогической деятельности, по мнению О.А. Апраксиной [4], заключается   в   тесной   взаимосвязи   элементов,   входящих   в   понятие    «учитель»   и    «музыкант». Л.Г. Арчажникова [5] рассматривала музыкально-педагогическую деятельность как специфическую, сущность которой состоит в следующем.

  • синтез педагогической и музыкальной (музыковедческой, музыкально-исполнительской, хормейстерской) деятельности;
  • решение педагогических задач средствами музыкального искусства;
  • раскрытие системы основных свойств личности учителя в структуре данного вида деятельности.

Э.Б. Абдуллин [6]  музыкально-педагогическую  деятельность  учителя характеризует во взаимодействии элементов — ребенок, музыка, преподавание музыки и определяет ее специфику, которая заключается в следующем:

  • особенности ее «субъекта» (личность учащегося как субъект своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению);
  • особенности «объекта» (музыка и методика ее преподавания);
  • особенности «продукта» (целостная личность школьника, характеризуемая такими интегративными качествами, как музыкальная культура, духовная культура, творчество, креативность, музыкальность, эстетическое сознание и др.).

Ряд исследований по проблемам подготовки учителя к музыкально-педагогической деятельности был проведен в отечественной педагогической науке [7, 8]: в них раскрывается сущность методической подготовки учителя музыки (Р.Р. Джердималиева); обосновывается роль психологопедагогических дисциплин  в  подготовке  учителя  к  музыкально-педагогической  деятельности (А.А. Калыбекова);  изучаются  вопросы  подготовки  учителя  к  профессиональной  деятельности   по музыкально-эстетическому воспитанию школьников средствами казахской традиционной культуры (М.Х. Балтабаев, Р.К. Дюсембинова, К.Е. Ибраева, Б.С. Утемуратова и др.); исследуется специфика изучения различных музыкальных дисциплин в подготовке учителя к музыкально-педагогической деятельности (М.М. Бурунчин, Е.Х. Рысметов и др.); раскрываются особенности формирования различных    сторон    личности    учителя    музыки    —    ее    художественно-творческих    качеств (Д.Д. Айдарханова, А.К. Ахметова), речевых навыков (А.Е. Есимжанова), профессионального мышления (Ж.М. Койбагарова), профессионального интереса (Г. Нажметдинов), исследовательских навыков (Л.С. Сагирова); поднимаются проблемы более общего характера — формирования духовно-нравственных   основ   профессионально-педагогической   культуры    учителя    музыки (И.Э. Рахимбаева).

Проблемы подготовки учителя к музыкально-педагогической деятельности в условиях информатизации  образования  нашли  отражение   в   трудах   казахстанских   ученых   К.А. Дуйсенбаева,   Э.Б. Штурм,  посвященных  обоснованию  и  разработке  музыкально-компьютерных   программ;   Г.К. Дюсенбиной, рассматривающей  методические  основы  подготовки будущих  учителей  музыки к использованию электронных учебников; С.А. Одинцовой, изучающей возможности технических средств и информационных технологий в подготовке учителя начальных классов к музыкальнопедагогической деятельности в школе [9]; К.Г. Гаркуши, исследующей музыкально-эстетическую подготовку учителя начальных классов с использованием инновационных технологий [10] и др.

Специфика и сущность структуры музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов заключается в том, что она решает педагогические задачи средствами музыки как особого вида искусства. Опираясь на общую теорию деятельности, следует определить особенности музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов, в структуре которой выделяются следующие компоненты: музыкально-теоретический, музыкально-исполнительский, музыкальнотехнологический (рис. 1).

Структура музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов   

Рисунок 1. Структура музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов 

Значимость подготовки будущего учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности определяется тем, что искусство включается в различные формы воспитательной работы с учащимися и разнообразные виды их художественной деятельности. Учитель, осуществляя музыкальное воспитание младших школьников, положительно воздействует на их эмоции, интересы, мотивы поведения. Реализация этого воздействия возможна при комплексной подготовке учителя начальных классов.

Музыкально-теоретическая подготовка учителя начальных классов предусматривает изучение музыки как особой формы художественного освоения мира в ее конкретной социально-исторической обусловленности, отношении к другим видам художественной деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения специфических особенностей и внутренних закономерностей музыки как вида искусства. В процессе музыкально-теоретической подготовки учителя начальных классов особое внимание следует уделить изучению народного и профессионального музыкального искусства Казахстана, отражающего культурно-историческое наследие казахского народа, его обычаи, традиции, нравы. Важно подчеркнуть, что музыкально-теоретическая подготовка учителя начальных классов предусматривает не только освоение знаний в области истории и теории музыки, но и формирование умений преподнести учебный материал младшим школьникам.

Музыкально-исполнительская подготовка учителя начальных классов предусматривает формирование умений и навыков:

  • творческого воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского искусства;
  • исполнения произведений различных стилей, жанров и форм;
  • раскрытия художественного образа  музыкального произведения исполнительскими средствами;
  • самостоятельного разбора и творческой работы над музыкальным произведением, художественностью и выразительностью его исполнения;
  • работы над произведениями учебного репертуара программы по музыке.

В музыкально-исполнительской подготовке выделяются: вокально-хоровая, дирижерская, инструментально-исполнительская подготовка.

Музыкально-исполнительская подготовка учителя начальных классов обусловлена особенностями урока музыки. Ее можно охарактеризовать как опосредованное взаимодействие исполнителя (учителя) и автора музыкального произведения, направленное на воспроизведение, раскрытие и донесение до слушателя (ученика) художественного образа, авторского замысла музыкального произведения. Музыкально-исполнительская деятельность учителя, неразрывно связанная с деятельностью по подготовке учащихся к исполнению музыки, включает: хормейстерскую деятельность; деятельность по подготовке учащихся — к игре в оркестре, к исполнению музыкально-пластических композиций, к сценической интерпретации музыкальных произведений. Таким образом, музыкальноисполнительская подготовка учителя начальных классов и каждая из ее составляющих (вокальнохоровая, дирижерская, инструментально-исполнительская подготовка) должны иметь профессиональную направленность — формировать у будущего учителя систему музыкально-исполнительских умений и навыков, необходимых для музыкально-педагогической деятельности в начальной школе.

Специфика музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов новой формации определяется наличием музыкально-технологической подготовки, которая включает владение технологией: 

  • организации детской субъектной музыкальной деятельности по восприятию музыки, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности;
  • проектирования и проведения урока музыки как основной формы организации музыкального воспитания в начальной школе в единстве его структурных компонентов;
  • организации внеучебной музыкальной деятельности.

В результате анализа теории и практики высшего педагогического образования музыкальнотехнологическую подготовку учителя начальных классов следует рассматривать как синтезирующую музыкальные знания, умения и навыки, полученные в ходе музыкально-теоретической и музыкальноисполнительской подготовки, в которой на основе общедидактических закономерностей раскрываются специфические задачи, принципы, содержание, формы, методы и технологии преподавания музыки в начальной школе.

При раскрытии сущности и содержания каждого из компонентов следует подчеркнуть, что музыкально-педагогическая деятельность учителя начальных классов становится целостной в том случае, когда ее отдельные части обладают общей целью, принципами, единой внутренней организацией.

Видами профессиональной деятельности учителя начальных классов на уроке музыки являются следующие: конструктивная, коммуникативная, организаторская, диагностическая, творческая, исследовательская.

Конструктивная деятельность включает планирование и построение урока музыки с определенной идеей и логикой развития, конкретизацию художественно-педагогических задач, содержания, методов в соответствии с возможностями учителя, условиями проведения занятий, конкретным составом учащихся класса, способностями, интересами, жизненным и музыкальным опытом младших школьников.

Коммуникативная деятельность состоит в умении общаться, устанавливать доброжелательные отношения с учащимися, коллективом педагогов, родителями. Большое значение имеют личностные качества педагога: любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность. Учителю важно находить индивидуальный подход, учитывая склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей младшего школьника.

Организаторская  деятельность  предполагает  выполнение  системы  действий,   направленных на включение учащихся в различные виды музыкальной деятельности, создание исполнительского коллектива и организацию совместной деятельности.

Диагностическая деятельность систематическое наблюдение учителя за своими учениками. Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Диагностика музыкальных способностей должна строиться на основе анализа видов музыкальной деятельности и начинаться, следовательно, с анализа ее предметнообъективных структур, раскрывая затем психологический механизм музыкальной деятельности. Это требует таких методов измерения, которые не только позволяли бы получать результаты изменений изучаемого свойства личности, но и диагностировали бы сам процесс изменений.

Творческая деятельность — понятие сложное, ее определяют как высшую ступень познания. Творчество учителя обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс  приобретает  двусторонний  характер:  с  одной  стороны,  творчество  учителя,  с другой — на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учителя музыки, как отмечают Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева [6], направлена на решение следующих задач:

  • изучение и творческое преобразование личности и деятельности учащихся в процессе музыкального образования;
  • совершенствование содержания и процесса музыкального воспитания, обучения, развития;
  • профессиональное саморазвитие.

К исследовательской деятельности учителя музыки относят: способность видеть проблемы, сформулировать гипотезу, проанализировать факты, причину и следствия, сделать собственные выводы и обобщения; выполнение творческой работы в какой-либо музыкальной отрасли знаний; написание   рецензий   статей;   участие    в   концертах;   выполнение    научно-методических    рефератов и докладов; поиск совершенных методов проведения урока и внеклассных занятий; опытноэкспериментальное обучение; разработку практических рекомендаций; исполнительскую деятельность (создание собственной интерпретации музыкального произведения).

Исследовательская деятельность учителя начальных классов предполагает изучение научнопедагогической и методической литературы, умение систематизировать передовой педагогический опыт и на этой основе создавать и разрабатывать новые методы и средства обучения музыке. Современный учитель должен владеть методами исследования — теоретическими и эмпирическими, которые в совокупности дают целостное представление об исследуемой проблеме в области музыкального воспитания младших школьников и о целесообразности, эффективности тех новшеств, которые применяет учитель-исследователь в своей педагогической деятельности.

Таким образом, музыкально-педагогическая деятельность учителя начальных классов характеризуется комплексностью и многогранностью. Она предполагает музыкально-теоретическую, музыкально-исполнительскую и музыкально-технологическую подготовку, овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления конструктивной, коммуникативной, организаторской, диагностической, творческой и исследовательской деятельности, наличие профессиональных компетенций. Все это предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям учителя начальных классов в области организации музыкальной работы с младшими школьниками, формируемым в учебном процессе вуза.

В словарно-справочной литературе «компетенция» трактуется как круг вопросов, в которых ктолибо хорошо осведомлен,  разбирается профессионально (или со знанием дела).  «Компетентность»   в самом общем смысле определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [11]. Отсюда «компетентный» — соответствующий, знающий, сведущий в определенной области. Профессиональная компетентность учителя определяется как владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [12].

Современная трактовка понятия «компетентность» позволяет рассматривать ее как меру осознания учителем смысла своей педагогической деятельности, совокупный метод познавательной (знания), репродуктивной (умение действовать по образу) и творческой (умение эффективно решать проблемные ситуации) деятельности, а также эмоционально-ценностных отношений.

Эффективность музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов обеспечивается владением им взаимосвязанной совокупностью ключевых компетенций (рис. 2), формирование которых должно осуществляться практически на всех этапах и во всех звеньях профессиональной подготовки в вузе. 

 Профессиональные компетенции учителя начальных классов 

Рисунок 2. Профессиональные компетенции учителя начальных классов 

Общепредметные компетенции выступают, на наш взгляд, в качестве образовательных результатов в психологической и общепедагогической сферах профессиональной подготовки учителя начальных классов. К числу ведущих общепредметных компетенций необходимо отнести: психологическую (как фактор профессиональной пригодности учителя и роста его личности) и педагогическую (адекватную общественным требованиям к профессиональной деятельности учителя начальных классов) компетенции.

Уровень предметных компетенций представляет опыт решения конкретных музыкальнопедагогических проблем, связанных с освоением школьниками явлений музыкального искусства. Эффективность учебно-воспитательного процесса обусловлена владением учителя целого ряда компетенций в частных предметных областях музыкознания, музыкального исполнительства, педагогики и методики музыкального воспитания. Для этого необходимо выстраивать профессиональнопедагогическую подготовку педагогов как процесс овладения различными способами, а не знаниями о способах. В качестве его результатов должны выступить следующие предметные компетенции:

  • музыкально-теоретическая — аннотирование музыкальных произведений, анализ музыкальных форм;
  • дирижерско-хоровая и вокальная — дирижирование хоровым коллективом и руководство вокальным ансамблем, чтение хоровых партитур; опыт вокализации и чистоты интонирования;
  • музыкально-исполнительская — опыт художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально-образного исполнительского воспроизведения; опыт концертмейстерской работы и творческого музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование);
  • методическая — опыт организации музыкально-воспитательного процесса с опорой на психологию, музыкознание и общую педагогику; опыт формирования целостной музыкально-эстетической культуры школьников.

Каждая дисциплина учебного плана вуза и каждый раздел этих дисциплин, составляющих содержание профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов, должны быть ориентированы на формирование общепредметной и предметной компетенций, способствующих творческому самоопределению будущего педагога, актуализирующих и развивающих его социальнокультурный опыт.

Таким образом, музыкально-педагогическая деятельность учителя вбирает в себя систему музыкально-теоретических,  дирижерско-хоровых   и   вокально-хоровых,   музыкально-исполнительских  и методических знаний, умений и навыков, составляющих основу общей профессиональной компетентности специалиста и имеющих нравственную и педагогическую направленность. Именно их наличие (в сумме с общекультурными, психолого-педагогическими знаниями и умениями, ценностными и творческими ориентациями, педагогическими и музыкальными способностями, профессионально значимыми качествами) выступает важнейшим условием и предпосылкой эффективной музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов.

В современных условиях одним из инструментов методической поддержки учителя начальных классов выступают сетевые сообщества, без которых сегодня невозможно представить общеобразовательную школу, функционирующую в условиях всеобщей информатизации.

Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда, которая позволяет системе образования модернизировать свой технологический базис, отвечающий современным требованиям. Интерактивное взаимодействие «учитель – компьютер» становится основой современного образовательного процесса.

Сетевое сообщество — это формальная и неформальная группа профессионалов, работающих    в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. На современном этапе растет число педагогических сетевых сообществ, которые развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем исследования. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках Республики Казахстан и за рубежом, общаться друг  с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень (рис. 3). 

 Сетевое сообщество учителей 

Рисунок 3. Сетевое сообщество учителей 

Цель сетевого сообщества — создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества.

Задачи сетевого сообщества:

  • повышение квалификационного уровня и профессиональной компетентности в принципиально новом информационном пространстве;
  • получение возможности общаться с коллегами (форум, чат, комментарии);
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив;
  • участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
  • трансляция собственного педагогического опыта в онлайн-режиме;
  • проведение виртуального мастер-класса, обмен опытом между учителями;
  • совершенствование педагогического мастерства на основе учебно-методических материалов, размещенных учителями;
  • дистанционное обучение.

В результате сетевого взаимодействия учителей образуется особая образовательная сеть как совокупность  взаимодействующих  субъектов  образовательной  деятельности,  предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью достижения образовательных целей и построения нового предметного и иного знания. На рисунке 4 представлены фрагменты интерфейсов сетевых сообществ учителей. 

 Интернет-сайты образовательных порталов

Рисунок 4. Интернет-сайты образовательных порталов

Формами деятельности сетевых сообществ являются обучающие семинары, виртуальные конференции, конкурсы, проекты, фестивали проектов, акции, творческие мастерские, или мастер-классы, обсуждение в чатах, телеконференции. 

Участие в педагогических сообществах дает возможность учителю:

  • обучаться и совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки;
  • получать современную информацию по интересующей теме, квалифицированные консультации и советы экспертов;
  • иметь доступ к методической базе разработок;
  • общаться с коллегами на различных форумах;
  • публиковать свои материалы и принимать участие в обсуждении опубликованных материалов;
  • участвовать в профессиональных конкурсах.

Участие учителя начальных классов в работе сетевых педагогических сообществ — это не веление времени, а необходимость, создающая условия для плодотворной работы учителя, реализующего новые образовательные стандарты в учебный процесс школы.

Таким образом, в контексте реформирования современного образования выдвигаются новые требования к музыкальной подготовке учителя начальных классов, содержанию его профессиональных компетенций, способности вести конструктивный диалог в условиях информатизации общества  и образования.

 

Список литературы

  1. Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007 г. — Правовой справочник «Законодательство». — Астана: Юрист,
  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U
  3. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы. —  Астана, 2016 год // Əділет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U
  4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пос. для студ. пед. ин-тов / О.А. Апраксина. —М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  5. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. — М.: Просвещение, — 109 с.
  6. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева; под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. — М.: Музыка, 2006. — 336 с.
  7. Музыкальное образование в  Казахстане:  учеб.  пос.  для  студентов  высших  учеб.  заведений.  Вып.  I  /  Сост.:  Р.Р. Джердималиева, А.А. Момбек, З.Р. Ахметова. — Алматы, 2007. — 272 с.
  8. Музыкальное образование в Казахстане:  учеб.  пос.  для  студентов  высших  учеб.  заведений.  Вып.  II  /  Сост.:  Р.Р. Джердималиева, А.А. Момбек. — Алматы, 2006. — 296 с.
  9. Одинцова С.А. Профессиональная подготовка учителя на основе комплексного использования технических средств и информационных технологий: дис. … канд. пед. наук / Светлана Анатольевна Одинцова. — Караганда, — 157 с.
  10. Гаркуша К.Г. Музыкально-эстетическая подготовка учителя начальных классов на основе инновационных технологий: дис. … канд. пед. наук / Кира Георгиевна Гаркуша. — Караганда, — 168 с.
  11. Сарыбеков М.Н. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: учеб. пос. — 2-е изд., доп. и перераб. / М.Н. Сарыбеков, М.К. Сыдыкназаров. — Алматы: Триумф «Т», — 504 с.
  12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
Год: 2017
Город: Караганда
Категория: Педагогика