Одно из направлений турецко-азербайджанского сотрудничества в области религиозного образования: религиозные учреждения (мечети) и их просветительская функция

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли мечетей в области религиозного просвещения, построенных и отремонтированных разными вакфами, фондами, а также деловыми людьми Турции в Азербайджане в период независимости.

Исторически мечети всегда считались не только местами для молитвы, но и одновременно выполняя функции просвещения людей играли огромную роль в общественной жизни мусульман. С этой точки зрения, в статье исследована значимость мечетей в Исламе как место для образования и религиозного просвещения любого общества, которая составляет основу исламской культуры.

Наряду с этим, в статье отмечаются и широко анализируются подписанные протоколы и официальные встречи о сотрудничестве между Азербайджаном и Турцией в области религиозного образования. 

Введение. Мечети играющие важную роль в распространении исламской культуры, исторически выполняли также различные общественно-политические функции. Коран гласит о мечетях: «Вне сомнений, (все) мечети принадлежат Аллаху. Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха (не призывайте никого, кроме Аллаха)!» [1,72/18]. Мечеть в исламе представляет собой место поклонения и общего сбора мусульман. Первое, чем интересовался пророк после Хиджры в Медину, была постройка мечети [2, 78].

С древних времен мечеть была местом поклонения, очагом образования, войсковым штабом, местом приема иностранных гостей, местом совещания и пр. В истории ислама мечеть была так же тем местом, где разрешались политические и общественные вопросы, читались хутбы – мусульманские проповеди, люди призывались к джихаду, провозглашалось подчинение правителям страны. С этой точки зрения, мечеть играла своего рода роль парламента в общественной жизни.

В исламе мечеть также было очагом науки, основы исламской культуры были заложены в мечети. Мусульмане каждое утро видятся в мечети, знакомятся друг с другом, советуются, сотрудничают в деле распространения науки и благ. Возле каждой колонны в мечети некогда сидел ученый, или же проповедник, а приходившие в мечеть садились в круг, задавали вопросы, узнавали неизведанное, а затем узнанным делились с другими [3,78].

В мечети, известной в настоящее время в Медине как «Мечеть Наби», имелись отдельные друг от  друга три части. Это большой салон для совершения намаза, выполняющая функции школы «Суффа» и несколько маленьких комнат для семьи Пророка.

Находившаяся в мечети Пророка Суффа может считаться первым университетом в подлинном значении. Здесь давал уроки и сам Пророк. На второй год Хиджры в Медине в доме Махрама бин  Навфала был учреждена школа Корана, носившая название «Даруль Курра» [4, 334-335].

Начиная с первых времен зарождения ислама, в мечетях стала осуществляться и, продолжается по сей день, организация уроков. В этом смысле мечети можно даже назвать первыми образовательными учреждениями. Мечети, воздвигнутые мусульманами в завоеванных землях, служили как центрами богомолья, так и образовательными структурами [4, 333-334].

Мечеть не только место для богомолья, но и место, где мусульманин вступал со своим Аллахом в духовный контакт, общение. Человек ощущал себя в мечети так, словно в день Страшного суда, стоя перед Аллахом, отчитывается за свои деяния [3, 78]. Поэтому Коран призывает мусульман ремонтировать и благоустраивать мечети: «Мечети Аллаха могут ремонтировать лишь верящие в Аллаха и Судный день, совершающие намаз, дающие закят (обязательный годовой налог мусульман – прим. пер.) и не боящиеся никого, кроме Аллаха (лишь действия людей из этого ряда могут быть приняты на пороге Аллаха). Именно они будут достигшими верного пути!» [1, 9/18].

В исламе придавалось большое значение постройке мечетей, поскольку, если в других религиях молельные дома строились для следования религиозным обязательствам, в исламе мечеть, являясь молельными домами, были и домами науки, здесь были заложены основы исламской  культуры,  исламской поведенческой манеры [2, 81].

Наш пророк изрек по поводу строительства мечетей: «Кто (во имя) ради Аллаха построит одну мечеть, Аллах тому в раю дом обустроит» [5].

И азербайджанский народ исторически связан с исламской религией и обычаями и традициями. Исламская религия стала ведущим фактором, определявшим повседневную жизнь, быт, образ жизни людей. Будучи местами для богослужения, мечети, вместе с тем, тесно участвовали в воспитании, обучении чтению и письму детей района и квартала.

Поскольку в советский период мировоззрение людей, было сформировано на основах атеизма, и в Азербайджане, как и в других советских республиках, религиозная пропаганда, приобретение и распространение религиозной литературы было под запретом.

Исламские и мусульманские народы подвергались более тяжким лишениям. Под лозунгами «Союза воинствующих безбожников» разрушались, сравнивались с землей мечети. Сколько исторических культурных памятников, храмов, мечетей под пологом неверия, будучи объявлены «гнездами классового врага», были закрыты, превращены в амбары, музеи. Достаточно отметить одно то, что в то время, как в начале ХХ века, накануне революции, на Кавказе было около 2.000 мечетей и местов поклонения, в 80-ые годы здесь функционировало примерно 25 мечетей и несколько священных очагов. А одной из самых тяжелых утрат стало разрушение в 1934 году под предлогом проведения дороги величественного исторического памятника IX века – Биби-Эйбатской мечети [6, 157-158].

После начала Германией войны с Советским Союзом в 1941 году в отношении советского режима к небесным религиям, в том числе к исламу, начало ощущаться некоторое смягчение. Советское руководство, отказавшись от резкой политики против исламской религии, проводимой в 20-30-ые годы, ради мобилизации населения против общего врага, приняло решение воспользоваться помощью духовных лиц. 14 апреля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение о восстановлении Духовного Управления Мусульман Закавказья [7, 13]. Было дано разрешение на деятельность ряда  закрытых мечетей. В годы советской власти в Азербайджане действовало 17 мечетей.

По причине роста интереса к исламу в годы независимости в стране ощущалась большая потребность  в проведении широкой религиозной просветительской работы.

Старые мечети, используемые в различных целях в советский период, были отремонтированы и  отданы в пользование верующим, построены новые мечети, упразднены наложенные на проведение религиозных ритуалов в советский период запреты, религиозные праздники стали отмечаться на уровне государственных праздников. Однако в силу того, что в годы советской власти религиозное образование не разрешалось, грамотных кадров для ведения этой просветительской работы не было.

Турция не пожалела материальной и духовной поддержки вновь обретшему независимость Азербайджану. Начиная с первых лет независимости многие организации Турции, в том числе ряд вакфы (фонды – прим. пер.) приступили к деятельности в Азербайджане. У этих вакфов и организаций была значительная деятельность в сфере и гуманитарной помощи, и религиозного образования. Турецкий религиозный фонд и азербайджанский Фонд помощи молодежи находятся в авангарде  этих организаций  и фондов [8, 67].

Согласно представленным Государственным комитетом по работе с религиозными структурами данным, из построенных в Азербайджане в 1992-2009 годах 588 мечетей 92 сооружены с помощью зарубежных стран. Из них 63 построены с помощью Кувейта, 24 – Турции, 3 – Саудовской Аравии, 1 – Катара, 1 – Ирана. Из 24 построенных Турцией 9 построил Турецкий религиозный фонд. «В строительстве мечетей участвовали и зарубежные страны, и их благотворительные организации» [mediaforum.az 2009-05-21.].

Турецкий религиозный фонд строительством мечетей и учебных зданий и в Турции, и в различных иностранных государствах продолжает священные традиции исламской  культуры.  Деятельность,  которую Турецкий Религиозный Фонд начал с распадом Советского Союза в обретших независимость тюркских республиках, продолжил в Крыму, на Кавказе и Балканах.

В Азербайджане мечеть шехидов в Баку, мечеть в Карачухуре, мечеть Чорумлулар в Евлахе, мечеть в Мехдиабаде, мечеть в Кубе, мечеть Мустафы Каздала в Кусарском районе, мечеть в Леки, мечеть Казыма Карабекира в Нахчыване, мечеть факультета теологии, расположенный в Бакинском государственном университете (мечеть теологии) были сооружены Турецким  религиозным  фондом [www.diyanetvakfi.org.tr].

Бакинская мечеть шехидов была воздвигнута в столице Азербайджана Баку Турецким религиозным фондом в память о 1130 тюркских бойцах, ставших шехидами при защите азербайджанских земель. Мечеть шехидов в Баку, находящийся возле Аллеи шехидов, Национального меджлиса Азербайджанской Республики, будучи символом дружбы и братства между двумя странами, был  открыт для богослужения  в 1996 году. В мечети одновременно могут молиться 320 человек. К строительству одноминаретной карачухурской мечети на 450 человек приступили в 1994 году, в 1996 году он был сдан для богомолья. К строительству мечети Чорумлулар в Евлахе также приступили в 1994 году, строительные работы завершились в 1998 году, предполагалось моление 600 человек. Одноминаретная мечеть на 320 человек в Мехдиабаде была построена и сдана в эксплуатацию в 2000 году. А мечеть в Кубе была открыта для моления в 1998 году. Мечеть Мустафы Каздала в Кусарах была отдана в пользование верующим в 1998 году. Площадь равна 360 квадратным метрам, высота внутри мечети составляет 18 метров. Возле мечети сооружен минарет высотой 40 метров. Мечеть двухэтажная и с 13 куполами. В мечети одновременно могут молиться 600 человек. Мечеть с куполом и одним минаретом в Леки, была построена и отдана в пользование верующим в 1999 году. В мечети в одно и то же время могли совершать богослужение 320 человек. Ремонт комплекса мечети Тезе Пир, изоляция террасы мечети и ремонт и реставрация крыши тоже были осуществлены Турецким религиозным фондом [www.tbmm.gov.tr].

Мечеть Казыма Карабекир-паши в Нахчыване был сооружен по заказу турецкого Министерства по делам религии. Расходы на здание, строительство которого началось 20 сентября 1995 года, были выплачены бельгийскими турками. Предполагалось богослужение в мечети одновременно 1000 человек.

Построенная в Нахчыване мечеть была названа в честь выдающегося турецкого полководца и общественного деятеля Казыма Карабекира-паши, очистившего в 1918-1921 годах Нахчыванский край от армянских бандитов.

13 октября 1999 года мечеть на постоянной основе открыла свои двери нахчыванским верующим. На церемонии открытия участвовали и президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев, министр по делам религий Турецкой Республики Мехмет Нури Йылмаз и дочь Казыма Карабекира Тимсал Карабекир-ханум. Первым ахундом мечети был Абдульгамид Овладж Эфенди [газета Азербайджан, 16 октября 1999].

Исследуя сотрудничество в области религиозного обучения между Турцией и Азербайджаном, необходимо особо отметить деятельность Фонда помощи молодежи (ФПМ). Фонд финансируется деловыми людьми Турции. Начавший деятельность с ноября 1992 года Фонд оказал всемерную материальную и моральную поддержку деятельности созданных в различных регионах нашей страны медресе (Хосровское (Агдашский район) Исламское медресе, Алиабадское (Закатальский район) Исламское медресе, Шекинское медресе хафизов Корана и исламских наук, Бакинское медресе «Шебнем» (девушек).

Фондом, в рамках духовного воспитания молодежи, оказана поддержка строительству или же восстановлению примерно 30 мечетей и молелен [www.gyf.orq.az].

Согласно данным, предоставленным Фондом помощи молодежи, за время своей деятельности Фондом были построены и сданы в пользование верующим – Мечеть Янык в Шеки, мечети Ортазейзид и Верезет, мечеть в селе Бидейриз, мечеть в селе Юхары Кунжут, мечеть в селе Джафарабад, мечеть в селе Дашюз, мечеть Зейзид, мечеть Шорсу, мечеть Айдынбулак, мечеть Доду, мечеть Джамышлы, мечеть Хосрова в Агдаше, мечеть Кулбенде, городская мечеть в Гёйчае, городская мечеть в Закатале, мечеть в селе Кепенекчи в Закатале, мечеть села Нидж Габалинского района, мечеть села Халдан Евлахского района, мечеть Нуран-хатун Агсуинского района, мечеть села Медресе Шемахинского района,  центральная  мечеть Огузского района, городская мечеть Мингечаура, городская мечеть Кюрдамира, мечеть села Каракум Саатлинского района, мечеть села Хачмах Огузского района, мечеть села Рагимли Шабранского района, мечеть села Гётепе Исмаиллинского района, мечеть села Мусабейли Агсуинского района.

Фондом были осуществлены ремонтно-восстановительные работы Джума-мечети в Шеки, мечети в селе Уч Говаг, мечети Гаджи Османа, мечети в селе Котанарх, мечети в селе Дахнахалил, мечети села Шекили (все Агдашского района), мечети Машат в городе Агдаш, городской мечети в Агдаше, мечети Гаджи Исмаила в Агдаше, Старой мечети в Гёйчае, городской мечети в Габале, центральной мечети Гянджи, мечети села Емишанлы, мечети села Тюнтюл, мечети села Чухур, мечети села Ени Дызыхлы, мечети села Бёйук Амили, мечети села Гаджиалылы (все – Габалинского района), городской мечети в Исмаиллы, районной мечети в Балакяне, мечети в Казахе, мечети в селах 1-ое и 2-ое Нугади Губинского района, мечети Имама Али в селе Тенгерюд и мечети в селе Ваго Астаринского района, мечети в селе Гараевкенд, мечети в селе Насимикенд, мечети в селе Ширинбейли, мечети в селе Гара Нуру, мечети в селе   Фаталикенд,   мечети   в  селе   Газабатан   (все   –  Саатлинского   района),   мечети   в  селе Булаглы Сабирабадского района, мечети в селе Арабшалбаш Гобустанского района, мечети села Алиабад, мечети села Тала, мечети села Мухах, мечети села Магов (все Закатальского района).

Как видно из списка сооруженных и отремонтированных мечетей, медресе, деятельность Фонда охватывает большинство регионов нашей республики. Хотя управление построенных больших мечетей   на первых порах осуществлялась гражданами Турецкой Республики, в дальнейшем они были заменены азербайджанскими теологическими кадрами.

При финансовой поддержке данного Фонда и по приказу Управления Мусульман Кавказа от  26  августа 1998 года за номером 121, в силу сложности религиозной ситуации, потребности в религиозных деятелях с высшим образованием в северном регионе республики, а также с целью предотвращения целенаправленного оттока молодежи в зарубежные страны под предлогом получения религиозного образования, в этом регионе был создан Закатальский филиал Бакинского Исламского Университета [Архив Управления Кавказских мусульман].

В деле предотвращения распространения нетрадиционных течений в северо-западных районах Азербайджана роль этого филиала была велика. Так, прежде юноши из этого региона для получения религиозного образования ехали в республики Северного Кавказа, Дагестан и арабские страны. После образования филиала была удовлетворена потребность этого региона, а также наших соотечественников в Грузии, в квалифицированных кадрах. Большинство преподавателей филиала, особенно, преподающих религиозные дисциплины, было приглашено из Турции. С течением времени турецких преподавателей заменили окончившие этот филиал, прошедшие практику в Турции азербайджанские  преподаватели.  Здесь были построены учебные помещения комплекс мечети, общежития для проживания студентов. Создана богатая библиотека для пользования студентами.

И турецкие бизнесмены активно участвовали в строительстве и ремонтно-восстановительных работах мечетей в Азербайджане. Джейранбатанская мечеть была построена в 1998 году турецкими бизнесменами Джамилем Кахвечи и Нафизом Дилером на территории паркетной фабрики «Киссан парке» в поселке Сумгаита Джейранбатан. Мечеть носит имя Джейхун-ханум и Гаджи Ахмета. Джейхун-ханум – это мать Нафиза Дилера, Гаджи Ахмет же – отец Джамиля Кахвечи. Три первых имама были гражданами Турецкой Республики, а с 2011 года Управлением Мусульман Кавказа в мечеть имамом назначались граждане Азербайджанской Республики. В мечети одновременно могли совершать богослужение 400 человек.

У действующих в Турции свойственых различным общинам обществ в Азербайджане также были медресе и студенческие дома (общежития). Широко распространившееся в Турции сулейманство стало пропагандироваться в Азербайджане преимущественно с 2000 года [9, 56].

В присущих сулейманистам студенческих домах в Баку, Абшероне (Хырдалане), Сумгаите, Казахе, Агдаше, Шеки, Шемахе и Хачмазе жили и получали религиозное образование и юноши, и девушки. Разместившаяся в этих домах молодежь, как и в других студенческих общежитиях, обеспечивались  пищей, ночлегом. Основные расходы домов компенсировались турецкими и  азербайджанскими  деловыми людьми. В некоторых домах студенты выплачивали очень маленькую денежную сумму. Для моления живущих в этих созданных домах (общежитиях) были организованы комнаты (мечети).

Сотрудничество между Турцией и Азербайджаном в области религиозного образования и строительства мечетей обсуждалось и на официальных встречах. Так, при приеме 26 апреля 2000 года покойным президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым делегации под руководством  министра  по делам религий Турции Мехмета Нури Йылмаза, преподавание религии в построенных Турцией в Азербайджане мечетях и медресе стало основной темой встречи. Участвовавший на встрече председатель Управления Мусульман Кавказа, шейхульислам Гаджи Аллахшукюр Пашазаде по поводу открытия  новых мечетей сказал: «Хорошим признаком этих мечетей-джами яляется то, что мы назачаем туда двух человек – и имама, и ахунда (религиозных деятелей, руководящих исполнением религиозных  обрядов).  То есть вы знаете, что поскольку в Азербайджане есть два вероисповедования, учитывая равноправие их обоих, для еще большего повышения братства мы предприняли подобные шаги в этих мечетях.  Народ  там произносит молитвы и за вас, за наш народ, и турецкий народ, и за укрепление турецко-азербайджанской дружбы, братства. Это происходило в Губе, Кусарах, в поселке Леки Агдашского  района, Евлахе и Мехдиабаде. Каждый из этих мечетей станет очагом братства, дружбы. Это также представляет собой символ свободы совести в Азербайджане».

Выступивший на встрече Гейдар Алиев сказал: «Свобода совести в Азербайджане является  результатом обретенной нами независимости. Вы знаете, что мы 70 лет были лишены своей религии. Естественно, что в нашей бывшей стране не было и свободы совести. Но как только мы обрели независимость, всем нашим людям были обеспечены свободы, в том числе и свобода совести.

Существующий в мире каждый человек относится к какой-либо религии. Религия возникла с момента сотворения человека. И поэтому лишить человека религии нельзя. Наоборот, если человек верит в свою религию, служит ей, становится чище, выполняет более полезную работу в обществе и для государства. И поэтому, естественно – эти мечети-джами служат именно духовному возвышению людей. И Коран также требует этого, и наша религия требует этого.

Я еще раз повторяю, и шейх верно сказал, эти мечети еще более укрепят, еще более разовьют имеющиеся между Турцией и Азербайджаном дружеские, братские связи» [газета Азербайджан, 27 апреля 2000].

Общеизвестно, что традиционно в Азербайджане проживают люди сунниского и шиитского вероисповедования. Назначение Управлением Мусульман Кавказа и ахунда, и имама во все крупные мечети, построенные Турцией, вызвано намерением создать условия для совместного моления представителями обоих вероисповеданий.

Самым важным документом, дающим правовую основу сотрудничеству между Турцией и Азербайджаном в сфере религиозного образования, является протокол о сотрудничестве в сфере религиозного образования между Комитетом по работе с религиозными структурами Азербайджанской Республики и Министерством по делам религии Турецкой Республики. Состоящий из девятнадцати статей Протокол был подписан 28 февраля 2003 года в Баку и 14 марта 2003 года в Анкаре. Протокол был утвержден Распоряжением Президента Азербайжанской Республики Гейдаром Алиевым от 27 сентября 2003 года за номером 1347.

В этом Протоколе есть положения и о мечетях, построенных Турцией в Азербайджане. В Протоколе подчеркивается, что работа религиозных деятелей, направленных Министерством по делам религии и являющихся гражданами Турецкой Республики, в построенных Турецким Религиозным Фондом мечетях «Шехидлер», «Илахият» в Баку и «Казым Карабекир» в Нахчыване, а также религиозных деятелей, являющихся гражданами Турецкой Республики в построенных за счет турецких бизнсменов и различных фондов карачухурской, мехдиабадской, кусарской, евлахской и лекинской (агдашской) мечетях с преподавательским статусом возможна в качестве исключения при прохождении государственной регистрации в Азербайджане. Также стороны пришли к соглашению о том, что будут сотрудничать в области повышения квалификации религиозных деятелей, являющихся гражданами Азербайджанской Республики, в Турции.

Стороны взяли обязательства по оказанию помощи в обеспечении работой получивших образование в Турции, являющихся гражданами Азербайджанской Республики религиозных деятелей или же выпускников факультета теологии БГУ в мечетях, построенных Турецким религиозным фондом, турецкими бизнесменами и фондами («Шехидлер», «Илахият» в Баку и «Казым Карабекир» в Нахчыване, Карачухуре, Мехдиабаде, Кусаре, Евлахе и Леки (Агдаше)).

Было принято решение о регистрации, технической паспортизации и взятии на баланс соответствующой государственной структурой в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики построенных Министерством по делам религии в Азербайджане мечетей.

В протоколе также предусматривалось сотрудничество в области хаджа, религиозного туризма и т.д. [www.scwra.gov.az/docs/150/3/].

Как видно из протокола, турецкая сторона предлагает противной стороне всяческую помощь в разитии религиозного образования, формировании религиозных людей с высокими знаниями, религиозном просвещении людей, предотвращении распространения нетрадиционных исламских течений в Азербайджанской Республике.

Разговоры, которые ведутся в построенных Турецким религиозным фондом и турецкими бизнесменами мечетях, играют большую роль в религиозном просвещении. Курсы Корана, которые открылись при этих мечетях, имели исключительное значение в деле повышения религиозных знаний живущих в этих регионах людей. Турция активно участвовала в подготовке религиозных кадров с высшим образованием,   в удовлетворении потребности людей в литературе религиозного назначения в Азербайджане.  Необходимо подчеркнуть, что поступающая из Турции литература далека от суеверия, пропагандирует религиозные знания в рамках научных взглядов.

Заключение. Проповеди и беседы ахундов и имамов на различные религиозные темы в ежедневных молитвах, а также по пятницам в молитвенное время в мечетях, сооруженных Турцией в Азербайджане, носят цель религиозного просвещения людей. После молитв имамы и ахунды отвечают на религиозные вопросы пришедших на молитву, вместе отмечают религиозные праздники, обряды,  связанные  с религией.  Сотрудничество  с Турцией  на ниве религиозного  просвещения  помогает вести борьбу против влияния в Азербайджане нетрадиционных религий, вероисповедований, в том числе исламских течений. По мере роста знаний людей о религии они мало поддаются чужим верованиям, не соответствующим национально-духовных ценностям Азербайджана религиозным представлениям, могут самостоятельно определять отношение к религии на основе знаний.

 

Список использованной литературы:

  1. Коран – перевод на азербайджанский З.Бунятов, В.Мамедалиев. Баку: издательство Шелковый путь, 2007. – 488 cтр.
  2. Хамад Ахмед Аш-Шейбани. Роль молебен в формировании Исламской поведенческой манеры. – Баку: Сада, Центр Исламский Исследований. – 134 c.
  3. Гаджи Сабир Гасанлы. Наука в исламской культуре. – Баку: Наука и жизнь, – 122 cтр. 4 Зия Казычы. История исламской культуры и учреждений. – Стамбул, 2001. – 122 c.
  4. Бухари. Салат 65, Муслим Месаджит 25, (533) , Тирмизи, Салат 237, (318)
  5. Шейхуль-Ислам Аллахшукюр Пашазаде. Ислам еа Кавказе. – Баку: Азернешр, – 224 стр.
  6. ШейхульИслам периода республики и советского периода. – Баку: Наука и образование, – 184 стр.
  7. Самедов Э. Отношения  религии-государства  и формирование  религиозного  образования  в Азербайджане. –Баку: 2009. 169 cтр.
  8. Джабир Искандерли. Нетрадиционные религии и тарикаты в Азербайджане. – Баку: – 112 стр.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: История