Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Изъятие церковных ценностей в Казахстане в 1922 году

Аннотация

В данной статье исследуется политика изъятия церковных ценностей в период массового голода 1921-1922 годов в Казахстане. Автор обращает внимание на положение православной церкви в Казахстане в исследуемый период и на политику большевиков в отношении религии. Компания изъятия церковных ценностей преследовала цель дискредитировать духовенство в глазах широких народных масс; пополнить государственный бюджет средствами не только для борьбы с голодом, но и для укрепления большевистского государства, а также найти новые поводы для репрессий против духовенства. Данный процесс стал первым шагом в устранении сильного противника коммунистов – Русской православной церкви. Автор делает анализ данного процесса, отразившегося на всей дальнейшей политике Советской власти в отношении церквей и их имущества. 

Массовым голодом, поразившим Россию и ее окраины в начале 1920-х гг., воспользовалась советская власть для «молниеносного» проведения изъятия ценностей из богатейших православных лавр, монастырей и церквей. Под предлогом гуманных и благородных целей помочь голодающему населению советские органы власти преследовали далеко идущие планы по устранению влиятельного и сильного противника Русской православной церкви (РПЦ) [1, С. 237].

Проблема изъятия церковных ценностей во время голода 1921-1922 гг. изучена достаточно фундаментально современными историками [2]. Тот же самый процесс, протекавший на территории Казахстана, поставленный А.С. Жанбосиновой, [3, С. 264-275] также требует своего осмысления.

В рассматриваемый период, наряду с народным комиссариатом юстиции, инструментами контроля государства над церковью были Президиум, Секретариат ВЦИК, соответствующие отделы ЦК РКП (б), ГПУ.

На рубеже 1921-1922 гг. продолжаются попытки руководителей партии, Советской власти упорядочивать всю эту политику прямых экспроприаций имущества, бывшего ранее собственностью церковных организаций. 27 декабря 1921 г. ВЦИК принимает короткий декрет о судьбе «колоссальных ценностей, находящихся в церквах и монастырях». Декрет требует от местных властей при изъятии, ликвидации и использовании этого имущества различать:

  • "имущество, имеющее историко-художественное значение", которое "подлежит исключительному ведению отдела по делам музеев" Наркомпрос и не может отчуждаться без его разрешения;
  • "имущество материальной ценности", подлежащее передаче в Госхран;
  • "имущество обиходного характера, где оно еще сохранялось [4, С. 138-143].

20 марта 1922 г. на заседании Политбюро ЦК РКП (б) была утверждена инструкция Л.Д. Троцкого об изъятии церковных ценностей. Она была разослана всем губернским комитетам. Согласно этой инструкции в губерниях; необходимо создать секретные руководящие комиссии по изъятию  ценностей,  в которые должны входить либо секретарь губкома, либо заведующий агитпропотделом, а также комиссар дивизии, бригады или начальник политотдела; наряду с этими секретными подготовительными комиссиями создать официальные комиссии или столы при комитетах помощи голодающим для формальной приемки ценностей, переговоров с группами верующих и пр. Строго соблюдать, чтобы национальный состав этих комиссий не давал повода для шовинистической агитации; провести неделю агитации, для  этого подобрать лучших агитаторов, и в частности военных. Агитации придать характер, чуждый всякой борьбы с религией и церковью, а целиком направленный на помощь голодающим; одновременно с этим внести раскол в духовенство, взяв под защиту государственной власти тех священников, которые открыто,  выступят  в пользу  изъятия.  «Видных  попов» не  трогать  до конца  кампании,  но негласно, при этом официально (под расписку, через губполитотделы) предупредить их, что в случае каких-либо эксцессов они ответят первыми; наряду с агитационной работой должна идти организационная: подготовить соответствующий   аппарат   для   самого   учета   и   изъятия   церковных   ценностей.   Во   время изъятия «коммунисты должны быть на всех соседних улицах, не допуская скопления, надежная часть,  лучше  всего ЧОН, должна быть поблизости»; к учету изъятых ценностей при помголах (комитетах помощи голодающим) допустить в губерниях представителей лояльного духовенства, широко оповестив  о том,  что население будет иметь полную возможность следить за тем, чтобы ни одна крупица церковного имущества не получила другого назначения, кроме помощи голодающим [5, С.172-173].

Изъятие церковных ценностей началось в середине марта 1922 г. Официальную политику и цели в проведении кампании по изъятию церковных ценностей объясняло постановление ВЦИКа от 23 февраля 1922 г., которое было опубликовано газете «Известия». В нем указывалось: « Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановил: 1. Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религии по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы  Наркомфина со специальным  назначением  в фонд  Центральной комиссии помощи голодающим.

  1. В целях планомерного проведения этого мероприятия, организации точного учета и передачи органам Наркомфина по особому счету для Центральной комиссии помощи голодающим вышеуказанных ценностей образовать в каждой губернии комиссию в составе ответственных представителей губисполкома, губкомпомотдела и губфинотдела, под председательством одного из членов ВЦИК.
  2. Пересмотр договоров и фактическое изъятие по описям драгоценных вещей производить с обязательным присутствием представителей групп верующих, в пользование коих вышеуказанное имущество было передано.
  3. Изъятые имущества поступают в особый фонд и на особый учет и обращаются исключительно на нужды помощи голодающим в порядке, указанном в особой инструкции, выработанной Центральной комиссией помощи голодающим по соглашению с Наркомфином и комиссией по учету, изъятию и сосредоточению ценностей.
  4. О всех ценностях, поступивших из церковных имуществ, и их расходовании Центральная комиссия помощи голодающим публикует периодически в печати, причем в местной печати публикация должна содержать подробный перечень ценностей, изъятых от местных храмов, молелен, синагог и т. д., с указанием названий этих храмов [6].

30 июля 1922 П.П. ОГПУ по Туркестану на места рассылается шифрованная телеграмма. «Всем Предгуботделам и Облотделам» Содержанием ее стала «Инструкция для руководства комиссиям по изъятию церковных ценностей». В ней определялось: « Не публиковать. Определить с полной точностью понятия о церковных ценностях, не имеющих существенного значения для самого культа, нет возможности ввиду [пропуск], ибо предметы существенные богослужения, как то итминсы и иконы (самая живопись) вообще не подлежит изъятию, ибо [не] представляет из себя ценности, в смысле золота, серебра или камней. Относительно риз, окладов, украшений, паникадил, подсвешников и тому подобное, никаких препятствий для изъятия излишних экземпляров их замены менее ценными с точки  зрения самого культа не имеется. [ста]рое из серебрянной и золотой посуды, чаш, блюдец, дискосов,  кадил  и так далее, когда нет возможности заменить драгоценные предметы менее ценными оставлять потребное для богослужения количество, за исключением золотых, кои изъямляются во всяком случае. Из серебрянных и золотых крестов, а равно и чаш для причащения и пр[очей] необходимой для богослужения посуда, если их находится по нескольку экземпляров, то возможно при требовании со стороны групп, оставлять  по одному серебрянному экземпляру. Золотые с бриллиантами, общие правила, подлежит изъятию. Третье, исключительными случаями, коих возможно допустить замену равноценным количеством серебра или золота по ходатайству самой группы верующих, имеющих по договору во владении ту или иную вещь, надо разуметь такие случаи, когда речь идет о местном почитаемом предмете, как например иконе особо почитаемой у местных жителей ризы, которой жители желают сохранить в неприкосновенности. В этих случаях комиссия может пойти на встречу желанию группы, но при условии замены равным количеством, имеющимся в данном предмете веса серебра или золота при этом необходимо соблюдать пп. [пункты?] Инструкции. В случае если будут встречаться литые и благородные металлы, иконы и кресты, особо чтимые или так называемые чудотворные, судя по местным условиям, Комиссии могут изъятия отсрочивать.  Ходатайство  об их  замене  соответствующим,  эквивалентом  разрешаются  ЦК  Помгол. 27 марта 1922 года. Пр.30792/6980. Дешифровать передать местным Предгубисполкомам. Председатель ВЦИК М.Калинин [7 Л.25,].

Во исполнение этих решений, Уездными исполкомами Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов образовывались комиссии по изъятию церковных ценностей, в состав которых входили ответственные партийные работники. Члены комиссии получали мандаты, представляющие им право изымать церковное имущество. Вооружившись этими мандатами, члены комиссий приступали к практической работе по изъятию церковных ценностей. Она проводилась при непременном участии представителей от группы верующих, администрации церквей, музеев [8, С.272].

5 июня 1922 г. был представлен «Доклад секретной комиссии по изъятии церковных ценностей при Губкоме РКП [б]». В нем речь шла о работе в Челкаре, в котором проживало восемь тысяч жителей. Документ, написанный от руки, синими чернилами на разлинованном бланке бухгалтерского документа.   В нем автор подписавшийся «Секретарь райкома» сообщает: « в области изъятия церковных ценностей… было кое, что предпринято [но], закончилось неудачей» Было созвано собрание рабочих и вообще верующих в церкви». На собрании «инициативу захватил священник церкви. Было провозглашено, что, несмотря на декрет ВЦИК, ценности могут быть сданы «только с согласия верующих» [9, Л.3]. Приступая к работе, комиссия провела при исполкоме совместное с духовенством совещание. На нем присутствовал местный священник. Последний заявил, что «его забота духовная, а не материальная». Было решено созвать церковный совет в целях выяснения его взгляда, и как сказал священник дабы избежать в дальнейшем того шума который был поднят на первом собрании, и выяснить вопрос в окончательной форме». Таким образом, первый шаг был сделан. Собрание, о котором упоминалось в документе, состоялось 31 мая 1922 г. На собрании присутствующих ознакомили с инструкцией ЦК помгола о порядке изъятия. «В конце концов, пришли к заключению отдать все необходимое и созвать собрание верующих, чтобы решить вопрос о сборе денег для покупки серебра с целью замены на него некоторых вещей [10, Л.31 и об.32].

В ответ на постоянные запросы 4 июля 1922 г. «Председателю Актюбинской райпомгола» была послана телеграмма следующего содержания: «в Актюбинском районе изъято церковных вещей только в одной церкви города Актюбинска, что же касается в районе есть церкви, то от них ничего еще не поступало» [11, Л.30]. Возможно, указанное объясняется отсутствием, или получением на местах противоречивой информации. Так, 14 июля 1922 г. на заседании пленума Актюбинского Райкомголода слушался вопрос о создании комиссии по изъятию церковных ценностей по  Актюбинскому  району. После дискуссий было принято решение: « В виду того, что поступило распоряжение о прекращении изъятия ценностей о создании комиссии воздержаться. Поручить работу президиуму» [12, Л.3].

В Семипалатинске события развивались также с определенными сложностями. Согласно тексту шифротелеграммы под грифом «Совершенно секретно», полученной 13 апреля 1922 года, Ответсекретарем Семгубкома РКПб от ГПУ по КССР, началось изъятие церковных ценностей из храмов города. 5 мая началось изъятие церковного имущества в Никольском храме, построенном в 1899-1901 гг., оттуда вывезли 69 серебряных предметов общим весом почти в три пуда.[13, С. 23-39] Иеромонах Иустин (Ларионов) [14].

В составе комиссии, производившей опись и изъятие имущества, в Знаменском соборе были представители губисполкома, губфинотдела, губрабкрина, губвоенкома. В результате работы комиссии были раздеты:

  • практически все иконы, кроме двух: иконы Знаменско-Абалацкой
  • божьей матери и иконы с изображением Христа «Царь Славы».
  • в соборе было изъято около 49 предметов весом более трех пудов [15, с.341].

Аналогичная политика изъятия проходила в Воскресенской, Всехсвятской, Александро-Невской и других  церквях.  Что  же  касалось  проведения  компании  в  мусульманских  мечетях,  то  по  данным А.С.  Жанбосиновой  «  Комиссия  сообщала,  что  серебряных   и   золотых   изделий   не   обнаружено» [16, С.273].

Таким образом, изъятие церковных ценностей – основное направление политики советского государства в отношении культурного наследия церкви – было в первую очередь политической, а не только экономически целесообразной мерой. Реализация компании преследовала цель дискредитация  духовенства в глазах широких народных масс; пополнение государственного бюджета и партийной кассы средствами не только для борьбы с голодом, но и для укрепления большевистского государства; создание новых поводов для репрессий против духовенства; усиление внутрицерковного раскола, наметившегося еще в 1917 г. по линии отношения к новой власти и новому государственному режиму [17, с.27].

 

Список использованной литературы:

  1. Худобородов А.Л., Яшина М.А Изъятие церковных ценностей — один из видов борьбы советской власти с Русской православной церковью (на материалах Уральского региона). // Известия Алтайского государственного университета. № 4-2 (84).С. 237.
  2. Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры. М., 1994; Баделин В.И. Золото церкви: исторические очерки и современность. Иваново, 1995; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 г. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997; Казакевич А.Н. Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 г.: сборник документов из фонда реввоенсовета республики.// Отечественные архивы. 2006. №5. С. 118-121; Мавлютова З.Ш. К вопросу об изъятии церковных ценностей в Тюменской губернии в 1922 г.// Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2007. №7. С. 172-176;
  3. Никитин И.В. Изъятие церковных ценностей в Оренбургской губернии в 1922 г.// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. № 1 (34).С. 26-40; Личак Н.А. К вопросу об изъятии церковных ценностей в Ярославской губернии в 1922 г.// В мире научных открытий. 2010.№ 2-1. С. 74-76
  4. Жанбосинова А.С. Кампания по изъятию религиозных ценностей в 20-е гг. ХХ в. как метод борьбы с культом //Народы и религии Евразии. 2015.№ 8.С. 264-275.
  5. Змерзлый Б. В. Изъятие церковных ценностей. Некоторые аспекты проблемы.// Культура народов Причерноморья.1998.-№ С. 138-143.
  6. Мавлютова З. Ш. К вопросу об изъятии церковных ценностей в тюменской губернии в 1922 г. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. № 7.С.172-173.
  7. Постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей. 23 февраля 1922 г.// Известия. 26 февраля
  8. Архив Президента РК, ф. 293,оп.1, д.163,л.25.
  9. А.С. Жанбосинова Кампания по изъятию религиозных ценностей в 20-е гг. ХХ в. как метод борьбы с культом //Народы и религии Евразии. 2015.№ 8.С.272.
  10. Государственный архив Актюбинской области (далее ГААО), ф.3, оп.1,д. 620,л.3. 10 ГААО, ф.3., оп.1, д. 620, л.31 и об.32
  11. ГААО , ф.3.,оп.1,д. 620,л.30.
  12. ГААО, ф.3.,оп.1,д. 620,л.3.
  13. Титаев Е. Погибшие храмы // Простор. №11-. С. 23–39.
  14. Из истории православного Семипалатинска в 20-х – 30-х годах ХХ века. Обновленческий раскол// https://pravsobor.kz/Blagoch/history/obnovlentsi.html
  15. Кашляк В.Н. Никольский кафедральный собор // Семипалатинск. Три века истории. Новосибирск, с.341.
  16. А.С. Жанбосинова Кампания по изъятию религиозных ценностей в 20-е гг. ХХ в. как метод борьбы с культом// Народы и религии Евразии. 2015-. № 8.С.273.
  17. Растимешина Т.В. Изъятие церковных ценностей как направление политики советского государства в отношении культурного наследия церкви в 20-е годы ХХ века // Вестник РМАТ -№ 2.с.27.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.