Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Религиозность масс: истоки и общие тенденции

Аннотация

Данная публикация, не претендует на полноту освещения проблемы в силу ее масштабности. В настоящей статье рассматривается религиозность масс и дается объяснения тенденций постепенного роста влияния религии на общественную жизнь. Рассмотрены общие тенденции присущие гуманитарным наукам. Авторы раскрывают некоторые содержания понятия «религиозность масс в период распада СССР», выделяют несколько групп признаков проблем для дальнейшего изучения. Рассматривается историческая роль религии в жизни общества, выявляются тенденции и новые формы взаимодействия названных сфер в современных условиях. Актуальность исследования религиозности масс определяется возросшей ролью религии в современном обществе. Возрождение религии является социальным фактом и происходящие процессы во многих странах можно иногда тесно связывать с ней. В настоящее время в мире ведется огромная работа по совершенствованию межрелигиозного диалога. 

Введение. Чтобы сохранить религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс мы должны первым делом анализировать и досканально изучить вопрос о религии, а также проблему религиозности масс. Этот вопрос всегда сопровождался противоречивостью во взглядах его исследователей. Поэтому мы, не претендуя на полноту раскрытия проблемы, вкратце рассмотрим общие тенденции в этом вопросе и присущие моменты как психологической, историко-философской, так и социологической наукам. Общим характером, которая сопровождает любое массовое общество всегда и везде является система верований. Она их цементирует, держит вместе и позволяет мобилизовать людей вплоть до требования пожертвовать своей жизнью. Вождь не смог бы основать и руководить такой партией, необходимой для выполнения своей задачи, если бы он не владел этой системой. Ведь массы действуют лишь ведомые верованиями, а верования существуют только благодаря массам. Именно поэтому пророк стал архетипом современного лидера: нужно, чтобы он создавал твердую веру вокруг себя. Любой человек, зараженный религиозной идеей может спокойно превратиться в частицу религиозной массы. В каждом конкретном случае причины присоединиться к религиозной массе, особенно к радикальным течениям индивидуальны. В первую очередь, низкий моральный уровень представителей официальных религиозных структур вызывает в обществе негативное отношение. Представители радикальных течений могут даже диктовать свои видения местным имамам, поправив их и подсказав свои доводы публично и в итоге разочарованные прихожане, особенно неопытная молодежь идет за ними или за харизматической личностью вызывающего к дестабилизации или разрушению социальной общности. Во-вторых, низкий уровень жизни, невозможность зарабатывать на жизнь законным путем, высокий уровень коррупции и разочарованность властью и другие социальные проблемы постепенно вызывают в обществе религиозность масс.

Религиозность масс в период распада СССР. Всем известно, что принижение религии шло полным ходом в СССР и антирелигиозная пропаганда стало осуществлятся почти с первых дней советской власти. 20 января 1918 года был издан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Законодательно отделив церковь от госдарства советская власть строила «свою религию», основанную на пропаганде атеизма или научно-материалистического мировоззрения. Особенно в 1920-30-х годах понижается роль религии, разрушаются божественные «храмы» (церковь, мечеть и т.д.), уничтожаются религиозные школы, в репрессию попадают духовные служители и религиозные проповедники. В годы «советско-германской» войны руководители практически всех религиозных объединений СССР поддержали освободительную борьбу народов страны против немецко-фашистского агрессора. Обращаясь к верующим с патриотическими посланиями, они призывали достойно выполнить свой религиозный и гражданский долг по защите Отечества, оказать всю возможную материальную помощь. Такую политику не могла не учитывать советская власть, поэтому постепенно ее церковная политика начала частично меняться. А религиозные объединения в свою очередь, почти что смирились с советской властью и согласились на «мирное сосуществование». По мнению А.Б. Юнусовой, «и до войны как церковь, так и верующие зачастую активно поддерживали всевозможные начинания и кампании советов, … не противопоставляли себя стране и властям» [1, с.200]. Все эти заслуги были учтены коммунистами. В итоге в мае 1944 г. был учрежден Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР, на который возлагалась задача осуществления связей «между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующим разрешения Правительства СССР».

Но с враждебно настроенной по отношению к ним властью религиозным объединениям жилось в притеснении и в тоталитарный период. Если изучить советское законодательство то мы не находим ярких запретов в отношении религий в Конституции и Законах. В 1964 г. был создан Институт научного атеизма. Советский Союз всячески препятствовал распространению религии, ввел в ВУЗ-х объязательную учебную дисциплину «Научный атеизм» и провел системную работу в этом плане. В 1965 году начал работать Совет по делам религий при Совмине СССР. Он имел право принимать решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий, проверять деятельность религиозных организаций. Целый пласт постановлений и решений Совета по делам религий получил правовое признание. В этих решениях были всякие немыслимые запреты и табу, например: ограничение колокольного звона двумя минутами, крещение только при предъявлении паспорта, не показываться на улицах в церковных одеяниях и т.д. Также различные решения Совета запрещали религиозным организациям осуществлять любую общественную деятельность, кроме чисто религиозной: они не имели права организовывать художественную самодеятельность, создавать библиотеки и читальные залы, оказывать медицинскую помощь, организовывать специальные женские, детские религиозные объединения и т.п. Таким образом, можно сказать, что советская власть полностью контролировала религиозность масс в СССР. На этот вопрос коренные изменения внесла «перестройка». Политика СССР и проводимые программы вызывающие общество к гласности, демократизации и перестройке постепенно дали свои плоды. «В конце 1987 – начале 1988 года появилось новое направление советской политики по отношении к церкви. Его можно обрисовать так: «Советский Союз не является режимом, преследующим религию, но это страна, в которой и атеисты и верующие совместно строят социализм». Горбачев нуждался в содействие Церквей, преимущественно РПЦ. Он воспользовался готовившимся празднествам Тысячелетия Крещения Руси, для того, чтобы заручиться поддержкой своего курс на территории страны (верующие) и за ее приделами (позиция Запада). В начале 1988 года советские издания, включая областные, были заполонены религиозной тематикой, священникам повсюду давали высказаться. В тот период, главное атеистическое издание «Наука и религия» со временем превратился в серьезный и познавательный религиоведческий журнал» [2]. Действительно, тысячелетие крещения Руси ознаменовало подлинное преобразование советской религиозной политики. Некоторые простые люди по-разному относились к происходившим в церковно-государственных отношениях переменам. СССР конца 1980-х гг. испытал необычайный подъем религиозных настроений в обществе. Вызывали волну настроений также экстрасенсы и другие чудо-люди. В 1990 году был принят закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», пятая статья которого гласила, что «государство не финансирует деятельность религиозных организаций и деятельность по пропаганде атеизма». Закон предоставил религиозным организациям права юридического лица [3]. Религия пережившая эпоху советских гонений стала вновь обретать силу, поднятие религизных ценностей и культуры, отказ от атеистической пропаганды и рост религиозности населения, в том числе молодежи – постепенно складывают начало религиозности масс в СССР. Но религизность масс в СССР полностью не смогла себя показать, так как это государство вскоре распалось и религиозность масс постепенно начало возростать в государствах-приемниках. За годы, истекшие после распада Советского Союза, во многих постсоветских странах заметно изменилось общественное сознание, в частности, претерпели серьезную эволюцию их религиозные характеристики и мировозрения. Переход от общества, всячески ограничивавшего религиозные потребности граждан, к обществу,  в котором религия признается нормальным аспектом духовной жизни, изменил  религиозную картину и в постсоветских странах. Для многих граждан выбор религии стал кредом жизни.

Некоторые проблемы религиозного возрождения. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только нравственным вероучением и своей многовековой историей, но и количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии того или иного региона, народа или страны. Некоторые религиозные организаций стали даже международными, транснациональными. Иницируя ценнейшие нравственные начинания, некоторые из них вызывают в государствах религиозность масс.

Следует отметить, что после того как в начале 1990-х было отменено советское отношение к религии, массы людей обратились к конфессиям и количество считающих себя верующими выросло в сотни раз. Такое стремительное расширение контингента не могло оставить исследователей равнодушными. Они изучали различные аспекты  религиозности. Например, А.Марков  пишет, что «Среди социологов нет единого мнения о том, какую роль – положительную или отрицательную – играет религия в современных высокоразвитых обществах. Одни авторы утверждают, что массовая вера в бога или богов, поощряющих высокоморальное поведение и наказывающих за грехи, способствует общественному благополучию (снижению преступности, коррупции, экономическому процветанию и т. д.). Другие исследователи доказывают, что разумная политика светских правительств гораздо важнее для процветания общества, чем массовая религиозность населения. Некоторые факты указывают и на возможное негативное влияние религиозности». Он проведя анализ по научным изысканиям Грегори Пола, пишет, что «комплексный анализ многих десятков социальноэкономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу   о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества» [4]. Получается, религиозность не показатель цивилизованности народа. Может быть был прав Г.Лебон говоривший, что сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах [5].

Религию считают способной мобилизовать людей, обращаясь к их преданности ценностям – свободе, справедливости, революции и так далее – или сообществам – французов, трудящихся, мусульман и тому подобное, поскольку религия, по выражению А. Грамши – «это огромная власть, на службе, у которой состоят самые сильные человеческие эмоции» [6].

Для большинства людей из бывшего «Советского Союза» отказ от коммунизма и социализма породил идеологический ваккум. Многие люди этот ваккум заполняли религией. Вроде бы началось возрождение религий, но как оно развивается сегодня, это уже отдельная тема.

Светская религия и религиозность масс. Проникая в поры массового общества, религия становится сутью человеческой жизни, энергией свободной веры, без которой все умирает. Понятие такой религии – одно из открытий Французской революции. Робеспьер первым признал в ней самое средство возрождения нации. Он увидел в ней инструмент, позволяющий установить Республику вместо и на месте монархии. Гражданские праздники Разума и Высшего существа узаконили это открытие. Каковы функции такой? Первая – создать единую картину мира, которая сглаживает фрагментарный и частный характер каждой науки, каждой технической отрасли и знания вообще. В недрах человеческой натуры существует изначальное желание гармонизировать в рамках некой совершенной системы все то, что нам кажется противоречивым и необъяснимым с точки зрения нашего опыта. Более того, мы чувствуем себя бессильными перед разнообразием экономических сил, психологических проблем и массой неконтролируемых событий. Но человек в обыденной жизни этого не принимает. Ему нужны твердая уверенность, неоспоримые истины. Только они позволяют укротить силы настоящего и строить планы на будущее. Ему нужна целостная картина, имеющая единое основание – общественный класс, нация и т.п., универсальный принцип – борьба классов, естественный отбор и т.д., и определенное видение мира человеческого и нечеловеческого. По существу, светские религии обеспечивают ему такое всеобъемлющее видение. Они предлагают мировоззрение, где для каждой проблемы есть решение. Таковы либеральная доктрина, националистические доктрины или же марксистская теория, которая, по Фрейду, в Советской России «получила энергию, автономный и исключительный характер мировоззрения, но в то же время стала опасно подходить на то, с чем она борется» [7, с.416].

В массовом обществе многие средства потеряли свой авторитет, а значит, свою действенность. Одни религии (их миссионерские подразделения) могут еще создавать такие привязанности. Религии признают стремление к счастью, потребность в защите, которые людям присущи с детства. Нарисовав в самых мрачных тонах силы, которые им угрожают, они предлагают решение. Они указывают, как и почему наступит ясный и безоблачный мир: тело без болезней, общество без конфликтов и классов, сообщество всеобщей любви, демократия без бога и повелителя и т.д. Это – религии надежды. Они гарантируют людям, что те, в конце концов,  выйдут победителями из борьбы, при условии, что они идентифицирует себя с идеалом, который их превосходит, и будут следовать исходящим от них предписаниями. Это дает им возможность предложить ценностную шкалу, которая четко разделяет две категории поступок, мыслей, эмоций: одни «разрешены», другие «запрещены». Следуя правилами, каждый избегает конфликта, который может противопоставить его обществу. Это избавляет от множества моральных и психологических страданий. «Религия, утверждает Фрейд, – сужает возможность выбора и адаптации, поскольку она навязывает всем в одинаковой степени свой путь к достижению счастья и защите от страданий» [7, с.417].

Можно утверждать, что большинство искусственных толп – армии, церкви, партии – связаны с такой тайной. Они используют совокупность церемоний, эмблем, паролей, которые ее защищают, пресекая всякую попытку ее раскрыть. Она служит для оправдания иерархии.

Китайский философ Лао Цзы уже знал это: «тот, кто хочет достичь полной правды, не должен заниматься добром и злом. Конфликт добра и зла – это болезнь разума» [8]. Эти процессы надолго превращаются политический мир в мир религиозный. Ничего удивительного, как мы видим, в том, что доктрина сближается с религией, где партии играют миссионерскую роль, – религией двойственной природы: между тайном обществом и обществом открытым. Многие говорят, что в любой религии, светской и политической, заложена одна и те же идея, идея завладения умами и сознанием масс, для провозглашения и утверждения власти и господства в обществе.

Выводы. Данная публикация, не претендует на полноту освещения проблемы в силу ее масштабности. Но тем не менее, хочется сказать, что во многих странах имеет место усиление религиозности, стихийных религиозных движений, порой всячески порождая религиозность масс в регионах. Вместе с этим укрепляются социальные корни религии, вызванные бессилием людей перед стихией капитала, эксплуатацией и разрушением. Во всем мире наблюдается необычайный интерес не только к вопросам религии, но и к мистике, чудесам, паранормальным проявлениям и т.д. Это тоже в свою очередь, открывает дорогу религиозности масс с поверхностной осведомленностью и порой даже характеризуется как всеобщая профанация основных вех религиозных учений. Религия используется политическими деятелями с целью расширения своего влияния на народные массы. Таким образом, с религиозностью масс связан целый ряд характерных особенностей взаимодействия религии и политики. Давно уже ставиться под сомнение концепция марксистского религиоведения, что религия является исторически преходящей формой общественного сознания и она будет отмирать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Отказ руководства бывших советских республик от пути социалистического пути развития привел к идеологическому ваккуму, этот ваккум заполнила религиозность. Многие советские ученые в свое время не смогли и не были готовы к «большим» переменам, поэтому оказались без сил перед новой «религиозной политикой» «мирового сообщества». В современном мире наиболее распространенным типом взаимоотношения государства и религиозных объединений является их сотрудничество. Будучи гарантом всеобщего интереса, государство защищает традиционные и культурные ценности общества. У государства есть все, что необходимо для регулирования взаимоотношений политических и религиозных структур. Реализация государством своих функций в деле религиозной политики обеспечивает нормальное функционирование и всестороннее развитие общества.

 

Список использованной литературы:

  1. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. –Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. – 356 с.
  2. Нефед А.И. Церковь в период правления М.С.Горбачева. Перестройка и тысячелетие крещения Руси // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам V студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. –М.: «МЦНО», 2013. –№5(5) / [Электрон. ресурс]. URL: https:// nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf. (дата обращения: 8.4.2017)
  3. Сосновских Е. Г. Трансформация государственно-конфессиональных отношений в 1985-1997 гг. (на материалах Челябинской области). Дисс. на соискание ученой степени канд. истор. наук. – Челябинск, 2014. – 163 с.
  4. Марков А. Религиозность населения не способствует процветанию общества // Элементы. 9.2009. http://elementy.ru/novosti_nauki/431139 [Электрон. ресурс]. (дата обращения: 8.3.2017)
  5. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: Академический проект, – 238 с.
  6. Грамши А. Избранные труды. – Т.1-3. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1957-1959.
  7. Фрейд З. Психология масс м анализ человеческого Я // Преступная толпа. – М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. – 649 с.
  8. Степанова Л.М. Проблема личности в учении Лао-цзы о совершенно мудром // Вестник Бурятского государственного университета. – 2008. – № 6. – С.24-29

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.