Керамический комплекс средневекового Тараза

Первое упоминание о средневековым городища Тараз содержится в Византийских источниках и относится к концу VI в. Писали о Таразе почти все средневекоые географы, историки, путешественники. Так историки ІХ-ХІ вв. называют Тараз «городом купцов». Но Тараз также был и столичным центром тюргешей, а затем карлуков, караханидов, джагатаидов. Город который имел свой монетный двор. ХІ-ХІІ века характерны для Тараза экономическим и культурным ростом, обусловленным его местоположением на торговом пути, в центре богатой земледельческой долины, рядом с серебряными рудниками в горах Таласского Алатау. 

Живописная Таласская долина, тянется с юго-востока на северо-запад-вдоль р. Талас, в эпоху средневековья представляла единый политико-административный Таразский округ. Необьятные просторы Таласской долины с глубокой древности привлекали к себе человека, который оставил здесь самые разнообразные археологические памятники, раскрывающие историю племен и народов, населявших долину со ІІ тыс. до н.э. Ценности этих памятников особенно велика, поскольку дошедшие до нас письменные источники содержит очень мало сведений об исторических судьбах племен. Исследование памятников Таласской долины делится на четыре периода. Первый начался до Великой Октябрьской соцалистической революции, второй-с момента экспедиции в Таласскую долину-с 1936 по 1946 г. (руководитель А.Н. Бернштам); третий-с 1946 по 1967 г., т.е. с момента создания отдела археологии при Институте истории, археологии и этнографии АН КазССР; четвертый с 1967 по настояшее время. Один из древних городов Таласской долины является Тараз. Вместе с Джамукатом он упоминается уже в VI в. В 568 г. в этом городе на берегах Таласа в ставке тюркского кагана Дизабула принимали посла Византии Земарха [1, С. 33].

В 629 г. Тараз (Далосы) описывает Сюнь-Цзянь: «Пройдя 140-150 ли на запад от Цяньцзюань, мы прибыли в город Далосы. Город в окружности 8-9 ли. В нем вмешанно живут купцы из разных стран и хусцы (согдийцы). Земля и климат такие, как  в Суйе. Примерно в 10 ли на юге от него есть небольшой одиночный город с населением около 300 дворов. Это, собственно, люди из Срединного царства. Некогда они были взяты в плен Туцзюэ, но в последствии объединились в землячество и осели в этом городе, живя в его центральных усадьбах. Когда же одежда износилась, они стали одеваться как туцзюэ, но их язык, обычаи и законы такие же, как в Китае» [2, С. 91].

Основным материалом из раскопки и сборов с городищ является керамика. Керамика рассматривается по трем хронологическим периодам: конец V-начало VІІІ в., VІІІ-начало X в., XI-начало XIІІ в. Основным критериями классификации были морфологические, качественные и количественные характеристики. По технологическим признакам определяются две большие группы керамики: лепная и станковая. Учтены также признаки вторичной технологической обработки: лощение, окраска, роспись и орнаментация, добавки в тесто. Учет функционального назначения явился критерием для выделения классов и типов. Отличительные особенности формы тулова, венчика, а также различные дополнительные детали послужили принципом деления на подтипы. Вся керамика делится на три группы: лепная керамика, станковая, сделанная на ручном и ножном круге, и станковая поливная. Крупным сосуды, как хумы, тазы, сферические и плоскодонные котлы, кувшины с цилиндрической узкой горловиной, изготовлялись по частям. Горловина и венчик у хумов  и кувшинов лепились отдельно, следы их прикрепления к корпусу хорошо видны на внутренней поверхности многих сосудов, в этом убеждают и отпавшие и котлов по линии спайки швов некоторые горловины и стенки кувшинов и котлов. Ручки кувшинов лепились отдельно и крепились к сосуду ручным способом. Для изготовления сосудов кухонного и хозяйственного назначения: хумов, котлов, а также подставок под котлы, крышек, тандыров и некоторых форм светильников-применялось тесто с большими примесями крупнозернистого песка, дресвы и гипса, особенно заметными  в изломе черепка. Котлы являются ведущей формой посуды, лепленной от руки. Почти все котлы во фрагментах целые, покрыты снаружи копотью, причем характерно, что днище чистое, а копоть появляется на некотором расстоянии от дна. Причиной этого была, видимо, система очага, где котел своим дном непосредственно стоял  на  раскаленных  углях, а стенки его обволакивались дымом.  В некоторых котлах на внутренних стенках обнаружены остатки пищи в виде кожицы пшеницы, прилепившейся к стенкам сосуда.

Котлы являются одной из наиболее распространенных форм посуды, изготовляемой всюду и в большом количестве. По размерам и вместительности котлы разнообразны: большие, средние и маленькие. Поэтому варианты их в каждом районе многочисленны. Котлы из городища Тараз идентичны котлам из городищ Чуйской [3] и Таласской [4] долины и Южного Казахстана [5]. В комплексе с котлами следует рассмативать и массивные глиняные подставки под котлы, выполненные в виде удлиненной головы верблюда с углубленными глазами и выступающей вперед мордой. Снаружи подставки покрывались орнаментом, обычно елочным. Такого типа подставки достаточно широко представлены в керамике VII-VIII вв. из Жетысу и являются для того времени, скорее всего, локольной формой гончарных изделий. Появившиеся в оседлом быту горожан подставки котлов с мифологическими образами следует рассматривать не только как предметы утилитарного назначения, но и как предметы, отражавшие религиозно-мифологические воззрения перешедшего к оседлости тюркского населения Таразской округи [6].

Крышки найдены в значительном количестве. Практически все фрагменты относятся к плоским дисковидным крышкам. Диаметр их варьирует от 12 до 18 см. Украшение поверхности очень разнообразно: здесь присутствует прочерченный, ямочный и налепной орнамент. Довольно часто встречается штампованный орнамент. Крышки широко распространены и на других городищах Жетысу [7], многочисленная и близкая им серия происходит из Чуйской долины, Южного Казахстана [8], из Ташкентского оазиса [9]. Хумы. По венчику хумы делятся на несколько групп. Наряду с известной ранее прямоуголной формой венчика появились две новые. У одних сосудов венчик состоит из двух валиков с ложбинкой, у других на валике еще имеется жгутик с защипами. Подобной формы хумы были широко распространены на городище Баба-Ата и на среднем течении Сырдарьи в VIII-IX вв. Известны они и в Ак-Бешиме в VII-VIII вв. Самую распространенную группу глиняных сосудов образуют хумы. Целых или археологически целых сосудов не обнаружено, но наличие фрагментов венчиков, донцев и тулова позволяет воспроизвести их форму и размеры. Хумы имели округлое тулово, горловину  диаметром 24-26 см с отогнутым на внешнюю сторону венчиком, плоское дно диаметром 21-25 см, сделанное на песчаной подсыпке. Высота хумов около или более 1 м. Такие сосуды формуются из широких полос, лепятся вручную, швы соединений отчетливо видны на внутренней поверхности черепков. Тесто плотное, хорошего промеса с примесью песка. На верхнюю часть тулова, а иногда около венчика некоторых хумов нанесены коричневым или черным ангобом пятна, от которых вниз тулову спускаются потеки. Пятна или полосы ангоба, по мнению Е.М. Пещеревой, играли роль оберегов [10]. Обычай нанесения пятен на сосуды особенно широко распространен в памятниках каунчинской культуры первой половины первого тысячелетия нашей эры [11]. Вторая группа керамикаи выделяется по технологическому признаку: она изготовлена на ручном гончарном круге и немногим отличается от лепной. Сосуды асимметричные, но черепок при формовке становится плотнее, формы изящнее. Венчики хорошо профилированы.

Кувшины. Среди них наиболее многочисленную группу (первую) составляют кувшины с невысоким узким горлом и широким сферическим корпусом. Иногда переход от тулова к горловине резкий, украшенный волнистым орнаментом. Ручки крепятся к самой горловине. На горловине имеется слив и маленькая ложбинка. Интересен тонкостенный кувшин с широким цилиндрическим горлом и носиком-сливом, корпус украшен. Основная композиция на этом сосуде-непересекающиеся линии. Она была остроумно разработана путем повторяющихся мотивов рога барана. Орнамент из рогов, покрывающих корпус кувшина,-отзвуки сакского искусства. Техника выполнения данного узора заключается в том, что заранее заготавливали жгутики из глины. При краям узора прокладывали двойной шнурок из крученых ниток, который прикрепляли вместе с кожей к сосуду редкими стежками. Древние мастера каждый наложенный на поверхность сосуда жгутик покрывали еще и насечкой, как бы имитирующей мелкие стежки ниток, которыми мог быть прикреплен узор [12]. Узор в виде «рогов барана», выполняемый врезной техникой еще с І тысячелетия до нашей эры [13], был широко распространен в сакское время на бытовой утвари, шкатулках, коже, войлоке и достиг расцвета в глиняной посуде Жетысу и Южного Казахстана в эпоху Тюркских каганатов. В Таласской долине длительные процессы взаимосвязи оседлого населения городов с кочевым миром способствовали проникновению в городскую среду кочевников, привнесших в искусство мотивы, ранее применявшиеся в украшении одежды, жилища, домашней утвари.

Благодоря выработанным веками орнаментальным приемам на коже, дереве, войлоке, кости и металле оседавшие в городах тюрки, карлуки, кимаки, кипчаки и караханиды смогли воспроизводить их на гончарных изделиях и в архитектуре и тем самым способствовать расцвету орнаментального искусства [14].

Развитие керамического производства в Таразе может быть прослежено на богато представленной поливной керамике. Изготовлена она на гончарном круге из хорошо промешанной, отмученной глины. Черепок сосудов в изломе красновато-коричневого цвета. Для глазурованной керамики Тараза характерно высокое качество, яркость красок, высокохудожественность орнаментальной тематики и хорошее выполнение узора.

 

Литература:

  1. Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 гг. – // Соч. Т.4. – М., –С. 33.
  2. Зуев Ю.А. Китайские известия о Суябе// Изв. АН КазССР. Сер.истории, археологии, этнографии. Вып. 3 (14). – С. 91.
  3. Кожемяко П.Н. Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины. – Фрунзе,
  4. Бубнова М.А. Средневековое поселение Ак-Тобе у с. Орловки // Археологические памятники Таласской долины. С. 138.
  5. Агеева Е.И., Пацевич Г.И. Из истории оседлых поселении и городов Южного Казахстана // ТИИАЭ АН КазССР. – Алма-Ата, Т. 5. С. 178.
  6. Сенигова Т.Н. Средневековый Тараз. – Алма-Ата: Наука, – С.157.
  7. Байпаков К.М. Керамика средневекового Кулана// В глубь веков. – Алма-Ата, – С.92.
  8. Агеева Е.И., Пацевич Г.И. Из истории оседлых поселении и городов Южного Казахстана // ТИИАЭ АН КазССР. – Алма-Ата, Т. 5. С. 178.
  9. Мерщиев М.С. Городище Актобе-1 (IV – нач. XIII вв.) // Древности Чардары. – Алма-Ата, – С.156.
  10. Пещерева Е.Е. Гончарное производство Средней Азии. // Труды Института этнографии АН СССР. – М.-Л., 1949. – С.80.
  11. Мерщиев М.С. Городище Актобе-1 (IV – нач. XIII вв.) // Древности Чардары. – Алма-Ата, – С.156.
  12. Буряков Ю.Ф. Городище Минг-Урюк в Ташкенте. Труды САГУ, вып.81, Ташкент, 1956, С.
  13. Нуржанов А.А. Взаимодейтсвие степных и оседлых цивилизаций в эпоху Тюркских каганатов в Семиречье. Средневековая археология Евразийских степей// Материалы Учредительного съезда Международного конгресса. – Казань. Т.2. С. 115-119.
  14. Сенигова Т.Н. Орнаментальные узоры на керамических сосудах VI-IX веков // В глубь веков. – Алма-Ата, 1974. – С.120.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: История