Аннотация
В статье анализируется значение такой важнейшей социальной функции современной казахстанской семьи, как хозяйственная в различных регионах республики. Она направлена прежде всегона поддержание физического здоровья членов общества и получение хозяйственных и материальных-бытовых услуг одними членами семьи от других, в первую очередь, несовершеннолетними и нетрудоспособными ее членами. При этом мыобратилиосновное внимание, прежде всего на следующие ее определяющие стороны, направленные какна ведение и распределение домашнего хозяйства, особенно в сельской местности, удовлетворение бытовых потребностей семьи в пище, комфорте и пр., так и совместное ведение супругами домашнего хозяйства (приусадебный участок и подсобное хозяйство) для удовлетворения упомянутых потребностей, включая материальные. Для репрезентативности привлечены полевые этнологические и этносоциологические материалы автора, которые позволили выявить общее и особенное в данной проблеме, включаи инновации и традиции.
В последние несколько десятилетий в современной сельской и городской казахской семье изменилось не только положение главы семьи, но и всех остальных ее членов. Указанные изменения во внутрисемейных взаимоотношениях отразились и в распределении домашних обязанностей. В семьях, где женщины вовлечены в сферу общественного производства, мужчины и другие члены семьи стараются разгрузить ее от домашних дел.
Как свидетельствуют материалы наших этносоциологических исследований, совместный семейный труд превращается в важный фактор стабилизации семьи, что способствует активизации еще неиспользованного социального потенциала, к повышению детности, соответственно – к росту расширенной семьи. Коллективный семейный труд возрождает ослабевшую прежде роль женщины, как хранительницы семейного очага. Материалы нашего этносоциологического исследования в Павлодарской области показали, что на вопрос: «Если семья материально обеспечена и совершенно не нуждается в заработке жены, то следует ли ей работать или достаточно заниматься только домашним хозяйством и детьми?» от 60,0 до 95,0% респонденты из числа казахов, русских, украинцев и немцев указали на важность сочетания семейных и производственных ролей женщин.
Известно, что в среднем за одну неделю на работу по ведению домашнего хозяйства в рабочие дни у женщин в среднем приходится по 3-4 часа, а у мужчин – не более 1 часа [1, с. 28]. Об этом же свидетельствуют данные наших этносоциологических исследований в различных регионах республики. Например, в Южно-Казахстанской области от 44,0 до 53,2% респондентов вне зависимости от их этнической принадлежности указали, что домашние работы распределены равномерно и что в этом процессе достаточно весомым является и участие мужчин (от 25,1 до 32,9%).
Еще большие показатели активного участия мужчин в этом вопросе получены нами по результатам исследования сельского населения полиэтнических селений Костанайской области. Они достаточно высоки в ответах респондентов Аулиекольского района – от 52,4% у русских и до 61,8% у казахов. В Наурзумском районе на помощь мужа жене указали от 37,5 до 44,1% респондентов. Такие весомые показатели получены за счет ответов представителей молодого и среднего поколений, а также лиц со средним специальным и высшим образованием. У последних, как правило, супруги в большинстве случаев работают в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и быта. Поэтому их мужья и другие члены семьи с пониманием относятся к их загруженности на работе и стараются помочь им в домашних делах.
Такие же тенденции свойственны ответам респондентов с соседней североказахстанской области – Павлодарской. Здесь во всех четырех районах, как в моноэтническом Баянаульском, так и в полиэтнических Аксуском, Иртышском и Щербактинском, респонденты поставили приоритетным в своих ответах равномерное участие всех членов семьи в распределении домашних обязанностей. Среди казахов на него ориентированы от 86,4 до 90,6%, чуть ниже показатели русских респондентов.
Во многих семьях, независимо от этнической принадлежности, постепенно преодолевается прежняя грань между чисто «мужскими» и «женскими» работами. Так, мужчин можно увидеть за покупками продуктов в магазине, за заготовкой топлива, доставкой воды, за ремонтом квартиры или дома, сопровождающих своих детей в ясли, детсад или помогающих детям школьного возраста в подготовке домашних уроков. Очень часто в сельской местности в силу сезонной нагрузки многие механизаторы, шоферы и другие категории рабочих, занятых на вспашке, уборке урожая и других сельскохозяйственных работах, могут оказать посильную помощь лишь поздней осенью или в зимнее время. Если женщины не заняты на производстве в силу объективных (нет необходимой работы) и субъективных обстоятельств, то соответственно возрастают для нее и домашние нагрузки.
Данные по Южно-Казахстанской области свидетельствуют о наличии следующих тенденций. Вопервых, мы видим, что роль мужчины минимальна в уборке помещений дома или квартиры – на нее ориентированы соответственно 3,2–5,7% казахов и 2,2–3,3% узбеков. Таким же ограниченным является их участие в приготовлении пищи, соответственно 4,7–6,1% и 3,4–6,8%. Они же свойственны казахамрепатриантам из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые при возвращении на историческую Родину предпочитают селиться в Южном Казахстане [2, с. 212-215].
В силу традиционного разделения труда, вызванного во многом необходимостью приложения именно мужских усилий, их участие становится почти незаменимым при ремонте дома, квартиры, жилых помещений и хозяйственных пристроек. Свидетельством этого является то, что указанную сферу приложения мужского труда указали от 66,2 до 73,4% респондентов из числа казахов, узбеков и русских. Идентичный показатель характерен в ответах опрашиваемых и в отношении их активного участия в работах в личном подсобном хозяйстве. Их роль возрастает при заготовке или покупке топлива, при подъеме и доставке крупных предметов быта, техники, продуктов питания, требующих затраты определенных физических усилий. Мужской труд востребован при заготовке фуража для крупного рогатого или мелкого скота, при ежедневном уходе за ними, а также при их забое впрок или срочной надобности семье или при приглашении домой большого количества гостей при различных семейных торжествах и т.д.
Закономерность указанных тенденций подкрепляется и по материалам Меркенского района Жамбылской области.
Домашние обязанности распределены особенно равномерно в русских семьях, менее в других. Социаль-ным, традиционным факторам больше подвержены казахские, уйгурские семьи. Например, в Асинском сельском округеЕнбекшиказахского района Алматинской области 16,7% опрошенных неквалифицирован-ных рабочих уйгурской национальности указали, что домашнюю работу выполняет только жена и соответ-ственно 17,6% казахов из Кызылбулакского сельского округаКоксуского района.
Рассмотренные нами виды активного участия мужчин-казахов в различных сферах домашних работ возникли не сразу, постепенно, в течение многих десятилетий. На это оказало влияние не только вовлечение женщин в общественное производство, их высокий культурно-образовательный уровень, соответственно рост их социального статуса, но и изменение положения в семье других их членов, включая детей и молодежь. В этом мы видим также влияние инноваций, воздействие не только нового уклада жизни, но и проживающих совместно с казахами представителей европейских этносов, в первую очередь русскоукраинского. Они нашли в первую очередь понимание и распространение среди молодежи и среднего поколения, среди лиц со средним специальным и высшим образованием. Сюда же следует отнести и такой немаловажный фактор, как личностное восприятие мужчинами своего долга по отношению к семье, супруге, родителям и детям. Оно также во многом определяется воздействием окружающей среды, воспитания в семье. Такие новые веяния можно обнаружить больше в полиэтнической среде, чем в моноэтнической, где все еще сильно традиционное влияние старшего поколения, близких и родственников. Аналогичные тенденции характерны и для стран ближнего и дальнего зарубежья [3-7].
Не менее важным, требующим ежедневного посильного участия, обеспечивающего всю полнокровную жизнедеятельность семьи, представляется и труд женщин. К ним в первую очередь следует отнести традиционную и повседневную для них сферу деятельности: уход и воспитание детей, поддержание чистоты в доме и во дворе, топка печи в осенне-зимний период, включая приготовление пищи. Естественно, им в этом всемерную помощь оказывают все члены семьи, располагающие для этого временем и возможностью (дети, супруг, свекровь или свекор). Помогающие матери младшие по возрасту члены семьи, особенно дочери, постигают специфику разделения домашних обязанностей, дифференциацию мужского и женского труда, которые пригодятся им в будущем. В таком непрерывном процессе трудового воспитания участвуют не только родители, но и бабушки и дедушки.
Здесь нужно подходить дифференцированно, так как такая их деятельность многократно возрастает у тех представительниц прекрасного пола, которые являются домохозяйками или временно не работают, пока дети маленькие. И, наоборот, менее загружены дома те, которые заняты в общественном производстве или трудятся в других сферах государственного, акционерного, частного учреждений, в сферах обслуживания или торговли. И здесь в результате преобладания ручного труда, недостаточности необходимой инфраструктуры в сфере обслуживания сельского населения, женщины затрачивают много времени на приготовление пищи, уборку дома, стирку белья и пр.
Вместе с тем, в рассматриваемом нами вопросе имеются и нерешенные проблемы, связанные с тем, что часть мужчин вне зависимости от этнической принадлежности стараются переложить основные функции трудовых и домашних обязанностей на женщин, считая справедливым такое положение дела, раз они являются основными кормильцами семьи. Им нет дела до того, что «неоплачиваемая» домашняя работа женщин многократно превышает их «оплачиваемую» работу, так как обеспечение ежедневной системы жизнедеятельности семьи требуют от нее приложения огромных физических и эмоциональных сил без каких-то социальных гарантий. Такая «перегруженность» встречается больше в сельской среде, нежели в городской, так как в первой женщинам гораздо сложнее себя реализовать в сфере производства в силу того, что за редким исключением (профессии работников народного образования или здравоохранения), сложно найти работу. И им не остается ничего другого, как и прежде, брать все тяготы домашнеготруда на себя, которая не только супругами, но и общественностью не считается профессией.
Для сравнения отметим, что согласно оценке Организации экономического сотрудничества и развития, женщины тратят на воспитание детей и подростков в два раза больше времени, чем мужчины: в среднем в день 1 час 40 минут по сравнению с 42 минутами у мужчин. На приготовление пищи – 8,3 часа в неделю, на стирку и глажку белья – 3,6 часа. По данным государственного статистического управления Федеративной Республики Германии, их женщины уделяют на домашние дела в два раза больше времени, чем мужчины. В осуществленной в 2010 году исследовательским центром портала “SuperJob.ru” опросе среди экономически неактивного населения Российской Федерации численность женщин и мужчин составляла соответственно 54–46%, в то время как на занятие домашним хозяйством указали 96% неработающих женщин и только 3,4% неработающих мужчин[8, с.113]. Можно констатировать, что российские примеры в этой области равноценны казахстанским и нам предстоит сделать очень многое, чтобы преодолеть такие несправедливые гендерные отличия.
Список использованной литература:
- Жилищные условия населения Республики Казахстан. Т.1. Итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан. Стат. справочник. – Алматы: Казстатинформ, – 226 с.
- Калыш А.Б., Касымова Д.Б. Репатрианты Казахстана. – Алматы: {азаy университеті, 2015. – 364 с.
- Бек У. Обще створиска. На пути к другому модерну /Пер. снем. В. Седельника и Н. Федоровой. –М.:Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с.
- Брайнс Дж.Экономическая зависимость, гендериразделение домашнего труда //Гендериэкономика:мировой опыт и эксперти за российской практики. Отв.ред. и состав.Е.Б. Мезенцева. – М.:ИСЭПНРАН-МЦГИ– Русскаяпанорама, 2002. – С. 328-351.
- Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Разделение труда всемьеи принятие Решений // Окно в русскую частную жизнь. Супружеские парыв 1996 году. – М.: Academia, – С. 113-153.
- Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» / Подред.Н.М. Римашевской. – М.: ИСЭПНРАН-МЦГИ, – 314 с.
- Егорова Н.Ю., Сизова И.Л. Распределение трудовых и домашних обязанностей в современной семье //Личность. Культура. Общество. – 2014. – Том XVI. – Вып. 1. – №№ 81-82. – С. 204-212.
- Костерина И. Кто в доме хозяин? О неоплачиваемой домашней работе в гендерной перспективе //Неприкосновенный запас. – 2011. – № 2 (76). – С. 107-118.