Некоторые проблемы возвращения казахской диаспоры и адаптации оралманов

Статья посвящена возвращение оралманов (репатриант-казахов) на историческую родину. В статье рассматривается о миграции казахов после получения независимости Казахстана и динамика численности оралман казахского населения (около 1млн. человек). Большая часть оралманов живет в Алматинской области. Авторы указали, несколько этапов в процессе миграции оралманов на родину. В статье авторы показали основные причины возвращения зарубежных казахов на историческую Родину. В исследовании указаны, следующие аспекты как численность, социальная структура, место расселения оралманов по территории Алматинской области Казахстана, а также проблемы социально-культурной адаптации. В первые годы большая часть оралманов возвращались из Монголии, Ирана, Турции, Афганистана, а так же, начала 1990-х годов основной поток мигрантов приходит на долю Каракалпакстана, Узбекистана, т.е. Центральной Азии.

В статье процесс адаптации оралманов показана на основе проведенного авторами собственного социологического и этнографического исследования.

Авторами выявлены основные проблемы и вопросы адаптации оралманов в родном обществе и предоставлены конкретные рекомендации. 

1  Проблемы возвращения казахской диаспоры на историческую Родину

Возвращение соотечественников на историческую родину, является одним из способов решения демографических проблем, к которому прибегает по тем или иным причинам целый ряд государств. При этом репатриация, помимо демографической, как правило, ставит своей целью решить также задачу восстановления исторической справедливости. Однозначно, что иммиграция и репатриация оказывают огромное влияние на функционирование всех без исключения сфер жизнедеятельности общества. С первых дней провозглашения государственной независимости, Республика Казахстан объявила приоритетом своей миграционной политики право любого казаха, находящегося за пределами исторической родины, вернуться и обосноваться в республике. Возникло и укоренилось понятие «оралман», подразумевающее иностранцев или лиц без гражданства казахской национальности, постоянно проживавших на момент приобретения суверенитета республики за ее пределами и прибывшими в Казахстан с целью постоянного проживания.

В 1992 году после обретения независимости Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обратился ко всем зарубежным казахам с призывом возвращения на историческую  Родину-Казахстан.  Для этого правительство создало специальные институты, такие как «Комитет по миграции» при Министерстве труда и социальной защиты, основной задачей которого является осуществление политики государства по отношению к миграции, возвращение его "со-этнических граждан. Это государственное учреждение является основным органом, отвечающим за иммиграцию и интеграцию казахской диаспоры   с 2004 года (с 2004 года оно было заменено Комитетом миграционной полиции Министерства внутренних дел) [1].

Возвращению соотечественников на свою историческую Родину, как по квоте, так и и без нее способствует, с одной стороны, поддержка государства, с другой стороны, усложнение внутренней политической, социальной, экономической ситуации в странах проживания. К таким причинам можно отнести отсутствие механизмов социальной защиты, нарушение политических прав казахов, принижение их социального статуса, ухудшение материального положения, закрытие школ с казахским языком обучения и т.п. К примеру, в Узбекистане, в связи с переходом на латинский алфавит сократилось число казахских школ. За один год (1999 г.) было закрыто 10 казахских школ, более 20 тыс. казахских детей были переведены в узбекские школы [2].

В 1991-2011 годы из ближнего и дальнего зарубежья на историческую родину возвратились 221,3 тыс. семей, или 860,4 тыс казахов [3, С.40.]. Значительная часть оралман осела в Жетисуском регионе. Жетисуский регион во первых, привлектелен природно-климатическими условиями, во-вторых, социальноэкономическое развитие региона создает благоприятные условия для адаптации оралман к местной среде. По  вышесказанным  причинам  Жетисуский  регион  занимает  второе  место  по рассленению  оралман. В Алматинскую область за 1991-2007 годы были расслелены 87260 человек или 24596 семей из зарубежа, в том числе из Монголии 3581 семей или 14625 человек, Турции 393 семей или 1430 человек, Китая 7475 семей или 26103 человек, Ирана 65 семей или 345 человек, Афганистана 59 семей или 226 человек, Дании 1 семья  или  3 человека,  Арабских  стран  4 семей  или  18  человек,  Пакистана  3 семьи  или  14 человек,

Грузии 1 семья 4 человека, Российской Федерации 376 семей или 882 человека, Узбекистана 11722 семьи или 40621 человек, Таджикистана 52 семьи или 186 человек, Туркменистана 488 семьи или 1746 человек, Киргизии 367 семьи или 1047 человек, Азербайджана 1 семья или 1 человек, Беларусии, Молдовии, Латвии, Югославии по 1 человеку [4, 9]. В итоге за 1991–2014 годы в данном регионе были расселены 176141 оралман [5]. Среди них преобладают в основном соотечественники из Кития, Каракалпакстана, монголии, Турции, т.п. Как показывают статистические данные, в Южном регионе приобладают оралманы из Узбекистана, Китая и Монголии. За 2008 год по данным комитета по миграционной политике Алматинской области число мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья достигло до 31904 семьей с охватом 107003 человек [4, 10 б.]. Если сравнить эти данные с данными приведенными выше, то за год приезжают около 6500 семей, 20 000 человек.

Страны выхода мигрантов показаны в таблице [5]. 

Таблица 1. Численность оралманов по Алматинской области за 1991-2008 годы 

Страна выхода

Численность оралман

Семья

Численность

1

Монголия

3983

16193

2

Китай

10794

35326

3

Узбекистан

14973

48829

4

Туркменистан

550

1930

5

Республика Киргизя

469

1244

6

Россия

481

1047

7

Турция

444

1602

8

Иран

65

345

9

Афганстан

70

260

10

Другие государства

75

227

Всего

 

31904

107003

Как показывает данные по численности преобладают оралманы из Узбекистана, Китая, Монголии.

В 1991-2013 годы в Алматинскую область приехали 49427 семей численностью 173631 человек. Из них приехавшие по квоте составило 78598 человек. То есть выполнено только 40% выделенной квоты [5]. По данным миграционной полиции ДВД Алматинской области в 2011 году 11098 соотечественников были расселены по 19 районам региона. Большинство оралман были заселены в Карасайский, Енбекшиказахский, Жамбылский районы [6]. Из числа приехаших на постоянное проживания 3695 семей, 10660 человек получили «Статус оралмана». Право на постоянное жительство приобрели 1937 семей, 5854 человек из Узбекистана, 121 семей, 1572 семей, 4199 человек из Китая, 438 человек, 438 человек из

Монголии, 34 семей, 72 человека из Киргизстана, 13 семей, 45 человек из Туркменистана, 5 семей, 13 человек из Турции, 5 семей, 11 человек из России, 2 семьи, 2 человека из Таджикистана, 6 семей, 26 человек из других стран [7]. 2011 году были размещены в центр временного проживания и адаптации 431 семей, 455 человек. В целях быстрой адаптации оралман, им была предоставлена информация о применяемых законах в РК, проведены консультации и разъяснения по различным вопросам. 2011 году признали статус беженца 7 семье, 26 человеку приехавшим из Афганистана [8, С. 5].

В 2012 году в Алматинскую область по информации центра занятости были расселены 9634 человек.  Из них размещены Енбекшиказахском районе 890 семей, 2053 человек, Жамбулском районе 862 семей, 1686 человек, Карасайском районе 631 семей, 1300 человек, в других районах 7 семей, 15 человек. По данным управления по миграции Алматинской области за 1991-2014 годы в регион были заселены 50838 семей, 176141 человек [5].

Итак, Алматинская области выделяется больше квоты и он является одним из перенаселенным регионом оралман. Алматинская область занимает второе место после Южно-Казахстанской области по численности оралман. Как выше сказано, В данном регионе преобладают оралманы из Узбекистана, Китая, Монголии. Расселение оралман сосредоточны вокруг городов Алматы, Талгар, Иссык, Талдыкорган. Оралман привлекает удобность инфраструктуры, климатические условия, условия занятости и т.д.

Особенности адаптации оралманов в казахстансом обществе. Казахстанское государство целенаправленную идеологическую и политическую работы для успешной адаптации репатриантов, приехавших из разных стран, из другой этнокультурной среды, имеющих различный жизненный опыт и менталитет. Концепция РК о репатриации этнических казахов на историческую родину предусматривает обеспечение скорейшей интеграции репатриантов в казахстанское общество, организацию специальных курсов адаптации репатриантов, предусматривающие изучение государственного казахского языка и языка межнационального общения в РК русского, а также законодательства Республики Казахстан. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что многие возвращающиеся на историческую родину, пополняет маргинальные слои современного казахстанского общества. Это обуславливается факторами, которые коренятся в социально-экономических и социокультурных сферах жизнедеятельности казахстанского общества.

По данным проведенного социологического исследования проведенного с участием автора данной статьи М.С. Садыровой 2008-2009 годы по регионам Казахстана по теме «Роль миграции различных национальностей в формировании демографической ситуации Казахстана» мигрантам сложнее адаптироваться в экономической, бытовой и религиозной, служебной, правовой сферах [9].

Среди проблем, названных респондентами в качестве актуальных наибольшее значение имеют следующие: отсутствие жилья (18,0%), дороговизна жизни (15,0%), нехватка средств (15,0%), трудоустройство (12,0). Языковой барьер (17,0%), дороговизна жизни и нехватка средств (15,0%), сложные отношения с местными органами власти (8,0%) являются основными в структуре трудности адаптации мигрантов южного региона. Адаптационный период наиболее сложнее проходить для мигрантов западного региона.  В данном регионе успешной адаптации мигрантов мешают следующие причины: дороговизна жизни (64,2%); нехватка средств (46,3%); отсутствие жилья (40,7%). По сравнению с другими регионами Казахстана в данном регионе указанные показатели самые высокие. Дороговизна жизни и нехватка  средств являются весомыми факторами адаптации и для мигрантов восточного региона. Они так же в числе причин указали проблему с устройством детей (24,2%), трудоустройством (18,0%),  Языковой  барьер (13,9%), чуждость менталитета (12,8%). В центральном регионе в рейтинге трудностей адаптации первое место занимает проблемы отсутствия жилья (28,0%), дороговизна жизни (16,0%). Весомую роль в процессе адаптации мигрантов данного региона играет нехватка средств (14,0%), трудоустройство  (11,0%), языковой барьер (6,0%).

Одним из показателей успешной адаптации мигрантов является их взаимоотношения с местным населением.

Если провести качественный анализ материалов по миграции в СМИ, то возможно выделить следующие направления, как наиболее приоритетные:

  • Оралманы: правовой статус, проблемы экономической и социальной адаптации (15%);
  • Проблемы нелегальной   трудовой  миграции  на  территорию  Казахстана  из  стран   Средней   Азии (Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) (15%);
  • Проблемы защиты прав мигрантов: торговля людьми, условия жизни и работы гастербайкеров, детский труд на табачных и хлопковых плантациях (13,8%);
  • Правовые проблемы в области миграции (9,8%);
  • Аналитические материалы по проблемам миграции (9,5%);
  • Публикации информационного характера о международных конференциях, соглашениях с государствами ближайшего геополитического окружения и др. (7,4%);

На основе анализа результатов исследования можно сказать, что трудности адаптации мигрантов  имеют региональные особенности, которые должны учитывать при выработка региональной миграционной политики.

Дороговизну жизни в качестве основной проблемы называют респонденты следующих регионов: Западный Казахстан (64,2%). Восточный Казахстан (59,2%).

Сложные отношения с местным населением больше всего волнуют респондентов из Южного Казахстана (9,0%).

Нехватку средств остро ощущают мигранты Западного (46,3%) и Восточного Казахстана (49,4%). Отсутствие жилья в качестве основной проблемы называют респонденты Южного региона (40,7%). Для мигрантов Восточного региона больше всего волнуют чуждость менталитета (12,8%).

Сложные отношения с местными органами власти больше всего волнуют мигрантов Южного региона (8,0%).

Проблема с трудоустройством считают главной проблемой респонденты Западного (27,3%) и Восточного регионов (18,0%).

Получение образования и устройство детей в первую очередь беспокоить мигрантов молодого возраста. Особенно данный показатель важен для респондентов Западного региона (8,9%).

Отсутствие доступа к медобслуживанию остро ощущают мигранты Южного (5,0%) и  Западного  (4,4%) регионов. Данный показатель является значимым в процессе адаптации мигрантов, т.к. своевременное лечение и профилактика усиливает их самооценку и ощущение полноценным гражданином казахстанского общества. Доступ к медобслуживания также усиливает безопасность в отношении сохранения здоровья населения Казахстана. Проверка здоровья и тесты на проверку инфекционные заболевания должны стать нормой при оформлении мигрантов.

С языковым барьером сталкиваются многие мигранты, особенно с дальнего Зарубежья. По результатам проведенного исследования языковым барьером чаще встречаются мигранты Южного региона. Для мигрантов из СНГ языковой барьер не является основным фактором, который мешает успешной адаптации. Старикам и людям среднего возраста труднее преодолеть языковой барьер. Молодежь, в связи возрастными потенциальными  возможностями, легче осваивают  языки, которые считаются функциональными в Казахстане.

И хотя на первый взгляд проблемы носят преимущественно социально-экономический характер,  нельзя не обращать внимания на значение социально-культурных факторов для успешной социализации в условиях казахстанской реалии. Необходимо отметить значение проблемы социально-культурного характера, которые могут быть причиной успешной адаптации мигрантов.

Для обеспечения быстрой адаптации репатриантов в казахстанское общество служат некоторые сдерживающие факторы, изложенные выше, но именно система образования становится одним из  главных ресурсов адаптации и интеграции оралман в казахстанское общество. Система образования и эффективное обеспечение доступа к нему, организованное с учетом специфических характеристик процесса репатриации, является ресурсом адаптации оралманов, так как, обеспечивает усвоение новых ценностей и норм внутри системы образования и способствует развитию навыков межличностного общения, карьерного роста и самореализации в новых условиях жизнедеятельности.

Вместе с тем, сохраняется высокий уровень ответственности перед казахстанским обществом во всех опрошенных группах. Это выражается в очень низком проценте репатриантов, взвешивающих возможность оставить страну и очень высоком проценте тех, кто не разочаровался в своем решении репатриироваться на историческую родину. Лица казахской национальности, прибывающие из стран СНГ, являются наиболее адаптированной категорией переселенцев, как в экономическом, так и в культурном отношении. К тому же, в рамках СНГ подписан ряд документов, регулирующих различные проблемы социального характера (выплата пенсий, организация образования, трудоустройства и др.). Это выражается в быстроте выхода на рынок труда, серьёзном отношении к учебе, стремлении приобретения жилья уже на ранних ступенях пребывания в стране. Оралманы пытаются "жить в двух мирах". С одной стороны, испытывают чувство долга перед Республикой Казахстан, ощущая себя его частью, с другой, ощущают глубокую связь с языком и культурой страны исхода.

Следует отметить, что под адаптации современные ученые различают климатическую, психологическую, социальную, культурную, экономическую и др. типы. Характеристики данных типов адаптации можно найти в многочисленных монографиях зарубежных ученых [10, С.69-85].  Согласно  С.Келлеру лишь спустя 10 лет пребывания в стране иммигрант или беженец чувствует себя более или менее стабильно [11, С.36-38]. Говоря о проблемах адаптации репатриантов к местной среде, необходимо отметить тот факт, что, несмотря на понижение социального статуса казахского этноса, способность адаптации высокого уровня помогает поиску своего места в обществе и в новых условиях. Особенность представителей казахской диаспоры заключается в том, что казахи способны успешно адаптироваться  к любой среде. Некоторые иностранные исследователи считают, что главной особенностью казахов, помогающей им сохранить традиционные устои, является ярко выраженное стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенным потомственным группам. И.Сванберг, говоря и характеризуя казахскую диаспору в Турции, пишет: «Осознанная и сильная казахская групповая идентичность продолжает свое существование даже при условии изменения в новом окружении части ежедневных ритуалов, применении другой технологии, другого способа ведения хозяйства, новых темпов работы, всего образа жизни, также как и культуры питания» [12, С.222-237].

Одна из проблем, вызывающих трудности в адаптации наших соотечественников, переселившихся из ближнего и дальнего зарубежья – казахский алфавит. В настоящее время в устной  речи  казахов  всего мира нет никаких различий, однако письменность письма казахов проживающих в разных странах отличается. Например, Узбекистан и Туркменистан перешли на латинский алфавит, казахи  проживающие в Казахстане, Монголии, России пишут кириллицей, а казахи из стран Европы обучаются письму на латинице. Это различие вызывает трудности у наших собратьев, вернувшихся на историческую Родину, особенно при получении среднего и высшего образования. Поэтому, для абитуриентов, поступающих в учебные заведения, создаются особые условия. Например, в Алматы в Казахском женском педагогическом университете открылись подготовительные отделы, учащиеся которых обеспечены общежитием и бесплатным питанием.

Необходимо уделить особое внимание расселению репатриантов равномерно по регионам и по областям страны. Часто они остаются в южных областях, что обусловлено благоприятными природно-климатическими условиями. Необходимо создать эффективный механизм, который поможет расселить репатриантов и в северные регионы, включающий, к примеру, налоговые льготы, кредиты, помощь в трудоустройстве.

Следует стараться поселить репатриантов в одном регионе, что поможет их более быстрой адаптации. Репатрианты сохранившие традиции и обычаи своего народа могут внести значительный вклад в консолидацию казахского этноса, а также обогатить национальную культуру. Возвращение казахской диаспо-  ры не только повлияет на демографическую ситуацию в стране но и будет способствовать возрождению традиционной культуры.

Полученные результаты исследования. Анализируя данные социологического и этнографического исследования в работе с мигрантами надо учитывать региональные особенности трудности адаптации мигрантов. В Южном регионе необходимо акцентировать внимание на решение проблемы языкового барьера, дороговизны жизни, сложных отношении мигрантов с коренным населением. В Западном регионе в работе с мигрантами надо решить проблемы экономического характера: дороговизна жизни, нехватка средств, отсутствие жилья, трудоустройство. Для мигрантов Центрального региона надо решить проблему с жильем. Дороговизна жизни, нехватка средств, трудоустройство – основные проблемы, касающиеся всех регионов, которые должны решаться на государственном уровне. Наряду с Западным регионом трудности адаптации сложно проходят в Восточном регионе. Половина респондентов данного региона озабочены проблемами дороговизны жизни, каждый день сталкиваются с нехваткой средств. А 18,05% мигрантов пополнили число безработных. Эти три проблемы взаимосвязаны. В данном регионе первую очередь надо решить проблему занятости мигрантов.

Результаты исследования, указывают на тревожные симптомы во многих сферах адаптации. Это касается как объективных показателей, так и субъективного восприятия репатриантами процесса адаптации. Проблематичность ситуации заключается в следующем:

Объективные факторы

  • Проблема языковой, культурной интеграции,
  • Жилищное устройство, чувство социальной отчужденности,
  • Трудоустройство до получения гражданства, проблема получения гражданства (в особенности смешанных браков, беженцев и др.),
  • Материальная необеспеченность, многодетность семьи, проблема получения образования, в основном высшего образования,
  • Отсутствие единой информационной базы

Субъективные факторы

  • Принятие норм и ценностей существующей среды (понимание зависимости образовательных стратегий детей от ресурсного потенциала родителей)
  • Сопричастность и солидарность с обществом, понимание происходящих изменений
  • Языковые компетенции (знание казахского языка и русского как языка общения)
  • Несформированность знаний и умений, соответствующих требованиям среды и возможности получения профессии.
  • Сдерживающим фактором доступности образования как одного из ресурсов процесса адаптации и интеграции оралман относятся:
  • Образовательный уровень родителей (низкая адаптивность, языковой и культурный барьер)
  • Социально-материальные проблемы семьи (отсутствие рабочего угла школьника, занятость родителей и загруженность ребенка ведением домашнего хозяйства)
  • Отсутствие сопровождения обучения вне школы (дома)
  • Отсутствие дифференциации образовательных и обучающих программ и оценки образовательных достижений;
  • Слабая организация поддерживающего обучения, платность дополнительных занятий;
  • Отсутствие достаточной литературы на казахском языке;
  • Отсутствие близлежащим культурных, досуговых, образовательных центров, НПО.
  • Переполненность и загруженность школ, нехватка квалифицированных специалистов, материальнотехническая база школ, отсутствие социально-психологических служб.

Соответственно появилась необходимость рассмотреть все стадии возвращения этнических репатриантов на историческую родину-стадию формирования мотивов, процесс адаптации репатриантов на  новом месте, а также процесс самоидентификации в казахстанском обществе. Акцент на процессе адаптации этнических иммигрантов позволяет выявить мотивы решения возвращения. Учет мотивационной структуры возвращения этнических казахов на историческую родину способствует увеличению количества потенциальных репатриантов иммигрировать в Казахстан.

 

Список литература

  1. Diener, Alexander. «Kazakhstan’s Kin State Diaspora: Settlement Planning and the Oralman Dilemma», in EuropeAsia Studies, 57, No 2, 2005, 327-348.
  2. Kalshabayeva , Seisenbayeva A. Some problems of immigration and adaptation of representatives of the Kazakh Diaspora in Central Asia in the historic homeland // Middle East Jornal of Scientific Research 15(1): 20-26; Калшабаева Б.К., Сейсенбаева А.С. К вопросу репатриации и адаптации казахов-оралманов Центральной Азии // Казахи в Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы Материалы Международной научнопрактической конфеернции, посвященной 25-летию Региональной общественной организации Сибирский центр казахской культуры «Мøлдир» Омск, 14-15 мая 2014. С. 158-163.
  3. 6бжанов Х.М. Оралмандар жəне yлттыy идея // {азаyстан жəне шетелдегі yазаyтар. Дçниежçзі yазаyтары yауымдастығыныy yyрылғанына 20 жыл толуына орай øткізілген: халыyаралыy ғылыми-практикалыy конференция материалдары. Алматы: Дçние жçзі yазаyтары yауымдастығы, 2012. – 40 б.
  4. {алдыбекова Нyрсəуле // {азаy Елі. – 24 наурыз. – – №5-6. – 10 б.
  5. Алматы облысыныy жyмыспен yамтуды çйлестіру жəне əлеуметтік бағдарламалар басyармасыныy кøшіyон бøлімінен алған мəліметтер бойынша. – Талдыyорған,
  6. Алматы облысы ІІД Кøші-yон полициясы басyармасынан алынған мəліметтер бойынша. – Алматы, 2011. (По материалам из управлении миграционной полиции департамент внут. Дел Алматинской области).
  7. {азаyстандағы ірі  yала  тçбіндегі  экономикалыy  тіршілік  процестеріне  маятниктік  миграцияныy  əсері (Алматы облысы Іле ауданы мысалында) // {азYУ хабаршысы, 2006. – №2. – Б. 125-128.
  8. Есенгçл Кəпyызы. Кøші-yон // www.qazaq-alemi.kz.
  9. Роль миграции   различных  национальностей   в  формировании   демографической   ситуации   Казахстана. -Алматы, 2008. 133 с.
  10. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991. 121 с.; Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы: автореф. ... докт.социол.наук. – Кемерово,
  11. Keller Stephen Uprooting and Social The Role of Refugees in Development. New Delhi, L.. 1975. pp. 36-38 12 Сванберг И. Казахи Китая. Казахские беженцы в Турции. – Алматы: Санат, 2005.
Год: 2016
Город: Алматы
Категория: История