Крупнейшим общественным и политическим деятелем конца XIX – начала ХХ века является Алихан Нурмухамедович Букейханов (1866-1937). В своих острых бескомпромиссных выступлениях он подвергал резкой критике власть предержащих, переселенческую политику царизма русских и украинских крестьян в Казахстан, насильственное изъятие земель у казахов и пр. Вместе с тем, он стремился к развитию просвещения среди казахского населения, созданию национальной газеты, и партии «Алаш» с программой учреждения казахской автономии в составе России.
До сих пор современных людей поражает величайшая гражданская позиция и смелость Алихана Букейханова, который в период страшнейшей реакции в Российской империи, открыто выступал против бездумной переселенческой политики русского и украинского крестьянства на территорию Казахстана, против насильственного изъятия плодородных пахотных и пастбищных угодий у казахов, против грубого отношения русской администрации к местному населению. Букейханов открытым текстом говорил о том, что местная администрация во главе, которой стоял генерал-губернатор Западной Сибири (Н.Н. Сухотин), устраивала провокационные шествия в Омске в 1906 г., тем самым дискредитируя истинные действия русских и казахских трудящихся, чем, собственно, стремилась разобщить народы по национальному признаку [1].
16 марта 2016 г. в прекрасном Зале выставок Национальной библиотеки Республики Казахстан состоялся вечер памяти, посвященный 150-летию со дня рождения выдающегося государственного и общественного деятеля, руководителя движения «Алаш», ученого, переводчика Алихана Нурмухамедовича Букейханова. Организаторами этого знаменательного вечера были сотрудницы библиотеки: Ж.Абдикеримова, Оспанова Б., Нурсеитова А., Тажбенова Ж., Мамбаева А., Жаксылыкова С., Касымбекова К., Жанпейсова Б. и др. Мероприятие открыла руководитель Службы редких книг и рукописей Национальной библиотеки РК А.К. Бекпулатова. Модератором выступил известный алихановед, ученый, журналист Султан Хан Аккулы, который, в свою очередь, презентовал свою книгу «Алихан Букейхан», в которой включены наиболее интересные исследования А.Букейханова. На вечере выступили известные общественные деятели, ученые и, в частности, У.Айтбайулы, Б.Насенов, Е.Кажыбек, А.Исмакова, Б.Оразалиев, М.Темирбаев, К.Кеменгер, О.Ыкылас, близкие родственники Букейханова А.Н. и др.
Как известно, лишь в конце 80-х годов ХХ века имена героической, демократической казахской интеллигенции (А.Байтурсынов, Ж.Акпаев, А.Букейханов и мн. др.) были возвращены народу. Они всецело реабилитированы, как жертвы политических репрессий не только самодержавной России, но и большевиков. Алихан Букейханов своими яркими, смелыми выступлениями в печати, и с высокой трибуны Государственной Думы России, интересен и понятен для понимания событий того периода, которые происходили в Казахстане на рубеже двух веков.
Алихан Букейханов: политик, историк, общественный деятель не только в казахстанском, но и Российском масштабе. В ходе грозных революционных событий 1905-1907 гг. в России, как грибы, после дождя, стали возникать всевозможные общественные, молодёжные организации, политические партии. И среди них – в 1905 г. Конституционно – демократическая партия. На II съезде (5-11 января 1906) к названию партии был прибавлен подзаголовок «Партия Народной Свободы» (сочетание «Конституционнодемократическая» было не очень понятно массам малограмотного населения). Съезд утвердил новую программу, в которой определенно высказался за конституционную парламентарную монархию и распространение избирательных прав на женщин. Помимо того, съезд принял решение принять участие в Государственной Думе, несмотря на противодействие администрации и избирательный ценз, отсекающий от выборов рабочих и часть крестьян. В случае победы на выборах съезд объявил главной целью работы в Думе: введение всеобщего избирательного права, политических и гражданских свобод, и принятия неотложных мер для успокоения страны. Возможно эта, довольно прогрессивная по тем временам программа кадетов, привлекла внимание Алихана. Он становится активным участником партии, и избирается членом ЦК. Таким образом, Букейханов долгое время был видным представителем кадетской партии.
В ноябре 1905 года Букейханов выступает как делегат на съезде земских и городских деятелей России, где подготовил доклад с требованиями: о необходимости свободного употребления родного языка, свободе вероисповедания, либеральном законодательстве о выборах. А.Букейханов часто публикуется на страницах газеты, его имя становится известным. В 1906 году, правда, на короткий период, он становится депутатом I Государственной Думы Российской империи. Причем в депутаты А.Букейханов прошел, получив 175 голосов «за» и только выборщик был против. Воспользовавшись высокой трибуной, он пишет «Открытое письмо членам Государственной Думы», в котором обеспокоенно пишет о том, что казахи не только незаконно оторваны от традиционно-кочевого скотоводческого хозяйства, но местная администрация в купе со Святейшим синодом стремятся ввергнуть казахов в лоно православия. Вот это письмо: «Переселенческое Управление озабочено не одной раздачей казенной земли в Киргизской (казахской – К.К.) степи лицам «всех сословий»: малоземельным князьям Кочубеям, Касаткиным – Ростовским, гр. Медем и др., а также подготовкой киргизского (казахского – К.К.) народа к «восприятию православно – христианского вероучения». И далее он приводит документ, который свидетельствует о том, что местная администрация и Синод делают активную подвижку вовлечения казахов в лоно православия. Приводим текст без купюр.
«Заведующему переселенческим делом в Тургайско-Уральском районе.
Святейший синод, по определению делом от 5(26) апреля сего (вероятно 1905 г. – К.К.), за №3067, признал желательным, чтобы при землеустроительных работах на местах поселения киргиз (казахов – К.К.), киргизы-магометане и киргизы-православные были поселены вместе с русскими крестьянами, с тем, чтобы при поселении их с русскими крестьянами, число киргиз-магометан не превосходило бы половины православного населения данной местности, дабы православные люди при решении всех вопросов, касающихся их хозяйственно быта и нужд, могли иметь преимущество перед инородцами (курсив наш – К.К.). Указанными мероприятиями, по мнению священного синода, киргизское население Степных областей и Туркестанского края может быть подвинуто к восприятию православно-христианского вероучения. Подпись: член 1-й Государственной Думы Алихан Букей-Хан» [2]. Судя по тексту этого письма, Алихан Нурмухамедович был ярким противником введения казахов из религии мусульманской в религию православную.
В 90-е и начале 900-х Министерство Земледелия и Государственных Имуществ… желая определить т.н. излишки земель, которые, без ущерба казахскому скотоводческому хозяйству, могут «быть отчуждены под переселенческие участки», снарядили в 1896 г. статистическую экспедицию, во главе которой стоял известный статистик Ф.А. Щербина. В этой же экспедиции, будучи студентом 3-го курса лесотехнического института гор. Санкт-Петербурга, энергичную деятельность проявил А.Н. Букейханов – первый из казахов статистик по земельным вопросам, блестящий знаток истории казахов, их хозяйственной деятельности и быта, этнографии и культуры. Экспедиция, в течение нескольких лет, собрала богатейший материал по земельным «излишкам» у казахов и их традиционной культуре. Обработанный фактический материал о казахском хозяйстве, при активном участии А.Букейханова, был издан в 13 томах.
А вот выдержка из выступления самого А.Букейханова: «Земли казахов кочевников, казачьи-юртовские, войсковые, офицерские. Последние продаются, и на них селятся разные пришельцы ради овцеводства. Правительство старается отнять у казахов землю. Отсюда, так называемый, аграрный вопрос». Аграрный вопрос решался не в пользу казахов, а вопреки их интересов. Даже те наделённые казахам земли, по результатам экспедиции Ф.Щербины, переселенческое управление пересматривала в ущерб казахов. Вот, что писал, по этому поводу, А.Н. Букейханов: Исследуем вопрос, в какой степени господа чиновники переселенческого управления считаются с нормами экспедиции Щербины. Посёлки Максимовский и Семёновский расположены в районе XVI, где фактически приходится на киргизское скотоводческое хозяйство 70,6 и на мужскую душу 22,2 десятины призимовочной, или приусадебной территории, а по нормам Щербины должно быть 130 десятин, то есть не достаёт до нормы на каждое киргизское хозяйство 60 десятин». Этот открытый грабеж земельного фонда у казахов, не мог не вызывать волну возмущения и открытого сопротивления [3]. Букейханов по этому поводу писал: «Судебные учреждения имели дело уже со случаями убийства киргиз переселенцами на почве поземельных столкновений. Всем памятны побоища между киргизами и крестьянами в Петропавловском уезде в июне 1906 г. В этом столкновении принимали участие сотни вооруженных переселенцев и киргиз; в результате – несколько убитых с той и другой стороны» [4]. Таковы были, порой, печальные результаты необдуманной переселенческой политики царизма
Особая роль в развитии национальной прессы принадлежит газете «Казах», выходившей в Оренбурге. При активном участии А.Букейханова газета «Казах», сыграла громадную роль в подъеме духовной жизни казахского населения. «Казах» (каз. Қазақ) – общественно-политическая и литературная газета, публиковалась с 1913 по 1918 гг. Первый номер её вышел 2 февраля 1913 года. Редактором газеты, по мнению Букейханова, был «общественный деятель, известный всему казахскому краю и глубоко любимый казахским народом истинно национальный поэт Ахмет Байтурсынов». До 1915 года газета выходила раз, впоследствии – два раза в неделю. В газете публиковали свои, остро-сюжетные и общественно-политические статьи, такие выдающиеся казахские общественные деятели, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Мустафа Шокай, Шакарим Кудайбердиев, Мухамеджан Тынышпаев, Гумар Караш, Райымжан Марсеков, Жумагали Тлеулин, Габдолгазиз Мусагалиев, Магжан Жумабаев, Кайретдин Болганбаев, Халел Габбасов, Жакып Акпаев, Жанша Сейдалин, Султанмахмут Торайгыров, Ахмет Маметов, Сабит Донентаев, Халел Досмухамедов и др.
Задаётся вопрос. Зачем в малограмотном казахском крае необходимо было выпускать газету? Какую цель преследовали её организаторы? На эти вопросы дал ответ выдающийся казахский политический деятель Алихан Нурмухамедович Букейханов. Подводя итоги годовой деятельности газеты «Казах», он писал: «Кому неизвестна могучая и культурная роль печатного органа в историческом развитии всего человечества. В виде этого важного факта вполне понятно что, чем какой-нибудь народ стоит выше в умственном отношении, тем больше на его собственном языке существуют разные печатные органы, освещающие все жизненные вопросы этого народа. Результаты этих органов, конечно, приводят, постепенно, к умственному, нравственному, экономическому и политическому расцвету развития народа». Букейханов с великим сожалением пишет, что шестимиллионный казахский народ на всём степном пространстве практически не имел ни одного печатного органа, который пропагандировал и проливал бы свет знаний. Всего лишь за год издания газеты «Казах», были результаты на лицо: «население не только получило теоретические сведения из разных отраслей науки, искусства и техники, но и во многих местах, по инициативе этой газеты, фактически осуществились давно заветные мечты. Открылись национальные школы, учреждены были стипендии, возникли мелкие кредитные товарищества, живо и энергично происходил обмен мыслей по разным жизненным вопросам» [5]. По мнению Букейханова, такова блистательная значимость печатного органа «Казах», для степного человека.
Алашское движение – неотъемлемая часть политической и творческой деятельности Алихана. 21-28 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся первый Всеказахский съезд. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алащ». Фактически после Февральской революции в Казахстане возникли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: «Алаш» партия национальной демократической интеллигенции, «Уш-Жуз» партия радиального, пробольшевистски настроенных слоёв населения и «Шуро – и – Исламия» организация, проповедующая идеи исламизма и тюркизма [6]. Алихан Букейханов в своём прекрасном научном творении «Киргизы» отмечал, что в движении «принимали участие, с одной стороны, интеллигенция, воспитанная на русской литературе. С другой стороны, выступала и интеллигенция, воспитывавшаяся в духе национально-религиозной исключительности... Если провести некоторую аналогию с русской интеллигенцией, то первую группу казахской интеллигенции можно было бы назвать западниками, а вторую тюркофилами и поборниками панисламизма» [4, с. 76]. Президент РК Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» метко замечает: «Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается, тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и его адаптацию к современным реалиям...» [7].
Алихан Нурмухамедович Букейханов был не только историк, экономист, статист, этнограф, знаток скотоводческой и земледельческой деятельности казахов, то есть энциклопедически образованным человеком. Он был и пропагандистом деяний великих. В 1905 году в газете «Семипалатинский листок» был опубликован некролог великому казахскому просветителю Абаю (Ибрагим) Кунанбаеву, написанный Алиханом Букейхановым. Некролог был адресован русскому, европейскому читателю, в котором Букейханов описывает биографические сведения Абая, делая упор на то, что русские полит ссыльные Северин Гросс, Евгений Михаэлис и другие оказали «огромное влияние на просвещение и образование Абая». Стихи же самого Абая читали и перечитывали не только старшее поколение, но и молодёжь. О чём утвердительно писал Алихан: «каждое стихотворение, сказанное или написанное Абаем по случаю, на первом попавшемся лоскутке бумаги, разбиралось молодежью и заучивалось. Стихи Абая, особенно сатирические, встречаются во всех концах Киргизской степи» [8].
Научное наследие ученого, политика, борца за лучшую долю казахского народа – Алихана Нурмухамедовича Букейханова громадно, хотя, как нам кажется, не все его гениальные труды открыты и от комментированы. Удивительно, что его работы в области обществознания, истории, наконец, его мысли как политика и государственного деятеля ничуть не устарели и в наши дни. Напротив, они стали еще более актуальными. Неслучайно Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев, в назидание молодому поколению, говорил: «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
Список литературы
- Букейханов А.Н. Всё тайное станет явным. Алихан Букейхан. Полн. Собр. соч. Т. II. На казахском и русском языках монографии, исследования, статьи, литературные переводы. 1904-1906. (Омск-Каркаралы-СанктПетербург-Омск). – Астана: Издательский дом «Сары-Арка», – С. 362. 565 с. Его же. К истории октябрьских дней в Омске. Там же. – С. 344-345.
- Алихан Букейхан. Открытое письмо членам Государственной Думы. Избранное. – Алматы: Главная редакция «{азаy энциклопедиясы», 1995. – С. 409, 478 с.
- Алихан Букейхан. Переселенческие наделы в Акмолинской области. Избранное. – Алматы: Главная редакция «{азаy энциклопедиясы», 1995. – С. 247, 478 с.
- Алихан Букейхан. Киргизы. Избранное Алматы Главная редакция: «{азаy энциклопедиясы», 1995 С. 72, 478 с.
- Алихан Букейхан. К годовщине киргизской газеты «Казах». Избранное. – Алматы: Главная редакция «{азаy энциклопедиясы», – С. 88, 478 с.
- Кан Г.В. История Казахстана. Учебник для ВУЗов. – Алматы: Алматыкітап баспасы, С. 204-205. 303 с.
- Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: «Атамура», 1999.
- Алихан Букейхан. Абай (Ибрагим) Кунанбаев (Некролог) Избранное. – Алматы: Главная редакция «{азаy энциклопедиясы», 1995. – С. 308-309. 478 с.