Взаимодействие цивилизаций запада и востока в эпоху эллинизма

В статье показывается, как в эпоху эллинизма крупные центры развития цивилизаций Запада и Востока, в том числе такие города – столицы эллинистических государств, как Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, Сиракузы на Сицилии, превратились во влиятельные политико-культурные центры.

Автор отмечает, что в период эллинизма, слившегося с Востоком в одной общей государственности, взаимодействие цивилизаций открыло греческой промышленности новые рынки и в самих эллинистических государствах, среди местного населения, и вне его, в соседних странах. Происходило смешение разнородных цивилизаций Запада и Востока не только в политической и социальной структурах, но и в экономике, культуре, во всех областях жизни. Везде эллинская культура, приспосабливаясь к местным условиям, дает толчок к новому, богатому по последствиям культурному развитию.

Раскрывается процесс взаимовлияния, взаимообогащения, взаимопроникновения родственных элементов эллинской и восточных культур, в результате которого произошло полное слияние разнородных цивилизаций, и образовался эллинизм, возникла эллинистическая культура.

Древневосточный мир, объединенный в Персидском царстве, пал под ударом объединенной Эллады и ее усовершенствованной военной техники. На огромной территории, простиравшейся от Египта до берегов Инда, от Черного моря на севере до Персидского залива, была создана огромная держава завоевателей. Основанную им громадную империю Александр Македонский думал объединить, эллинизируя ее.

Древний Восток привык к смешению рас и иноземным владычествам. Универсальная монархия, проповедовавшая разные идеи, видела не раз мировых завоевателей, пережила несколько попыток осуществления этих идей, и эллинистическое мировое господство было только ее новым проявлением. Первым шагом на пути к становлению этой цивилизации А. Македонский считал более тесное сближение народностей путем колонизации и строительства во всех странах необъятного царства греческих городов. Греческие города были основаны в странах Передней Азии. Были укреплены и заново устроены старые города Эфес, Смирна, Магнесия, Сарды, возник ряд городов новых. Из них самыми крупными были Антиохия, Словакия, Апамея, Лаодония. Греко-македонские колонизаторы расселились главным образом в городах, вновь основанных или заново отстроенных. Переселение греков и македонян на Восток продолжалось в течение более двух веков. В результате его наиболее важные и лучшие земли Востока были заняты колонизаторами, перенесшими туда свой язык, обычаи, нравы и религию, а следовательно – свою культуру. Старая эллинская культура ревностно оберегалась, но вместе с тем она продолжала неуклонно развиваться дальше, в тесном взаимодействии с Востоком. На Востоке эллинизм проник вплоть до границ Индии и подчинил себе самые разнородные народы и государства. Но, наряду с ним, играли свою роль и местные культуры. «Греки, рассыпавшиеся по Востоку, нашли там не грубых варваров, но народы с очень древней цивилизацией, и от них они, естественно, многому научились, много восприняли» [1]. Египетская Александрия в некотором роде была местом постоянного смешения всех народов.

Здесь проявлялась максимальная открытость и способность к заимствованию культурных достижений чуждых по языку, религии и обычаям народов. Греки впитывали все в технологии производства и художественной культуре, строительстве и военном деле, религии и  мифологии, языке и обычаях, отбирая то, что было необходимо для формирования собственного культурного фундамента. Это творческое начало греческого духа хорошо выразил Платон: «Что бы греки не переняли у чужеземцев, они хорошо преобразуют это так, чтобы делать еще лучше» [2]. Старое население завоеванных областей продолжало мирно жить на насиженных местах, нашло радушный прием во вновь основанных городах и колониях. Старые и новые обитатели городов жили в дружбе и согласии; ни македоняне, ни греки не думали посягать на особенности восточных народов.

Монархия, охватывающая большую часть земель, покоренных Александром, была государством, основанным Селевком в Вавилоне (312). Селевкиды были, действительно, великими основателями городов.  Селевк  I  Никатор  построил  на  Тигре,  при  слиянии  с  ним  канала  из  Евфрата,  город Селевкию, который вскоре привлек к себе торговый Вавилон и в то же время стал сборным пунктом из Верхней Азии. Он дал имя своего сына Антиоха другому городу – Антиохии, построенному на Оронте, в Сирии, недалеко от Евфрата и Малой Азии. Хотя Антиохия не была приморским городом и должна была пользоваться гаванью города Лаодики (имя матери Селевка), Антиохия соперничала с Александрией в деятельности и роскоши. Как и Александрия, она была местом встречи купцов, а также философов всех стран. Как и египетский город, она служила великим горнилом, в котором происходило смешение различных национальностей и идей; она насчитывала до 700 тыс. жителей и заслужила звание царицы Востока. Селевк основал еще Апамею на Оронте и много других городов, так как насчитывалось не менее 16 Антиохий, 5 Лаодик, 3 Апамей [3].

Главными центрами взаимодействия и развития цивилизаций Запада и Востока являлись большие города – столицы отдельных эллинистических государств: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, Сиракузы на Сицилии и др. Внешний вид большинства эллинистических городов поражал почти полным однообразием: правильные, сравнительно широкие, хорошо вымощенные улицы, прекрасная канализация, каменные дома, иногда в несколько этажей, роскошные площади; богатые храмы и общественные здания. В этих городах концентрируется умственная и художественная жизнь. Население их может быть названо вполне эллинистическим, отчасти по составу, отчасти по укладу и внутреннему содержанию жизни.

На Востоке разнородный социальный состав населения в эллинистических государствах, параллельно с разнородностью национальной, естественно, должен бы вызвать такую форму правления, которая заключала бы в себе хотя бы внешнее единство, которая издавна была привычна для населения народов Востока. Такую форму могла иметь только абсолютная монархия. Поэтому восточная политическая форма уже с первых шагов одержала верх над греческой. Не успел еще А. Македонский достичь своей конечной цели, пройдя лишь часть Персидского царства, как уже в Ливийском оазисе его объявили сыном Амона, то есть богом. К ней была подготовлена и культурная часть греческого населения, после того как, начиная с IV века, даже в Афинах, где демократический режим достиг высшего расцвета, лучшие умы все более и более отходили от демократии, страдавшей внутренними противоречиями и носившей в себе самой зачатки разложения и упадка. Следовательно, задача, которую должны были выполнить властители-колонизаторы, состояла в том, чтобы приспособить монархическое начало к политическому быту как эллинистического, так и местного населения.

Взаимодействие цивилизаций Запада и Востока привело к изменению государственного строя колонизаторов. Вместе с изменившимися формами государственной формы правления шли рука об руку изменения экономических основ жизни. В период эллинизма, слившегося с Востоком в одной общей государственности, взаимодействие цивилизаций открыло греческой промышленности новые рынки и в самих эллинистических государствах, среди местного населения, и вне его, в соседних странах. Усиление спроса вызвало оживленную торговую и промышленную деятельность, увеличилось количество производственных центров, что способствовало росту городов. Благодаря усиленному обмену стали все более и более вытесняться домашние устои хозяйства, и на смену натуральному хозяйству пришло хозяйство денежное. Наряду с этим, труд производителя стал более интенсивным, а рабский труд под влиянием конкуренции со стороны отдельных производителей, городов и государств все более и более вытеснялся из производства, в особенности потому, что он с прекращением подвоза и развитием спроса на рабов все дорожал и дорожал, тогда как свободный труд по мере роста городского населения и увеличения числа городов становился все дешевле и дешевле. Централизация власти в руках монарха втянула и само государство в среду экономической жизни. Государству и его главе, монарху, принадлежало наибольшее количество земли на государственной территории. Монарх становился крупнейшим земельным собственником, благодаря завоеваниям и конфискациям. В руках монарха же сосредотачивалось производство массы натуральных продуктов. Государственная их обработка должна была сулить большие выгоды, однако боязнь конкуренции и неограниченность власти вызвали тенденцию монополизировать производство в  своих руках. В Египте такая монополизация проведена была в значительных размерах, причем государственное производство пользовалось там трудом почти исключительно свободным, но все же принудительным, вызывая прикрепление людей к месту и делу и стесняя свободу их передвижения.  В Египте такая монополизация должна была привести к ослаблению частной предприимчивости, но уничтожить ее совершенно она не могла. Тем не менее это могло найти себе место в государствахгородах, где частная собственность всегда играла доминирующую роль. Все монополизировать было невозможно;  в  особенности  это  относится  к  эллинистической  художественной  промышленности, работавшей на мировой рынок. Новый экономический строй эллинизма привел и к изменению социальных основ жизни, появилась культурная элита, владевшая денежным запасом и задававшая тон экономической и политической жизни, поскольку почти исключительно из нее выходило чиновничество. Из денежной олигархии и чиновничества выделялись придворная аристократия, чиновничество, войска, путем системы пожалования царем земельных владений создался класс зажиточных и богатых землевла-дельцев, который все увеличивался благодаря покупке земель богатыми людьми как у городов, так и у царя. При этом верхи общества – чиновники, военные, купцы и промышленники – не принадлежали к какой-либо одной национальности.

Таким образом, в эпоху эллинизма происходило смешение разнородных цивилизаций Запада и Востока не только в политической и социальной структурах, но и в экономике, культуре, во всех областях жизни. Это нашло свое отражение и в религии. Признавая значение древней египетской цивилизации, греко-македонские колонизаторы оставили неприкосновенной древнюю египетскую религию, но сделали общим для греков и египтян почитание Сераписа. И здесь это было продолжением давно начавшегося процесса, отразившегося в появлении греческих мистерий, почитании греками египетских и малоазийских божеств. Теперь египетские и семитские культы, халдейские прорицания распространяются по всей территории классического мира, включая Британские острова и берега Дуная и Черного моря. «Этот так называемый эллинизм обусловил дальнейшее развитие иудейства…, создал Византию» [4].

Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада сказалось на искусстве и науке. Влияние  греческой эмпирической науки, греческой философии и греческого искусства можно проследить до крайних пределов восточного мира и найти его следы там, где можно было менее всего ожидать их. Везде эллинская культура, стоящая в колее малоазиатской, ионийской традиций, приспосабливаясь к местным условиям, дает толчок к новому, богатому по последствиям культурному развитию. Благоприятной почвой для взаимодействия и развития науки и культуры явилась египетская земля со столицей Александрией. Птолемей Сотер желал, чтобы Александрия была также столицей художественной и умственной жизни, он построил вдоль главной улицы дворцы, ипподром, музей, обелиски, колонны (колонна Помпея, игла Клеопатры). Он собрал более 700 тыс. рукописей, хранившихся в музее и храме Сераписа. Музей был в одно и то же время библиотекой и учебным заведением. Наиболее прославленные писатели и ученые пользовались там широким гостеприимством, читали лекции, на которые сходились до 14 тыс. слушателей» [5].

Александрия обогатилась передовыми идеями ученых. Эвклид изложил свои «предложения» и преподавал самому Птолемею Сотеру. Он оставил после себя «Элементы», ставшие основой новейшей геометрии. Эратосфен (276–194), бывший библиотекарь в Александрии при Птолемее Эвергете, был в одно и то же время писателем и ученым. Он первым измерил радиус меридиана и определил величину Земли в том виде, как ее тогда себе представляли. Он оставил карту, единственную, которой долго пользовались и на которой градусы были в виде вертикальных и горизонтальных линий.

В эллинистический период в истории колонизации началась новая эпоха, греки познакомились с областями, о которых до тех пор ходили легенды и собирались случайные сведения, их представления о Вселенной радикально изменились, открылись пути для дальнейшего ознакомления. По велению Александра Неарх исследует берега Индийского океана для изучения морского пути из Индии в Персию, а затем начинается и продолжение этого предприятия – плаванье вокруг берегов Аравийского полуострова; в 323 году Ираклит посылается в Иркандию для исследования Каспийского моря, для решения вопроса о соединении его с океаном. Птолемей Филадельф поощрял и занятие чистой наукой, например, Аристотелю была ассигнована значительная сумма для различных изысканий [6].

Таким образом, если говорить об эллинизации Востока, то с таким же правом можно говорить и об ориентализации Запада. Проникая на Восток, эллинская культура неизбежно должна была войти в теснейшее соприкосновение с культурами местными, восточными, некоторые из них, особенно культура египетская, месопотамская, иудейская и другие, насчитывали много веков своего существования, дали свои положительные плоды. Произошло взаимодействие культур друг с другом, взаимообогащение и взаимное проникновение наиболее родственных элементов, и в результате этого процесса, носившего сначала характер симбиоза, – полное слияние культуры эллинской и культур восточных. Вот из этого слияния, в конце концов, и образовался эллинизм, возникла эллинистическая культура.

 

  • Тураев Б. А. История древнего мира. Т. ІІ. – Л., 1935. – С.
  • Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. – М., 1990. – С.
  • Дюкудрэ Г. История цивилизации от древнейшего до нашего времени. Т. I. – М, 1898. – С.
  • Тураев Б. А. История древнего мира. Т. II. – Л., 1935. – С.
  • Дюкудрэ Г. История цивилизации от древнейшего до нашего времени. Т. І. – М., 1898. – С.
  • Тураев Б. А. История древнего мира. Т. II. – Л., 1935. – С.
Год: 2016
Город: Алматы
Категория: История
loading...