В статье рассматривается проблема роли национальной интеллигенции в этнополитике Казахстана начала XX века. На основе принципа историзма, применения теоретического материала, сравнительно – сопоставительного анализа были определены основные технологии реализации этнополитики представителями национальной интеллигенции. В среде интеллигенции сформировались национальные лидеры, которые выдвигали перспективные этнополитические, национальные идеи и пути развития страны, включавшие либеральную демократию, пантюркизм, панисламизм, идеи социализма. Национальная интеллигенция продвигала основы нового демократического мышления и плюрализма, где основными ценностями выступали компромисс и диалог, политическая гибкость, отказ от силовых методов управления. Технологии реализации этнополитики в истории Казахстана, рассматриваемого периода заключались в создании многопартийной системы и деятельности национальных политических партий, альтернативных автономий, формировании национальной идеологии, политики национального культурного ренессанса. Историческая преемственность и практическая значимость этнополитики национальной интеллигенции реализована в условиях современного суверенного Казахстана.
Осмысливая проблему истории Казахстана начала XX века, необходимо отметить, что именно на данный исторический период приходится наибольшая точка роста национального самосознания казахского народа. Этот процесс проявился в поиске политического выбора путей развития страны, активизации национально – освободительного движения, восстановления этнической самоидентификации, появления на исторической арене национальной интеллигенции и национальных лидеров. В плеяде лидеров выделяются имена А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Шокая, инициировавших новые этнополитические технологии того времени, которые были реализованы в создании и деятельности политических партий, национальной государственности в виде автономий, формирования национальной идеологии и национальной идентификации казахов, а также политики национального культурного ренессанса. Показательно, что латинской буквой "V", являющейся еще и знаком победы, Алихан Букейханов подписывал свои многочисленные статьи и заметки в самые драматические периоды своей жизни – во время столыпинской реакции 1906-1910 годов и на начальном этапе массовых сталинских репрессий 1922 – 1927 годов [1]. Национальная интеллигенция аккумулировала интеллектуальный, реформаторский потенциал казахской степи. Таких личностей Абай называл "толық адам" – цельный человек [2].
К началу ХХ века в казахском обществе интеллигенция имела определенный авторитет и насчитывала в своих рядах около 700 человек. Социальный состав ее включал степную аристократию, учителей, переводчиков, чиновников различного ранга [3]. Несмотря на свою малочисленность, в среде казахской интеллигенции формируются различные этнополитические направления развития страны: либеральная демократия, пантюркизм, панисламизм, идеи социализма. М.Б. Олкотт рассматривает представителей казахского национального возрождения как отдельную группу интеллектуалов, чьи взгляды представляли комбинацию реформаторского исламизма и западнического национализма: "Они выступали за преобразование кочевой экономики казахов и интеграцию казахского народа в основное русло империи, но они также были за сохранение культурной автономии, призывали к сохранению и развитию казахского литературного языка и записи казахской истории. Они принимали особое отношение ислама к казахской культуре, но выступали за снижение его влияния, так чтобы могло быть введено современное образование" [4].
Технологии реализации в этнополитике идей и путей развития страны представителями национальной интеллигенции происходили в сложный трансформационный период кризиса колониальной политики российской империи, широкомасштабного переселения и миграций крестьян в Казахстан, революций, зарождения новой советской политической власти. В этих условиях их идеи и политические технологии были перспективны и выражали интересы различных слоев казахского общества, они формировали основы нового демократического мышления и плюрализма, где основными ценностями выступали компромисс и диалог, политическая гибкость, отказ от силовых методов управления. Системность проведения этнополитики проявилось в том, что вначале XX века создается основа многопартийности в казахском обществе и появляются первые национальные политические партии как социальный ресурс и электорат интеллигенции. В конкурирующей многопартийной системе были представлены партии "Алаш", "Уш-жуз" и "Шуро-и-Исламия" и "Шуро-и-Улема".
Необходимо отметить, что наиболее популярной партией среди казахского населения была национальная партия "Алаш", которая отличалась кадровым потенциалом, куда входили А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Ж.Досмухамедовы, М.Тынышпаев, М.Жумабаев и другие, получившие европейское образование в учебных заведениях Москвы, Петербурга, Омска. Академик М.Козыбаев, считал Алихана Букейханова общепризнанным лидером национально – освободительного движения и больше политиком, Ахмета Байтурсынова он называет духовным наставником демократической интеллигенции, учителем, идеологом движения [5]. Для программы партии характерно либерально – демократическое направление, которое затрагивало национальные интересы широких слоев населения и предлагало практическое политическое решение наиболее важных, наболевших проблем. Это обретение государственной национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, введение президентской формы правления, провозглашение таких демократических и конституционных прав как всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, решения аграрной политики в интересах казахского населения.
Популярность партии "Алаш" среди электората определялась и тем, что казахская интеллигенция предлагала решение вопроса о земле, прекращения политики колонизации территории Казахстана, восстановление прав казахов на землю, пропаганда передовых форм, методов и технологии сельского хозяйства, особенно скотоводческого хозяйства, переработки и производства сельскохозяйственных товаров.
В отличие от партии "Алаш", казахская социалистическая партия "Уш жуз" под руководством К. Тогусова выражала интересы беднейшей части казахского общества, рабочих, крестьян, части национальной интеллигенции и городской мелкой буржуазии. Однако, их платформа была нестабильна и отличалась радикализацией в сторону поддержки большевизма и советской власти.
Этнополитические технологии казахской интеллигенции были связаны и с ролью ислама и мусульманского духовенства в южной части Казахстана. Эти политические идеи были представлены партиями "Шуро-и-Исламия" и "Шуро -и-Улема", а идеологами являлись М.Шокай, А.Кари, А.Темирбеков. Электорат партий включал мусульманское духовенство, часть интеллигенции и местной торгово-промышленной буржуазии. Партии продвигали в этнополитике идеи защиты устоев шариата и адата в казахском обществе, а также равноправие всех наций и народов, введение 8часового рабочего дня, бесплатного начального образования.
Именно в недрах политических партий формируется идея возрождения национальной государственности. Технологии этнополитики казахской интеллигенции реализовались в провозглашении альтернативных национальных автономий "Алаш-Орда" и "Кокандская автономия", включавшие восстановление территориальной целостности казахской степи, этнизации государственного управления и участия в нем казахов, а также борьбу с коррупцией и взяточничеством. Однако в реальной жизни большевики всеми мерами блокировали проявление самостоятельного национально-государственного развития в виде автономий, которые просуществовали на территории Казахстана с 1917 по 1920 годы. В своей работе "Туркестан под властью советов" М. Шокай писал, что из двухсот тысяч жителей города в живых удалось остаться лишь одной четверти населения. Таков был акт устрашения, чтобы больше нигде и никто в Туркестане не смел организовывать автономии без согласия центра [6].
Ахмету Байтурсынову, подчеркивает М.Козыбаев, принадлежит заслуга "плавного перехода алашской интеллигенции на платформу Советской власти" [5]. В дальнейшем процесс государственного устройства национальных окраин происходил в русле советизации подконтрольной ей территорий. Таким образом, становится ясно, что большинство задекларированных прав автономий в условиях жесткого большевистского режима фактически не могли быть реализованы.
Технологии реализации этнополитики представителями национальной интеллигенции начала XX века включали систему формирования национальной идеологии и национальной идентификации казахов посредством периодической печати. Стремление интеллигенции к включению Казахстана в мировое цивилизационное пространство способствовало появлению национальной периодической печати как важного канала распространения политических, культурных, просветительских идей и ценностей. Особое место среди периодической печати с 1911 года занимает журнал "Айкап", издававшийся на казахском языке и отличавшийся либерально-демократическим направлением, вокруг которого объединились представители интеллигенции М.Сералин, С.Донентаев, Б.Каратаев, С.Торайгыров, Б. Майлин. На страницах журнала обсуждались самые острые проблемы, которые приводили к стагнации казахского общества, а именно вопрос о земле, критика колониальной и переселенческой политики Российской империи, отчуждения исконно казахских земель в казахской степи. Журнал активно пропагандировал изучение родного языка, проблемы религии, призывал народ к просвещению.
Другим важным печатным органом была газета "Казах", основана в 1913 году представителями алашского движения А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым. Стремление интеллигенции к формированию национальной идеологии проявилось в названии газеты и ее символике в виде юрты, а также в в стихах М. Дулатова "Оян, казах!" ("Пробудись казах!"). Газета "Казах" пропагандировала идеи перехода казахов к оседлости, образованности, единению вокруг Алаш Орды, публиковались произведения С. Торайгырова, Б. Майлина, И. Жансугурова, С. Донентаева.
Особое место в этнополитике казахской интеллигенции вначале XX века занимает процесс национального культурного ренессанса. Вызывает интерес, что представители казахской интеллигенции активно продвигали в системе образования идеи национального и светского европейского просвещения, полиязычия, а именно знания казахского и русского языков среди населения. Необходимо отметить позицию представителей алашского движения по вопросам просвещения, которая для того исторического времени была перспективной и включала автономизацию образовательных учреждений, которое предполагало невмешательство правительства в систему образования, избрание преподавателей-профессоров, борьбу за бесплатное образование, обучение на народном языке, открытие школ и университетов на казахском языке. Выступая в 1905 году на Съезде земских городских деятелей в Москве, Алихан Букейханов говорил о праве казахского населения на получение образования на родном языке. Мыржакып Дулатов считал, что дети должны иметь возможность вначале изучить родной язык и основы веры, а затем, имея право выбора, самим определить, хотят ли они продолжать изучение родной грамматики, либо изучать русскую грамматику и русский язык [7].
Наибольшее количество книг на казахском языке было отпечатано в типографии Ш. Хусаинова и братьев Каримовых. В типографии "Каримов, Хусаинов и К°" с 1890 по 1915 гг. было издано 117 книг на казахском языке, в том числе работы Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Дулатова. Значительную часть изданных книг составляли эпические сказания и поэмы, учебные пособия и сборники стихов казахских поэтов [4].
В 20 – 30 годы XX века происходит процесс установления тоталитарного режима в советском обществе. Ханна Арендт в книге "Истоки тоталитаризма" пишет, что тоталитаризм является небывалым кошмаром, созданный человеком, он отрицает человечность, выходит за пределы человеческого. Он не имел названия в философской или политической традиции [8].
А. Букейханов и многие другие представители национальной интеллигенции на практике столкнулись с последствиями установления диктатуры со стороны советской власти, политики красного террора и репрессий в Казахстане. Казахстанский ученый д.и.н., профессор М.К.Койгельдиев в книге "Сталинизм и репрессии в 1920 1940 годы" отмечает, что лидер национально-освободительного движения Алихан Нурмухамед Букейханов в одной из своих статей приход большевиков к власти сравнивал с наступлением вновь "периода великого бедствия" – "Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама" [9].
Политика массового применения карательных мер свидетельствовало о том, что любой человек вне зависимости от политических взглядов, социального статуса мог быть подвержен карательным мерам. Репрессиям подвергались безграмотные шаруа крестьяне, батраки, бии, баи, аульные муллы, интеллигенция и политические деятели, а также их жены и дети, родственники, а потом и целые народы, которые были насильно депортированы на территорию Казахстана.
Именно в годы тоталитаризма и массовых репрессий по существу был уничтожен интеллектуальный национальный потенциал лидеров, пассионарных личностей, которые стремились за очень короткую человеческую жизнь реализовать передовые идеи своего времени, которые сегодня доказали свою жизнестойкость и значимость. Казахская национальная интеллигенция, смогла за короткий исторический период с 1917 по 1920 годы реализовать самые важные идеи возрождения альтернативных национальных государственных образований автономии Алаш – Орды, Кокандской автономии и территориальной целостности Казахстана. В том числе, местного самоуправления, реализации прав человека – гражданина страны вне зависимости от его национальности, вероисповедания, право на свободу слова и печати, неприкосновенность личности, популяризации и развития казахского языка, применения его в судопроизводстве и делопроизводстве, а также в системе обучения, отделения религии от государства, введения суда присяжных, справедливого взимания налогов богатый платит больше, бедный меньше, системы образования в виде автономии, право коренного народа на земельные наделы.
Таким образом, технологии реализации этнополитики представителями национальной интеллигенции начала XX века актуальны в контексте укрепления государственного суверенитета Казахстана, преемственности идей и ценностей либерализма, демократии, возрождения национальной истории и культуры, казахского языка.
Список литературы
- Малгараева З.Б. Политическое наследие деятелей "Алаш". Материалы круглого стола, приуроченного к 75-летию доктора политических наук, профессора 6.Б. Бəкір. – Астана: КазГЮУ Консалтинг, 2015. – С.90.
- Абжанов Х. Казахская национальная интеллигенция начала ХХ века: формирование, позиция, миссия (главы из книги). http://www.iie.kz/developments/1/97.jsp 12.10.2011г.
- Отепова. Г.Е. Политические процессы на территории Казахстана вначале ХХ века (на примере партии «Уш жуз»). Павлодар: ПГПИ, 2005. С. 19, 35.
- Казиев С.Ш. Советская национальная политика и проблемы доверия в межэтнических отношениях в Казахстане (1917-1991 годы). Автореферат на соискание ученой степени д.и.н. М., 2015. – С. 149,165.
- Мукатаева Л.К. Личность Ахмета Байтурсынова в научном наследии академика Манаша Козыбаева. Материалы круглого стола, приуроченного к 75-летию доктора политических наук, профессора 6.Б. Бəкір. – Астана: КазГЮУ Консалтинг, 2015. – С. 82,
- Акылбаева И.М. Некоторые страницы истории государственного строительства Казахстана. Материалы круглого стола, приуроченного к 75-летию доктора политических наук, профессора 6.Б. Бəкір. – Астана: КазГЮУ Консалтинг, 2015. – С.94.
- Шотбакова Л.К. Казахская интеллигенция конца XIX — начала ХХ века об основных направлениях развития культуры в Казахстане // Вестник КарГУ. № 1.
- Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма. Издательство «ЦентрКом»,
- Койгельдиев М.К. Сталинизм и репрессии в 1920 1940 годы. Алматы, 2009. С.