История Казахстана в образах

Для глубоко понимания и осмысления событий, в ходе развития общества, целесообразно изучить их в свете истории. История – сокровищница человеческого опыта, а искусство – сокровищница человеческого чувствования, та же история, выраженная с помощью красок, камня, бронзы, нот или печатных страниц. Искусство – это история в движении, остановленный момент жизни, сохраненный для других поколений. В данном направлении большой вклад вносят отечественные скульпторы, главная цель творчества которых: объяснить, разобраться и показать историю в любом ее проявлении через образы исторических личностей. В то же время художник в огромной степени педагог, обладающий огромной и прекрасной силой силой прекрасного, силой преобразить человека, а значит, и окружающий мир. 

В ходе истории становления и развития общества человечество приобрело два равноценных дара – история и искусство. Изучение истории – это способ понять цикличность происходящего, законы развития человеческого общества. «Порой важны не сами факты, хронологические списки и выдержки  из  первоисточников,  а  воображение,  строгость  мышления,  образность,  которой  учит  само  ее изучение. Ведь даже в вымышленной, неправдивой истории, извращенной царствующей идеологией, она все равно сохраняет все присущие ей законы и признаки, все причинно-следственные связи» [1].

Искусство, в свою очередь, есть прежде всего «история в движении, остановленный момент жизни, сохраненный для других поколений». И главная цель художника: объяснить, разобраться и показать историю в любом ее проявлении. Любое изображение основывается на образе. Образ сам по себе и есть искусство. Человек всегда изображает сам себя – свое отношение к миру и к другому человеку, свою эпоху. И понимание искусства начинается только там, где есть человек или сюжет о человеке, что позволяет художнику выразить дух целой эпохи в одном портрете. Именно портрет, помогает зрителю чувствовать этого героя, сопереживать, печалиться, радоваться, недоумевать  вместе с ним.

Способность понимать глубинный смысл и последствия происходящего, ощущение целостности, единства прошлого с настоящим, сопричастности индивида историческому процессу и индивидуальной ответственности за историю – все это есть результат изучения истории или так называемое историческое чувство. Оно возникает у человека в следующих случаях:

  • когда он начинает изучать историю творчески, а не пассивно: связывая прошедшее с настоящим, настоящее с будущим;
  • когда он ставит под сомнение необратимость произошедшего и прогресс человечества; 2 – когда он развит эстетически, обладает живым, здоровым воображением.

Для такого восприятия необходимо изучать историю чувственно, через образ, созданный художественным гением. По словам Э.В. Ильенкова, по отношению к способности воспринимать мир в формате развитой человеческой чувственности сокровищница мирового искусства играет такую же роль, как изучение истории философии играло в отношении развития способности мыслить диалектически [2].

Чувственность необходима человеку для всех видов деятельности. Искусство развивает «всеобщую, универсальную человеческую способность, то есть способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде» [2]. Только искусство способно развить в человеке эту самую всеобщую способность, то есть чувственность, необходимую для теоретического познания природы и истории.

Художественное произведение, как правило, дает человеку ощущение живого участия в далеких событиях, понимание собственно эпохи, ее духа. Такую же возможность предоставляет и изобразительное искусство, в частности, скульптура, которая способна формировать у человека представление об эпохе, ощущение ее специфичности в общей совокупности эпох, а также и внутреннюю «общность» ее, связь с историей в целом. Хорошее историческое произведение определяется наличием в нем духа, особенности изображаемого, находящегося на стыке фактического и чувственного, исторического и психологического. Следовательно, миссия художника заключается в развитии у человека способности созерцать мир «человечески развитыми глазами» и понимать. В частности, если говорить о скульптуре исторической, художник выступает неким посредником  между миром фактов и миром красоты и чувственности, человеком, который охватывает то и другое одновременно и не видит между ними различия.

«Исторический жанр в казахском изобразительном искусстве, не будучи приоритетным длительное время, все же, как и должно, вобрал в себя все «перезагрузки» сознания нации века глобальных перемен. В зависимости от диктата господствующей идеологии и власти он трансформировался, но национальная история, история этнической художественной культуры, непосредственно упираясь в вопросы идентичности, не теряют своей актуальности для казахских художников» [3].

В истории казахской скульптуры есть несколько примеров произведений, авторы которых обладают потрясающе верным историческим чувством. Прежде всего, хотелось бы упомянуть скульптора Болата Сапаровича Досжанова и его известнейшие произведения на историческую тематику. Досжанов Болат Сапарович скульптор-монументалист, Член Союза художников СССР, Член Союза художников Республики Казахстан, Заслуженный деятель Казахстана, профессор института искусств Синьцзянского университета г. Урумчи КНР, профессор Казахской Национальной академии искусств имени Т. Жургенова родился 28 марта 1945 года в селе Шелекемир (ныне село имени Н. Тлендиева) Илийского района Алматинской области, в семье служащих (мама – учитель, отец – агент госстраха). Б.С. Досжанов проучился четыре класса в семилетней местной школе, которую впоследствии  закрыли из-за отсутствия набора учеников. Учебу продолжил в Алма-Ате в средней школе № 12. С самого детства Болат Досжанов проявлял интерес к рисованию, в то же время мечтал стать хирургом. Во время учебы в школе всегда помогал учителю рисования: оформлял стенгазеты к праздничным датам, здание школы к Новому году. Однажды школу посетил известный скульптор Хакимжан Наурызбаев, который заинтересовался оформителем стенгазет. Когда Болата Досжанова представили мастеру, Х. Наурызбаев посоветовал ему поступить в художественное училище имени Н. Гоголя в Алма-Ате и пригласил в свою мастерскую. Б.С. Досжанов часто посещал мастерскую скульптора, выполнял задания учителя, но, не имея достаточной подготовки, не смог с первого раза поступить в художественное училище. Однако, проявив настойчивость, все-таки осуществил свою мечту на четвертый раз. В первый год учебы был призван в ряды Советской Армии на три года, по возвращению продолжил учебу и в 1970 году закончил отделение «Скульптура» по специальности «Скульптор, преподаватель рисования и черчения». По завершению учебы был направлен в среднюю школу села Денисовка Орджоникидзевского района Кустанайской области учителем рисования и черчения. В 1972 году поступил в Московский Государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова и успешно завершил в 1984 году по специальности «Художник-скульптор». Б.С. Досжанов обучался в мастерской Михаила Федоровича Бабурина из школы известного русского скульптора Александра Терентьевича Матвеева (школа Франсуа Огюст Рене Родена). Дипломная работа Досжанова Болата «Курмангазы»28 (1985 г.) выполненная в гипсе, размером 1,25 от натуральной величины, была посвящена Курмангазы Сагырбаеву композитору-кюйши, классику казахской инструментальной музыки. Идея дипломной работы, по словам автора, в следующем: казахи музыкальный народ, каждый второй умеет играть на музыкальном инструменте. Изобразил как философа-музыканта задумчивого, в сидящей позе до или после момента исполнения произведения.

Б.С. Досжанов после завершения учебы продолжил свою трудовую деятельность в Алматинском театрально-художественном институте преподавателем, далее – заведующим кафедрой «Академический рисунок», деканом художественного факультета, деканом факультета прикладного искусства, проректором по учебно-воспитательной и творческой работе. С 1993 по 2000 годы – директор Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева. С 2000 по настоящее время профессор кафедры «Академический рисунок и станковая графика». В  1992-1994 годах, по приглашению руководства Института искусства Синьцзянского университета г. Урумчи КНР, оказал помощь в подготовительной работе по набору студентов специальности «Скульптура»: провел мастер-классы по рисунку и скульптуре для коллег, предоставил методическую литературу, оборудовал мастерские. Находясь в Китае скульптор всегда вспоминал учителя, его методы и приемы и успешно справился с поставленными задачами: «Когда мы получали «4», Михаил Федорович говорил: «я вас готовлю к жизни». Этот случай говорит о том, что в мастере сочетались несколько качеств – педагога, психолога, индивидуальный подход к каждому студенту».

Болат Досжанов один из известных скульпторов Казахстана, который трудится на благо отечественного искусства уже полвека и был неоднократно удостоен правительственных наград. Коллекцию его творческих работ открывает произведение «Қалқан» (1969 г.) – круглое, большого размера, выполнено из аллюминия, в технике чеканки для Первой Республиканской выставки молодых художников, организованной художественной галереей имени Т. Шевченко. Галерею творческих работ скульптора пополнили следующие произведения: «Зов» для Первой Всесоюзной молодежной выставки в г .Москва; «Фокусник» для Республиканской выставки молодых художников; «Караван»; «Курмангазы»; «Шакарим»; «Портрет нейрохирурга Искакова»; «Ветеран»; «А.С. Пушкин»; «Қаракемпір» (образ создан по песне Алтынбека Коразбаева. Памятник установлен в Жамбылской области с. Мерке, рядом с прудом, где когда-то ловил рыбу Турар Рыскулов29); «Композитор  Нургиса  Тлендиев»;  «Академик  Султан  Сартаев»;  «Аңыз  адам.  Қайрат  Рысқұлбеков»; «Талгат Бигельдинов»; «Сунақ ата»; «Үміт апа»; «Қадыр Мырзалиев»; «Шакен Айманов»; «Малик Габдуллин»; «Бейбарс»; «Абылхан Кастеев».

По утверждению автора: «Темы моих творческих работ нравятся прежде всего мне самому, будь то известная личность или композиционное произведение. Я берусь за такие работы, которые я понимаю и чувствую какие мне под силу. Когда появляется образ, мысль, я прежде чем приступить к воплощению идеи, изучаю литературу, источники, чтобы раскрыть особенности характера  личности.

28 краткая хроника о дипломном проекте содержится в Ежемесячном журнале Союза художников СССР, Академии художеств СССР, ЦК ВЛКСМ. Основан в июле 1936 года.

29Турар Рыскулов (1894—1938) cоветский государственный деятель в Средней Азии, председатель Мусульманского бюро Туркестанской Коммунистической партии (1919), ЦИКа и СНК Туркестанской АССР, Полпред Коминтерна в Монголии Искусство это прежде всего красота, поэтому хочу, чтобы работа была красивой. Однако, отношение зрителей неоднозначное: некоторые понимают, а другие не воспринимают… Стараюсь придерживаться классических приемов (для узнаваемости авторского стиля по кисти и портрету, их взаимосвязи), найти, изучить, раскрыть то, что не видно другому. Чтобы достичь своего желания, надо постоянно совершенствовать свое мастерство, подходить к своему творчеству самокритично. Создавая эскизы, учитываю в каком материале, размере будет выполнено произведение и в какой среде предполагается установить, будет ли вписываться или нет. Эскизы выполняются в масштабе. Материалы для создания скульптур встречаются случайно, использую источники вдохновения: красота, слово, образ (после глубоко изучения), поиск позитивного».

Исторические личности в работах Б.С. Досжанова отличаются верно найденным решением и раскрываются посредством изображения их характера. Работы скульптора можно встретить во всех уголках страны: памятник батырам Карасаю и Агынтаю (г. Петропавловск), архитектурно-культурный комплекс «Қазақ елі» (г.Астана, в соавторстве с Нурланом Далбай, Муратом Мансуровым), памятник Абаю Кунанбаеву (г.Астана).

Памятник батырам Карасаю и Агынтаю воздвигнут 16 июня 1999 года на Театральной площади перед русским драматическим театром имени Погодина в г. Петропавловске (Фото 1). На заранее подготовленный постамент был возведен памятник двум легендарным героям казахского народа середины XVII века, принимавшие участие в битвах с джунгарским войском. Карасай батыр командовал ополчением, а Агынтай батыр участвовал в поединках с воинами врага. Во время боев 1643– 1644 гг. батыры неоднократно демонстрировали свою отвагу и воинское искусство, являясь примером для подражания подрастающему поколению сарбазов. Бронзовые фигуры батыров в полном вооружении, стоят плечом к плечу с пиками и общим щитом, символизирующим единство и  братство. Над памятником работали скульптор Б.С. Досжанов, архитектор Ю. Дворников, мастером по граниту был А. Гайдадым. Скульптурная композиция отлита из бронзы белорусскими мастерами,  а монтаж провели специалисты Петропавловского завода тяжелого машиностроения. После создания эскизного наброска скульптура выполнялась в глине, а затем была одета в бронзу и куртинский гранит. Высота памятника 14 метров [4].

Архитектурно-культурный комплекс «Қазақ Елі» (г. Астана) был открыт 20 октября 2009 года, представляет собой стелу с легендарной птицей Самрук (автор идеи С. Смагулов) на ее вершине и четырьмя бронзовыми барельефами у основания (Фото 2). Монумент символизирует, с одной стороны, мощь и высоту казахстанского архитектурного творчества, с другой стороны историю, культуру, достижения суверенного Казахстана. Высота монумента составляет 91 метр символичное совпадение с годом обретения Казахстаном государственной независимости. Общая площадь составляет 5 гектаров, площадь прилегающей территории 11 гектаров. Четыре барельефа из бронзы размещены в арочных проемах постамента-куба. Композиционная тема центрального барельефа - «Первый Президент и народ». Барельеф «Қаһармандық» (Мужество), расположенный в южной части монумента, отражает воинскую доблесть, героизм и мужество казахского народа, здесь гармонично переплетаются боевые традиции батыров-кочевников и воинов современной армии. В композиции «Жасампаздық» (Созидание), расположенной в северной части монумента, основным лейтмотивом является прославление созидающего человека в лице металлурга и нефтяника, инженера и хлебороба, строителя и космонавта. Тема «Болашақ» (Будущее), в восточной части монумента, отражает одну из основных ценностей государства молодежь, стремящуюся к науке, культуре и к здоровому образу жизни, бережно сохраняющую семейные ценности. Логическим завершением композиционной части монумента является скульптурная группа «Единство». Здесь изображен ликующий народ мужественный и сильный духом, способный победить тяжелые испытания времени и, сохраняя единство, обрести и защитить свою независимость.

Памятник великому казахскому поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву (г. Астана) был установлен на 7-метровый постамент 19 июня 2010 г. Высота самой статуи 7,5 метра (Фото 3). При создании памятника, по словам скульптора Б.С. Досжанова, особое значение имело отражение величия личности Абая, его высокой гражданской позиции, духовности, мудрости, безукоризненного владения словом и глубины созданных им литературных образов. Мемориал возвышается над одной из самых любимых горожанами площадей, которая в праздничные дни служит сценой для выступлений мастеров искусств Казахстана, национальных творческих коллективов [5].

Во всех работах скульптора Болата Досжанова, кроме прекрасной самой по себе и прекрасно гармонирующей с сюжетом техники, присутствует очень уместный, соответствующий изображенным эпизодам исторический психологизм, так верно направляющий зрителя в понимании события. Его произведения несут идею и формируют у зрителя мнение по поводу изображаемого исторического эпизода. «Мы должны стремиться встать в один ряд с цивилизованными культурными странами. В казахской скульптуре мы должны оформить свое отдельное направление. В этом направлении уже работает  скульптор  Болат  Досжанов.  Образец  монументальной  скульптуры  –  скульптурная  пара «Карасай Агынтай», личности которых объединяют парные элементы, символизирующие призыв к объединению народа. А именно дополнительные копья, посередине которых расположены их щиты, являющиеся символом и атрибутикой того времени. И все это вместе призвано раскрыть главную цель жизни двух личностей, их сущность» [6].

Монументальная скульптура, монументально-декоративное искусство самые молодые виды художественного творчества в Казахстане. Накопление творческого опыта в данном направлении идет через индивидуальные авторские эксперименты, и в этом аспекте казахстанское искусство может представить выдающихся мастеров мирового уровня [7].

Перед каждым скульптором стоит главная задача – донести до зрителя свою мысль и найти пластическое решение форм. Чтобы исполнить его мастеру недостаточно обладать техническими методами и приемами. Самое интересное в искусстве скульптуры это постоянный  неустанный поиск. По словам Б.С. Досжанова: «Надо глубоко изучить образ, который хотел бы изобразить. И только после этого, всестороннего изучения и глубокого исследования характера, мировоззрения личности, я приступаю к воплощению своего замысла. Сначала я знакомлюсь с биографией и  трудами тех людей, которые меня заинтересовали как скульптора. И только тогда, когда я пришел к выводу, что могу изобразить образ, приняв решение, я приступаю к работе. Второй и интересный момент в скульптуре – это наличие определенного мастерства. Обычно я начинаю создавать скульптуру с помощью обычного пластилина. Это только первоначальный вариант. Мысль полностью не раскрыта, нахожусь в творческом поиске и глубоком раздумье».

Скульптор для воплощения своего замысла много работает, постоянно ищет новые приемы. Все произведения автора отличает высокое мастерство и стремление к целостности.

Таким образом, роль художника в формировании у человека чувства истории и развития в нем универсальной чувственности огромна. Часто художник живет в совершенно другой эпохе и времени, и разумеется не является участником изображаемых событий. Однако, художник в полной мере обладает тем, что он хочет развить в зрителе. Единственный путь к развитию чувственности изучение и созерцание достояния мирового искусства, всего, что было создано раньше [8]. «Речь идет о том, и именно о том, чтобы каждый человек имел время и возможность в каждой из сфер деятельности быть на уровне современности, на уровне развития, которое уже достигнуто всем человечеством усилиями и Рафаэля, и Бетховена, и Эйнштейна, и Лобачевского… Пойдет ли каждый дальше этого уже достигнутого уровня вопрос другой. Но чтобы каждый индивидуум был выведен в своем индивидуальном развитии на «передний край» человеческой культуры на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного, a затем мог свободно выбрать, на каком участке ему двигать культуру дальше, где сосредоточить свою индивидуальность как творческую единицу наиболее плодотворным для общества и наиболее «приятным» для себя лично способом...» [9].

Художник прежде всего эстетически, чувственно развитый человек и ему нельзя порывать в процессе творения с будущим зрителем это грозит погружением в гибельную идею «искусства для искусства». Кроме того, художник это педагог, обладающий силой прекрасного, силой преобразить человека, а значит, и окружающий мир. Таковым художником на сегодняшний день является Болат Сапарович Досжанов.

 

 

  1. Кавелина. Д.Н. История в образах и образ в истории / Проблема истории в творчестве Э.В. Ильенкова. Материалы XV Международной научной конференции "Ильенковские чтения 2013". Москва, 28-29 марта 2013 г.  Москва: Изд-во СГУ. 2013. – С.500-503. / Электронный ресурс: http://www.propaganda-journal.net
  2. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. Москва: Искусство. 1984. – С.213-215.
  3. Труспекова Х.Х. История, этно-исторический жанр в казахском изобразительном искусстве // Cultural Identification. The Problem of Art Studies. – Szombathely: Savaria University Press. – 2016. – 149.
  4. Электронный ресурс: http://www.madenimura.kz/
  5. Электронный ресурс: http://www.inform.kz/chn/article/2279775
  6. Бауржан Байдилда. Интервью / "{ылyалам" – Болат Досжанов. 4.12.14. Электронный ресурс: http://www.youtube.com/watch
  7. Казахское искусство. Альбом. 5 томник. Т.3. Скульптура. Монументально-декоративное искусство. –Алматы: Елнур. – 2013. – С. 16.
  8. Кульжанова К. История Казахстана в художественно-исторических образах // История Казахстана в школе и вузах. – Алматы. 2002. № 7. – С.5-11.
  9. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. Москва: Либроком. 2011 –  С.

Год: 2016
Город: Алматы
Категория: История
loading...