Тренды этнической идентичности в истории казахского народа

Статья посвящена анализу реализации этнической идентичности казахского народа. Этническая  идентичность как динамическая система была подвержена трансформации в условиях провозглашения суверенитета Казахстана и проявилась в процессе национального ренессанса. На основе теоретического материала, исторического дискурса, статистических данных, различных позиций по проблеме этнической идентичности были определены основные тренды этнической идентичности казахов. Трендами этнической идентичности являются: восстановление численности титульного казахского населения; мирная, сбалансированная политика в межэтнических отношениях; возрождение национальной истории и Казахского ханства; возрождение имен исторических личностей из плеяды ханов, биев, батыров, жырау; провозглашение Астаны новой столицей Казахстана. Представлены практические рекомендации по дальнейшему развитию этнической идентичности казахов через призму формирования казахстанской идентичности на основе гражданских ценностей, развития государственного языка, традиций и культуры, а также продвижения патриотических идей "Мəңгілік Ел", Общества Всеобщего Труда и культуры мира. 

Феномен этнической идентичности казахского народа формировался на протяжении многих веков. Этническая идентичность как система включает общие представления и мировоззрения этнической группы, которая определяется осознанием общей истории, местом происхождения, территорией расселения, культурой, традициями.

Этническая идентичность является динамической формой, которой не чужды трансформационные процессы, особенно актуализирующиеся в кризисные для этнической группы моменты [1]. Качественные трансформации в развитии этнической идентичности происходили на этапе так называемого национального ренессанса на рубеже 80-90 годов XX века. Он был связан с парадигмой распада огромной в территориальном плане и многонациональной страны СССР, сопровождавшийся отходом от замкнутой советской тоталитарной системы, навязанной «советской идентичности», которая нивелировала уничтожение национальной истории, духовных ценностей, традиционной культуры и родного языка казахского народа. При этом, национальный ренессанс проявился в виде феномена "этнического  взрыва" и характеризовался ростом этнического самосознания интереса к этническим корням и культурной идентичности, развитием суверенных государств на постсоветском пространстве [2].

В понимании этнической идентичности можно выделить несколько концептов. Так в своих исследованиях многие ученые Казахстана, изучая этническое самосознание и проблемы идентичности, не проводят границ между ними и исходят из широкого понимания данных категорий, а этничность рассматривают как важный компонент идентификации с этнической общностью. При этом основными идентификаторами выделяют язык, культуру, религиозную идентичность, гражданство, национальность и др.

Изучая вопросы казахстанской модели этнополитики, Н.И. Мустафаев определил, что этническая идентичность не противоречит гражданской идентичности. Казахстанская модель этнополитики может базироваться на этническом многообразии, самобытности всех этносов Казахстана, при одновременном укреплении гражданской идентичности, казахстанского патриотизма. При этом автор считает, что межэтническая интеграция актуальна для большей части населения Республики Казахстан. Этническая и государственная идентичность могут существовать как взаимодополняющие [3]. Исследуя проблему эволюции социально-политического статуса коренного этноса Р. Арын выявляет, что этническая идентификация доминирует у всех этносов Казахстана над гражданской – факт постсоветской действительности, подтверждаемый всеми исследователями [4].

Кукубаева А.Х. отмечает, что этническая самоидентификация личности относится к психическим феноменам, когда человек решает выделить для себя такие ценности жизни, как язык, традиции, историческая память, национальная культура. Именно когда личность способна к сознательному отношению к своим национальным особенностям, тогда самосознание приобретает национальное своеобразие [5].

Таким образом, мы видим, что в условиях суверенизации Казахстана происходит новый виток в понимании и проявлении этнической идентичности, которая характеризуется процессом реанимирования этнической составляющей.

В развитии этнической идентичности периода суверенитета можно выделить несколько трендов. Первый тренд характеризуется восстановлением численности титульного казахского населения и постепенным переходом от полиэтничности к моноэтничности в этнической структуре населения. 

Таблица 1. Этническая структура населения Казахстана 1979 – 2015 годы [6] 

Этносы

1979

тыс. чел.

%

1989

тыс.чел.

 

2015             на

01.01.2015 г.

тыс.чел.

%

Все население

14709508

100,00

16222324

100,00

17417673

100,00

казахи

5282481

36,7

6486029

39,9

11497349

66,01

русские

6019391

40,9

6092377

37,6

3666081

21,05

немцы

900343

6,1

946967

5,8

181958

1,04

украинцы

900240

6,2

878184

5,4

295436

1,7

узбеки

262960

1,8

330417

2,03

534968

3,07

татары

314065

2,13

322338

1,98

202977

1,17

уйгуры

147676

1,0

181155

1,11

251525

1,44

белорусы

181821

1,23

178325

1,0

59074

0,34

корейцы

92516

0,62

101366

0,6

106287

0,61

греки

50125

0,34

46448

0,3

-

-

евреи

22762

0,15

17515

0,10

-

-

Другие национальности

535128

3,6

641203

4

622018

3,6

Как показывают статистические данные таблицы, в этнической картине населения Казахстана советского периода с 1979 по 1989 годы казахи на своей этнической территории представляли этническое меньшинство 36,7% - 39,9%. Это представляло угрозу существованию казахского народа как этнической общности. Снижение их численности было связано с кризисом этнической идентичности, который отражен в исторической памяти, сохранившей негативные процессы советской политики силовой модернизации в области национальной политики, экономических стратегий, национально - территориального размежевания Казахстана, искусственного насаждения наднациональной общности "советский народ" и единой советской культуры.

С 1989 по 2015 годы наблюдается обратный процесс увеличения численности казахов с 39,9% до 66,01%. Восстановление этнического казахского потенциала был связан с кризис советской государственности и обретением государственного суверенитета Казахстаном, а также миграционным оттоком таких этносов как русских, украинцев, белорусов, немцев, греков, евреев на их историческую родину. Народы бывшего СССР устремились на территории проживания своего основного этнического ядра, чтобы идентифицировать себя со своей этнической родиной и этнической общностью. Марданов К.  в книге "Самоопределение нации", рассматривая проблемы  идентификационных  процессов  среди этносов, проживающих в Казахстане отмечает, что в условиях перехода к рыночным отношениям и постигшего всего общества кризиса, демографические и миграционные процессы происходят в русле приспособления к происходящим переменам, необходимости выживания и самосохранения этнической самобытности. Этнические группы стали продвигаться к своим национальным центрам для поиска объективных условий выживания, наиболее благоприятных перспектив материального и духовного роста настоящему и грядущему поколению. Немцы в Германию, русские - Россию, греки - в Грецию, евреи – в Израиль, казахи – в Казахстан устремились для того, чтобы найти свои ниши на исторической родине, реализовать себя на земле предков и создать возможность потомкам для идентификации со своим отечеством [7].

Параллельно в условиях независимого Казахстана реализуется государственная программа по возвращению этнических казахов из зарубежных стран на этническую родину, которые в советское время вынуждены   были  уехать   из  страны,   что  способствовало   также  увеличению  численности казахского населения. Процесс поиска этнической идентичности сопровождался тенденцией, характерной для природы этничности в форме "свой - чужой". Так, например, Л.Н. Гумилев определил этнос как "коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим коллективам не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление "мы и они" и деление на своих и чужих" [8].

Второй тренд заключается в том, что поиск этнической идентичности казахов происходил мирным путем, что является важным достижением сбалансированной этнополитики Казахстана.  Безусловно,  поиск этнической идентичности и системы межэтнической коммуникации в постсоветское время проходил достаточно сложно и неоднозначно. Этот процесс сопровождался ростом этнонационализма и этноконфликтов, протекавших, как правило, в латентной, скрытой форме. Межэтнические конфликты имели форму криминально-бытовой направленности, в основном локального уровня, возникавшие между казахами и представителями других национальностей – ингушами, чеченцами, уйгурами. Конфликты в Павлодарской области в селе Теренколь Качирского района, в марте 2007 в селе Маловодное Енбекского района Алматинской области, приграничные земельные конфликты в южной части Казахстана на границе с Узбекистаном в направлении населенных пунктов Сарыагаш, Сайрам, Туркестан, а также в результате нелегальной трудовой миграции выходцев из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана [9].

При этом развитие межэтнических отношений происходило по вектору от напряженности к стабильности, не достигая точки бифуркационного перелома. Безусловно, избежание крупных межэтнических конфликтов, связано с тем, что процесс суверенизации республики происходил мирным путем, а государство выбрало сбалансированную этнополитику интегрированности этнических групп, проживающих на территории Казахстана, сохранения их этнокультурной идентичности в противовес политики изоляции или противостояния.

Важно отметить, что поиск этнической идентичности характеризуется прежде всего мирным сосуществование различных этнических групп, а межэтническая коммуникация характеризуется позитивными тенденциями. Проведенные общественным фондом "ЦСПИ Стратегия" в 2009 и 2014 годах социологические исследования выявили преобладание позитивных оценок в восприятии  взаимоотношений между представителями разных этносов в Казахстане.  Так, например,  если 2009 году на вопрос: "Какие взаимоотношения преобладают между людьми разных национальностей в вашей местности, населенном пункте?" – 68,7 процента респондентов выбрали ответ "спокойные и дружелюбные", то уже в 2014 году данный показатель достиг 74,5 процента. При этом сократилась категория респондентов, относящихся нейтрально и безразлично к представителям других национальностей. Так, данный показатель в 2014 году снизился до 21,8 процента, в то время как в 2009 году он составлял 26 процентов [10].

Третий тренд этнической идентичности казахов связан с процессами возрождения национальной истории, где важным концептом выступает переосмысление "белых пятен" в истории казахского народа. Исторической точкой отчета является востановление начала казахской государственности. Так 2015 год в Казахстане был официально объявлен годом празднования 550-летия образования Казахского ханства, история которого уходит корнями в XV век, когда великие ханы Жанибек и Керей создали первое государство казахов. Историческое переосмысление способствовало возрождению имен многих исторических личностей из плеяды ханов, биев, жырау, батыров, сыгравшие роль в отстаивании целостности и нерушимости казахских земель, усиления геополитического влияния Казахского ханства. Этническая идентичность отражена в традициях иерархической политической системы Казахского ханства, где существовал институт старших ханов "кулл ханларның ағласы қылыб". Старшими ханами становились правители мудрые, имеющие опыт управления государством, авторитет и уважение среди народа. В период правления Касым хана, Хакк-Назар хана, Есим хана, Жангир хана, Тауке хана, Абылай хана активно развивалась этническая идентичность в разрезе стратегии расширения границ Казахского ханства, создания и внедрения норм обычного права "Қасым-ханның қасқа жолы", "Жеті жарғы", экономического и политического влияния в Среднеазиатском оазисе, установление дипломатических связей с Русским государством, странами Европы и т.д.

Этническая идентичность проявляется и в институте бийства, который являлся связующим звеном между правителями и народом. Сегодня институт бийства отражен в именах трех биев – Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Бии являлись главной опорой ханов и султанов, ибо как носители народных традиций они сохраняли в народной памяти авторитет со времени первобытной демократии родового общества [11]. Основными качествами биев являлись знание всех норм обычного права, умение их толковать, обладать ораторскими   способностями   и  пользоваться   авторитетом  среди  сородичей.   По  мнению   известного ученого – исследователя Д’Андре "не следует смешивать биев – судей, биев –военачальников, а также биев – богачей. Настоящим бием является только бий – судья, признанный таковым населением в силу наличия у него познаний и особых душевных качеств" [11].

Идеологами Казахского ханства являлись жырау - Сыпыры-жырау, Асан Сабитулы, Казтуган Суйиншиулы. Бухар-жырау был признан лучшим певцом не только белой, но и «черной» кости. Он прославил батыров Богенбая, Кабанбая, Жаныбека, Олжабая и других в ярких исторических эпосах.  В  них отразилась героическая борьба казахов против джунгарских завоевателей [12]. Они выполняли функции советников ханов, были вождями племен, ораторами, а также абызами - уникальными людьми, которые имели навыки толкования снов, приметов, многих явлений природы. Только тот, кто предугадывает направления движения во времени, все существо которого пронизано синкретизмом искусства, слово молвит блестящий оратор, мыслит перед нами ясновидящий вождь, тот, кто смог стать сердцевиной духовного мира народа настоящая, гениальная личность, твердо стоящая на земле, может достигнуть уровня абыза [13].

Особенность этнической идентификации в истории казахского народа связана с батырством как  военно – политического института казахского общества. Батыры, имена которых возрождены в истории казахского народа – Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Баян Батыр, Райымбек батыр, Карасай батыр и другие. Военный архетип батырства включал личные качества, подвиги, мужество, героизм, которые проявлялись в военных конфликтах. Поэтому высокое звание батыра получали как представители кара суйека, так и ак суйека. Деятельность батыров включало не только участие в войнах и сражениях,  но также в воспитании и укреплении идеологии, дипломатии государства. Политическая власть ханов,  ее сила и слабость, геополитическое влияние напрямую зависела от батыров, которые составляли при них воинские соединения. И. Ерофеева также отмечает, что в средние века существовал  институт  аталычества, распространенный в среднеазиатских ханствах как второе лицо после хана. "В степи аталык - это одинокий или увечный батыр, которого нанимали воспитателем для своих детей султаны или богатые кочевники. Аталыки были ближайшими советниками и наставниками растущих мужей. Они сопровождали родственников хана и во время посольств в соседние страны. Например, у Абулхаира наставником детей был батыр Байбек - Аглук. Царские чиновники писали о нем как о «человеке, знавшем все тайны своего хозяина" [14].

Четвертый тренд в этнической идентичности определяется местом и ролью древних казахстанских городов суверенного Казахстана – Отрар, Тараз, Сайрам, Суткент, Кулан, Сыгнак, Сауран, Дженд, Сарайчик. В условиях переосмысления истории казахского народа изменилось историческое время  многих городов, которое архаизировалось, что позволило выявить ученым более древние слои возникновения городских поселений и дать объективную оценку урбанизированности территории Казахстана. Новый этап в понимании исторической роли городов связан с переносом столицы в северную часть Казахстана в 1997 году. Астана является олицетворением нового, открытого прагматического мышления, синтезом азиатской и европейской культуры. История Астаны берет начало с эпохи бронзы, городища Бозок, который являлся политическим и духовным перекрестком Сары –  Арки.  История Астаны движется через призму таких исторических событий как тюркская эпоха, когда здесь проходил Великий шелковый путь; строительства крепости Акмола в 1830 году в период колониальной политики Российской империи и провинциального города Акмолинска, который служил местом ссылки революционеров; советского периода в условиях тоталитарного режима 20-30 годов XX века и жертв политических репрессий, а также переименование в 1961 году Акмолинска в город Целиноград и реализации экономической стратегии освоения целины.

В современной Астане реализована евразийская концепция и символизм как особенность этнической идентичности казахского народа. Астана - символ объединения государства и воплощение национальной идеи "Мəңгілік ел". В 1999 году столица была удостоена премии Юнеско "Город мира", а в 2003 столицу отметило знаменитое мировое рейтинговое агентство Moody’s Investors Service. Астана вошла в список 30 лучших мировых городов. Президент страны Нурсултан Назарбаев так определил философию развития нового столичного города: "Здесь, на древней земле Сарыарки, родилась не просто столица. Это колыбель будущего страны. История Астаны и судьбы казахстанцев неотделимы друг от друга. Столица является воплощением мощи, динамичного развития и стабильности нашей республики. Астана стала ярким, сильным, процветающим, объединяющим всех казахстанцев и устремленным вперед городом. Наша столица является сердцем нашей Родины, символом веры народа в свои силы и великое предназначение" [15].

На современном этапе важным является укрепление этнической идентичности  казахов  в казахстанском обществе, которое заключается:

  • трансформации этнической идентичности в казахстанскую идентичность на основе гражданских ценностей;
  • дальнейшее развитие государственного языка, традиций и культуры на основе межэтнической коммуникации этносов, проживающих в Казахстане;
  • пропагандирование, популяризация и продвижение патриотической идеи "Мəңгілік Ел" и идеи Общества Всеобщего Труда, а также культуры мира среди казахстанцев.

Таким образом, сформирована позитивная этническая идентичность казахов, которая проявляется в этнодемографическом восстановлении численности титульного населения, мирной, сбалансированной политики в межэтнических отношениях, возрождении национальной истории, образование первой национальной государственности Казахского ханства и роли исторических личностей – ханов, биев, батыров, жырау, а также переосмысление истории новой столицы Астана. Этнические чувства и социальные установки казахов должны быть направлены на активную идентификацию со своей этнической общностью и гордость за успехи, достижения своего этноса, что будет способствовать укреплению суверенитета Казахстана.

 

  1. Копцева Н.П., Середкина Н.Н. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе. - Сибирский федеральный университет, – С. 17.
  2. Кушербаев К.Е. Основы этнополитики. - Алматы: Институт развития Казахстана, – С.31.
  3. Курганская В.Д.,   Дунаев   В.Ю.,   Жусупов   С.Е.   Этнополитические   процессы   в  современном Казахстане. - Алматы, 2001.- С. 29.
  4. Арын Р.  Эволюция  социально-политического  статуса  коренного  этноса:  Автореферат  дисс.…д-ра полит. наук .- Алматы, 2007. – С. 24 – 26.
  5. Кукубаева А.Х. Национальное самосознание казахского народа. – Астана, 2006. – С.
  6. Итоги национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. - Астана, 4-5  с.; Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2015 года. Серия 14. Демография – Астана, 2015. С. 2 –4.
  7. Марданов К. Самоопределение нации. –Алматы: Гылым, – С. 254 -255.
  8. Подъяпольский С. А. Обеспечение целостности полиэтнического государства. - Красноярск, – С. 32.
  9. M. Akylbayeva, Z.B. Malgaraeva and L.A. Umirzakova. Potential of Interethnic Conflict Uprising in the Kazakhsani Society // World Applied Sciences Journal 22 (5): 2013. – С. 720.
  10. Королев А. Индикатор этнического самочувствия. Литер. Республиканская общественно- политическая газета. URL: http://www.zakon.kz/4657784-dejjstvujushhaja-v-kazakhstane-model.html (дата обращения: 10. 2014).
  11. Усеинова К.Р. Роль и место института биев в традиционном обществе казахов // Известия Национальной Академии наук РК. - № - 2012 - 36 с.
  12. Абилкасов Г.М. Бухар –жырау-философ, советник, акын. - Караганда, – С. 16.
  13. Абыз - институт жреческой традиции тюрков-казахов. Алпысбес Махсат Алпысбесyлы. http://e- kz/ru/contents/view/1369.
  14. И. Ерофеева. Расчертившие векторы. http://expertonline.kz/a1884/. 05. 2011 г.
  15. http://www.akorda.kz/ru/republic_of_kazakhstan/astana.
Год: 2016
Город: Алматы
Категория: История
loading...