План нации и историческая наука Казахстана

1.     Исторический документ

Великий казахский ученый Ч.Ч. Валиханов писал, что «для нормального роста и развития народа необходимы прежде всего свобода и знание». Гениальное  предвидение  промелькнувшего  метеора сбылось в условиях независимого Казахстана, прошедшею за 24 года путь, равный столетиям.  За  короткий срок неимоверными усилиями народа и его Лидера реализованы многосложные реформы в экономике, инфраструктуре, науке, образовании, культуре, в сфере межнациональных и религиозных отношений. По всеобщему признанию на просторах Великой Степи появилось современное государство. Его достижения и внешнеполитические инициативы получили поддержку ведущих держав мира и обозначены под обобщающим названием «Казахстанский путь».

Однако в мире жестокой конкурентной борьбы почивать на лаврах нет смысла и невозможно. В век высоких технологий только интеллектуальные поиски и инновации обеспечат движение вперед, конкурентоспособность народа. Дорогу осилит идущий. Знаменитый шекспировский вопрос: «Быть или  не быть» все еще остается в силе.

Тонко чувствуя веление времени, в начале 2015 года Президент РК Н.А. Назарбаев представил пять институциональных реформ, которые включают в себя 100 конкретных шагов и призваны кардинально преобразить политическую, социально-экономическую и духовно-интеллектуальную жизнь страны. Названный «Планом Нации» этот программный документ рассчитан на ближайшие 10-15 лет и нацелен  на укрепление казахстанской государственности.

Он имеет непосредственное отношение и к будущему отечественной исторической науки. Во-первых, подводит итоги и уроки независимого развития Казахстана. В ближайшей перспективе они должны быть учтены при написании учебников и обобщающих трудов по истории Казахстана. Во-вторых, содержит точный диагноз современного состояния казахстанского общества, без которого неосуществимы стратегическое планирование, научное предвидение и прогнозирование будущего. В-третьих, указывает пути и способы вхождения Казахстана в число 30-ти развитых государств мира. Тем самым творческий обогащает Стратегию «Казахстан-2050», предложенную Н.А. Назарбаевым еще в 2012 г. В-четвертых, самое главное – документ демонстрирует высочайший класс научного постижения сущности анализируемого явления. В этом смысле он имеет методологическое значение дляосуществлении исторических исследований.

Читая «План нации – 100 конкретных шагов» в  контексте  исторических  взглядов  Президента  РК Н.А. Назарбаева, нетрудно понять причинно-следственные связи и логику развития современной национальной историографии, роль личности в сфере науки, представить перспективу интеллектуального движения вперед. Каждый из пяти институциональных реформ подчёркивает высокую миссию науки в прошлом, настоящем и будущем нашего общества. Так, 12-й шаг реформ требует внедрения новых этических правил государственной службы, 31-и шаг – сделать бизнес-климат в стране одним из самых привлекательных в мире, 85-й шаг предусматривает разработку проекта патриотического акта «Мəңгілік Ел». В решение этих задач достойный вклад призвана внести историческая наука. Каждый шаг, каждая задача требует глубокого научного осмысления, широкого использования отечественного и мирового передового опыта, точного прогнозирования желаемого результата. Есть историкам над чем размышлять, о чем спорить, на что ссылаться. Немаловажно и то, что к сегодняшнему дню они пришли с солидным багажом.

Как видная сфера человеческой деятельности с соответствующей инфраструктурой и финансовым обеспечением историческая наука Казахстана сложилась во второй половине ХХ века. К концу 50-х годов всесоюзную известность получили фундаментальные труды по каменному веку, древней культуре центрального  Казахстана  и Жетысу,  о средневековых  сочинениях  на  тюркском  и персидском   языках, колониальной и советской истории казахского народа. Профессия историка пользовалась мощной идеологической поддержкой. Выступая на ІІІ съезде учителей Казахстана (1960 г.) президент АН КазССР К.И. Сатпаев не случайно подчеркнул, что «в Академии наук Казахской ССР работают 200  человек казахов и казашек с учеными степенями доктора или кандидата наук … Академия регулярно издает свои журналы по многим отраслям науки, монографии и труды о природных богатствах, росте и жизни республики, по истории, экономике, языку, литературе и искусству казахского народа».

Востребованность исторических знаний – правдивых, без гнева и пристрастия – многократно выросла на этапе строительства независимого государства. Вообще, история как процесс никогда не пребывает в состоянии статики. Она всегда в движении, изменениях, связах, отношениях. Поэтому не ослабевают, можно сказать, вечны научный, национальный, коммерческий и иные интересы к ней. На переломном этапе как движение истории, так и ее познание существенно ускоряется. 

2.     Движение истории

16 декабря 1991 года Казахстан провозгласил государственную независимость.  Рухнули социализм,  его теория, идеология, вместе с ними – материалистическое, партийно-классовое понимание истории. С этого момента коренным образом изменились теоретико-методологические принципы и подходы к истории, наполнялись новым содержанием научные результаты, толкования, все составляющие производства и распространения научных знаний по истории Казахстана и глобального мира. На наш взгляд, наиболее важные моменты перемен и сдвигов в казахстанском обществе, следовательно, и в области исторической науки следующие:

  1. Демонтаж командно-административной системы управления обществом и государством, деидеологизация общественно-гуманитарных наук, присущие казахстанскому социуму мир, согласие, стабильность, самое  главное  –  последовательно  реализуемое  конституционное  положение  о  том,  что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», реально расширили возможности и условия для глубокого и творческого поиска учеными исторической истины, обусловили принятие Законов РК «О культуре», «Об образовании», «О науке». Рождение новой политической системы и демократии обнажило ограниченность и ущербность партийно-классового толкования узловых проблем национальной истории.Независимость настоятельно требует адекватного освещения всего прошлого.

Словом, хронологически и по-существу все началось с роспуска КПСС и распада СССР. Наступил качественно новый этап развития исторической науки Казахстана.

  1. Переход от советизма к независимости, определивший судьбы и содержание научной исторической мысли, неразрывно связан с именем Первого Президента РК Н.А. Назарбаева. Его безупречный авторитет и бережное отношение к национальной истории, ее ценностям и урокам способствуют повышению престижа профессии историка, качества и конкурентоспособности исторических исследований. Высокий уровень методологической культуры, позволивший обобщить широкий круг проблем и источников, характерен для книг «В потоке истории», «Казахстанский путь», «Критическое десятилетие», «В сердце Евразии» и др., вышедших из-под пера Лидера нации. Благодаря его настойчивости и дипломатическому искусству 150 летие Абая вошло в календарь юбилейных дат ЮНЕСКО (1995 г.). В соответствии с президентскими указами 1997 год был провозглашен годом памяти жертв массовых политических репрессий, 1998 год – годом национальной истории и народного единства, реализована государственная программа «Культурное наследие» (2004-2011 гг.), которые дали толчок концептуальному переосмыслению итогов и уроков национальной истории. Ежегодные послания Президента народу Казахстана, Стратегии «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050», национальная идея «Мəңгілік Ел», программа «Нұрлы Жол» представляют сплав анализа истории и современности. Они определили путь успехов и побед Казахстана. Говоря словами Н.А. Назарбаева, «сейчас все это хорошо помнит старшее поколение. Но молодые поколения должны знать и помнить цену нынешнего благополучия страны».

Поскольку настоящее тысячами нитями связано с прошлым, а игнорирование значения  связующей нити времен нарушает преемственность поколений, изучение и  преподавание  истории  стало  для молодого государств, а жизненно важным делом.

  1. В ходе системной эволюции казахстанского государства историческая наука поднялась на качественно новый уровень ответственности и познавательной миссии, перестала быть подручным помощником какой-либо партии или идеологии. Она, занимая центральное место в системе общественногуманитарных наук, начала служить восстановлению исторической правды, возвращает имена великих и долг многих десятилетий, образовавшихся в контексте советской идеологизации и конъюнктурного понимания прошлого.

Положительный импульс дало принятие междисциплинарной программы  «Ғылыми  қазына» (2012-2014 гг.), программы исторических исследований «Народ в потоке истории» (2014-2016 гг.). Появилось новое поколение учебников и учебных пособий для школ, лицеев, колледжей, высших  учебных заведений. «История Казахстана» и «Всеобщая история» включены в перечень экзаменов ЕНТ, выпускники вузов сдают государственный экзамен по истории Казахстана. Выросло количество научнообразовательных подразделений, занятых изучением национальной и мировой истории. Следует особо отметить перспективные научные начинания Международной тюркской академии в Астане.

Практически по каждому периоду Отечественной истории, начиная от палеолита до празднования 20-летия Ассамблеи народа Казахстана, по каждому значимому историческому явлению вышли монографические исследования, документальные сборники, проводились авторитетные научные форумы. Меняется язык науки. В советское время лишь 10-15% научных трудов издавались на казахском языке. Сегодня их доля превысила 70%. Ученые стали часто печататься и на английском языке.

Исторические темы составляют важное направление деятельности СМИ. Большим спросом у зрителей и слушателей пользуются телерадио передачи, посвященные жизненному пути и творческому наследию выдающихся личностей. В художественное освоение истории активно включились литература  и искусство.

Голос историка, его собственное «Я» не растворились в потоке информаций. Востребованность и конкурентоспособность исторической научной мысли органически дополнила успех казахстанского пути.

  1. Количественные и качественные изменения произошли в составе научной и научно-педагогической интеллигенции. Ее ряды пополнились выпускниками государственной программы «Болашақ», международных высших учебных заведений, таких, как Казахско-британский технический университет (КБТУ), Международный казахско-турецкий университет им. К.А. Яссави (МКТУ) и др. Растет число  PhD докторантов. Если в недалеком прошлом диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата исторических наук создавались только в Алматы, то в независимом Казахстане, до отмены советской модели аттестации научных кадров в 2010 г., они функционировали во всех крупных вузах республики – Астане, Караганде, Кустанае, Семее, Усть-Каменогорске, Орале. Видные ученые-историки создали собственные научные школы во всех регионах Казахстана. Масштабная подготовка научных кадров способствовала рождению таких специальностей, как востоковедение, всеобщая история, тюркология, военная история, историография и источниковедение, история науки и техники, история культуры и искусства, международные отношения   и внешняя политика, историческая информатика, которых в Казахстане почти или вовсе не было в советское время.

Формирование новой плеяды ученых-историков отражает созидательный и интеллектуальный потенциал независимости. Оно еще долго будет оставаться приоритетным направлением развития исторической науки Казахстана.

  1. Историческая наука  Казахстана,  ранее  ограниченная  «железным  занавесом»  на  границе  СССР, «вписалась» в глобальный мир. Ее фундаментальные научные открытия и достижения обогатили мировое историческое пространство. Среди них особо выделяются Ботай как прародина коневодства, уникальные артефакты Берела и Шиликтысакской эпохи, составившей конкуренцию эллинскому и персидскому государствам, 2-х тысячелетие Тараза, 550 летие образования Казахского ханства,  300  летие  выдающегося правителя ХVIII века Абылай хана. Неподдельный интерес у зарубежных читателей  вызвали труды, раскрывающие триумф и трагедию движения Алаш, масштабы голода 1921-1922, 1931-1933 гг., «большого террора» 1937-1938 гг., феномен Абая, Махамбета, Ауэзова, Сатпаева, Кунаева, декабрьского выступления казахской молодежи (1986г.), значение внешнеполитических инициатив Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

Обычным явлением стали  международные связи ученых Казахстана,  обращение историков ближнего и дальнего зарубежья к казахстанской тематике. В этой связи достаточно обратить внимание на историю изучения голода в Казахстане начала 30-х годов ХХ в. учеными Европы и Америки.  Широкую известность среди историков получили исследования Р. Дэвиса, С.Уиткрофта, И. Огайон, С.Кэмерон, Н.Пианчола и др. О включенности казахстанской историографии в международную научную жизнь свидетельствует рождение такого направления, как диаспорология. Судьбы казахов Европы, Китая, Монголии, России, Турции, Узбекистана освещены в трудах историков, этнографов, филологов,  философов Казахстана и зарубежья. (К слову заметим, основоположником зарубежной казахстаники ХХ в. является М. Шокай, который во французский период своей жизни написал целую серию научных работ по истории дореволюционного и советского Казахстана и Центральной Азии). Магистранты  и  докторанты исторических факультетов отечественных вузов проходят научные стажировки в зарубежных университетах и научных центрах, пишут статьи для журналов с ненулевымимпакт-фактором, что тоже свидетельствует о глобализации сферы образования и науки.

Научное взаимовлияние и взаимопроникновение в области исторических исследований без идеологических ограничений и препятствий представляет новое явление для независимого Казахстана.

В мире идут глубокие перемены. Их активным участником и узнаваемым субъектом становится Казахстан, вышедший из тисков тоталитарного режима. Движение истории не оставило в покое и историческую мысль. 

3.   Историческая мысль

Впереди новые вершины. План Нации ставит вопрос о формировании наукоемкой экономики (63-й шаг), превращении Астаны в деловой, культурный и научный центр Евразии (69-й шаг), создании портрета героев нашего времени, добившихся благодаря государственной политике высоких результатов  в трудовой, предпринимательской, научно-образовательной и другой профессиональной деятельности за годы независимости (88-й шаг).

Действительно, задача не из легких. Ее решение усложняется также тем, что казахстанский путь научного прогресса был непростым. Смена формаций изменила ценностные ориентиры. Если при социализме на первом месте стояли политико-идеологические факторы наращивания  научного потенциала, то в молодом государстве, каким является Казахстан, финансово-экономическая обусловленность науки вышла на первый план. На рубеже веков из-за экономических и финансовых трудностей   одни Научно-исследовательские институты (НИИ) закрылись, другие  потеряли  квалифицированные кадры. Но научная жизнь не остановилась. Признанными центрами исторической научной мысли Казахстана оставалисьИнститут истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова,  Институт  археологии  им. А.Х. Маргулана, Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова.

Третье направление «100 конкретных шагов», названное «Индустриализацией и экономическим ростом», будущее образования и науки неразрывно связывает с инновациями в сфере материального производства и финансов (63, 64, 69, 76-79-е шаги). Это – главный фактор в судьбе науки. Пример развитых стран показывает, что научная отдача высоко там, где экономика ориентирована на науку, а наука – на экономику, где инвестиции в науку рассматриваются как залог социально-экономического благополучия страны.

Еще есть и не менее значимые внутренние факторы. Изучая накопленный опыт  можно  констатировать, что уровень и содержание современных исторических исследований в Казахстане определяют следующие внутренние факторы:

  1. Кардинальное обновление методологических основ научного познания. Марксизм-ленинизм, идеологические штампы КПСС больше не являются альфой и омегой исторической науки. Ученыеисторики, свободные в творческом размышлении, используют самые разнообразные методы и способы получения и организации знаний, научных результатов, постижения истины.

Разумеется, мы не считаем, что все методологические принципы и методы, используемые современными казахстанскими учеными, хороши и оправданы. Среди них имеют хождение мифотворчество и идеализация прошлого, «героизация» малоизвестных персон и явная фальсификация очевидных фактов и явлений, даже «приватизация» чужой славы.

На переходном этапе подобные «болезни роста», безусловно, неизбежны. Со временем, когда профессия историка станет уделом специалистов высочайшего класса, а историческая грамотность населения достигнет подобающего уровня, они отойдут, надеемся, на второй план.

  1. Преодоление «белых пятен» в Отечественной истории. Под «белым пятном» мы подразумеваем неизученную и в недалеком прошлом запрещенную для изучения, по идеологическим соображениям КПСС, проблему. Смысл и назначение ликвидации «белых пятен» состоят в информационно-источниковом подтверждении и концептуальном переосмыслении того или иного положения, навязанного вопреки истине исторической науке командно-административной системой. Весь процесс преследует  одну цель – постижение истины и распространение подлинно научных знаний о прошлом. Замечательными образцами ликвидации «белых пятен» являются исследования М.Козыбаева, М.Асылбекова, К.Нурпеиса, Р. Сулейменова, Ж.Касымбаева, Н.Масанова, Ю.Зуева и др., посвященные средневековой, новой и новейшей истории Казахстана.
  2. Существенное расширение    источниковой   базы   исторических    исследований.   Десятки  тысяч документальных материалов обнаружены отечественными исследователями в архивах, музеях, библиотеках Китая, Ирана, Турции, России, Ватикана, Англии, Индии, Франции, США. Только в 20132015 годах более 30-ти ученых Казахстана осуществляли информационно-источниковые поиски в 20-ти государствах мира. Теперь мы знаем больше и лучше о сакском мыслителе Анахарсисе,  городах древности и средневековья, древнетюркских каганатах, Золотой Орде, казахских ханах, биях, батырах, о руководителях и участниках национально-освободительных восстаний и движения Алаш, исторической демографии, о месте и значении Казахстана в потоке Всемирной истории.

Эти наукообразующие факторы составляют основу здоровой амбиции добиться целостного видения Отечественной и мировой истории с древнейших времен до сегодняшнего дня. Они обеспечили все условия и предпосылки для повышения конкурентоспособности  исторической научной мысли.

По-существу, историческая научная мысль Казахстана совершила интеллектуальный рывок. Он обусловлен крахом консерватизма и догматов социалистических идей, созданием нового Казахстана в новом мире, восприимчивостью научно-экспертного сообщества нашей страны к инновационным идеям   и концепциям.

Казахстан, который достойно выдержал тяжести и последствия революционного захвата власти большевиками, сегодня переживает настоящую революцию в исторической науке. При этом творцами революции выступают не только наши соотечественники и зарубежные современники, но и репрессированные еще в 20-30-е годы ХХ века представители Алашской интеллигенции. Возвращая их честные имена и научное наследие, историки, все обществоведы обнаружили ранее неизвестные документы и материалы, невероятно глубокие и смелые идеи, обобщения, выводы и оценки,  доказательств того факта, что не только в средневековом и колониальном, но и в советском пришлом Казахстана есть чем гордиться и о чем сожалеть. Историческое пространство стало богаче и красивее, историческим мыслям – просторнее. 

4.    Историческое сознание

На достигнутом останавливаться нельзя. Революция в науке должна изменить людей и общество в лучшую сторону. В преамбуле пяти институциональных реформ указано, что «100 конкретных шагов» – это ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях». Следовательно, казахстанский путь получит продолжение, а вызовы времени станут испытанием прочности таких качеств народа, как идентичность и единство. Сущность идентичности состоит, на наш взгляд, в обязательном признании, уважении и соблюдении конституционно-правовых норм и установок гражданами государства, а единство народа является тем качеством, которое формируется на протяжении долгого времени и общностью  исторических судеб. Путь к правовому и гражданскому обществу лежит через испытанные временем идентичность и единство. Идентичность и единство крепки и надежны тогда, когда у носителей их выработаны правильные исторические взгляды.

Однако в Казахстане пока еще не достигнута всеобщая историческая грамотность, составляющая интеллектуально-мировоззренческо-эмоциальный стержень идентичности и единства. Большинство выпускников советских вузов смотрят на прошлое через призму истории КПСС. Сохраняется ностальгия по советской эпохе. Часть школьников легковесно относится к прошлому своей Отчизны. Необходимость укрепления идентичности и единства народа актуализируется также фактами неуважительно отношения к государственным символам, памятникам истории и культуры, требованиям закона о языках. Тем  не  менее, интеллектуальная конкуренция, теоретико-методологические инновации, разнообразие информационно-источниковой базы, успешная ликвидация «белых пятен» в истории, рост общественного внимания и государственной поддержки научной сферы вызвали первые качественные сдвиги в историческом сознании населения, а именно:

  1. Изменились восприятие, толкование и аксиология истории. Прежнее  партийно-классовое понимание национальной истории, по которому двигателем прогресса считались революция, классовая борьба, идеологическая непримиримость, уступило место в общественном  сознании  приоритетному тезису о том, что история многовариантна, содержит трагедию и фарс, общечеловеческое и сугубо национальное, особенное и единичное, что она не укладывается в рамки концепции, разработанной 2-3 учеными ХІХ-нач ХХ вв., пусть даже мыслителями мирового уровня. Как и раньше не отрицая того, что история Казахстана сложилась под воздействием внутренних и внешних факторов, общественное историческое сознание перестало считать единственно верным формационный подход к прошлому. Происходит очеловечивание национальной истории с вычленением этнополитического составляющего. 
  1. Концентрированным выражением перемен в историческом сознании можно считать стремление выработать новую периодизацию национальной истории, при этом не отрицая важного тезиса о том, что Казахстан и его история всегда были и останутся составной частью как общечеловеческой цивилизации, так и мирового исторического пространства. Научные интересы большинства ученых вращаются вокруг идеи относительно своеобразия и особенностей Отечественной истории, которые в главном и основном определялись судьбой и практикой автохтонного, коренного населения, его лидеров, геополитической ситуацией. Огромный пласт информаций дали устная историология Степи, шежире – казахская родословная, передававшиеся из поколения в поколение.

Не претендуя на истину последней инстанции, нам хочется подробнее выразить свою точку зрения относительно периодизации.

Нам представляется, что периодизация истории страны отражает, во-первых, уровень развития теории  и методологии исторической науки, во-вторых, позволит провести четкую линию между главными и второстепенными, основными и производными во всем многообразии исторического процесса. Периодизация истории, когда она объективна и научно обоснована, расширяет горизонты и возможности научного познания, дает шанс обнаружить внутреннюю логику исторических событий, адекватно воспринимать итоги и уроки прошлых и грядущих эпох. Самое главное определив периоды Отечественной истории, мы даем импульс созидательному потенциалу исторической науки, ибо наступившая новая полоса независимой организации науки должна стимулировать распространение знаний среди населения и формировать правильное историческое сознание масс.

История Казахстана, как составная и неразрывная часть мировой цивилизации, вобрала в себя все те тенденции и закономерности, которые были характерны для прошлого больших и малых народов, для кочевой и урбанистической цивилизации, для метрополий и колоний. Многомерность и многообразие Отечественной истории определялись, на наш взгляд, природно-климатическими условиями, cформировавшими основы хозяйственной и культурной жизнедеятельности протоказахов и казахов, а также геополитическим расположением страны. Тюркское происхождение и жизнь в самом центре тюркского мира, соседство и тесные связи такими крупными государствами, как Китай и Россия, общность культур, религии, языка народов Центральной Азии объективно отражались на направлениях и результатах исторической и цивилизационной динамики в Казахстане. Под воздействием внутренних и глобальных факторов сложились антропологический типказахов, его духовный мир и язык, государственность, этническая и государственная границы, менталитет.

Существует множество концептов периодизации истории Казахстана. Так, в 30-е годы прошлого столетия профессор С.Д. Асфендиаров, считая, что ему впервые приходится ставить вопрос в целом, вычленил три периода истории казахов: «а) первый период – докапиталистическое развитие (до ХҮІІІ в.); б) второй период колониальный. Казахстан, как колония царизма и предпосылки Октябрьской  революции в Казахстане; в) третий период советский».

Попытки периодизации истории Казахстана встречаются в публикациях Ш.Кудайбердыева, А.Букейханова, М.Тынышпаева, Т.Рыскулова и др. Тем не менее, долгое время доминировала периодизация Отечественной истории по формационным признакам. Каждая социально-экономическая формация (за исключением рабовладельческой) рассматривалась как полноценный и  завершенный  период истории Казахстана. Классическим образцом формационного подхода к истории может служить пятитомное академическое издание «Истории Казахской ССР» 1979-1981 гг. Хронологические рамки первого тома охватывали от первобытно-общинного строя до раннефеодальных  государств  на  территории Казахстана, второй том – развитие феодальных отношений. Образование казахской народности и казахского ханства, третий том присоединение Казахстана к России. Социально-экономические отношения. Революционное и национальноосвободительное движение в канун Великого Октября. Четвертый и пятый тома были посвящены истории коммунистической формации в Казахстане. Доминант социально-экономической формации сохранился и во внутренней структуре академического издания.

С крахом коммунистических идей формационная периодизация истории Казахстана отошла на второй план. Сегодня национальная историография не выработала общепризнанную и общепринятую периодизацию Отечественной истории, хотя анализ обобщающих трудов показывает, что периодизация истории продолжает оставаться актуальной проблемой научно-исторической мысли. Впервые новый вариант периодизации Отечественной истории предложил академик М.К. Козыбаев.

Он выделил девять периодов:

  1. Появление и расселение первых людей на территории Казахстана.
  2. Период саков, усуней, кангюев, алшынов, гуннов.
  3. Период тюркских племен.
  4. Кыпчакский период.
  5. Монгольское господство. 
  6. Казахские  ханства:  формирование  народа,  нации. 
  7. Колониальный  период. 
  8. Период советской империи.
  9. Период независимости.

По сути дела, в основу периодизации Отечественной истории положен событийно-хронологический принцип. Этот принцип определил и структуру многотомной «Истории Казахстана» последнего на сегодняшний день академического издания.

В учебном пособии А.Абдакимова «История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)», изданном в 1999 г., мы насчитали 13 периодов Отечественной истории. Как бы предвосхищая научные дискуссии, автор указывает на то, что никакого единства мнений во взгляде на исторические события сегодня нет, наверное, и быть не может. «Предлагая альтернативы, я стараюсь, далее продолжает он, избежать категоричных суждений, утверждений, навязывания своего мнения читателям».

Нам представляется, что периодизация истории Казахстана должна быть построена на тех тенденциях  и процессах, которые составляют суть и содержание развития всего общества, а не его отдельных социальных групп, политических институтов и экономических отношений. Основными критериями, позволяюшими определить начальные и завершающие даты периодов, необходимо признать этнические, духовные и политические процессы. Выдвигая эти базисные понятия, мы исходим из того, что,  вопервых, творцом истории является конкретная общность людей (племя, народ, этнос, нация), во-вторых, свое единство или отличие от других социальная общность выражает только через духовные ценности, втретьих, политическая организация общности людей, достигнув апогея в своем развитии, подводит итог прошлого, ответственна за настоящее и будущее каждого и всех источников власти. В рамках данного методологического вывода мы предлагаем следующую периодизацию истории Казахстана:

  1. Древний Казахстан. 2. Казахстан в период тюркизации, исламизации и этнополитогенеза (VI-ХV в.).
  2. Период Казахских  ханств  (ХV-сер.  ХIХ  в.).    Колониальный  Казахстан.  5.  Советский  Казахстан.
  3. Независимый Казахстан.

Как свидетельствуют археологические исследования, древние насельники Казахстана жили и творили свою историю по тем же правилам и канонам, которые были свойственны человеческому сообществу Африки, Азии и Европы. Потребительское хозяйство, «неолитическая революция», освоение металла сопутствовали на начальном периоде расширению географии обитания людей, формированию их антропологического типа, выбору культуры хозяйствования в соответствии с фауной, флорой и минеральными ресурсами казахской земли. Сакские племена вписали яркие страницы истории древности. Хронологически второй период Отечественной истории охватывает от времен образования древнетюркского каганата до откочевки султанов Керея и Жанибека в район Чу и Козыбасы, где в 1465 г. началась история Казахского ханства. Особенности и своеобразие тюркского мираи этническое самосознание тюркских этносов предельно четко отражены в памятниках орхоно-енисейской письменности.

Сегодня однозначно установлено, что даже могущественная империя Чингисхана была в значительной степени создана тюркской общностью Центральной Азии, частью которой являются Великая степь.

Тюркизация казахских степей практически параллельно шла с исламизацией населения, прервав еще ранее начавшееся распространение христианской религии и буддизма, с одной стороны, не уничтожая тенгриантство с другой. К моменту образования Казахского ханства принадлежность к миру тюрков и верность исламу стали важными признаками этнической идентичности казахов. Венцом политических и этнических процессов явилось завершение формирования казахского этноса и появление Казахского ханства.

Период казахских ханств имеет, на наш взгляд, три главных итога. Первый итог – завершился процесс формирования этнической территории и традиционной казахской культуры (обычаи, традиции, игры, литературный и музыкальный фольклор). Второй итог заложены правовые основы функционирования казахского общества и государства («Қасым ханның қасқа жолы, Есім ханның ескі жолы», «Жеті жарғы»  и т.д.). Третий итог казахи, оказавшись на грани исчезновения после «Великого бедствия»  1723  г., сумели отстоять этническую, территориальную целостность и государственную независимость. Но ненадолго.

В исторической литературе существует концепция о том, что в результате межфеодальной усобицы, отсутствия устойчивых политико-экономических связей между регионами, а также в ходе участия среднеазиатских ханов в раздувании распрей в казахском обществе, единое казахское ханство распалось на жузы. Действительно, в 1718 г. ханом Младшего жуза стал Абулхаир, еще раньше Средний жуз возглавил Каип.

На современном этапе предпосылки и условия возникновения казахских жузов концептуально переосмыcливаются. Академик М.К. Козыбаев, писатель А.Кекилбаев указывают на естественноисторический и объективный характер жузовского деления казахов.  Присоединяясь  к данному выводу, нам  хочется  только  подчеркнуть,  что  в ХVII  –  начале  XVIII  веков  образование  и функционирование казахских жузов нисколько не послужило фактором, разрушившим единство и силу общества, расстроившим механизмы жизнедеятельности и безопасности государства. По всей вероятности, до кончины Тауке хана (1715 г.) и экономически, и этнически каждый жуз был силен и самостоятелен, что внутренняя динамика развития казахского общества позволила выдержать катастрофу 1723г. После года «Великого бедствия», названного Ч.Валихановым «ужасным», «роковым», «злополучным», «кровавым», казахи не то что не сошли со сцены истории, но и усилили свое единство, выдвинули со своей среды целую плеяду батыров, биев, актуализировалось значение ханской власти. «Ни один киргизский хан, писал Ч.Валиханов, не имел такой неограниченной власти, как Аблай. Он первым предоставил своему произволу смертную казнь, что производилось прежде не иначе, как по положению народного сейма, и усмирил своевластие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана».

Колониальный и советский периоды истории Казахстана имеют одну общую черту силовое разрушение основ традиционного казахского общества и нарушение хода естественно-исторического развития национального социума. Главная особенность периодов сводится к тому, что колониальная политика царизма превратила Казахстан в рынок сбыта и источник получения сверхприбыли, а большевистские эксперименты поставили казахский народ перед дилеммой быть или не быть.

Качественно новая полоса Отечественной истории началась в декабре 1991 г. Суть и содержание современных    процессов    в   стране    можно    обозначить    словами    «возрождение»,    «обновление» и «интеграция». Считаем, что периодизация истории Казахстана не самоцель исторической науки. Она нужна для достижения объективной истины. Только истина поможет эффективному решению современных проблем.

В структуре современного исторического сознания казахстанцев центральное место занимает идея государственности. Именно по этой причине особую значимость приобрело празднование в 2015 г. 550 летия образования национального государства. Исследователи и широкая общественность сошлись во мнении, что в 1465 году, как указано в книге М.Х. Дулати «Тарих-и Рашиди», казахи во главе с султанами Кереем и Жанибеком создали Казахское ханство. Оно является наследником не менее 20 государств и двух империй – древнетюркского и Еке Монгол улуса. На протяжении двух тысячелетий, начиная от эпохи саков кончая Золотой Ордой, народы этих государств оказывали активное влияние на мировое историческое движение.

Судьба каждого государства, возникшего на нашей территории, по-своему уникальна. Они заложили основы степной демократии, толерантности, хозяйственно-культурного типа, составивших впоследствии сущностную черту национального государства казахов. В типах и структуре, способах государственного управления, даже в обычаях, традициях, законодательстве этих государств немало признаков сходства, общности и преемственности. Поэтому следует принимать их в качестве предпосылок возникновения Казахского ханства. Более того, обществу с сохранившимися традициями и преемственностью поколений всегда открыта дорога к прогрессу.

Казахское ханство образовалось в ходе сложных исторических процессов на стыке континентов и цивилизаций. В главном и основном это был объективно-закономерный  результат  политического развития общества и этноса на собственной основе. Практически все крупные племена и роды, вышедшие из глубин веков, участвовали в создании национального ханства, которое в свою очередь обеспечило развитие и безопасность казахов с их самобытным и уникальным миром. До начала XVIII в. независимая страна развивалась по восходящей. Политические и социально-экономические процессы, преодолевая трудности внутреннего и внешнего происхождения, вывели ханство в ряд стабильных государств.

В потоке Всемирной истории Казахское ханство находилось почти четыре столетия. Взаимопроникновение и взаимовлияние с окружающей действительностью обогатило мировое историческое пространство новыми чертами, свойствами, связами.

Ханство оставило нам два великих наследия: необъятную территорию и единый, конкурентоспособный, толерантный народ с богатейшим духовно-нравственным миром. Им нет цены. Они спасли наш народ от колониального ига и тоталитарного эксперимента. Они составляют материальную и социальную основу современного Казахстана. Безграничная любовь к родной земле и своему народу раскрыла созидательную миссию Первого Президента РК Н.А. Назарбаева, вдохновила его на великие свершения, является источником национальной идеи «Мəңгілік Ел» и Плана нации – «100 конкретных шагов».

  1. Колониальный режим и советский тоталитаризм изменили ход развития Великой Степи, формы правления и государственное устройство, часто прибегая к насильственным мерам и действиям, что отразилось на исторических взглядах людей. За годы независимости сделано немало для исправления ситуации, начиная   от  ономастики   и  терминологии   до  восстановления   резиденции   Абылай   хана и возведения Ак Орды. Историческое сознание населения теперь ставит превыше всего свободу человека и народа, их роль в социальном прогрессе. Оно уже не согласно с партийно-идеологическим постулатом о формационной предопределенности движения истории, культурно-экономической отсталости казахского народа дореволюционного периода, об абсолютном прогрессивном значении присоединения Казахстана к России и социалистического пути развития. Читательская аудитория проявляет неподдельный интерес к научным трудам, раскрывающим закономерности всеобщей истории, вклад Казахстана в сокровищницу мировой цивилизации, итоги и уроки национально-освободительного движения, преступления советского тоталитаризма, демографические и экологические катаклизмы.

Многие идеологические мифы – рабочий класс – владыка мира, Октябрь – главное событие ХХ века, победа коммунизма неизбежна и т.п. – канули в Лету.

  1. Независимость, ее очевидные достижения и перспективы воспринимаются в качестве доказательства реальности начавшегося самостоятельного периода Отечественной истории. Добровольный отказ от ядерного арсенала, переезд столицы, всемирный Курултай казахов, председательствование в ОБСЕ, съезды лидеров мировых и традиционных религий, небывалый успех на лондонской Олимпиаде 2012 г. – звездные мгновения этого периода. Неотъемлемыми составляющими независимости люди считают национальную безопасность,  территориальную  целостность, гражданский мир, согласие  и стабильность. В Казахстане и за его пределами высоко оцениваются созидательная миссия Н.А. Назарбаева, его исторические труды и взгляды.
  2. История Казахстана с ее конкретными памятниками, событиями и судьбами личностей вошла в образ мышления, повседневный быт людей как национальное достояние. Воспитание историей оказывает реальное содействие формированию казахстанской толерантности, патриотизма, менталитета, идентичности. Достаточно вспомнить, например, возмущение общественности, вызванное некорректными историческими вопросами ЕНТ или вольным отношением рекламщиков Алматы к портретным изображениям Курмангазы и Пушкина. Не менее остро реагируют казахстанцы на высказывания высокопоставленных лиц и крупных ученых стран дальнего и ближнего зарубежья относительно национальной истории и государственности. Подобная активная позиция свидетельствует о том, что труд учителей, педагогов, ученых-историков не пропал даром.

В целом, ученые добились больших успехов в воссоздании научной картины прошлого Казахстана. Она известна и понятна профессионалам, хотя отдельные сюжеты, этапы и выводы требуют уточнения, доработки, широкого обсуждения, чего не скажешь относительно восприятия  движения  истории массовым читателем, слушателем и зрителем. Старшее поколение наших граждан обладает поверхностными сведениями из истории Казахстана. Для кого-то она не является фактором формирования гражданской и национальной идентичности. Есть и другие противоречивые моменты и нестыковки. План Нации позволит ускорить приближение исторической науки к истине. Ибо в нем предусмотрено эффективное участие государства в наращивании потенциала науки. 

5.  Будущее рядом

Из пяти институциональных реформ три непосредственно связаны с государственным строительством. Ими являются: «Формирование профессионального государственного аппарата», «Обеспечение верховенства закона», «Формирование подотчетного государства». Они вкупе с остальными определяют будущее страны и людей, в том числе и науки.

Будущее исторической науки Казахстана зависит от правильного решения организационных вопросов  с учетом мнения самых ученых. Среди них судьбоносное значение имеют государственное регулирование и координация исторических исследований. В этом нет никакого ограничения творческой свободы личности, более того, координирующая миссия уполномоченного органа пока  не  распространяется дальше распределения финансовых средств.

Государственное регулирование и координация научных поисков необходимы во избежание параллелизма, дублирования, мелкотемья, т.е. для повышения эффективности выделяемых средств (финансовых, материальных, технических и др.). Они имеют прямое отношение к обеспечению национальной безопасности. Безответственная игра с историей похожа на мину замедленного действия, последствия которой могут быть непредсказуемыми и ужасными. Ответственный поиск исторической истины же и объективность призваны объединять народы и государства. Поэтому считаем весьма важными 91 и 92-е шаги пятого направления «Формирование подотчетного государства», предписывающие переход государственного управления к госуправлению по конкретным результатам, формирование компактной системы   государственного планирования. 

В основе планирования лежит научное предвидение. И в этом случае есть над чем размышлять. К примеру, преобразование Национальной академии наук в республиканское общественное  объединение (2003 г.) положило начало росту значения и доли вузовской науки. Этот процесс логически перерос в слияние ряда НИИ с КазНТУ им. К.И. Сатпаева и Казахским аграрно-техническим университетом им. С.Сейфуллина, в интеграцию 10 НИИ, расположенных в «Ғылым Ордасы»,  с  КазНУ  им.  аль-Фараби  (2014 г.). Вполне возможно, что со временем НИИ исторического профиля войдут в состав крупных вузов.

План Нации призывает продолжить работу над ошибками. Он, как указано в преамбуле, закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых – «лечение системных заболеваний», а не сглаживание их «внешних симптомов». Таковые наблюдаются и в области исторической науки. Они отчетливо проявились на фоне нынешнего кризиса. Одни научные коллективы продолжают получать многомиллионые субсидии, другие сидят на голом пайке, хотя оба участвуют в программе «Народ в потоке истории».

К числу организационных упущений относится неравномерное развитие научных отраслей и специальностей. Вызывает беспокойство состояние физической антропологии.  Ни  один  исторический или биологический факультет Казахстана не ведет подготовку антропологов. Не налажено изучение мировой истории, особенно соседних государств – Китая, России, Центральной Азии. Казахстану нужен институт всеобщей истории. Пришло время открыть институт этнологии, т.к. этого требует многонациональный состав населения республики. Остро ощущается дефицит в специалистах со знанием древних и средневековых языков.

На рубеже веков дала сбои организация работы по укреплению кадрового потенциала науки. За 24   года независимости выросло новое поколение ученых-историков. Их средний  возраст  составляет  40-45 лет (в 1991 году им исполнилось 16-21 год). Однако социально-профессиональный уровень историков, прошедших научную аттестацию в первое десятилетие ХХІ в., существенно уступает уровню специалистов советской эпохи. Необходимо на порядок поднять качество подготовки PhD.

В советское время кандидат наук, не говоря уже о докторе наук, профессоре, пользовался большим авторитетом и влиянием. По уровню дохода он стоял наравне с секретарем райкома КПСС, с его мнением считались во всех инстанциях культуры, образования и науки. Переход же к рынку, осуществлённый без должного научного сопровождения, вытеснил ученых на обочину жизни. Негативные явления охватили в тот период и процесс защиты кандидатских и докторских диссертаций. В итоге в историческую науку пришло немало плагиаторов. Для оздоровления социально-профессиональной и морально-нравственной атмосферы в научной среде стоит разработать систему мер, по образцу 1-15 шагов Плана Нации, исключающую карьерное продвижение лжеученых.

Истинная наука делается умом и талантом настоящих ученых, а не теми, кто является случайным обладателем диплома или аттестата об ученом звании и степени. Именно благодаря талантливым людям не погас свет науки в период средневековья, в эпоху колониализма, в условиях тоталитаризма. Так будет всегда. 

6.  Шаг в будущее

План Нации начинает работать с 2016 г. Но уже сегодня субъекты нашего общества выявляют свои силы, варианты и ресурсы для участия в нем. Желая идти в ногу со временем, а также в целях повышения эффективности гуманитарных наук, в частности исторических исследований, предлагаем следующее:

  1. Создать в структуре Комитета науки Министерства образования и науки РК Департамент (управление) по координации и планированию научно-инновационных процессов. Это позволит установить оптимальный баланс между проектами программно-целевого и грантового финансирования. Мы полагаем, что две трети инвестиций по историческим проектам должна быть направлена на выполнение государственных заказов (ПЦФ), одна треть – на инициативные проекты самих ученых (ГФ). В этой связи большие задачи и ответственность возлагаются на Высшую научно-техническую комиссию, Национальный научный совет, Национальный конгресс историков, на руководителей НИИ  и исторических факультетов.
  2. Актуальна координация тематики научных поисков, осуществляемых коллективами НИИ и факультетов гуманитарного профиля независимо от их ведомственной принадлежности. Стоит подумать о создании межведомственной координационной комиссии Национального конгресса историков.
  3. Пока от случая к случаю организована работа с коллегами из дальнего и ближнего зарубежья по объединенною их усилий вокруг конкретной научной проблемы. Мы практический не используем возможности и ресурсы Международного комитета исторических наук. Поучителен опыт сотрудничества 

Ассоциации историков Китая с данной организацией, приведший к проведению 22-го Международного Конгресса исторических наук в Жинане 23-29 августа 2015 г. В рамках Конгресса было организовано более 100 научных мероприятий, в которых участвовало не менее 1000 историков из всех континентов.

  1. В контексте международного сотрудничества весьма перспективно финансирование научных проектов, реализуемых под руководством известного казахстанского и зарубежного ученого. Итоги и опыт работы этого коллектива, подробно освещенные посредством СМИ, должны стать достоянием всего научно-исторического сообщества.
  2. Настало время привести объем педагогических нагрузок отечественного профессорскопреподавательского состава (ППС) национальных университетов в соответствие со стандартами лучших вузов мира. Львиная доля ученых-историков Казахстана нынче сосредоточена в университетах и институтах. Пока, к сожалению, КПД их профессиональной деятельности красит больше педагогическую сферу, нежели научную.
  3. История – наука синкретичная. Вне нее нельзя понять суть и содержание процессов во времени и пространстве. С другой стороны, миссия исторической науки выполнима лишь тогда, когда она опирается на достижения и передовые методы общественно-гуманитарных и естественно-технических наук. Следовательно, есть необходимость в возрождении работы методологических семинаров с участием философов, литераторов, экономистов, математиков, информатиков, политологов, всех тех, кто не равнодушен к прошлому Казахстана.

Историческая наука обращена в прошлое, но ее открытия освещают людям путь из настоящего в будущее. Выступая 29 апреля 2015 года на инаугурации Президента переизбранный Глава государства Н.А. Назарбаев раскрыл суть институциональных реформ как модернизации нации. «Именно качество нации, – говорил он, – сила духа народа, способность принять вызовы времени и идти только вперед было и будет определяющим фактором успеха государства».

Служение народу продолжается. Историческая наука должна находиться в гуще процесса ради благополучия всех казахстанцев и в интересах современного государства для всех.

Год: 2015
Город: Алматы
Категория: История