Исследование аграрной истории всегда будет актуальным как для естествоведения, так и для общественных наук, поскольку земля есть вечный источник жизнедеятельности человека. Современный экологический кризис и возрастающий с каждым годом продовольственный дефицит становятся самыми злободневными проблемами любого государства и вызывают озабоченность всего мирового сообщества.
Аграрный пейзаж и современный облик Земли формировались на протяжении веков в результате активной эксплуатации земель, отвоеванных человечеством у природы. Изучая проблему изменения аграрного пейзажа степных областей Казахстана, мы рассматриваем ее в контексте исторического взаимодействия «общество-природа-хозяйство». Метод историко-географического исследования развития общества способствует изучению влияния на этот процесс не только закономерностей времени, эпохи, но и окружающей среды. Поскольку, основные направления хозяйственной деятельности людей и уровень экономического развития общества связаны в первую очередь с географическими и природноклиматическими условиями того или иного региона.
Как отметил известный казахстанский историк Н.Масанов, «перед исследователями стоит задача объективного изучения как тех природных факторов, которые детерминировали пространственные закономерности функционирования человеческого общества, так и тех процессов трансформации географической среды, которые определялись деятельностью человека» [1].
Огромное пространство казахских степей, располагаясь на стыке различных географических зон, отличается разнообразием природно-климатических условий. Обширную территорию от Каспия до Алтая, от Сибири до Семиречья в основном занимают степи. В этих бескрайних степях доминирующим видом хозяйственной деятельности у местного населения было экстенсивное кочевое скотоводство, а общественные отношения основывались на традиционно-правовой системе кочевого общества.
Исторические процессы, происходившие на территории современного Казахстана на рубеже ХVIIIХIХ веков, обусловили изменение его аграрный пейзаж и соответственно, природно-географической среды. Эти исторические процессы были тесно связаны с колонизацией казахских земель Российской империей.
В результате колонизации степные регионы были подвергнуты активному антропогенному воздействию. Процесс изменения аграрного пейзажа особенно усилился во II половине ХIХ века. Этому способствовал ряд политических и социально-экономических факторов. Трансформация политической и социально-экономической жизни отразилась на характере землепользования и природопользования кочевого общества. За достаточно короткий исторический период в результате интенсивной колонизации и хозяйственного освоения казахских земель с начала ХIХ в. были утрачены многие виды почв, растений и животных. Этот процесс был обусловлен широким распространением земледелия и сенокошения, развитием торговли и промышленности, ростом переселенческих населенных пунктов и городов. В связи с этим во II половине ХІХ в. формируются прогрессивные тенденции в экономической жизни кочевого казахского общества, наблюдаются процессы оседания казахов и урбанизации, втягивания казахов в систему торговых отношений Российской империи. Кроме того, опыт земледелия и сенокошения русских крестьян постепенно осваивается кочевниками. Засухи и прочие природные бедствия прежних лет, а также хозяйственное влияние русских крестьян вынудили казахов заготавливать запасы сена на случай бедственной зимы. Однако наряду с вышеуказанными положительными тенденциями имели место и негативные последствия колонизации и хозяйственного воздействия человека на степной ландшафт, ускорившие процессы водной эрозии и деградации почв.
Среди факторов, способствовавших изменению аграрного пейзажа степей Казахстана, можно выделить следующие:
- интенсивное развитие земледельческой культуры в степных областях Казахстана. Доминирование богарной и переложной системы земледелия;
- нарушение режима использования пастбищ, водных источников, увеличение нагрузки на пастбища;
- широкое распространение опыта сенокошения среди пришлого населения и казахов;
- массовая вырубка лесов и уменьшение лесных массивов.
Во II половине ХIХ века земледелием активно занимаются не только переселенческое русское крестьянство и казаки, но и местное казахское население. С каждым годом увеличиваются площади посевов в степных областях Казахстана. Так, в этнографических материалах Оренбургского отдела Императорского Русского Географического Общества (Оренб. Отд. ИРГО) приводятся многочисленные сведения о широком распространении земледелия и среди кочевого населения. В ответах на вопросы программы Оренб. Отд. ИРГО по быту киргиз (казахов – Н.Ш.) Илецкого уезда, Тургайской области, составленных бием К.Айджановым, отмечается, что «Хлебопашеством занимаются без исключения почти все киргизы Илецкого уезда, но при этом более прочих отличаются сидящие по линии в соседстве с оседлыми народами…» [2]. Также в отчете по Тургайской области за 1877 год даются сведения о том, что «земледелие киргизов Тургайской области с каждым годом все более и более развивается, в особенности в северной полосе, заключающей в себе Николаевский и Илецкий уезды. В отчетном году засевалось киргизами разного рода хлеба 16.435 четвертей, более против 1876 года на 3.835,5 четвертей. Собрано хлеба 359,511 четвертей, более чем в предшествующем году на 263.916,5 четвертей» [3].
В статистическом отчете о состоянии Кокчетавского уезда Акмолинской области за 1892 год отмечается, что «с каждым годом увеличивается число семейств казаков, мещан и крестьян, занимающихся хлебопашеством, а равно увеличивается и площадь земель, находящихся под обработкой. …Размер производимых кочевниками запашек по отношению к численности населения составляет незначительное количество, но, тем не менее, ежегодно киргизские запашки увеличиваются» [4].
В целом по Акмолинской области при сравнительном анализе статистических данных заметно увеличение посева хлебов: в 1874-83 годы посеяно 34.948 четвертей, в 1884 г. – 35.431 четв., в 1885 г. – 39.570 четв., в 1886 г. – 47.608,25 четв. На 1 оседлого сельского жителя приходится посева около 0,5 четверти. Также при сборе зерновых хлебов в данный период наблюдается значительное увеличение урожая: в 1874-83 годы собрано 130.063 четвертей, в 1884 г. – 192.899 четв., в 1885 г. – 224.727 четв., в 1886 г. – 383.949,05 четв. [5]. После хлебопашества из других отраслей земледелия у казаков и русских крестьян широкое распространение получают огородничество, табаководство и разведение некоторых других технических растений, таких, как лен, конопля и др. Табаководство преимущественно развивается в казачьих станицах.
Таким образом, в данный исторический период происходит интенсивное внешнее (переселенцев) и внутреннее (местного населения) земледельческое освоение степного пространства казахских земель, в связи с чем начинается процесс изменения его аграрного пейзажа. Результаты историко-географических исследований местных природно-климатических условий свидетельствуют о том, что они более благоприятны для ведения скотоводства, чем для земледелия.
Эти природные особенности казахских степей в свое время отмечали и царские чиновники. Например, военный губернатор Тургайской области в своем отчете императору особо заостряет свое внимание на данной проблеме: «…Даже сравнительно богатый Кустанайский уезд при малейшем переполнении переселенцами, по моему крайнему убеждению, явится обузой для Государственной казны: слой чернозема в Кустанайском уезде далеко не глубок, исключительные местности незначительны, восстановление целинных качеств земли происходит весьма медленно, количество атмосферных осадков за дальностью больших водных бассейнов незначительно, а ветра, не задерживаемые горами и значительными лесными площадями, быстро и сильно сушат землю» [6].
Особенности хозяйственной деятельности казахов глубоко проанализированы в трудах А.Букейханова. Он подчеркивал, что «при спешном и массовом переселении крестьян в киргизскую степь весьма возможно, что ее целина будет выпахана раньше, нежели крестьянские хозяйства успеют принять более интенсивную форму. Киргизская степь, лишившись вековой целины, окажется бесплодной и, при современной технике крестьянского хозяйства перестанет давать урожаи. Здесь повторятся знакомые неурожаи юго-восточной России. Распылив превосходные пастбища киргизской степи и обратив ее в пустыню, крестьянин окажется у разбитого корыта, а киргизы, лишившись к тому времени своих пастбищ, окончательно обнищают...» [7].
Следующий важный фактор, повлиявший на географические особенности казахских степей, – это увеличение нагрузки на пастбища. В результате колониальной политики и изъятия огромного количества плодородных земель для казаков и переселенческого русского крестьянства , а также развития земледельческой культуры увеличиваются нагрузки на пастбищные угодья. Так, до первой мировой войны всего было изъято у кочевого населения Казахстана более 40 млн. десятин, что составило почти 20% общей земельной площади региона. С 1897 по 1916 г. в четыре области степного Казахстана переселено 1,14 млн человек. Из них 731,5 тыс. человек (47%) осело на территории Акмолинской области. В Тургайской области расселилось 199 тыс. человек (17,5%), в Семипалатинской – 130,1 (11,4%) и в Уральской области – 82 тыс. человек (7,2%) [8]. Поэтому любое ограничение передвижений кочевого скотоводства способствует усилению эксплуатации близлежащих пастбищ. Если рассматривать Тургайскую степь, то здесь нужно отметить, что с увеличением переселенческого населения расширяются обрабатываемые площади земли, а эти хозяйственные факторы приводят соответственно к сокращению пастбищных угодий.
«Обширный некогда летовочный район, как близь северных границ этого уезда, так, в особенности, в пределах Николаевского, вследствие постепенного отхода лучшей части такового, в силу необходимости под устройство зимовых стойбищ, значительно сократился. Неизбежным результатом этого явилось сокращение как расстояний прежних откочевок все далее и далее от зимовых стойбищ, так и числа тех летних дней, в течение коих призимовочные угодья, оставаясь свободными от пастьбы скота, так сказать, отдыхали и оберегались на зиму, чего нельзя сделать теперь» [9]. Эти сведения говорят о том, что сезонные пастбищные угодья стали использоваться круглый год. А беспрерывный перевыпас пастбищ, по мнению ученых, неизбежно ведет к опустыниванию и деградации растительности, почв и водных ресурсов. «В целом, скотоводство не ведет к деградации растительного покрова, – утверждает исследователь А.Хазанов, – а умеренный выпас скота может даже быть выгодным для его нормального развития в засушливых областях, так как скот втаптывает в почву семена диких растений, уничтожает растения, чуждые местной флоре, и удобряет почву. Экстенсивное скотоводство наносит ущерб естественным экосистемам только в случаях перевыпаса, но растительность сохраняет способность к регенерации, если перевыпас носит временный характер, как это происходило в традиционных формах подвижного скотоводства» [10].
Следствием нарушения традиционных кочевых путей казахов стало увеличение нагрузок на пастбища, что в свою очередь привело к постепенному опустыниванию, засолению, эрозии почв, и в целом нарушению экологического равновесия степных регионов.
В рассматриваемый период наряду с земледелием интенсивно развивается у казахов и сенокошение. Опыт сенокошения русских крестьян постепенно осваивается кочевниками. Главным образом джуты и природные бедствия прежних лет вынудили казахов делать запасы сена для обеспечения им скота на случай тяжелой и бедственной зимы. Также сенокошение среди казахов развивается благодаря активному вмешательству царской администрации. «Для предупреждения падежа скота от бескормицы, вследствие буранов, гололедиц и т.п. неблагоприятных атмосферических явлений, вызывающих необходимость содержания скота на сухом корму, и недостатка последнего по распоряжению Областного начальника (Тургайской области – Н.Ш.) образованы общественные сенные склады…» [11].
Общественные сенные создавались не только с целью не допустить массового падежа скота, но и для того, чтобы чиновники царской администрации могли рассчитывать на недоимочный сбор покибиточной подати государству, поскольку только после продажи скота казахи могли платить налог. Также стеснение казахов в земельном отношении и образование переселенческих участков для русских крестьян послужило стимулом для развития опыта сенокошения. Таким образом, с распространением практики сенокошения среди казахов происходит ряд изменений в кочевом скотоводстве. Развитие сенокошения способствует в первую очередь увеличению состава стада, т.к. растет поголовье скота.
В вышеуказанных этнографических материалах Оренбургского отдела ИРГО представлены сведения о широком распространении опыта сенокошения у казахов. В ответах на вопросы программы Оренбургского Отдела ИРГО по быту киргиз (казахов – Н.Ш.) по Туз-Тубинской волости Илецкого уезда Тургайской области отмечается, что «Все киргизы (казахи – Н.Ш.), имеющие луговые участки, выкашивают траву, и таким образом приготавливается корм для скота, а табуны лошадей кормятся тебеневкой (подножным кормом). Корм для скота, в особенности в продолжительные зимы, по недостатке подножного корма для лошадей в большом количестве покупают сена у русских за высокие цены…» [12]. Отмечается, что у казахов Кин-Аральской и Мендыгаринской волостей Николаевского уезда «…рогатый скот имеется в порядочной норме, самый бедный житель имеет не менее 5 голов, а богатые держат от 50 до 100 и более». Чтобы содержать рогатый скот, как известно, нужно запасаться кормом на зиму, т.к. рогатый скот не может круглый год пастись на подножном корме. Поэтому «при недостатке корма имеют ежегодный склад…» [13]. Население Хобдинской волости Илецкого уезда «запас корму для скота на зиму заготовляется через производство сенокошения, которым киргизы Хобдинской волости занимаются в большом размере… и с 1874 года ежегодно делается сбор в общественный запас» [14].
Массовая вырубка лесов и уменьшение лесных массивов также сыграли огромную роль в видоизменении степных районов Казахстана. Леса являются важным элементом аграрного пейзажа любого региона. С созданием на территории Казахстана казачьих войск: Уральской, Сибирьской и Семиречинской казачьих крепостей, станиц, хуторов, и образованием переселенческих сел и деревень, ростом городов и промышленности во ІІ половине ХІХ века резко увеличилась потребность в лесном материале. По характеристике географических зон, лесостепной ландшафт занимает только незначительную часть территории Казахстана. Поэтому возрастание хозяйственной потребности в лесоматериалах способствовало сокращению лесостепной зоны Казахстана.
На уменьшение лесных массивов в степном пространстве оказали влияние как человеческий, так и природно-климатический факторы. Ввиду хозяйственного освоения края леса вырубались постепенно, но в суровые и продолжительные зимы, когда кончались заготовленные запасы топлива у людей, лесные массивы вокруг зимовок, деревень и станиц истреблялись в огромном количестве. Кроме того, под влиянием русских крестьян и казаков казахи начинают строить деревянные зимовки. До этого времени для строительства зимовок казахи использовали в основном сырой кирпич и природные камни.
Распространение земледельческой культуры переселенцев и развитие хлебопашества в среде казахов вызвало процесс аридизации климата (засухи, суховеи) степных областей Казахстана. Увеличение количества распаханных полей повлекло за собой частое проявление засух и стало основной причиной постепенной аридизации всей степной зоны, которая привела к кризису кочевого скотоводства и степного природопользования.
Выявляя основные политико-экономические и природно-климатические факторы, которые негативно повлияли на облик аграрного пейзажа казахских степей, мы не преследуем цель отрицать хозяйственную важность земледелия, сенокошения или лесопромышленности и т.д. Не абсолютизируется нами и эффективность кочевого скотоводства в условиях степей Казахстана. Нашей целью является исследование исторического опыта взаимоотношений общества и природы в конкретном регионе. Тем самым мы стараемся в период возрастания глобального экологического кризиса во всем мире обратить внимание общественности на ценность исторического опыта природопользования человечеством. Учет исторических, культурных и экологических традиций должен, на наш взгляд, стать важнейшим принципом при проведении реформ в аграрной сфере.
- Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества А.:«Социнвест» -М.:«Горизонт», 1995. 320 с. (С. 3).
- Государственный архив Оренбургской области Российской Федерации (далее ГАОрО РФ) Ф.94,оп.1,д.53,л.
- ГАОрО РФ Ф. 6, оп. 17, д. 232, л. 6
- Центральный государственный архив Республики Казахстан (далее ЦГА РК) Ф. 393, оп. 1, д. 19, л. 15 об.
- ЦГА РК Ф.64, оп. 1, д. 299, лл. 18 об., 20 об.
- ЦГА РК Ф. 318, оп. 1, д. 73, л. 210 об.
- Букейханов А. Киргизы // Бøкейхан Таyдамалы. – Алматы, 1995. – 73 б.
- История Казахстана: народы и культуры. Алматы, 600 с. (С. 245-246).
- ЦГА РК Ф.318, оп. 1, д. 1, л. 86
- 10 Хазанов А. Кочевники и внешний мир. Алматы: Дайк-Пресс, 2002. 604 с. (С. 52).
- ЦГА РК Ф. 318, оп. 1, д. 73, л. 165 об.
- ГАОрО РФ Ф.94, оп. 1, д.53, л. 85 об., 86 об.
- ГАОрО РФ Ф.94, оп. 1, д.51, лл. 153, 158
- Там же л. 380 об.